Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 9 июня 2014 г. N 06-10/14-190
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее по тексту решения - Комиссия Мурманского УФАС) в составе:
Председателя Комиссии Мурманского УФАС - Калитиной Н.А., и.о. заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;
Членов Комиссии Мурманского УФАС;
Ворониной К.Ф. - начальника отдела контроля за торгами Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;
Фирсовой Н.М. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля за торгами Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области;
при участии:
заведующего Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детский сад N 12 - Кабалиной М.П.;
заведующего Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детский сад N 2 - Блуд Т.Л. (по доверенности N б/н от 09 июня 2014 года);
заведующего Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детский сад N 32 - Королевой Е.Н. (по доверенности N б/н от 09 июня 2014 года);
представителя Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 12 - Селезнёвой И.Н. (по доверенности N б/н от 09 июня 2014 года);
директора общества с ограниченной ответственностью "Восток" - Мельгузова Н.В.;
в присутствии:
генерального директора общества с ограниченной ответственностью "ПолярисМол" - Шевчук Л.С.
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Восток" (далее по тексту решения - Общество, Заявитель) на действия Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 12 общеразвивающего вида (далее по тексту решения - Организатора совместной закупки) при проведении конкурса с ограниченным участием на "поставку продуктов питания - молоко и молочные продукты", реестровый номер закупки N 0349300030814000011 (далее по тексту решения - Конкурс с ограниченным участием) в соответствии со статьёй 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту решения - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области 03 июня 2014 года обратилось Общество с жалобой на действия Организатора совместной закупки при проведении Конкурса с ограниченным участием.
Из существа поступившей жалобы следует, что в конкурсной документации отсутствует перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупки дополнительным требованиям, предъявляемым к участникам закупки отдельных товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации.
Также Заявитель на заседании указал на то, что в конкурсной документации нет сведений о перечислении денежных средств для обеспечения заявки.
Представители Заказчика с доводами жалобы Общества не согласны и считают, что действия Организатора совместной закупки соответствовали требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Заседание Комиссии Мурманского УФАС начато в 14 часов 30 минут 09 июня 2014 года и проведено в соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе. В ходе заседания Комиссии Мурманского УФАС осуществлено ведение аудиозаписи.
Комиссия Мурманского УФАС, изучив доводы Заявителя, возражения Организатора совместной закупки, исследовав представленные сторонами документы, приходит к следующим выводам.
Из существа дела следует, что Организатором совместной закупки 27.05.2014 года на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг размещено извещение о проведении Конкурса с ограниченным участием.
Организатор совместной закупки - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 12 общеразвивающего вида (далее по тексту решения - МБДОУ детский сад N 12).
Конкурсная документация утверждена заведующим МБДОУ детский сад N 12 Кабалиной Маргаритой Петровной.
Наименование объекта закупки: на поставку продуктов питания - молоко и молочные продукты.
Начальная (максимальная) цена контракта: 7528762 рублей.
Порядок определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путём проведения конкурсов и аукционов регламентирован параграфом 2 Закона о контрактной системе.
Статьёй 24 Закона о контрактной системе установлен перечень способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), одним из которых является конкурс с ограниченным участием.
Согласно части 1 статье 56 Закона о контрактной системе под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путём размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
В части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе указан перечень случаев применения конкурса с ограниченным участием. Согласно указанной статье проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1089 "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту решения - ПП РФ N 1089) утверждён перечень случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации.
Оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для дошкольных образовательных учреждений, включено в Перечень случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утверждённый ПП РФ N 1089 (пункт 5).
Указанным ПП РФ N 1089 также установлены:
- дополнительные требования, предъявляемые к участникам подобной закупки;
- перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
Согласно ПП РФ N 1089 дополнительными требованиями, предъявляемыми к участникам подобной закупки являются:
1. Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта, договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - договор), указанных в перечне случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1089, в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс с ограниченным участием.
2. Наличие собственного и (или) арендованного на срок исполнения контракта, договора оборудования и других материальных ресурсов, а также прав на результаты интеллектуальной деятельности в объеме, установленном конкурсной документацией, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта, договора.
Согласно ПП РФ N 1089 в перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупки дополнительным требованиям входит следующее:
1. Копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ.
2. Перечень оборудования и других материальных ресурсов, сформированный в зависимости от вида работ.
3. Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающая право собственности на объект недвижимости, используемый в производственных целях (выданная не ранее чем за 90 дней до окончания подачи заявок на участие в конкурсе).
4. Копия договора аренды недвижимого имущества, заключённого на срок не менее 2 лет, зарегистрированного в установленном порядке, с приложением копии акта передачи арендованного недвижимого имущества от арендодателя участнику размещения заказа (арендатору), указанием данных, позволяющих определенно установить недвижимое имущество, переданное арендатору в качестве объекта аренды, а также с приложением копии свидетельства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на объект недвижимого имущества, переданный в аренду, или выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающей право собственности на объект недвижимого имущества, используемый в производственных целях (выданной не ранее чем за 90 дней до окончания подачи заявок на участие в конкурсе).
5. Перечень находящегося в собственности, аренде (лизинге) технологического и иного оборудования, необходимого для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг с указанием его производственных мощностей в сутки.
6. Копии инвентарных карточек учёта объектов основных средств унифицированной формы ОС-6, в том числе на технологическое оборудование, необходимое для производства закупаемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, являющихся предметом конкурса.
На основании части 3 статьи 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учётом особенностей, определённых статьёй 56 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 56 Закона о контрактной системе в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 56 Закона о контрактной системе извещение о проведении конкурса с ограниченным участием и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной статьями 49 и 50 Закона о контрактной системе, должны содержать указание на установленные в соответствии с частью 4 настоящей статьи дополнительные требования к участникам закупки.
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе регламентировано, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путём проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Часть 3 и часть 4 статьи 31 Закона о контрактной системе закрепляют, что перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации. В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных заказчиком единых требованиях и дополнительных требованиях в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи указывается в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Часть 6 статьи 56 Закона о контрактной системе устанавливает, что заявка на участие в конкурсе с ограниченным участием наряду с информацией, предусмотренной частью 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, или заверенные участником закупки копии таких документов.
Таким образом, из смысла всех вышеперечисленных статей Закона о контрактной системе следует, что в случае проведения конкурса с ограниченным участием на закупку пищевых продуктов, закупаемых для дошкольных образовательных учреждений, заказчик обязан установить дополнительные требования к участникам закупки и перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупки дополнительным требованиям, предусмотренные в постановлении Правительства Российской Федерации N 1089.
Однако в пункте 1.6.2. раздела 2 конкурсной документации Организатором совместной закупки было установлено дополнительное требование к участникам закупки, которое не соответствует случаю проведения конкурса с ограниченным участием на закупку пищевых продуктов, закупаемых для дошкольных образовательных учреждений, и не предусмотрено в ПП РФ N 1089, а именно: финансовых ресурсов для исполнения контракта.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Таким образом, Организатор совместной закупки, установив в пункте 1.6.2. раздела 2 конкурсной документации требование к участникам закупки, которое не соответствует случаю проведения конкурса с ограниченным участием на закупку пищевых продуктов, закупаемых для дошкольных образовательных учреждений (финансовых ресурсов для исполнения контракта), нарушил часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Более того Организатором совместной закупки в конкурсной документации не установлен перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупки дополнительным требованиям, предусмотренные в постановлении Правительства Российской Федерации N 1089.
Таким образом, Организатор совместной закупки, не установив в конкурсной документации перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупки дополнительным требованиям, нарушил часть 5 и часть 6 статьи 56 Закона о контрактной системе.
В пункте 3.6. раздела 2 конкурсной документации Организатор совместной закупки предусмотрел размер обеспечения заявки на участие конкурсе.
В соответствии с пунктом 9 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает реквизиты счёта для внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок участников такого конкурса.
Вместе с тем, Организатор совместной закупки в нарушение пункта 9 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса реквизиты счёта для внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок участников такого конкурса, не указал.
Руководствуясь статьёй 106 Закона о контрактной системе, Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Восток" на действия Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 12 общеразвивающего вида при проведении конкурса с ограниченным участием на "поставку продуктов питания - молоко и молочные продукты" (реестровый номер закупки N 0349300030814000011) обоснованной.
2. Признать Организатора совместной закупки - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 12 общеразвивающего вида нарушившим часть 6 статьи 36, пункт 9 части 3 статьи 49, часть 5 статьи 56, часть 6 статьи 56 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Организатору совместной закупки - Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад N 12 общеразвивающего вида предписание об устранении нарушений.
4. Передать материалы дела должностному лицу Мурманского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Мурманского УФАС Н.А.Калитина
Члены комиссии
Мурманского УФАС К.Ф. Воронина
Н.М. Фирсова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 9 июня 2014 г. N 06-10/14-190
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.06.2014