Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 15 марта 2017 г. N 04-50/36-2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:
<________________.>
В присутствие представителей ГКУ "Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия" (далее - Заказчик) - <_> (доверенность от 02.07.2014 N 44), <_> (доверенность от 02.07.2014 N 45), со стороны Республиканского агентства по государственным закупкам (далее - Уполномоченный орган, Агентство) - <_> (доверенность б/N от 10.01.2017),
в отсутствие представителей ООО "Перспектива", ООО "Комплект Сервис",уведомлены надлежащим образом, ходатайств не поступало,
рассмотрев жалобыООО "Перспектива" (вх. от 09.03.2017 N 1446) и ООО "Комплект Сервис" (вх. от 13.03.2017 N 1483, вх. в ФАС России N 33743/17 от 09.03.2017)на действия ГКУ "Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия" и Республиканского агентства по государственным закупкам при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта "Строительство школы на 100 мест в с. Енгорбой Закаменского района", с реестровым номером - 0102200001617000255(далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
установила:
Заявитель 1в жалобе указывает, что документация об Аукционе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе по следующим основаниям:
1. В нарушение пункта 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона не отражен запрет о выполнении работ организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457.
2. Заказчиком установлен неверный срок предоставления разъяснений на запросы участников закупки - 06.03.2017, что нарушает положения части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе;
3. В нарушение требований части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе в проекте контракта увеличен срок действия банковской гарантии;
4. Требования пункта 20.4 проекта контракта о возможности увеличения сроков исполнения обязательств по контракту соразмерно времени действия обстоятельств непреодолимой силы, в случае их возникновения, по мнению Заявителя 1, нарушают часть 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Просит провести проверку на соответствие закупки требованиям Закона о контрактной системе, признать жалобу обоснованной.
Заявитель 2 считает, что Заказчиком и Уполномоченным органом незаконно включены в состав одного лота товары, технологически и функционально не связанные с предметом торгов.
Предметом торгов является выполнение работ по строительству объекта.
Между тем, согласно документации, в рамках аукциона, исполнителю необходимо поставить технологическое оборудование пищеблока, офисную мебель, электронное и спортивное оборудование.
Установление таких требований, по мнению Заявителя, является препятствием для участия в аукционе.
На основании изложенного просит признать в действиях Заказчика и Уполномоченного органа нарушения положений Закона о контрактной системе, выдать обязательное для исполнения предписание.
Представитель Заказчика и Уполномоченного органа с доводами жалоб не согласились, представили пояснения согласно письменным отзывам.
В своем отзыве начальник Управления указывает, что выполнение и всего объема работ и установка оборудования, предусмотренных пректно- сметной документацией одним лицом, будет отвечать потребностям заказчика, целям эффективного использования бюджетных средств, а также способствовать сокращению сроков строительства школы, предотвращению затягивания поставки необходимого оборудования в связи с отсутствием взаимосвязи между подрядчиком и многочисленными поставщиками товаров, поставке наиболее качественного оборудования, предусмотренного документацией.
На основании вышеизложенного просят признать жалобу Заявителей необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и изучения, представленных сторонами документов и пояснений, Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее:
22 февраля 2017 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении Аукциона N0102200001617000255. Начальная (максимальная) цена контракта - 140 000000 рублей.
1. В соответствии с частью 1 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.
Согласно пункту 7 части 5 части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываютсяусловия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В извещении об электронном аукционе в разделе "Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами" использована отсылка к положениям документации (раздел 17 аукционной документации), в котором установлен запрет в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1457 от 29.12.2015.
Таким образом, довод Заявителя 1 не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с частями 3 и 4 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно извещению и документации об аукционе срок окончания подачи заявок - 10.03.2017. Срок окончания предоставления разъяснений установлен в соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе "не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок", то есть до 06.03.2017 года.
3. Частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Установленный в пункте 16.2 проекта государственного контракта срок действия банковской гарантии не противоречит требованиям части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, поскольку Законом о контрактной системе установлен лишь минимальный срок действия банковской гарантии, предоставляемой участником закупки в качестве обеспечения исполнения контракта.
4. В пункте 20.4 проекта государственного контракта установлено, что при наступлении обстоятельств непреодолимой силы срок исполнения обязательств по Контракту отодвигается соразмерно времени действия данных обстоятельств постольку, поскольку эти обстоятельства значительно влияют на исполнение Контракта в срок.
В соответствии с частью 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Таким образом исходя из общего смысла гражданского законодательства установление данного пункта контракта не противоречит статьей 95 Закона о контрактной системе.
5. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе объектом закупки является: "выполнение работ по строительству объекта "Строительство школы на 100 мест в с. Енгорбой Закаменского района".
В соответствии с пунктом 1.2 Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 N 147, строительство объектов "под ключ" осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию).
Вместе с тем, применение данной нормы должно осуществляться с учетом действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и антимонопольного законодательства, исходя из содержания которых допускается включение в состав одного предмета торгов выполнения строительных работ, а также оборудования, поставка и установка которого технологически и функционально связаны со строительно-монтажными работами. При осуществлении строительства объекта "под ключ" Заказчик вправе предусмотреть в документации о закупке необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом строительства. При этом в качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования необходимо рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.
Кроме того, в соответствии с положениями части 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе порядок и основания заключения государственного контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству объекта "под ключ", устанавливаются Правительством Российской Федерации. Иные случаи заключения контракта на выполнение работ по строительству объекта "под ключ" не предусмотрены положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с Техническим заданием документации об Аукционе, а также проектно-сметной документацией, являющейся неотъемлемой частью документации об Аукционе, в состав одного предмета торгов включены товары (оборудование для пищеблока, офисная и иная мебель, кухонное оборудование), технологически и функционально не связанные с выполнением закупаемых строительно-монтажных работ.
В локальном сметном расчет е N 02-01-15 на технологическое оборудование также учтены, в том числе, немонтируемое оборудование, поставка и установка которого возможна впоследствии после завершения строительных работ, необходимое для ввода объекта в эксплуатацию и его функционирования.
Таким образом, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно объединены в один объект закупки строительные работы и поставка товаров (оборудования), что не соответствует пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушает пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В связи с тем, что Заказчиком и Уполномоченным органом в состав одного лота включены товар, технологически и функционально не связанные с выполнением закупаемых строительно-монтажных работ, в действиях Заказчика и Агентства усматриваются признаки нарушения части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия Бурятского УФАС России
решила:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" на действия Заказчика и Уполномоченного органа необоснованной;
2. Признать жалобу ООО "Комплект Сервис" на действия Заказчика и Уполномоченного органа обоснованной;
2. Признать Заказчика и Уполномоченный орган нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе;
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе;
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении.
5. Рассмотреть вопрос о необходимости возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 15 марта 2017 г. N 04-50/36-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.03.2017