Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 9 марта 2017 г. N 44-716/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей ГУ - Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Заказчик);
в отсутствии представителя АНО "Без преград" (далее - Заявитель): надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 4591-ЭП/17 от 01.03.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения совместного электронного аукциона на поставку специальных средств при нарушениях функций выделения для инвалидов в 2017 году (далее - аукцион),
а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 14.02.2017 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0272100000117000007. Начальная (максимальная) цена контракта - 49 289 608,13 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей Заказчика, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Согласно ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч.1 ст.25 Закона о контактной системе при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком.
Порядок проведения совместных конкурсов и аукционов определен в Правилах проведения совместных конкурсов и аукционов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1088 ( далее - Правила).
Согласно п.3 Правил для организации и проведения совместного конкурса или аукциона заказчики, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, соответствующие полномочия которых определены в соответствии со статьей 26 Закона о контрактной системе, заключают между собой соглашение о проведении совместного конкурса или аукциона (далее - соглашение) до утверждения конкурсной документации или документации об аукционе (далее - документация). При этом уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, на которые возложены полномочия только на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), могут выступать стороной соглашения только в качестве организатора совместного конкурса или аукциона. Соглашение содержит информацию, указанную в части 2 статьи 25 Закона о контрактной системе.
Организация и проведение совместного конкурса или аукциона осуществляются организатором, которому другие заказчики передали на основании соглашения часть своих полномочий по организации и проведению такого конкурса или аукциона. Совместный конкурс или аукцион проводится в порядке, установленном Федеральным законом в отношении конкурсов или аукционов (п.5 Правил).
В соответствии с пп. б) п.6 Правил в целях проведения совместного конкурса или аукциона организатор разрабатывает и размещает в единой информационной системе в сфере закупок извещение об осуществлении закупки, разрабатывает и направляет приглашение принять участие в закрытом конкурсе или аукционе, а также разрабатывает и утверждает документацию, подготовленные в соответствии с Федеральным законом. Начальная (максимальная) цена, указываемая в таких извещении, приглашении и документации по каждому лоту, определяется как сумма начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика, при этом обоснование такой цены содержит обоснование начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика.
Рассматриваемый совместный аукцион проводится двумя Заказчиками одних и тех же товаров в соответствии со ст.25 Закона о контрактной системе и Правил. При этом, согласно пояснениям представителей Заказчика основной целью при проведении рассматриваемой закупки является осуществление государственных функций, возложенных на Заказчика.
Представители Заказчика также пояснили, что правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно- ортопедическими изделиями (далее - Правила) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N240.
В соответствии с указанными Правилами инвалиды с целью получения технического средства реабилитации (далее - ТСР) обращаются в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства с соответствующим заявлением и по результатам рассмотрения заявления получают направление на получение ТСР в организацию, отобранную территориальным органом в порядке, установленном Законом о контрактной системе.
Вместе с тем, доставка ТСР непосредственно в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и выдача их инвалидам сотрудниками регионального отделения или финансирование мероприятий по организации выдачи ТСР инвалидам как отдельного направления деятельности законодательно не предусмотрено.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В разделе "Описание объекта закупки (техническое задание)" аукционной документации Заказчиком установлено требование, согласно которому исполнитель обязан для поставки на территории Московской области организовать пункты приёма не менее чем в 20 различных районах (административных (муниципальных) районах) субъекта. Количество пунктов в районе (административном (муниципальном) районе) субъекта - не менее одного, а для поставки на территории Санкт-Петербурга организовать не менее 7 (семи) пунктов, расположенных на территории разных районов Санкт-Петербурга.
Заявитель указывает в доводах жалобы, что, по его мнению, участником совместного аукциона может стать только организация, обладающая пунктами приема, удовлетворяющая вышеуказанным требованиям, что в свою очередь, нарушает положения Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.1 ст.2 Закона о контрактной системе Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе.
Согласно ст. 526 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
В силу ч.ч.1,2 ст. 510 ГК РФ доставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки их транспортом, предусмотренным договором поставки, и на определенных в договоре условиях. Договором поставки может быть предусмотрено получение товаров покупателем (получателем) в месте нахождения поставщика (выборка товаров).
Согласно пояснениям представителей Заказчика в разделе "Описание объекта закупки (техническое задание)" аукционной документации установлены требования о наличии пунктов организации выдачи, которые составляют условия поставки, и наиболее удовлетворяют потребности Заказчика и способствуют эффективному расходованию бюджетных средств.
Ограничивающие конкуренцию действия могут быть совершены только на определенном товарном рынке, правовое значение приобретают установление (выяснение) их нормативно-закрепленных признаков.
Несмотря на представленную Комиссией УФАС возможность предъявить необходимые доказательства для подтверждения данного довода жалобы, Заявителем не было представлено каких-либо сведений или доказательств, подтверждающих, что вышеуказанные требования технического задания Заказчика создают преимущественные условия только одному хозяйствующему субъекту (участнику закупки).
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Вместе с тем, Заявитель не обеспечил явку своих представителей на заседание Комиссии УФАС, а также не представил документов, подтверждающих факт того, что требования, указанные в техническом задании Заказчика ограничивают количество участников закупки и противоречат потребностям Заказчика.
В ходе заседания Комиссии УФАС также было установлено, что на участие в рассматриваемой закупке было подано 3 заявки, что косвенно свидетельствует об отсутствии ограничивающих требований к участникам закупки.
На основании изложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что, данный довод жалобы является необоснованным.
Доводы жалобы о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции), вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции заявитель имеет право обратится в Санкт-Петербургское УФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства.
При этом такое заявление должно содержать сведения, предусмотренные Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, также к заявлению должны быть приложены документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства.
На основании вышеизложенного и ввиду отсутствия доказательств, подтверждающих позицию Заявителя, жалобу следует признать необоснованной.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст.ст. 8, 25, 99, 106, Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу АНО "Без преград" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 9 марта 2017 г. N 44-716/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.03.2017