Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 15 апреля 2014 г. N 04-05\1932
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:
Председатель комиссии:
Короткова И.Ю. |
Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок, |
Члены комиссии:
Лобов С.В. |
Заместитель начальника отдела контроля закупок, |
Спиридонова О.Г. |
Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе"), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации",
в присутствии представителей от:
Заявителя: Редькина Д.А. (доверенность от 14.04.2014 б/н);
Уполномоченного органа: Панова О.И. (доверенность от 05.03.2014 N 01-Д), Давыдовой И.В. (доверенность от 20.03.2014 N 05-Д);
Заказчик уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своих представителей не направил.
УСТАНОВИЛА:
08 апреля 2014 года в Архангельское УФАС России - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "Трест столовых" (далее - Заявитель) на действия единой комиссии, созданной уполномоченным органом - контрактным агентством Архангельской области при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения гражданско-правового договора бюджетного учреждения на оказание услуг по организации лечебного питания пациентов, находящихся в круглосуточном стационаре ГБУЗ Архангельской области "Северодвинский родильный дом" (извещение N 0124200000614000154).
Содержание жалобы:
Обжалуются действия единой комиссии по проведению предквалификационного отбора участников конкурса с ограниченным участием и необоснованному признанию участника конкурса ООО "Трест столовых" не прошедшим предквалификационный отбор.
Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 11.04.2014 N499.
Уполномоченный орган не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 15.04.2014 N 314-05-552.
Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ "О контрактной системе" внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.
В соответствии с Постановлением правительства Архангельской области "Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области" от 18.12.2009 N 215-пп (ред. от 10.12.2013) контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение торгов по продаже отдельных видов государственного имущества Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.
Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области "Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области" от 20 декабря 2013 года N 595-пп (далее - Постановление N 595-пп).
Согласно Постановлению N 595-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика подготавливает документацию и организует осуществление закупки.
07.03.2014 Уполномоченным органом на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru размещено извещение N 0124200000614000154 о проведении открытого конкурса с ограниченным участием и конкурсная документация на право заключения гражданско-правового договора бюджетного учреждения на оказание услуг по организации лечебного питания пациентов, находящихся в круглосуточном стационаре ГБУЗ Архангельской области "Северодвинский родильный дом" (далее - конкурсная документация).
Начальная (максимальная) цена договора - 4 900 000,00 рублей.
Конкурсная документация утверждена 07.03.2014 руководителем контрактного агентства Архангельской области.
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе с ограниченным участием от 02.04.2014 поступило 3 заявки: ИП Вертебная В.Г., ООО "Трест столовых" и ООО "Комбинат общественного питания".
Согласно протоколу предквалификационного отбора участников конкурса с ограниченным участием от 02.04.2014 две заявки признаны не прошедшими предквалификационный отбор, в том числе заявка Заявителя.
Из протокола рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием от 04.04.2014 следует, что заявка ИП Вертебная В.Г. признана надлежащей, победителем конкурса с ограниченным участием признана ИП Вертебная В.Г.
В силу части 1 статьи 56 ФЗ "О контрактной системе" под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
В соответствии с частью 2 статьи 56 ФЗ "О контрактной системе" проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением правительства РФ от 28.11.2013 N1089 "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N1089) утвержден соответствующий "Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации" (далее - Перечень).
На основании пункта 5 указанного Перечня оказание услуг общественного питания относятся к случаям проведения торгов в форме конкурса с ограниченным участием.
Постановлением N1089 также утверждены дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки отдельных товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации (далее - Дополнительные требования), а именно: 1. наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта, договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - договор), в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится конкурс; 2. наличие собственного и (или) арендованного на срок исполнения контракта оборудования и других материальных ресурсов, а также прав на результаты интеллектуальной деятельности в объеме, установленном конкурсной документацией, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта".
В части 19 раздела II "Информационная карта конкурса" конкурсной документации установлены следующие дополнительные требования к участникам конкурса:
"1) наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта, договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - договор), указанных в Перечне случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года N 1089, в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится конкурс; 2) наличие собственного и (или) арендованного на срок исполнения контракта оборудования и других материальных ресурсов, а также прав на результаты интеллектуальной деятельности в объеме, установленном конкурсной документацией, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта".
Согласно части 6 статьи 56 ФЗ "О контрактной системе" заявка на участие в конкурсе с ограниченным участием наряду с информацией, предусмотренной частью 2 статьи 51 указанного Федерального закона, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, или заверенные участником закупки копии таких документов
В соответствии с частью 3 статьи 31 ФЗ "О контрактной системе" перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 указанной статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "г)" пункта 3 части 6 раздела I "Общие положения" конкурсной документации, заявка на участие в конкурсе, подготовленная участником конкурса, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника конкурса дополнительным требованиям к участникам конкурса, установленным в конкурсной документации в соответствии с частью 2 статьи 31 ФЗ "О контрактной системе", то есть перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупки Дополнительным требованиям.
В силу части 5 статьи 56 ФЗ "О контрактной системе" извещение о проведении конкурса с ограниченным участием и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной статьями 49 и 50 указанного Федерального закона, должны содержать указание на установленные в соответствии с частью 4 указанной статьи дополнительные требования к участникам закупки.
На основании части 8 статьи 31 ФЗ "О контрактной системе" комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 1, 2 и 6 части 1 указанной статьи, и в отношении отдельных видов закупок товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с частью 2 указанной статьи, если такие требования установлены Правительством Российской Федерации, а также вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 - 5, 7 - 9 части 1 указанной статьи. Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 указанной статьи.
В соответствии с пунктом 8.2 Протокола предквалификационного отбора участников конкурса с ограниченным участием от 02.04.2014 заявка Заявителя - ООО "Трест столовых" признана не прошедшей предквалификационный отбор, так как не соответствует требованиям, установленным частью 2 статьи 31 ФЗ "О контрактной системе", частью 19 раздела II "Информационная карта конкурса" конкурсной документации, а именно:
1) не подтверждено наличие у участника закупки опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта, договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - договор), указанных в Перечне случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года N 1089, в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе, так как не представлена (ы) копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) на сумму не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится конкурс с ограниченным участием, а представлены:
- копия ранее исполненного договора на сумму 128 390,00 рублей, при этом стоимость договора составляет менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится конкурс с ограниченным участием;
- скрин-шоты с электронной площадки с информацией о заключении двух договоров на суммы 6 009 231,50 руб. и 36 556 000 руб., которые по состоянию на 31 марта 2014 года (дату подачи заявки на участие в конкурсе) являются неисполненными, и копии таких договоров не представлены;
- копия договора оказания услуг по приготовлению пищевой продукции на сумму 810 000,00 рублей, заключенного между ООО "Коинур" и ООО "Трест столовых", в котором ООО "Трест столовых" является стороной-заказчиком, а не стороной-исполнителем договора.
2) не представлена копия договора аренды недвижимого имущества, заключенного на срок не менее 2 лет, зарегистрированного в установленном порядке, с приложением копии акта передачи арендованного недвижимого имущества от арендодателя участнику размещения заказа (арендатору), указанием данных, позволяющих определенно установить недвижимое имущество, переданное арендатору в качестве объекта аренды, а также с приложением копии свидетельства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на объект недвижимого имущества, переданный в аренду, или выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающей право собственности на объект недвижимого имущества, используемый в производственных целях (выданной не ранее чем за 90 дней до окончания подачи заявок на участие в конкурсе), а представлена копия договора аренды нежилых помещений, который заключен не с участником конкурса, а заключен между муниципальным образованием "Город Архангельск" и ООО "Коинур"".
Как установлено материалами дела, заявка ООО "Трест столовых" содержит следующую информацию:
1) копию ранее исполненного договора на сумму 128 390,00 рублей, но при этом стоимость договора составляет менее 20 процентов начальной (максимальной) цены договора (цена договора 4 900 000 руб.); копии договоров на суммы 6 009 231,50 руб. и 36 556 000 руб. не представлены, имеются только скрин-шоты; копию договора оказания услуг по приготовлению пищевой продукции на сумму 810 000,00 рублей, заключенного между ООО "Коинур" и ООО "Трест столовых", в котором ООО "Трест столовых" является стороной-заказчиком, а не стороной-исполнителем договора;
2) копию договора аренды нежилых помещений, который заключен между муниципальным образованием "Город Архангельск" и ООО "Коинур", а не с участником конкурса.
Документы, имеющиеся в заявке участника конкурса ООО "Трест столовых", не подтверждают опыт исполнения договора на оказание услуг по организации питания и наличие договора аренды недвижимого имущества.
Следовательно, заявка Заявителя не соответствует требованиям, установленным частью 2 статьи 31 ФЗ "О контрактной системе", подпунктом "г)" пункта 3 части 6 раздела I "Общие положения" конкурсной документации, частью 19 раздела II "Информационная карта конкурса" конкурсной документации.
В силу части 4 статьи 56 ФЗ "О контрактной системе" в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1 статьи 31 указанного Федерального закона, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 указанного Федерального закона. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
В соответствии с частью 9 статьи 31 ФЗ "О контрактной системе" отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в частях 1 и 2 указанной статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
Таким образом, единая комиссия правомерно отстранила участника ООО "Трест столовых" от участия в конкурсе с ограниченным участием в ходе осуществления предквалификационного отбора в виду ее несоответствия требованиям части 2 статьи 31 ФЗ "О контрактной системе".
Пунктом 9 части 1 статьи 50 ФЗ "О контрактной системе" предусмотрено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с указанным Федеральным законом.
Частью 1 статьи 32 ФЗ "О контрактной системе" определено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 ФЗ "О контрактной системе" Постановлением Правительством Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила оценки заявок).
В пункте 3 Правил оценки заявок указан термин "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения исполнителей по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями указанных Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно пункту 11 Правил оценки заявок для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 указанных Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В части 26 раздела II "Информационной карты конкурса" конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок:
1) Цена контракта - 80%
2) Квалификация участника конкурса - 20%
2.1 - квалифицированные специалисты у участника закупки с опытом работы в области оказания услуг, аналогичных предмету контракта, более 3 лет, которых предполагается задействовать при выполнении контракта, количество - 60 баллов;
2.2 - наличие квалифицированного специалиста у участника закупки - медицинской сестры диетической (медицинский брат диетической) с опытом работы более 3 лет, которого предполагается задействовать при выполнении контракта - 40 баллов.
При оценке заявок по критерию "Цена контракта" лучшим условием исполнения контракта по указанному критерию признается предложение участника конкурса с наименьшей ценой контракта.
Для оценки заявок по критерию "Квалификация участника конкурса" используются следующие показатели и следующая шкала оценки заявок:
1) квалифицированные специалисты у участника закупки с опытом работы в области оказания услуг, аналогичных предмету контракта, более 3 лет, которых предполагается задействовать при выполнении контракта, количество:
а) наличие специалистов с опытом работы в области оказания услуг, аналогичных предмету контракта, более 3 лет, которых предполагается задействовать при выполнении контракта, в количестве менее 1 специалиста - присваивается 0 баллов;
б) наличие специалистов с опытом работы в области оказания услуг, аналогичных предмету контракта, более 3 лет, которых предполагается задействовать при выполнении контракта, в количестве от 1 до 4 специалистов включительно - присваивается от 1 до 50 баллов;
в) наличие специалистов с опытом работы в области оказания услуг, аналогичных предмету контракта, более 3 лет, которых предполагается задействовать при выполнении контракта, в количестве от 5 и более специалистов - присваивается 60 баллов;
2) наличие квалифицированного специалиста у участника закупки - медицинской сестры диетической (медицинский брат диетической) с опытом работы более 3 лет, которого предполагается задействовать при выполнении контракта:
а) при наличии присваивается 40 баллов;
б) при отсутствии присваивается 0 баллов.
Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что в конкурсной документации отсутствует расчет (присвоение) количества баллов, присуждаемых заявке по критерию оценки. По подпункту "б)" пункта 1 части 26 раздела II "Информационной карты конкурса" конкурсной документации установлено "в количестве от 1 до 4 специалистов включительно - присваивается от 1 до 50", где отсутствует расчет количества баллов, присуждаемых заявке по данному подкритерию.
Таким образом, Уполномоченным органом нарушен пункт 9 части 1 статьи 50 ФЗ "О контрактной системе", пункт 11 Правил оценки заявок.
Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ "О контрактной системе", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Трест столовых" необоснованной.
2. Признать Уполномоченный орган нарушившим пункт 9 части 1 статьи 50 ФЗ "О контрактной системе", пункт 11 Правил оценки заявок.
3. Уполномоченному органу предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ "О контрактной системе" не выдавать, в связи с тем, что нарушение не повлияло на итоги проведения закупок.
Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ "О контрактной системе" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Ю. Короткова
Члены Комиссии С.В. Лобов
О.Г. Спиридонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 15 апреля 2014 г. N 04-05\1932
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.04.2014