Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 14 апреля 2014 г. N Г-166-04/2014
Резолютивная часть решения оглашена 14.04.2014
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе
Председателя Комиссии:
Фомина М.В. - заместителя руководителя Управления - начальника отдела,
членов Комиссии:
Миронова Д.В. - главного специалиста-эксперта,
Евграфовой Е.А. - ведущего специалиста-эксперта,
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России N 498 от 24.07.2012 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "Стройпоставка" (г.Москва) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по установке окон ПВХ для нужд ГБОУ СПО ВО "Юрьев-Польский индустриально-гуманитарный колледж" в присутствии представителя государственного заказчика ГБОУ СПО ВО "Юрьев-Польский индустриально-гуманитарный колледж" Кудряшовой Е.В. (приказ о приеме на работу N 22-к от 28.07.2008), уполномоченного органа Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области Палагина С.А. (доверенность N 33 от 13.03.2014).
Заявитель, надлежащим образом, уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечил, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N Г-166-04/2014 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Стройпоставка" (далее - заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по установке окон ПВХ для нужд ГБУО СПО ВО "Юрьев-Польский индустриально-гуманитарный колледж".
По мнению заявителя, техническое задание аукционной документации составлено заказчиком с нарушениями Закона о контрактной системе.
В составе документации о проведении электронного аукциона размещено приложение N 2 к информационной карте (таблица N 1 "Показатели товара, используемые при выполнении работ по установке окон ПВХ") в столбце 2 которой заказчиком должно быть указано наименование товара (с указанием ссылки на номера разделов и пункты сметы).
Однако, заказчиком указано наименование товара: "герметик пенополиуретановый (пена монтажная) типа Makroflex (или эквивалент) и "герметик пеноплиуретановый (пена монтажная) типа Soudal (или эквивалент), а ссылки на номера разделов и пункты сметы не указаны.
В разделе таблицы для участника закупки последним должны быть указаны конкретные показатели характеристик товара также с указанием ссылки на номера разделов и пункт сметы.
Герметик пенополиуретановый (пена монтажная) находится в пункте 5.9 раздела 5 "Установка жилых в общественных зданиях оконных блоков из ПВХ профилей поворотных (откидных, поворотно-откидных) с площадью проема более 2 кв.м. трехстворчатых, в том числе при наличии створок глухого остекленения" и в пункте 6,9 раздела 6 "Установка в жилых и общественных зданиях оконных блоков из ПВХ профилей поворотных (откидных, поворотно-откидных) с площадью проема более 2 кв.м. двухстворчатых". Звучат эти пункты одинаково: "Герметик пенополиуретановый (пена монтажная) типа Makrofleks,Soudal в баллонах по 750 мл".
Также позиция "Герметик пенополиуретановый (пена монтажная) типа Makrofleks,Soudal в баллонах по 750 мл" находит место в пункте 7.4 раздела 7 "Установка подоконных досок из ПВХ в каменных стенах толщиной до 0,51 м".
Из названия этой расценки видно, что пена Makrofleks равноценна пене Soudal, кроме того, обе применяются одинаково как при установке блоков из ПВХ, так и при установке подоконных досок.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Таким образом, по мнению заявителя, без указания заказчиком ссылки на номера разделов и пункты сметы, нельзя определить какую цену планировал использовать заказчик при установке окон, а какую при установке подоконных досок. Поэтому определить соответствует ли предложение участника заказа требованиям аукционной документации не представляется возможным. Отсутствие указанных данных лишает возможности участника закупки обоснованно сформировать свое предложение. Все вышеизложенное свидетельствует о нарушении части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, заявитель просит выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
В обоснование правомерности своих действий представитель государственного заказчика заявил следующее.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Данная статья не содержит требования об указании ссылки на номера разделов и пункты смет в документации. На основании изложенного можно сделать вывод, что указание ссылки на номера разделов и пункты сметы в Приложении N 2 к информационной карте является правом Заказчика, а не обязанностью.
В локальной смете N 1 указаны показатели характеристик товара, а именно: в пункте 5.9 раздела 5 сметы указано, что при установке оконных блоков из ПВХ профилей поворотных (откидных, поворотно-откидных) с площадью проема более 2 кв.м трехстворчатых планируется использовать герметик пенополиуретановый (пена монтажная) типа Герметик пенополиуретановый (пена монтажная) типа Makrofleks,Soudal в баллонах по 750 мл; в пункте 6.9 раздела 6 сметы указано, что при установке оконных блоков из ПВХ профилей поворотных с площадью проема более 2 кв.м. двухстворчатых планируется использовать Герметик пенополиуретановый (пена монтажная) типа Makrofleks,Soudal в баллонах по 750 мл; в пункте 7.5 раздела 7 сметы указано, что при установке подоконных досок из ПВХ планируется использовать Герметик пенополиуретановый (пена монтажная) типа Makrofleks,Soudal в баллонах по 750 мл.
Указанные требования носят рекомендательный характер и предполагают право выбора товара исполнителем. Таким образом, согласно данным, содержащимся в локальной смете Исполнитель вправе использовать герметик Makrofleks,Soudal или герметики других марок, схожие с ними по характеристикам.
Учитывая вышеизложенное, представитель государственного заказчика просит признать жалобу ООО "Стройпоставка" необоснованной.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описании объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки необходимо использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работы, услуги установленным требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия установила, что государственным заказчиком в таблице N 1 Приложения N 2 к информационной карте электронного аукциона на выполнение работ по установке окон ПВХ для нужд ГБОУ СПО ВО "Юрьев-Польский индустриально-гуманитарный колледж" в присутствии представителя государственного заказчика ГБОУ СПО ВО "Юрьев-Польский индустриально-гуманитарный колледж" установлены следующие требования к показателям используемого товара:
По позиции N 1 "Герметик пенополиуретановый (пена монтажная) типа Makroflex (или эквивалент) - "Характеристика: вязкая смесь, которая при выходе из балона превращается в пену и затвердевает под воздействием влажности воздуха. Базовое вещество: полиуретан. Запах : слабый специфический запах во время затвердевания, в затвердевания, в затвердевшем состоянии не имеет запаха. Плотность: от 20 до 30 кг/м3. Время высыхания поверхности: от 7 до 16 мин (20°С при влажности воздуха более 30%). Время затвердевания: не более 1 часа (при влажности воздуха 93%) или 18 часов ( при влажности воздуха не более 15%); не более 24 часа. Температура самовозгорания затвердевевшей пены: свыше +400°С . Огнестойкость затвердевевшей пены: самозатухающая, класс В3 (DIN 4102). Термостойкость затвердевшей пены: от -55°С до +100°С. Поглощение воды в затвердевшем состоянии: не более 10 %. Прочность при растяжении:от 3,5 Н/см2. Прочность при сжатии: от 3,5 Н/см2. В баллонах по 750 мл".
По позиции N 2 "Герметик пенополиуретановый (пена монтажная) типа Soudal (или эквивалент" - "Основа: Полиуретан. Констистенция: стабильная пена (после отверждения). Ячеистая структура: не более 80 % изолированных ячеек. Механизм отверждения: Влажностная полимеризация. Образование поверхностной пленки: не более 8 минут (при 20 С и отн. Влажности 65%). Время пылесухости: не более 20 минут (при 20 С и относительной влажности 65%). Выход пены: не более 45 л пены из 1 л баллона (в зависимости от окружения). Плотность не более 22 кг/м (полностью отвержденная). Термостойкость: от -40 С до +100 С (полностью отвержденная). Температура применения: от -10 С до +30С. Огнестойкость: B3 (в соответствии с DIN 4102 часть 2). Водопоглащаемость : 0,32 гк\кв.м (24 ч). Стабильность размеров: 1,7 %. Напряжение сжатия: 74 кПА (при 10 % деформации). Прочность на растяжение: 150 кПА. В баллонах по 750 мл.
По мнению Комиссии, указанное описание характеристик товара, используемого при выполнении работ, являющихся предметом электронного аукциона, в полной мере соответствуют требованиям пунктов 1,2 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе. Стоит отметить, что указанные положения статьи 33 Закона о размещении заказов не предусматривают обязанности заказчика ссылаться при описании технических характеристик товаров, используемых при выполнении работ, на пункты и разделы сметной документации.
Кроме того, факт корректного описания заказчиком технических характеристик товаров, используемых при выполнении работ, подтверждается также подачей 13 заявок на участие в указанном электронном аукционе.
Однако в результате проведенной внеплановой проверки Комиссией было установлено, что извещение о проведении указанного электронного аукциона составлено с нарушением законодательства о закупках.
Часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок гласит, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
- правомочность участника закупки заключать контракт;
- непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
- неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
- отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
- отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
- обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
- отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, информация об установленных заказчиком единых требованиях и дополнительных требованиях в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи указывается в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Данная правовая норма подтверждается требованиями пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок, гласящего, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указывается, в том числе предъявляемые участникам такого аукциона требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона.
В нарушении указанных норм Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона на выполнение работ по установке окон ПВХ для нужд ГБО СПО ВО "Юрьев-Польский индустриально-гуманитарный колледж" не содержатся сведения о требованиях, предъявляемых к участнику закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 и пунктом 3.32 Административного регламента, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СтройПоставка" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по установке окон ПВХ для нужд ГБО СПО ВО "Юрьев-Польский индустриально-гуманитарный колледж" не обоснованной.
2. Признать заказчика, уполномоченный орган нарушившими требования части 5 статьи 31, пункта 6 части статьи 63 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о закупках не выдавать, так как нарушения, допущенные заказчиком, уполномоченным органом, не повлияли на результаты проведения электронного аукциона.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии М.В. Фомин
Члены Комиссии Д.В.Миронов
Е.А. Евграфова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 14 апреля 2014 г. N Г-166-04/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.04.2014