Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 31 марта 2014 г. N Г-139-04/2014
Резолютивная часть решения оглашена 31.02.2014
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе
Председателя Комиссии:
Фомина М. В. - зам. руководителя Управления - начальника отдела,
членов Комиссии:
Миронова Д. В. - главного специалиста-эксперта,
Сергеева А. А. - ведущего специалиста-эксперта,
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России N 498 от 24.07.2012 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "Гарант-Центр Информационные Технологии" (г. Химки) на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку антивирусной программы для нужд администрации Александровского района, в присутствии представителя уполномоченного органа - Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Александровского района Нестеровой Е.В. (доверенность от 16.07.2013 б/н).
Заявитель - ООО "Гарант-Центр Информационные Технологии", надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения жалобы явку представителей не обеспечило.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N Г-139-04/2014 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Гарант-Центр Информационные Технологии" (далее - Заявитель, Общество) на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку антивирусной программы для нужд администрации Александровского района (далее - Заказчик).
Из жалобы следует, что на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) 05.03.2014 был размещено извещение о проведении электронного аукциона (N0328300017414000023) на поставку антивирусной программы для нужд администрации Александровского района.
Общество подало заявку на участие в указанном аукционе в соответствии с требованиями документации.
По результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0328300017414000023 заявка Общества была признана не соответствующей требованиям, установленным документацией электронного аукциона в связи с тем, что отсутствуют документы, подтверждающие право участника аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28-30 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе в сфере закупок в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В связи с этим Общество задекларировало принадлежность к субъектам малого предпринимательства без приложения дополнительных документов.
Представители уполномоченного органа пояснили следующее.
Заявка Общества была отклонена на основании пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок - непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, несоответствие заявки пунктам 2, 5 части 13.4 Инструкции участникам закупки (отсутствуют документы, подтверждающие право участника аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28-30 Закона о контрактной системе в сфере закупок).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 07.07.2013 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" установлено, что к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов. Последнее ограничение не распространяется на хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств - бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования, а также на юридические лица, учредителями (участниками) которых являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". Юридические лица включаются в указанный перечень в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при условии соответствия одному из следующих критериев:
а) юридические лица являются открытыми акционерными обществами, не менее пятидесяти процентов акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные открытые акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);
б) юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
(п. 1 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 238-ФЗ)
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
В пункте 38 Информационной карты документации электронного аукциона установлено, что участниками закупки являются субъекты малого предпринимательства, и в инструкции участникам закупки установлено требование ко второй части заявки о наличии документов, подтверждающих право участника электронного аукциона на получение преимущества.
Представители уполномоченного органа считают, что декларация участника в виде прикрепленного файла в составе второй части заявки не представляет собой документа, предусмотренного частями 7 и 8 статьи 4 Федерального закона от 07.07.2013 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и не может являться документами (копиями документов), предоставление которых предусмотрено пунктом 5 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок
На основании изложенного, представитель уполномоченного органа считает решение, принятое аукционной комиссией законным и обоснованным, а жалобу Общества не подлежащей удовлетворению.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав имеющиеся доказательства, в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона для закупки N 0328300017414000023 и п. 37 Информационной карты документации заказчиком установлено преимущество, предоставляемые в соответствии со статьями 28 - 30 Закона о контрактной системе - Субъектам малого предпринимательства (согласно ст.30 Федерального закона N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").
Также, согласно извещению о проведении электронного аукциона для закупки N 0328300017414000023 и п. 38 Информационной карты документации заказчиком установлено ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), предоставляемые в соответствии с частью 4 статьи 42 Закона о контрактной системе - участниками закупки являются субъекты малого предпринимательства (согласно ст.30 Федерального закона N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").
Согласно ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе установлено правило, в соответствии с которым при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения закупки у субъектов малого предпринимательства участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Исходя из вышеизложенного, если заказчик устанавливает требование, что в аукционе участвуют только субъекты малого предпринимательства, то в соответствии со ст. 30 Закона о контрактной системе компании нужно задекларировать свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства. Таким образом, в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе необходимо представить документ, подтверждающий принадлежность к субъектам малого предпринимательства.
В свою очередь, согласно части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
В Законе о контрактной системе не указано, каким образом это должно происходить: либо посредством представления только составленной в свободной форме декларации, либо посредством представления специальных документов (выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП или устава, а также документа, подтверждающего численность работников, например штатного расписания или другое).
Кроме того, критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего указаны в части 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Согласно ей к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов. Последнее ограничение не распространяется на хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств - бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования, а также на юридические лица, учредителями (участниками) которых являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". Юридические лица включаются в указанный перечень в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при условии соответствия одному из следующих критериев:
а) юридические лица являются открытыми акционерными обществами, не менее пятидесяти процентов акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные открытые акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);
б) юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Возможность истребования заказчиком сведений, подтверждающих соответствие участника закупки этим критериям, Законом о контрактной системе не предусмотрена.
Заявитель во второй части заявки на участие в аукционе в электронной форме на право заключить контракт на поставку антивирусной программы задекларировал наличие статуса субъекта малого предпринимательства.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Владимирского УФАС пришла к выводу, что приложенный Обществом в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе документа, в котором задекларирована принадлежность к субъектам малого предпринимательства является документом, подтверждающим право участника аукциона на получение преимущества в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе.
Следовательно, аукционная комиссия неправомерно признала вторую часть заявки Общества не соответствующей требованиям аукционной документации.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Гарант-Центр Информационные Технологии" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку антивирусной программы, по доводам изложенным в ней, обоснованной.
2. Выдать аукционной комиссии, оператору электронной площадке предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии |
|
М.В. Фомин |
Члены комиссии |
|
Д.В. Миронов |
|
|
А.А. Сергеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 31 марта 2014 г. N Г-139-04/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.04.2014