Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 8 апреля 2014 г. N 405
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в составе:
Председатель Комиссии: <_>;
Члены Комиссии: <_>,
при участии <_>,
рассмотрев жалобу Негосударственного образовательного учреждения "Иркутский учебный авиационный центр общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (далее - Учреждение, заявитель) на положения документации электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание авиационных услуг (реестровый N0134200000114001752) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
02.04.2014 г. в адрес Иркутского УФАС России поступила жалоба Учреждения. Доводы заявителя сводятся к неправомерному установлению в документации об Аукционе требований для государственной авиации копии действующего сертификата эксплуатанта на авиационные работы; копии разрешения на выполнение авиационных работ; копии сертификата летной годности ВС.
Уполномоченным органом - Министерством по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (далее - Уполномоченный орган, Министерство) представлено письменное возражение на жалобу Учреждения, в соответствии с которыми считают, что при формировании документации об Аукционе нарушений, которые могли бы ограничить количество участников закупки не допущено. Министерство просит признать жалобу необоснованной.
Заказчиком - областным государственным бюджетным учреждением "Иркутская база авиационной охраны лесов" (далее - Заказчик) представлено письменное пояснение по жалобе, в соответствии с которым указывают, что к участникам закупки предъявляются требования к предоставлению:
- для гражданской авиации копии действующего сертификата эксплуатанта на авиационные работы и копии сертификата летной годности ВС.
- для государственной авиации копии разрешения на выполнение авиационных работ в соответствии с п.2 ст.22 Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 г. N60-ФЗ.
Комиссия Иркутского УФАС России, исследовав все имеющиеся материалы, доводы жалобы Учреждения, возражения Уполномоченного органа, пояснения Заказчика установила следующее.
27.03.2014 г. на общероссийском официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru размещено извещение на проведение аукциона в электронной форме N0134200000114001752, а также документация об электронном аукционе на право заключения государственного контракта на оказание авиационных услуг (далее - документация об Аукционе).
В ч.3.1 раздела 3 документации об Аукционе, определено, что заявка на участие в электронном аукционе направляется участником такого аукциона оператору электронной площадки, указанного в Информационной карте документации, в форме двух электронных документов, содержащих части заявки, предусмотренные пунктом 21 Информационной карты. Указанные электронные документы подаются одновременно.
Так, в п.21 Информационной карты документации об Аукционе установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, в том числе определено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Федерального закона N 44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3,4,5,7,9 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, а также согласие на проверку достоверности сведений, содержащихся в заявке участника.
В п.22 Информационной карты документации об Аукционе содержатся сведения, относительно предъявляемых участникам требований и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:
для гражданской авиации:
- копии действующего сертификата эксплуатанта на авиационные работы. (Приказ Минтранса РФ от 23.02.2009 N 249, ст. 9 Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 N60-ФЗ);
- копия сертификата лётной годности ВС (Приказ Минтранса РФ от 16.05.2003 N 132, ст. 67 Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 N60-ФЗ)
ИЛИ
для государственной авиации:
- копии действующего сертификата эксплуатанта на авиационные работы. (Приказ Минтранса РФ от 23.02.2009 N 249, ст. 9 Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 N60-ФЗ);
- копия разрешения на выполнение авиационных работ (для государственной авиации). (п.2 ст. 22 Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 N60-ФЗ);
- копия сертификата лётной годности ВС (Приказ Минтранса РФ от 16.05.2003 N 132, ст. 67 Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 N60-ФЗ).
Исходя из чего, следует, что участникам закупки, являющимся субъектами государственной авиации в составе 2 части заявки на участие в Аукционе необходимо представить копию действующего сертификата эксплуатанта на авиационные работы и копию разрешения на выполнение авиационных работ, а также копию сертификата лётной годности ВС.
Часть 3 статьи 61 Воздушного кодекса Российской Федерации определено, что эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.
Нормы ч.4 ст.61 Воздушного кодекса Российской Федерации устанавливают, что использование физическим лицом, юридическим лицом воздушного судна в целях, определенных для государственной авиации и (или) экспериментальной авиации, а также использование легкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения либо сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения не влечет за собой обязанность получения физическим лицом, юридическим лицом сертификата (свидетельства) эксплуатанта или эквивалентного этому сертификату (свидетельству) документа.
Статья 20 Воздушного кодекса Российской Федерации устанавливает, что авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию.
Согласно пункту 1 статьи 22 Воздушного кодекса Российской Федерации к государственной авиации относится авиация, используемая в целях осуществления функций государства и обеспечения решения указанных в данном пункте задач - военных и специальных.
Государственная авиация, используемая для решения возложенных на федеральные органы исполнительной власти задач в области обеспечения безопасности Российской Федерации, сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, сфере внутренних дел, а также в областях таможенного дела, космической деятельности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах и пожарной безопасности, относится к государственной авиации специального назначения.
Использование государственной авиации в коммерческих целях осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 22 Воздушного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2009 N973 "Об Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" ДОСААФ России выполняет следующие государственные задачи:
а) патриотическое (военно-патриотическое) воспитание граждан;
б) подготовка граждан по военно-учетным специальностям;
в) развитие авиационных и технических видов спорта;
г) участие в развитии физической культуры и военно-прикладных видов спорта;
д) летная подготовка курсантов летных образовательных учреждений профессионального образования, поддержание надлежащего уровня натренированности летного и инженерно-технического состава, а также выполнение иных видов авиационных работ;
е) участие в подготовке к военной службе граждан, пребывающих в запасе;
ж) подготовка специалистов массовых технических профессий и развитие технического творчества;
з) участие в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
и) содержание объектов инфраструктуры ДОСААФ России в целях выполнения задач в период мобилизации и в военное время.
Учитывая изложенные положения, авиацию, используемую организацией, входящей в структуру ДОСААФ России, для выполнения авиационных работ в порядке участия в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций, а также выполнение иных видов авиационных работ (пункт "д") следует относить к государственной авиации, за исключением тех случаев, когда ее суда непосредственно зарегистрированы в реестре воздушных судов гражданской авиации.
Данных о том, что воздушные суда заявителя зарегистрированы в реестре судов гражданской авиации, не имеется.
Учреждение является структурной единицей ДОСААФ России.
Из вышеизложенного следует, что авиацию, используемую организацией, входящей в структуру ДОСААФ России для выполнения авиационных работ в порядке участия в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий катастроф и других чрезвычайных ситуаций, а также выполнение иных видов авиационных работ следует относить к государственной авиации, за исключением тех случаев, когда ее суда непосредственно зарегистрированы в реестре воздушных судов гражданской авиации.
Воздушные суда используемые участником закупки - НОУ "Иркутский УАЦ ДОСААФ России им. Героя Советского Союза Безбокова В.М." в реестре судов гражданской авиации не состоят.
Согласно статье 57 Лесного кодекса Российской Федерации авиационные работы по охране и защите лесов включают в себя: авиационное патрулирование; тушение лесных пожаров; доставку воздушными судами лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря к месту тушения лесного пожара и обратно; осуществление авиационного лесопатологического мониторинга и проведение иных работ по защите лесов от вредных организмов лесов от вредных организмов.
Таким образом, законодательство ставит определенные условия, при которых получение сертификата эксплуатанта не является обязательным.
Согласно ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частями 1 и 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В связи с чем, установление требования о представлении участникам закупки, являющимся субъектами государственной авиации в составе 2 части заявки на участие в Аукционе одновременно и копии действующего сертификата эксплуатанта на авиационные работы и копии разрешения на выполнение авиационных работ является неправомерным и нарушает положения ч.3 ст.64, п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, при этом доводы присутствующего на рассмотрении жалобы представителя Уполномоченного органа о том, что участники закупки, являющиеся субъектами государственной авиации вправе выбрать документ, который будет представлен во второй части заявки является необоснованным, поскольку формулировки документации об Аукционе не предоставляют участникам закупки возможности выбора предоставления либо копии действующего сертификата эксплуатанта на авиационные работы либо копии разрешения на выполнение авиационных работ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Иркутского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Негосударственного образовательного учреждения "Иркутский учебный авиационный центр общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" им. Героя Советского союза Безбокова В.М." обоснованной.
2. Признать Уполномоченный орган, Заказчика нарушившим ч.3 ст.64, п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Уполномоченному органу, Заказчику, аукционной комиссии предписание об отмене протоколов, составленных в ходе проведения аукциона; о внесении изменений в документацию об аукционе с учетом настоящего решения Комиссии Иркутского УФАС России.
4. Оператору электронной торговой площадки обеспечить возможность исполнения предписания.
5. Копии решения и предписания направить сторонам по делу.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 8 апреля 2014 г. N 405
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2014