Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя комиссии: Стельмах С.В. - заместителя руководителя
Кемеровского УФАС России;
Членов Комиссии: Лыжина Д.А. - начальника отдела
контроля в сфере закупок;
Вагас М.А. - старшего гос. инспектора
отдела контроля в сфере закупок;
Романовой К.Е. - ведущего специалиста- эксперта
отдела контроля в сфере закупок,
при участии:
представители заказчика, уполномоченного органа, заявителя уведомленные надлежащим образом на заседание комиссии не присутствовали,
рассмотрев дело N 136/З-2014, возбужденное по признакам нарушения заказчиком - Управлением дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Кемерово, (далее - УДХиБ администрации г. Кемерово) законодательства о размещении заказов при проведении электронного аукциона N 0139300032514000249 на право выполнения работ по проведению противоклещевых обработок (дезинсекции) на территории парковых зон и территории кладбищ г. Кемерово в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - ФЗ N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России N 498 от 24 июля 2012 г.,
установила:
07.05.2014 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступила жалоба ООО "Нильс-Юг" (вх. N 1354 э от 07.05.2014 г.) на действия заказчика - УДХиБ администрации г. Кемерово при проведении электронного аукциона
N 0139300032514000249 на право выполнения работ по проведению противоклещевых обработок (дезинсекции) на территории парковых зон и территории кладбищ г. Кемерово.
По мнению заявителя, в пункте 12.2 извещения о проведении электронного аукциона содержится требование к участникам размещения закупки, а именно: наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии, которое является необоснованным и неправомерным.
На заседании комиссии Кемеровского УФАС России, состоявшемся 15.05.2014 г., заказчиком - УДХиБ администрации г. Кемерово в письменной форме были представлены возражения, согласно которым требование от участников аукциона лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии было обусловлено тем, что работы по дезинфектологии включены в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 г. N 291, и применяется к организациям, проводящим санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в рамках оказания медицинской помощи, следовательно, в случае, если организация выполняет указанную деятельность, то получение лицензии на осуществление медицинской деятельности по работе "дезинфектология" является обязательным.
В процессе рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:
На официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ уполномоченным органом - Управлением муниципального заказа администрации г. Кемерово (далее - УМЗ г. Кемерово) было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0139300032514000249 на право выполнения работ по проведению противоклещевых обработок (дезинсекции) на территории парковых зон и территории кладбищ г. Кемерово.
Документация об электронном аукционе N 0139300032514000249 утверждена заказчиком - начальником УДХиБ администрации г. Кемерово Л.Н. Логуновой, уполномоченным органом - начальником УМЗ г. Кемерово О.А. Горлачевой
Согласно части 1 статьи 24 ФЗ N 44 - ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Частью 2 статьи 24 ФЗ N 44 - ФЗ установлено, что конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
В соответствии с частью 1 статьи 59 ФЗ N 44 - ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 1 статьи 64 ФЗ N 44 - ФЗ установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
3) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
4) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Федерального закона;
5) дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 настоящего Федерального закона;
6) информация о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиками (подрядчиками, исполнителями);
7) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
8) размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта;
9) возможность заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями настоящего Федерального закона;
10) информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя такого аукциона или иного участника такого аукциона уклонившимися от заключения контракта;
11) порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе;
12) информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Заказчиком в приложении информационной карты установлено следующее:
N |
Наименование |
Информация |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.1 |
Предмет муниципального контракта |
Выполнение работ по проведению противоклещевых обработок (дезинсекции) на территории парковых зон и территории кладбищ г. Кемерово |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.1 |
Муниципальный заказчик |
Управление дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Кемерово |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.5 |
Требование к качеству товара, работ, услуг |
Выполнить работы в соответствии с требованиями: ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СП 3.1.3.2352-08 "Профилактика клещевого вирусного энцефалита", СанПиН 3.5.2.1376-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих", СП 3.5.1378-03 "Дезинфектология. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности", "Руководство по медицинской дезинсекции. Руководство. Р 3.5.2.2487-09", утв. Роспотребнадзором 26.02.2009, и иными обязательными нормативными документами, предусмотренными действующим законодательством в указанной сфере деятельности. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.8 |
Место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг |
Кемеровская область, территория г. Кемерово Перечень парковых зон города Кемерово для проведения противоклещевых обработок
Перечень кладбищ города Кемерово для проведения противоклещевых обработок
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
7. Раздел. Требования к участникам закупки. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7.1 |
Соответствие участников закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом настоящего электронного аукциона |
Лицензия на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии, выданная на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 291 |
В соответствии с пунктом 1.2 раздела I, абзаца 6 раздела V постановления
Главного государственного санитарного врача РФ от 09.06.2003 N 131 "О
введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 3.5.1378-03" работы и услуги, включающие разработку, испытание, производство хранение,транспортирование, реализацию, применение и утилизацию средств,оборудования, материалов для дезинфекции, стерилизации, дезинсекции,дератизации, а также контроль за эффективностью и безопасностью этих работ и услуг, являются дезинфекционной деятельностью.
Дезинфектология - это отрасль науки, изучающая закономерности неспецифической профилактики инфекционных и паразитарных болезней путем воздействия на патогенные биологические объекты и их переносчиков.
Дезинфекционная деятельность - деятельность, связанная с разработкой,испытанием, производством, хранением, транспортировкой, реализацией,применением и утилизацией средств, оборудования, материалов для стерилизации, дезинфекции, дезинсекции, дератизации и контролем за их эффективностью и безопасным применением.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 г. "О
лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") установлен перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, в который входят работы по дезинфектологии.
Согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 24.04.2013 г. N 16и-521/13 "О лицензировании дезинфектологии" понятие дезинфектологии, указанное в Перечне работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291), применяется к организациям, проводящим санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в рамках оказания медицинской помощи.
Таким образом, в случае, если организация выполняет указанную деятельность, то получение лицензии на осуществление медицинской деятельности по работе (услуге) "дезинфектология" является обязательным.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 323 - ФЗ) медицинская помощь - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановления здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. Под медицинскими услугами - понимается вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний.
Кроме того, частью 6 статьи 2 ФЗ N 323 - ФЗ установлено, что профилактика это комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.
Таким образом, деятельность по оказанию медицинской помощи и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является медицинской деятельностью.
На основании вышеизложенного, доводы заявителя, указывающие на то, что в пункте 12.2 содержатся неправомерные требования к участникам размещения закупки а именно: наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии, являются необоснованными.
В пункте 3.1 раздела 3 "Условия контракта" извещения о проведении электронного аукциона N N 0139300032514000249 на право выполнения работ по проведению противоклещевых обработок (дезинсекции) на территории парковых зон и территории кладбищ г. Кемерово заказчиком предусмотрено следующее:
Выполнение работ осуществляется в соответствии:
- федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ;
- СанПиН 3.5.2 1376-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих";
- СП 3.5.1378-03 "Дезинфектология. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности", "Руководство по медицинской дезинсекции.
- санитарно-эпидемиологическими правилами "Профилактика клещевого энцефалита" СанПиН 3.1.3.2352-08.
Частью 4 "методических указаний 3.5.311-12, 3.5 Дезинфиктология. "Неспецифическая профилактика клещевого вирусного энцефалита и иксодовых клещевых боррелизов"" утверждённым Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г. Онищенко от 04.04.2012 г., (далее - Методические указания 3.5.311-12) установлено, что противоклещевые мероприятия включают в себя:
- санитарно-экологическое преобразование окружающей среды;
- дератизационные мероприятия;
- обработки акарицидными средствами природных очагов.
В соответствии с частью 4.3.4. Методических указаний 3.5.311-12 мероприятия по борьбе с клещами проводят в соответствии с общими требованиями к проведению дезинсекционных мероприятий в природных очагах инфекционных заболеваний. Акарицидные средства относятся к дезинфекционным средствам. Применение этих средств в природных (в том числе и антропургических) очагах КВЭ и ИКБ осуществляют в соответствии с требованиями Санитарных правил по профилактике этих заболеваний, а также утвержденными инструкциями по применению используемых средств и распыливающей аппаратуры.
Акарицидными средствами обрабатывают наиболее часто посещаемые населением участки территории:
- места массового отдыха, кладбища, садовые участки, летние оздоровительные учреждения, детские образовательные организации, базы отдыха и т.д.;
- места хозяйственной деятельности (места прокладки средств коммуникации, газо - и нефтепроводов, электрических сетей и т.д.).
При решении вопроса о необходимости противоклещевых обработок учитывают не только эндемичность территории и численность на ней клещей, но и посещаемость этой территории населением.
Таким образом, комплекс мероприятий, включающих в себя предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания - являются профилактической, деятельностью, направленной на сохранение и укрепление здоровья человека.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", комиссия Кемеровского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Нильс-Юг" на действия заказчика - Управление дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Кемерово при проведении электронного аукциона N 0139300032514000249 на право выполнения работ по проведению противоклещевых обработок (дезинсекции) на территории парковых зон и территории кладбищ г. Кемерово необоснованной.
2. Производство по делу N 136/З-2014 прекратить.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии: С.В. Стельмах
Члены комиссии Д.А. Лыжин
М.А. Вагас
К.Е. Романова
предметом торгов является по проведению противоклещевых обработок (дезинсекции) на территории парковых зон и территории кладбищ г. Кемерово. акарицидная (противоклещевая) обработка, под названием акарицидная (противоклещевая) обработка - понимается уничтожение клещей, переносчиков опасных заболеваний, представляющих потенциальную опасность здоровью человеку.
Согласно постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 09.06.2003 N 131 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 3.5.1378-03" работы и услуги, включающие разработку, испытание, производство хранение, транспортирование, реализацию, применение и утилизацию средств, оборудования, материалов для дезинфекции, стерилизации, дезинсекции,дератизации, а также контроль за эффективностью и безопасностью этих работ и услуг, являются дезинфекционной деятельностью.
Понятие дезинфектология указанно в Перечне работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 г. N 291 и применяется к организациям, проводящим санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в рамках оказания медицинской помощи.
Таким образом, в случае если организация выполняет указанную деятельность, то получение лицензии на осуществление медицинской деятельности по работе "дезинфектология" является обязательным.
Кроме того, на заседание комиссии представитель уполномоченного органа пояснил, что ранее при осуществлении надзора за деятельностью заказчика - МБУ "Управление городским хозяйством" при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд прокуратурой города Мыски были выявлены нарушения законодательства о размещении заказа.
При проведении запроса котировок на выполнение работ по акарицидной (противоклещевой) обработке территории Мысковского городского округа, в требовании к участникам запроса котировок по качеству и безопасности оказываемой услуги заказчик не указал наличие действующей лицензии на осуществление дезинфекционной деятельности, что по мнению прокуратуры является нарушением, так как мероприятия по борьбе с клещами должны проводится организациями, имеющими лицензию на дезинфекционную деятельность.
На основании этого, Прокурором города старшим советником О.С. Заратовским в адрес заказчика МБУ "Управление городским хозяйством" было вынесено предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказа для государственных и муниципальных нужд, а также о привлечении к дисциплинарной ответственности причастных к данному нарушению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 15 мая 2014 г. N 136/З-2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.05.2014