Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 25 марта 2014 г. N 156
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Тыченок Г.Н. - руководитель Сахалинского УФАС России;
Члены Комиссии:
Ли Я.Х. - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Савчук К.В. - заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
в присутствии:
Капранова Ю.В. - представителя МБОУ ДОД Детско-юношеская спортивная школа г. Томари Сахалинской области;
Кириллова К.И., Осипова В.В. - представителей ООО Росстрой";
Камероновой Н.Ю., Никулина К.В. - представителей ООО СМК "ЭнергоСила";
Чеботарева А.Г. - представителя УМВД России по Сахалинской области,
рассмотрев дело N 156/14 о нарушении МБОУ ДОД Детско-юношеская спортивная школа г. Томари Сахалинской области (далее также - заказчик) положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) при проведении открытого аукциона в электронной форме по предмету: "Строительство объекта "Центр зимних видов спорта в г. Томари Сахалинской области" (извещение N 0161300002713000188),
УСТАНОВИЛА:
17 марта 2014 года в управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба ООО "ВладРемМонтаж" (далее также - заявитель, Общество) на действия заказчика при проведении данного аукциона.
Заявитель утверждает, что в нарушение требований Закона о размещении заказов в документации об открытом аукционе в электронной форме (далее - документация об аукционе) не определена группа, подгруппа работ, на выполнение которых размещен заказ по предмету аукциона, в соответствии с Номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утвержденной Приказом Минэкономразвития РФ от 07.06.2011 N 273 (далее - Номенклатура).
Представитель заявителя, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии не явился.
Представитель заказчика возражал против удовлетворения жалобы, указывая на то, что нарушений законодательства в обжалуемой части не допущено.
Представитель ООО СМК "ЭнергоСила" поддержал возражения представителя заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено следующее.
В соответствии с извещением о проведении аукциона, документацией об аукционе, протоколами, составленными в ходе размещения заказа:
1) заказчиком данного аукциона является МБОУ ДОД Детско-юношеская спортивная школа г. Томари Сахалинской области;
2) торги проводил уполномоченный орган - администрация муниципального образования "Томаринский городской округ" Сахалинской области;
3) извещение о проведении аукциона в ред. N 3 размещено на официальном сайте 27.02.2014;
4) на участие в аукционе была подана одна заявка, первая часть которой признана соответствующей требованиям документации об аукционе;
5) вторая часть единственной заявки, поданной ООО СМК "ЭнергоСила", признана соответствующей требованиям документации об аукционе;
6) на момент рассмотрения жалобы сведения о контракте на официальном сайте не размещены.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения сторон, осуществив в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку размещения заказа, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 11 Закона о размещении заказов в случае, если при размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства путем проведения аукциона начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) составляет пятьдесят миллионов рублей и более, заказчик, уполномоченный орган вправе установить также участникам размещения заказа требование выполнения ими за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, относящихся к той же группе, подгруппе или одной из нескольких групп, подгрупп работ, на выполнение которых размещается заказ, в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, стоимость которых составляет не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится аукцион. При этом учитывается стоимость всех выполненных участником размещения заказа (с учетом правопреемственности) работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту одного из объектов капитального строительства (по выбору участника размещения заказа).
В п. 1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов указано, что документация об аукционе должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с ч.ч. 4 и 6 ст. 41.8 данного закона и инструкцию по ее заполнению.
Согласно п. 4 ч. 6 ст. 41.8 Закона о размещении заказов вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать копию разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, копию акта приемки объекта капитального строительства (за исключением случая, если застройщик являлся лицом, осуществляющим строительство) при условии, что заказчиком, уполномоченным органом установлено требование, предусмотренное ч. 2.1 ст. 11 данного закона.
В силу ч. 7 ст. 41.8 Закона о размещении заказов требовать от участника размещения заказа иные документы и сведения, за исключением предусмотренных ч.ч. 4 и 6 данной статьи документов и сведений, не допускается.
В пп. 3 п. 27 информационной карты документации об аукционе в редакции от 27.02.214 заказчиком установлено требование представить во второй части заявки на участие в аукционе копию разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, копию акта приемки объекта капитального строительства (за исключением случая, если застройщик являлся лицом, осуществляющим строительство).
Однако, требования к участникам размещения заказа в соответствии с ч. 2.1 ст. 11 Закона о размещении заказов документация об аукционе не содержит.
Таким образом, заказчик, потребовав от участников размещения заказа представить во второй части заявки на участие в аукционе копии документов, предусмотренных п. 4 ч. 6 ст. 41.8 Закона о размещении заказов, в отсутствие в документации об аукционе требования к таким частникам в соответствии с ч. 2.1 ст. 11 данного закона, нарушил п. 1 ч. 3 ст. 41.6, ч. 7 ст. 41.8 данного закона.
При этом, отсутствие указания в документации об аукционе на группу, подгруппу или одну из нескольких групп, подгрупп работ, на выполнение которых размещается заказ, в соответствии с Номенклатурой, руководствуясь которыми участник размещения заказа должен подтвердить опыт выполнения за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, не может расцениваться как нарушение законодательства о размещении заказов, поскольку документация об аукционе не содержит как такового требования в соответствии с ч. 2.1 ст. 11 Закона о размещении заказов.
В связи с изложенным, жалоба признается необоснованной.
В то же время, проводя внеплановую проверку данного размещения заказа, Комиссией установлено следующее.
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Как пояснил представитель заказчика, у него заказчика имеется разработанная проектная документация на строительство объекта по предмету аукциона, и работы будут выполняться в соответствии с данной проектной документацией.
Согласно ч.ч. 2, 10 ст. 41.12 Закона о размещении заказов контракт заключается на условиях, установленных документацией о торгах и заявкой участника размещения заказа.
Часть 5 ст. 9 Закона о размещении заказов запрещается изменять условия исполнения контракта, в том числе в части предмета размещаемого заказа как при его заключении, так и исполнении.
Таким образом, Закон о размещении заказов возлагает на заказчика обязанность по исчерпывающему определению в документации об аукционе условий о качестве работ, их результатах, а также иных показателей, связанных с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика.
В соответствии с п. 1 ст. 743 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) указано, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
При этом, согласно ч. 2 ст. 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Состав проектно-сметной документации определен ч. 12 ст. 48 ГрК РФ и Положением о составе разделов проектно-сметной документации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87. Согласно указанным нормам проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Из анализа Положения о составе разделов проектной документации следует, что проектная документация также делится на текстовую часть, которая содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения; из графической части, которая отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме, иными словами содержит требования к результату выполняемых работ.
Из приведенных положений ГК РФ, ГрК РФ, Положения о составе разделов проектной документации следует, что требования к качеству работ, к результату работ, к иным показателям, связанным с определением выполняемых работ потребностям заказчика, характеристикам строительно-монтажных работ, устанавливаются в проектно-сметной документации.
В данном случае документация об аукционе содержит техническое задание, где перечислены наименования работ по контракту, а также указаны материалы, используемые при выполнении работ. В указанном техническом задании отсутствуют архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения, позволяющие определить методы и способы выполнения работ по контракту.
В то же время, в п. 4.1 технического задания документации об аукционе указано, что работы выполняются в соответствии с проектной документацией. Подрядчик гарантирует качество выполнения всех работ в соответствии с проектной документацией, действующими нормативами и техническими условиями. Подрядчик гарантирует, что качество строительных материалов, комплектующих изделий, конструкций и оборудования, применяемых им для строительства, будет соответствовать проектной документации, государственным стандартам, техническим условиям и иметь соответствующие сертификаты, технические паспорта или иные документы, удостоверяющие качество.
Таким образом, можно сделать вывод, что проектная документация содержит в себе требования к результату выполняемых строительно-монтажных работ и иным показателям, связанным с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика, которые заказчик признает существенными при исполнении контракта.
Между тем, в составе документов, входящих в документацию об аукционе, размещенных на официальном сайте, проектная документация отсутствует.
В соответствии с ч. 6 ст. 16 Закона о размещении заказов информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, информация об условиях, о запретах, об ограничении допуска товаров, происходящих из иностранного государства или групп иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, размещается на официальном сайте без взимания платы. При этом к информации о размещении заказов относятся предусмотренная настоящим Федеральным законом информация и полученные в результате принятия решения о размещении заказа и в ходе размещения заказа сведения, в том числе сведения, содержащиеся в извещении о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, извещении о проведении запроса котировок, конкурсной документации, документации об аукционе, изменениях, вносимых в такие извещения и такую документацию, разъяснениях такой документации, протоколах, составляемых в ходе размещения заказа, а также информация о поступлении жалоб участников размещения заказа и об их содержании, о решениях, принятых по результатам рассмотрения таких жалоб, предписаниях, выданных уполномоченными на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В данном случае сведениями, полученными в результате принятия решения о размещении заказов - принятия решения о строительстве объекта "Центр зимних видов спорта в г. Томари Сахалинской области", является проектно-сметная документация.
Таким образом, проектно-сметная документация на строительство объекта "Центр зимних видов спорта в г. Томари Сахалинской области" относится к информации о размещении заказов, следовательно, должна быть размещена на официальном сайте.
Учитывая изложенное, заказчик, определив, что результат работ должен соответствовать проектной документации, при этом не включив последнюю в составе документации об аукционе, нарушил п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
Следует отметить, что поскольку проектная документация не официальном сайте не размещена, то есть она не является частью документации об аукционе, то выполнение работ в соответствии с проектной документацией будет противоречить ч. 5 ст. 9 Закона о размещении заказов, согласно которой контракт заключается на условиях, указанных в документации об аукционе.
Комиссия также отмечает, что при отсутствии в составе документации об аукционе проектной документации участник размещения заказа не сможет обоснованно рассчитать цену и объем работ по строительству здания, строения, сооружения, исходя из своих затрат на трудовые, производственные ресурсы, оборудование и материалы.
В соответствии с ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна соответствовать требованиям, предусмотренным ч.ч. 1-3.2, 4.1-6 ст. 34 данного закона.
Согласно с ч. 3 ст. 34 Закона о размещении заказов при указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент". При этом, в силу п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В результате анализа технического задания документации об аукционе установлено, что в отношении таких товаров, как:
- Прожектор Spider 1000 под галогенную лампу накаливания мощностью не менее 1000 Вт или эквивалент (пп. 89 п. 9.1);
- погружной насос Amarex KRTF 80-250/74UG в водоприемном колодце или эквивалент (п. 2.1 Технических характеристик системы) и др. не определены параметры эквивалентности.
В отношении товаров: Вентилятор Compact 100 (пп. 208 п.18); Вентилятор KVFU160C 160; Обратный клапан RSK 160 и др. - отсутствуют слова "или эквивалент", не определены параметры эквивалентности.
Отсутствуют максимальные и (или) минимальные значения показателей и показатели, значения которых не могут изменяться, в отношении таких товаров, как: Зажим плашечный (пп. 12 п. 8.5); Приточная установка (пп. 151 п. 18.1); Световые настенные указатели (пп. 313 п. 18.6) и др.
Указанное свидетельствует о нарушении заказчиком ч. 3 ст. 34, ч. 1 ст. 41.6, п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
Как указано выше, документация об аукционе в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов должна содержать инструкцию по заполнению заявки на участие в аукционе.
В техническом задании указано, что при подаче сведений участник размещения заказа должен применять обозначения (единицы измерения, наименования показателей, технических, функциональных параметров) в соответствии с обозначениями, установленными в Техническом задании. Если в Техническом задании значение показателя технического или функционального параметра является минимальным (не менее, от), максимальным (не более, до), сопровождается словами "не выше", "не ниже", отклонение "+/-", участник размещения заказа указывает конкретные (точные) параметры строительных материалов без слов "не менее", "не более", "не выше", "не ниже", "от", "до", "или", без знаков "+/-".
Если в техническом задании значение показателя технического или функционального параметра отмечено "*", "точно" то данное значение является точным и не подлежит изменению.
В п. 4.2.1 проекта контракта установлена обязанность подрядчика выполнить работы в соответствии с техническим заданием (приложение 1) и графиком выполнения работ (приложение 3), руководствуясь соответствующими законодательными и нормативными актами, с обязательным соблюдением требований СНиП, ГОСТ, Правил эксплуатации электроустановок, Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации электроустановок и другими техническими документами, подлежащими использованию при производстве работ.
В техническом задании документации об аукционе указано на то, что при выполнении работ должны быть использованы такие товары, как:
- Щебень марки 800 фракция 10-20 мм;
- Щебень каменный 5-10 мм и др.
Согласно ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" значение показателя "фракция" щебня определено как диапазонное.
Однако, ни техническим заданием, ни инструкцией по заполнению заявки не усматривается, каким образом необходимо указывать участнику размещения заказа в первой части заявки значение фракции щебня: в диапазонном или конкретном значении.
Из изложенного следует, что заказчик не включил в документацию об аукционе инструкцию по заполнению заявки, что является нарушением п. 1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
В силу ч. 3.1 ст. 60 Закона о размещении заказов заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация, оператор электронной площадки, конкурсная, аукционная или котировочная комиссия, действия (бездействие) которых обжалуются, обязаны представить на рассмотрение жалобы по существу конкурсную документацию, документацию об аукционе, извещение о проведении запроса котировок, изменения в конкурсную документацию, документацию об аукционе, заявки на участие в конкурсе, заявки на участие в аукционе, котировочные заявки, протоколы вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, протоколы рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протоколы рассмотрения заявок на участие в аукционе, протоколы рассмотрения и оценки котировочных заявок, протоколы оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протоколы аукциона, аудио-, видеозаписи и иные документы и сведения, составленные в ходе размещения заказа или аккредитации участника размещения заказа на электронной площадке.
Уведомлениями-требованиями от 17.03.2014 N 05-1325 о рассмотрении жалобы ООО "Росстрой", от 19.03.2014 о рассмотрении жалобы ООО "ВладРемМонтаж" Сахалинское УФАС России обязало заказчика или уполномоченного органа заблаговременно, но не позднее даты рассмотрения жалобы представить документы, составленные в ходе размещения заказа, в том числе, первые и вторые части заявок участников размещения заказа, распечатанные на бумажном носителе.
Между тем, в нарушение ч. 3.1 ст. 60 Закона о размещении заказов на момент рассмотрения жалоб по существу заказчиком представлен пакет истребуемых документов только для рассмотрения одной жалобы, при этом первая часть заявки ООО СМК "ЭнергоСила" представлена не в полном объеме, что не оспорено представителем данного Общества и заказчика.
Данное обстоятельство исключает возможность проведения внеплановой проверки в полном объеме.
Документов для рассмотрения второй жалобы заказчиком не представлено.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь ч.ч. 1, 2, 4 ст. 57, в соответствии с ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498,
РЕШИЛА:
1. Жалобу ООО "ВладРемМонтаж" признать необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим ч. 3 ст. 34, ч. 1 ст. 41.6, п. 1 ч. 3 ст. 41.6, п. 1 ч. 4 ст. 41.6, ч. 7 ст. 41.8, ч. 3.1 ст. 60 Закона о размещении заказов.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов выдано заказчику, аукционной комиссии в рамках дела N 152/14.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Г.Н. Тыченок
Члены Комиссии Я.Х. Ли
К.В. Савчук
Савчук К.В. (4242) 424241
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 25 марта 2014 г. N 156
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.04.2014