Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 3 марта 2014 г. N 293-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
Быковой Е.В. - начальника отдела контроля закупок, Председателя Комиссии;
Шумковой М.Г. - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Крашенинникова С.С. - заместителя начальника юридического отдела, члена Комиссии,
при участии представителей:
Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области" - А.Ю. Молчановой (доверенность N 17/2 от 09.01.2014 г.), С.А. Борисенко (приказ N5 от 11.09.2012 г.);
ОАО "СОГАЗ" - С.В. Кузьминых (доверенность 66АА 2208499 от 04.02.2014 г.), И.В. Петровской (доверенность 66АА 2208504 от 04.02.2014 г.),
рассмотрев жалобу ОАО "СОГАЗ" (107078, г. Москва, пр-т. Академика Сахарова, д. 10) на действия (бездействие) заказчика в лице Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области" (620014, Свердловская обл, Екатеринбург г, ул. Маршала Жукова, д. 4а) при проведении открытого конкурса по отбору страховщика для оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности автотранспорта, используемого ГУ МВД России по Свердловской области (извещение N0862100000813000375), в части наличия нарушений Федерального Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о размещении заказов),
УСТАНОВИЛА:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба ОАО "СОГАЗ" (вх. N 01-3288 от 26.02.2014) на действия (бездействие) заказчика в лице Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области" при проведении открытого конкурса по отбору страховщика для оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности автотранспорта, используемого ГУ МВД России по Свердловской области (извещение N0862100000813000375).
О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены посредством факсимильной связи (уведомление N 2429 от 28.02.2014).
В своей жалобе ОАО "СОГАЗ" указал, что согласно Протокола рассмотрения заявок N0862100000813000375-П2-2 от 19.02.2014 года к участию в конкурсе допущены заявки 2-х участников - СОАО "ВСК", ОАО "СОГАЗ".
Согласно протокола оценки и сопоставления заявок N0862100000813000375-ПЭ -2 от 20.02.2014 года 1-й номер присвоен заявке СОАО "ВСК" (заявка N80), 2-й номер присвоен заявке ОАО "СОГАЗ" (заявка N83). Победителем конкурса признано СОАО "ВСК" по критерию первоочередности поступления заявки N80 в электронной форме.
Представители ОАО "СОГАЗ" полагают, что конкурсная комиссия Заказчика неправомерно допустила к участию в конкурсе заявку СОАО "ВСК", которая на момент подачи не содержала весь перечень документов, предусмотренных законом о размещении заказов.
Заявка СОАО "ВСК" подана в форме электронного документа, зарегистрирована под номером 80, содержала сканы лицензии, учредительных документов, не подписанные ЭЦП. В силу положений Федерального закона от 06.04.2011 года N63-ФЗ "Об электронной подписи" электронным документом является документ, заверенный электронной цифровой подписью (ЭЦП). Таким образом, к электронной заявке СОАО "ВСК" не были приложены в форме электронного документа все требуемые документы, следовательно, заявка подлежала отклонению Заказчиком. Также до момента вскрытия конвертов СОАО "ВСК" направило ряд документов на бумажном носителе, оформив их как изменения, зарегистрированные под номером N84. При этом недостающие документы были восполнены путем подачи изменений - отсканированная копия выписки из ЕГРЮЛ была заменена на бумажную, заверенную нотариусом, отсканированная копия доверенности директора была заменена на бумажную, заверенную нотариусом и отсканированная копия платежного поручения была заменена на бумажную с отметкой банка. Лицензия и учредительные документы не предоставлены. В связи с этим, заявитель полагает, что комиссии Заказчика надлежало отклонить заявку СОАО "ВСК" на основании п. 1 ч. 1 ст. 12 94-ФЗ от 21.07.2005 г., как не соответствующую требованиям пп. 3.3.1.1. п. 3.3. ч. 3 Раздела 2 конкурсной документации, так как на момент подачи заявка СОАО "ВСК" в электронной форме не содержала всех требуемых ч. 3 ст.25 94-ФЗ от 21.07.2005 г. документов.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились и просили признать ее необоснованной, так как считают допуск к участию в конкурсе СОАО "ВСК" является обоснованным.
Согласно п.3.3.2.6. раздела II конкурсной документации заявка в отношении каждого предмета конкурса (лота), поданная Участником в форме электронного документа, должна быть подписана электронной цифровой подписью в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 10.01.2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (до даты признания утратившим силу) или в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 06.04.2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи". Подписание заявки и иных документов, созданных в MS Office, подписываются ЭЦП в соответствии с Инструкцией по подписанию ЭЦП файлов MS Office (Приложение N 2 к конкурсной документации). Заявка и иные документы, созданные в MS Office, представленные СОАО "ВСК" были подписаны ЭЦП с соблюдением всех установленных требований. Изменения к заявке СОАО "ВСК" содержат документы, изначально поданные в составе заявки. Заявка N 80 с изменениями за N 84 СОАО "ВСК" оформлена в соответствии с требованиями конкурсной документации.
При направлении участником размещения заказа заявки в электронном виде и подписание каждого документа ЭЦП означает подтверждение подлинности и достоверности представленных в составе заявки на участие в конкурсе.
С учетом того, что заявка СОАО "ВСК" содержала все необходимые документы, предусмотренные ст. 25 Закона о размещении заказов, и Заказчиком проверены сведения об СОАО "ВСК", факт недостоверности предоставленной информации не установлен, то оснований для отклонения заявки СОАО "ВСК" у Единой комиссии Заказчика не имелось.
Заслушав доводы сторон, проанализировав представленные материалы, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам:
15.12.2013 заказчик в лице Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области" разместил на официальном сайте в сети "Интернет" заказ путем проведения открытого конкурса по отбору страховщика для оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности автотранспорта, используемого ГУ МВД России по Свердловской области (извещение N 0862100000813000375).
Начальная (максимальная) цена контракта: 4 145 665,40 рублей.
Согласно Протоколу рассмотрения заявок N0862100000813000375-П2/16 от 19.02.2014 г. Единой комиссией заказчика принято решение об отказе в допуске к участию в конкурсе ООО "Росгосстрах" и ОАО ОСАО "Ингосстрах", а также о допуске к участию в конкурсе СОАО "ВСК" и ОАО "СОГАЗ".
Согласно ч. 1 ст. 25 Закона о размещении заказов для участия в конкурсе участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией.
В соответствии частью 2 статьи 25 Закона о размещении заказов участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в письменной форме в запечатанном конверте или в форме электронного документа.
Таким образом, положения Закона о размещении заказов предусматривают две возможные формы подачи участником размещения заказа конкурсной заявки и не определяют право заказчика по своему усмотрению ограничить подачу участником размещения заказа заявки в определенной (одной) форме.
Перечень обязательных документов, которые должны быть представлены в составе заявки, определён ч. 3 ст. 25 Закона о размещении заказов.
В соответствии с названной правовой нормой в п. 3..3.1 конкурсной документации заказчиком установлены требования к составу заявки на участие в конкурсе, согласно которому она должна быть подготовлена по форме, приведенной в п.2 Раздела IV конкурсной документации, и содержать следующее:
- сведения и документы об Участнике размещения заказа, подавшем такую заявку:
а) фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона;
б) полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса выписку из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридических лиц), полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенную копию такой выписки (для индивидуальных предпринимателей), копии документов, удостоверяющих личность (для иных физических лиц), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранных лиц), полученные не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса;
в) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника размещения заказа без доверенности (далее - руководитель). В случае, если от имени участника размещения заказа действует иное лицо, заявка должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника размещения заказа, заверенную печатью участника размещения заказа и подписанную руководителем участника размещения заказа (для юридических лиц) или уполномоченным этим руководителем лицом, либо нотариально заверенную копию такой доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем участника размещения заказа, заявка должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица;
г) документы, подтверждающие квалификацию участника размещения заказа, в случае проведения конкурса на оказание услуг, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника размещения заказа;
д) копии учредительных документов участника размещения заказа (для юридических лиц);
е) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством РФ, учредительными документами юридического лица и если для участника размещения заказа поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки, обеспечения исполнения контракта являются крупной сделкой.
- предложение о качестве услуг и иные предложения об условиях исполнения контракта, в том числе предложение о цене контракта,
- документы, копии документов или сведения, подтверждающие соответствие участника размещения заказа установленным требованиям и условиям допуска к участию в конкурсе:
а) документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки, в случае, если в Информационной карте содержится указание на требование обеспечения такой заявки (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, или копия такого поручения);
б) копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся предметом торгов:
- копия действующей лицензии федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью на право осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
- любые другие документы по усмотрению Участника размещения заказа, если иное не предусмотрено Информационной картой.
Заявка на участие в конкурсе СОАО "ВСК" (N80) поступила в виде электронного документа. Поданная заявка на участие в конкурсе состояла из нескольких электронных файлов. Так, в составе заявки были представлены:
- документы, составленные в электронной форме и подписанные электронной подписью (опись, заявка на участие в конкурсе, анкета участника размещения заказа, предложение о цене контракта, предложение о качестве услуг и иных условиях исполнения государственного контракта, справка о величине сделки, информационное письмо, копия платежного поручения, подтверждающего внесение обеспечения заявки на участие в конкурсе);
- сканированные копии документов в формате pdf, не подписанные электронной подписью (выписка из ЕГРЮЛ; нотариально заверенная копия Устава СОАО "ВСК"; нотариально заверенная копия Свидетельства выданного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц; выписка из протокола о внесении изменений в Устав СОАО "ВСК"; нотариально заверенная копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; нотариально заверенная копия выписки из протокола внеочередного Общего собрания акционеров Открытого акционерного общества "Военно-страховая компания" от 10.02.2010 г (об избрании генерального директора); нотариально заверенная копия Приказа Генерального директора ОАО "Военно-страховая компания" N 73-к от 12.02.2010 г. (О вступлении генерального директора в должность); нотариально заверенная копия выписки из Протокола внеочередного Общего собрания акционеров Открытого акционерного общества "Военно-страховая компания" от 06 декабря 2010 г., заверенная нотариально. (О переименовании ОАО "ВСК");
- сканированные копии документов в формате jpg, не подписанные электронной подписью (нотариально заверенная копия Свидетельства N 008.278, выданного Московской регистрационной палатой от 11 февраля 1992 года; нотариально заверенная копия Свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице; Приказ на Тена А.В. от 26.10.2012 г. о предоставлении права подписи; копия документа, подтверждающего действующий рейтинг страховой организации-участника размещения заказа, присвоенный рейтинговым агентством Эксперт РА);
- сканированные копии документов в формате tif, не подписанные электронной подписью (доверенность на Тена А.В. от 16.01.2013 г.).
СОАО "ВСК" были поданы изменения к ранее поданной заявке (N84), в состав которых вошли следующие документы:
- оригинал полученной не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса выписку из единого государственного реестра юридических лиц;
- оригинал доверенности на осуществление действий от имени участника размещения заказа;
- оригинал платежного поручения, подтверждающего перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе.
В ч. 3.3 ст. 25 Закона о размещении заказов установлены требования к оформлению заявки на участие в конкурсе. В соответствии с ч. 3.3 ст. 25 Закона о размещении заказов в п. 3.3.1.1 документации об аукционе предусмотрено, что заявка (опись, заявка, том заявки) в отношении каждого предмета конкурса (лота) должна быть оформлена следующим образом:
- все листы заявки, все листы тома заявки, должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка и том заявки на участие в конкурсе должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью Участника размещения заказа (для юридических лиц) и подписаны Участником размещения заказа или лицом, уполномоченным таким участником размещения заказа. Соблюдение участником размещения заказа указанных требований означает, что все документы и сведения, входящие в состав заявки и тома заявки на участие в конкурсе, поданы от имени участника размещения заказа, а также подтверждает подлинность и достоверность представленных в составе заявки и тома заявки на участие в конкурсе документов и сведений. При этом ненадлежащее исполнение участником размещения заказа требования о том, что все листы заявки и тома заявки должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.
Согласно п. 3.3.2.6 конкурсной документации заявка в отношении каждого предмета конкурса (лота), поданная Участником в форме электронного документа, должна быть подписана электронной цифровой подписью в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 10.01.2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (до даты признания утратившим силу) или в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 06.04.2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи". Подписание заявки и иных документов, созданных в MS Office, подписываются ЭЦП в соответствии с Инструкцией по подписанию ЭЦП файлов MS Office (Приложение N 2 к конкурсной документации).
В п.11.1 ст.2 Федерального закона от 08.07.2006 N149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" устанавливает, что электронным документом признается документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.
Согласно ч.4 ст.11 указанного Закона об информации в целях заключения гражданско-правовых договоров или оформления иных правоотношений, в которых участвуют лица, обменивающиеся электронными сообщениями, обмен электронными сообщениями, каждое из которых подписано электронной подписью или иным аналогом собственноручной подписи отправителя такого сообщения, в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон, рассматривается как обмен документами.
Таким образом, электронный документ, в частности заявка на участие в Конкурсе, обладает признаками документа, подписанного собственноручной подписью, в случае его подписания электронной цифровой подписью. Заверение электронного документа электронной цифровой подписью обусловлено необходимостью удостоверить заявленные сведения и подтвердить юридическую силу документа.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федеральный закон от 06.04.2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон об электронной подписи) электронная подпись - информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.
В п. 9 ст. 2 Закона об электронной подписи указано, что средства электронной подписи - шифровальные (криптографические) средства, используемые для реализации хотя бы одной из следующих функций - создание электронной подписи, проверка электронной подписи, создание ключа электронной подписи и ключа проверки электронной подписи;
В п. 11 ст. 2 Закона об электронной подписи предусмотрено, что участники электронного взаимодействия - осуществляющие обмен информацией в электронной форме государственные органы, органы местного самоуправления, организации, а также граждане.
Согласно ч. 1 ст. 6 Закона об электронной подписи информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
В соответствии с ч. 3 ст. 12 Закона об электронной подписи при проверке электронной подписи средства электронной подписи должны:
1) показывать содержание электронного документа, подписанного электронной подписью;
2) показывать информацию о внесении изменений в подписанный электронной подписью электронный документ;
3) указывать на лицо, с использованием ключа электронной подписи которого подписаны электронные документы.
Поскольку конкурсная документация содержала требования к заявке, подаваемой в электронной форме, постольку отсутствие электронной подписи электронного документа свидетельствует о невозможности его идентификации.
В соответствии с ч. 1 ст. 27 Закона о размещении заказов конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со ст. 11 Закона о размещении заказов.
В ч. 2 ст. 27 Закона о размещении заказов предусмотрено, что по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией принимается решение о допуске к участию в конкурсе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в конкурсе, участником конкурса, или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст. 12 Закона о размещении заказов.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 12 Закона о размещении заказов основанием для отказа в допуске участника размещения заказа является, в том числе, несоответствия заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе требованиям конкурсной документации.
Следовательно, конкурсная комиссия заказчика не имеет правовых оснований анализировать любой электронный документ, который не подписан электронной подписью.
За отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе (далее в настоящей части - отказ в допуске к участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушение порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией, предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст.7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 17, ст. 60 Закона о размещении заказов, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Жалобу ОАО "СОГАЗ" признать обоснованной.
2. В действиях конкурсной комиссии заказчика в лице Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области" признать нарушения п.4 ч.4 ст.22 Закона о размещении заказов.
3. Заказчику в лице Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области", его конкурсной комиссии выдать предписание.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ч. 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Е.В. Быкова
Члены Комиссии М.Г. Шумкова
С.С. Крашенинников
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 3 марта 2014 г. N 293-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.04.2014