Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 22 апреля 2014 г. N 03-10/47-14
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Томского УФАС России) в составе: председателя комиссии: | |
Алиева Р.А., |
заместителя руководителя-начальника отдела контроля закупок; |
членов комиссии: | |
Константинова В.А., |
главного специалиста-эксперта отдела контроля; |
Криворучко А.П., |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок; |
Гламаздиной Д.С., |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок, |
|
|
при участии представителей:
- заказчика - ОГБПОУ "Томский техникум социальных технологий" Рязанова С.А. (доверенность б/н от 21.04.2014),
- заявителя - ИП Иващенко О.О. Гутова Д.А. (доверенность б/н от 22.04.2014),
рассмотрев дело N03-10/47-14, возбужденное по жалобе ИП Иващенко О.О. на действия заказчика при проведении конкурса с ограниченным участием на поставку мясных продуктов для нужд Областного государственного бюджетного профессионального учреждения "Томский техникум социальных технологий",
УСТАНОВИЛА:
В Томское УФАС России обратилась ИП Иващенко Ольга Олеговна (далее - заявитель) с жалобой, поданной в срок и соответствующей ст.105 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 44-ФЗ), на заказчика при проведении конкурса с ограниченным участием на поставку мясных продуктов для нужд Областного государственного бюджетного профессионального учреждения "Томский техникум социальных технологий" (извещение N0365200011114000001), (далее - конкурс), нарушающие, по мнению заявителя, законодательство в сфере закупок.
Заявитель в жалобе, а также представитель заявителя в заседании Комиссии Томского УФАС России утверждают, что заказчик утвердил конкурсную документацию с нарушением требований Закона 44-ФЗ.
Предметом конкурса является поставка мясных продуктов, а не их производство.
В п.14.1 Информационной карты конкурсной документации указано, что участник должен соответствовать дополнительным требованиям:
1. Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта, договора на поставку продуктов питания, (далее - договор), в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс с ограниченным участием.
2. Наличие собственного и (или) арендованного на срок исполнения контракта (договора) оборудования и других материальных ресурсов, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта (договора): наличие транспортного средства оборудованного в соответствии с требованиями СанПиН для транспортировки продуктов питания.
В п.16.1 Информационной карты установлено, что для подтверждения соответствия участника закупки вышеуказанным дополнительным требованиям участник должен предоставить следующие документы:
1.Копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров), на поставку пищевых продуктов, закупаемых для дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, нетиповых образовательных учреждений высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности, образовательных учреждений дополнительного образования детей и других организаций, осуществляющих образовательный процесс для детей, медицинских организаций, учреждений социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления и акта (актов) выполненных работ.
2. Копия паспорта транспортного средства или договор аренды такого транспортного средства (в случае нахождения его в аренде), оборудованного в соответствии с требованиями СанПиН для транспортировки продуктов питания.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N1089 "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N1089) утверждены:
- перечень случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологического или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации (далее - Перечень случаев);
- дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки;
- перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупки дополнительным требованиям, предъявляемым к участникам закупки.
Утвержденный перечень документов, которые подтверждают соответствие участников дополнительным требованиям, разделяется исходя из предмета конкурса: на поставку товара, выполнение работ и оказание услуг, в частности:
- Копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ, т.е. копии документов, указанные в п.1 Перечня документов, которые подтверждают соответствие участников закупки дополнительным требованиям могут быть запрошены исключительно при установлении заказчиком дополнительного требования "Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта, договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - договор), указанных в перечне случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологического или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе.
- Сведения, указанные в п.2 Перечня документов, которые подтверждают соответствие участников закупки дополнительным требованиям "Перечень оборудования и других материальных ресурсов, сформированный в зависимости от вида работ" могут быть запрошены заказчиком исключительно в отношении работ, т.к. в самом пункте прямо указано "в зависимости от вида работ".
То есть, по мнению заявителя, заказчик вправе запросить в составе заявки на участие в конкурсе Перечень оборудования и других материальных ресурсов, сформированный в зависимости от вида работ при проведении конкурсов на выполнение работ, указанных в п.п. 1-4, 6 Перечня случаев.
- Сведения, указанные в п.5 Перечня документов, которые подтверждают соответствие участников закупки дополнительным требованиям "Перечень находящегося в собственности, аренде (лизинге) технологического и иного оборудования, необходимого для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг с указанием его производственных мощностей в сутки" могут быть запрошены заказчиком при проведении конкурсов на выполнение работ, оказания услуг, указанных в п.п. 1-4, 6 Перечня случаев.
По мнению заявителя, весь перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупки дополнительным требованиям, предъявляемым к участникам закупки не может быть запрошен заказчиком в составе заявки на участие в конкурсе в рамках подтверждения соответствия участника закупки дополнительному требованию "Наличие собственного и (или) арендованного на срок исполнения контракта (договора) оборудования и других материальных ресурсов, а также прав на результаты интеллектуальной деятельности в объеме, установленном конкурсной документацией, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта договора" когда предметом конкурса является поставка товара.
Соответственно, если предметом конкурса является поставка пищевых продуктов, то в конкурсной документации может быть:
- установлено одно единственное дополнительное требование: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта, договора на поставку товаров, указанных в перечне случаев;
- установлено предоставление одного единственного документа, подтверждающего соответствие участника такому требованию: ранее исполненный (исполненные) контракт (контракты), договор (договоры).
Таким образом, по мнению заявителя, заказчик в пп.2 п.14.1 Информационной карты неправомерно установил требование о соответствии участника закупки дополнительному требованию "Наличие собственного и (или) арендованного на срок исполнения контракта (договора) оборудования и других материальных ресурсов, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта (договора): наличие транспортного средства оборудованного в соответствии с требованиями СанПиН для транспортировки продуктов питания".
Соответственно, заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении в составе заявки на участие в конкурсе документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям, а именно копии паспорта транспортного средства или договора аренды такого транспортного средства (в случае нахождения его в аренде), оборудованного в соответствии с требованиями СанПиН для транспортировки продуктов питания.
Кроме этого, представитель заявителя в ходе рассмотрения жалобы заявил, что дополнительные требования к участникам закупки также установлены в критериях оценки заявок на участие в конкурсе.
На основании вышеизложенного, заявитель просит приостановить определение поставщика до рассмотрения жалобы по существу, выдать заказчику предписание о внесении изменений в конкурсную документацию.
В возражениях на жалобу и в заседании Комиссии Томского УФАС России заказчик поясняет, что в соответствии с ч.2 ст.31 Закона 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в ч. 2 ст.31 Закона 44-ФЗ, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст.31 Закона 44-ФЗ дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Право и обязанность заказчика устанавливать требование о наличии собственного и (или) арендованного на срок исполнения контракта, договора оборудования и других материальных ресурсов, а также прав на результаты интеллектуальной деятельности в объеме, установленном конкурсной документацией, предусмотрено как Законом 44-ФЗ, так и Постановлением N1089.
Поскольку предметом конкурса является поставка для образовательного учреждения продуктов питания, к перевозке и хранению которых предъявляются жесткие санитарно-эпидемиологические требования, а также в целях обеспечения безопасности обучающихся, заказчиком включено требование о предоставлении копии ПТС или договора аренды такого транспортного средства (в случае нахождения его в аренде), оборудованного в соответствии с требованиями СанПиН для транспортировки продуктов питания.
Изучив доводы жалобы ИП Иващенко О.О., заслушав представителя заявителя, представителя заказчика, проведя внеплановую проверку всех материалов закупки N0365200011114000001, Комиссия Томского УФАС России установила:
Извещение N0365200011114000001 о проведении конкурса с ограниченным участием и документация о проведении конкурса с ограниченным участием опубликованы на сайте zakupki.gov.ru 31.03.2014.
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составляет 1 632 333 (Один миллион шестьсот тридцать две тысячи триста тридцать три) рублей 00 копеек.
Заказчик - Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Томский техникум социальных технологий".
Предмет конкурса с ограниченным участием: Поставка мясных продуктов для нужд Областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Томский техникум социальных технологий".
В соответствии с ч.2 ст.56 Закона 44-ФЗ проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации.
Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства N1089 в перечень таких случаев включена поставка пищевых продуктов, закупаемых для образовательных учреждений начального профессионального образования.
Постановлением N1089 установлены дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки отдельных товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупки дополнительным требованиям, предъявляемым к участникам закупки.
Поскольку предметом закупки является поставка мясной продукции для образовательного учреждения, заказчиком в конкурсной документации правомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки, а именно:
- п.14.1 Информационной карты: 1. Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта, договора на поставку продуктов питания, (далее - договор), в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс с ограниченным участием.
2. Наличие собственного и (или) арендованного на срок исполнения контракта (договора) оборудования и других материальных ресурсов, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта (договора): наличие транспортного средства оборудованного в соответствии с требованиями СанПиН для транспортировки продуктов питания.
Для подтверждения соответствия участника закупки дополнительным требованиям в п.16.1 Информационной карты заказчиком на основании п.п.1,2 Перечня документов, которые подтверждают соответствие участников закупки дополнительным требованиям, предъявляемым к участникам закупки, установленным Постановлением N1089, определен исчерпывающий перечень таких документов, а именно:
1.Копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров), на поставку пищевых продуктов, закупаемых для дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, нетиповых образовательных учреждений высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности, образовательных учреждений дополнительного образования детей и других организаций, осуществляющих образовательный процесс для детей, медицинских организаций, учреждений социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления и акта (актов) выполненных работ.
2. Копия паспорта транспортного средства или договор аренды такого транспортного средства (в случае нахождения его в аренде), оборудованного в соответствии с требованиями СанПиН для транспортировки продуктов питания.
Из содержания проекта государственного контракта следует, что поставщик обязан поставить товар в соответствии с условиями контракта, а также выполнить определенные действия (работу) для исполнения государственного контракта (доставка, хранение, упаковка товара и пр.).
На основании изложенного, Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу, что заказчик, руководствуясь требованиями действующего законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, правомерно установил требование о наличии собственного и (или) арендованного на срок исполнения контракта, договора оборудования и других материальных ресурсов, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта, договора, также как и требование о предоставлении копии паспорта транспортного средства или договора аренды такого транспортного средства (в случае нахождения его в аренде), оборудованного в соответствии с требованиями СанПиН для транспортировки продуктов питания.
Согласно п.9 ч.1 ст.50 Закона 44-ФЗ конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок. При этом, в соответствии с ч.4 ст.56 Закона 44-ФЗ дополнительные требования не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила, Постановление N1085).
Согласно ч.4 Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
цена контракта;
расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);
предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Во исполнение требований п.9 ч.1 ст.50 Закона 44-ФЗ и Постановления N1085 в п.41 Информационной карты заказчиком установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе:
Цена контракта - 80%
Опыт участника по успешной поставке товара сопоставимого характера и объема - 20%
Оценка участника:
1.Исполненный контракт (договор) заключенный в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе, при этом стоимость ранее исполненного контракта(договора) должна составлять не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта(договора) на право заключить которого проводится конкурс с ограниченным участием - 100 баллов.
2.Нет исполненного контракта (договора) заключенного в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе - 0 баллов. (порядок расчета указан в приложении N2).
В Приложении N2 "Критерии и порядок оценки заявок на участие в конкурсе" установлено следующее:
N п/п |
Критерии (показатели) оценки заявок |
Предельное максимальное значение
|
Значимость критерия (пока- зателя) оценки (%) |
Коэффициент значимости критерия (показателя) оценки |
1 |
Стоимостные критерии: |
|
|
|
1.1 |
Цена контракта |
|
80 |
0,8 |
2 |
Нестоимостные критерии: |
|
|
|
|
Показатели: |
|
|
|
2.1 |
Опыт работы участника конкурса: в течение трех лет до даты подачи заявки по итогам исполненных контрактов (договоров) на поставку продуктов питания в государственные бюджетные учреждения) |
|
20 |
0,2 |
|
Сумма величин значимости критериев, % |
|
100% |
1 |
Таким образом, критерии оценки заявок на участие в конкурсе установлены заказчиком в соответствии с требованиями Постановления N1085 и отличаются от дополнительных требований, предъявляемых к участникам закупки в соответствии с требованиями Постановления N1089.
Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу, что в действиях заказчика по установлению критерий оценки заявок на участие в конкурсе, отсутствуют нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Проведя внеплановую проверку, проверив положения документации о конкурсе с ограниченным участием, в том числе, действия заказчика по установлению требований в документации о конкурсе с ограниченным участием, Комиссия Томского УФАС России не выявила нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь ч.2 ст.31, п.9 ч.1 ст.50, ст.56, ч.15 ст.99, ст.106 Закона 44-ФЗ, Комиссия Томского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Иващенко Ольги Олеговны на действия заказчика при проведении конкурса с ограниченным участием на поставку мясных продуктов для нужд Областного государственного бюджетного профессионального учреждения "Томский техникум социальных технологий необоснованной.
Председатель комиссии |
|
Алиев Р.А. |
Члены комиссии |
|
Константинов В.А. |
|
|
Криворучко А.П. |
|
|
Гламаздина Д.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 22 апреля 2014 г. N 03-10/47-14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.04.2014