Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава XI
Подготовка экипажа к борьбе за живучесть судна
Общие требования
99. Подготовка экипажа к борьбе за живучесть судна должна проводиться в соответствии с требованиями Конвенции СОЛАС-74, Устава службы на морских и речных судах таможенных органов Российской Федерации и Курса боевой подготовки экипажей морских (речных) таможенных судов Российской Федерации.
100. Подготовка к борьбе за живучесть судна обязательна для всего экипажа и должна проводиться в комплексе с технической учебой и морской подготовкой.
101. Подготовка экипажа к борьбе за живучесть судна проводится непрерывно в соответствии с годовым и месячным планами по технической учебе и морской подготовке, которые составляют помощник командира с начальником ЭМС (механиком) судна и утверждает командир судна.
102. Цель обучения - достижение профессиональной подготовки и натренированности экипажа, обеспечение должной организации, а также точности и быстроты действий по квалифицированному применению всех судовых аварийно-спасательных средств в сложной аварийной обстановке.
103. Основой обучения экипажа методам борьбы за живучесть судна является практическая отработка приемов по эффективному использованию имеющихся на судне средств борьбы с водой, пожаром и дымом в условиях, приближенных к аварийным.
104. Сроки проведения занятий, тренировок и учений устанавливаются в зависимости от уровня натренированности экипажа.
Контроль и учет выполнения планируемых мероприятий по подготовке экипажа к борьбе за живучесть судна осуществляет помощник командира судна.
105. Занятия, тренировки и частные учения с экипажем по борьбе за живучесть судна проводит командный состав по подчиненности, а также командир АГ под руководством помощника командира и начальника ЭМС (механика) судна.
106. Основными элементами подготовки экипажа к борьбе с взрывами и пожарами являются изучение конструктивных особенностей судна, рекомендаций и инструкций завода-строителя по эксплуатации судовых систем, устройств и механизмов, выполнение предупредительных мероприятий по предотвращению возникновения взрывов и пожаров, отработка практических навыков по:
применению первичных средств пожаротушения в целях ликвидации пожара в начальный момент его возникновения;
разведке пожара;
эвакуации людей из помещений, охваченных пожаром;
выбору огнегасительных средств и способов их подачи к местам пожара;
предотвращению распространения пожара по судну (герметизация и изоляция помещений, охваченных пожаром, орошение палуб и переборок, смежных с горящим помещением, и т.д.);
использованию различных средств пожаротушения;
предупреждению возможных взрывов при пожаре;
поддержанию в готовности, приготовлению к пуску и включению в действие стационарных средств борьбы с пожаром;
отработке действий экипажа по борьбе с пожаром в соответствии с судовым расписанием по тревогам (в том числе стояночным) и оперативным планом по борьбе с пожаром.
107. Основными элементами подготовки экипажа к обеспечению водонепроницаемости корпуса судна и борьбе за непотопляемость являются:
изучение конструктивных особенностей судна, правил эксплуатации корпусов (металлических, стеклопластиковых, железобетонных), устройств и систем, предупредительных мероприятий по обеспечению непотопляемости (обеспечение водонепроницаемости корпуса, остойчивости и плавучести судна);
практическая отработка навыков по поддержанию в готовности, приготовлению к пуску, включению и обеспечению работы имеющихся на судне водоотливных средств, приемов использования АСИ по прекращению поступления воды внутрь судна и ее распространения по судну;
отработка действий экипажа в соответствии с расписанием по тревогам и оперативным планом по борьбе с водой.
108. Основными формами подготовки экипажа к использованию судовых спасательных средств и спасению человека, упавшего за борт, являются:
а) изучение конструктивных особенностей, расположения спасательных средств и методов их использования, а также тренировки по тревоге "Человек за бортом";
б) отработка практических навыков по:
приготовлению к спуску (сбрасыванию) спасательных средств на воду по общесудовой тревоге и к спуску (сбрасыванию) их по шлюпочной тревоге;
управлению шлюпками, плотами с использованием всех средств их движения;
подходу на шлюпке к человеку, упавшему за борт, оказанию необходимой помощи и передаче его на судно;
установлению связи со спасательными средствами;
использованию пиротехнических средств, в том числе светодымящихся буйков;
использованию индивидуальных спасательных средств;
ведению переговоров командным составом судна с помощью радиотехнических средств с морским или воздушным судном, занятым поисково-спасательной операцией, с применением таблицы (международного свода сигналов) для произношения букв, цифр, знаков и спасательных сигналов для обеспечения безопасности поисково-спасательной операции и указания направлений на морское судно, воздушное судно или человека, терпящих бедствие.
109. Основными элементами подготовки экипажа к борьбе за живучесть технических средств являются:
изучение возможностей технических средств судна, их взаимозаменяемости и устранения неисправностей, изучение методов и способов по исправлению поврежденных механизмов, систем, магистралей, судовых устройств, бесперебойному обеспечению потребителей электроэнергией;
отработка практических навыков по управлению техническими средствами при различной аварийной обстановке, а также по обеспечению надежности их работы;
отработка всеми лицами ЭМС судна умения запустить, обслужить и остановить дизель-генератор, мотопомпу, пожарный насос, средства водоотлива, осушения, затопления, стационарную систему пожаротушения и прочие аварийные противопожарные и спасательные средства судна.
Методика подготовки экипажа
110. Основными методами подготовки экипажа к борьбе за живучесть судна являются: практические занятия, тренировки, частные и общесудовые учения, самостоятельная подготовка.
111. Практическое занятие с командным и рядовым составом производится с целью:
изучения устройства судна, его оборудования, средств и методов борьбы за живучесть судна;
освоения предупредительных мероприятий по обеспечению живучести судна;
отработки организации использования спасательных средств и спасения человека, упавшего за борт;
подготовки командного состава к руководству подчиненными ему подразделениями.
112. Занятия проводятся согласно методике по заранее составленному плану и начинаются с объяснения темы и учебной цели, показа изучаемого объекта и его действия. Объяснение должно быть кратким, последовательным, конкретным и доходчивым.
Для практического освоения темы рекомендуется каждому обучаемому провести действия по управлению изучаемым объектом под наблюдением руководителя занятий.
В конце занятий необходимо дать оценку подготовки обучаемых к занятию и усвоению темы. Рекомендуемая продолжительность одного занятия - 2 часа.
113. Тренировки проводятся с целью закрепления полученных на практических занятиях знаний, усвоения каждым членом экипажа обязанностей по тревогам, по обслуживанию систем, устройств, механизмов, технических средств.
На тренировках должны отрабатываться следующие вопросы:
первичные мероприятия по борьбе за живучесть судна;
организация руководства и ГКП по борьбе за живучесть судна;
отработка, действий групп разведки пожара, разведки водотечности корпуса;
отработка действия АГ по тушению пожаров, ликвидации повреждений корпуса и борьбе за живучесть технических средств;
отработка организации связи и слаженности действий АГ на судовых постах;
отработка взаимозаменяемости членов АГ в использовании АСИ;
отработка действий по подготовке и использованию индивидуальных спасательных средств, средств спасения коллективного пользования.
В ходе тренировки каждое неверное действие должно быть исправлено руководителем. Тренировка заканчивается кратким разбором.
Рекомендуемая продолжительность тренировки - 2 часа.
Первичные мероприятия по борьбе за живучесть судна приведены в приложении N 5 Наставления.
114. Частные учения проводятся в составе АГ.
На частных учениях составом АГ должны отрабатываться:
взаимодействия по борьбе с пожаром, водой, борьбе за живучесть технических средств;
действия по приготовлению спасательных средств к спуску на воду, герметизации помещений судна по сигналу "Аварийная тревога".
Частые учения проводит командир АГ по планам, утвержденным помощником командира и начальником ЭМС (механиком) судна.
Частные учения проводятся как по сигналу "Аварийная тревога", так и без объявления ее.
Рекомендуемая продолжительность частного учения - 2 часа. В конце учения руководитель проводит разбор.
115. Общесудовые учения проводятся со всем экипажем под руководством командира судна.
116. Планы общесудовых учений разрабатывает помощник командира с начальника ЭМС (механиком) судна и утверждает командир судна.
План общесудового учения состоит из плановой таблицы учения, схемы имитаций повреждений (аварий) и пожаров, замечаний и оценок командира судна таможенного органа по проведенному учению.
117. В зависимости от уровня подготовки экипажа общесудовое учение может проводиться в простых или сложных условиях (темное время суток, задымление помещений, штормовая погода).
При проведении общесудовых учений в море или в базе допускается применение средств имитации "очаг пожара", "звук-вспышка", "вспышка", нейтральный дым.
При применении средств имитации должны быть предусмотрены меры предосторожности и безопасности, исключающие возможность фактической аварии судна, гибели или увечья людей.
О проведении учений с использованием средств имитации в порту (базе) должен быть поставлен в известность капитан порта.
118. Если в ходе учения возникает действительная авария (пожар или случай с людьми), то все донесения, доклады и приказания должны предваряться словом "фактически".
Все распоряжения на учениях должны отдаваться в приказной форме: кратко, четко и понятно. Отдавший приказ должен потребовать его повторения (репитования).
119. При проведении общесудового учения необходимо руководствоваться разработанным планом учения, а также папкой руководящих документов по борьбе за живучесть судна. Рекомендуемая продолжительность общесудового учения - 2 часа.
120. После каждого общесудового учения должен проводиться всесторонний разбор действий экипажа. Проведение таких разборов является обязательным, так как от их полноты и качества зависит приобретение необходимых знаний и практических навыков экипажами судов.
Результаты разбора записывает помощник командира судна в план учения на листе замечаний.
О проведении учений, особенно о спуске (сбросе) на воду спасательных средств, делается краткая запись в судовом журнале. Эта запись не освобождает помощника командира таможенного судна от фиксирования в судовом журнале действий в процессе учений.
121. Общесудовые учения по своему назначению подразделяют на показательные, подготовительные и зачетные. Показательные учения проводятся с целью обучения и показа правильных действий экипажа судна.
Подготовительные учения проводят с целью дать практику экипажу в подготовке к зачетному учению.
Зачетные учения проводят с целью проверки подготовки экипажа судна к борьбе за живучесть судна и спасению людей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.