Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 28 апреля 2014 г. N 99
Резолютивная часть решения объявлена 28.04.2014
Полный текст решения изготовлен 30.04.2014 г. Чита, ул. Лермонтова,14
Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок в составе: председателя комиссии Горбуновой А.В., членов комиссии: Терешиной Л.В. главного государственного инспектора отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, Борисовой В.В. ведущего специалиста этого же отдела,
рассмотрев жалобу ООО "Вертикаль" на нарушение требований Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчиком - Федеральным казенным учреждением "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю" при проведении аукциона в электронной форме при проведении аукциона в электронной форме на поставку продуктов питания для нужд дошкольных образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, расположенных на территории Республики Бурятии (реестровый N 0391100022614000038),
в присутствии представителя заказчика Шиханова Ю.В. (доверенность от 23.04.2014), представитель заявителя на заседание комиссии не явился, о времени и месте извещен должным образом,
УСТАНОВИЛА:
22 апреля 2014 года в адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба ООО "Вертикаль" на неправомерное отклонение второй части заявки на участие в аукционе.
Из существа жалобы следует, что представленная во второй части заявки декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства полностью соответствует требованиям законодательства. В своих доводах заявитель ссылается на разъяснения Минэкономразвития РФ от 04.04.2014 N 7158-ЕЕ/Д28И и ФАС России от 044.04.2014 NАЦ/ 13590/14. Заявитель считает, что единая комиссия нарушила требования части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе и просит обязать заказчика устранить нарушения.
Представитель заказчика признал доводы заявителя необоснованными по следующим основаниям.
Критерии отнесения коммерческих организаций к субъектам малого предпринимательства установлены Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и изложены в статье 4 настоящего Федерального закона, согласно которой юридические лица относятся к субъектам малого предпринимательства при соответствии следующим условиям:
- суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
- численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек;
- выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 09 февраля 2013 года N 101 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" не должна превышать 400, млн. рублей.
В соответствии с частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе определен исчерпывающий перечень документов, которые должна содержать вторая часть заявки, в том числе документы (либо их копии), подтверждающие право участника закупки на получение преимуществ в соответствии со статьями 28-30 настоящего Федерального закона (следовательно, соответствие критериям, указанным в Федеральном законе N 209-ФЗ) (пункт 5 части 5 статьи 66 Закона).
Таким образом, законодатель однозначно определил необходимость представления в составе второй части заявки документов, подтверждающих принадлежность участника закупки к субъектам малого предпринимательства, не ограничиваясь декларированием принадлежности участника закупки к субъектам малого предпринимательства в порядке статьи 30 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе ООО "Вертикаль" в подтверждение неправомерности принятия решения единой комиссией ссылается на совместное разъяснение Минэкономразвития России и ФАС России от 04 апреля 2014 года N 7158-ЕЕ/Д28И N АЦ/13590/14, при этом извещение о проведении электронного аукциона размещено установленным порядком 20 марта 2014 года, т.е. за две недели до подписания сторонами данного разъяснения.
Кроме того, в указанном разъяснении отражено, что порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе установлен статьей 66 Закона о контрактной системе и участник закупки представляет в составе заявки информацию и документы, в том числе документы, подтверждающие право участника закупки на получение преимуществ, в том числе в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе, или копии таких документов.
Указанное разъяснение не отменяет и не изменяет положения Закона о контрактной системе, а нормы статьи 66 содержат прямое указание о необходимости представления таких документов, или их копий.
В ходе рассмотрения жалобы, комиссией на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка размещения указанного заказа. В ходе проверки установлено следующее.
26 марта заказчик разместил извещение о проведении указанного аукциона. Начальная цена контракта 417068,41 рублей. Закупка размещена для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
В пункте 2 части 3.1 раздела 3 Документации об аукционе установлено, что участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В то же время, в пункте 3 части 4.1 раздела 4 Документации об аукционе заказчик установил требование о предоставлении участником закупки во второй части заявки документов, подтверждающих право на получение преимуществ в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе.
На участие в аукционе поступило и допущено 2 заявки.
В соответствии с протоколом подведения итогов аукциона от 14.04.2014 заявка "Вертикаль" признана несоответствующими требованиям документации об аукционе и пункту 5 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, так как не представлены документы, подтверждающие право участника закупки на получение преимуществ, предусмотренных статьей 30 Закона о контрактной системе: сведения о средней численности работников и сведения о выручке от реализации товаров за предшествующий год.
Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснение заказчика, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе обязаны осуществлять с учетом положений части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком.
Порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе установлен в статье 6 Закона о контрактной системе. Согласно пункту 5 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе участник закупки представляет документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
В силу требований части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Таким образом, статьей 30 Закона о контрактной системе установлено, что документом, подтверждающим право участника электронного аукциона на получение преимуществ в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе, является декларация.
Необходимость представления иных документов, подтверждающих статус такого участника как субъекта малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации, Законом о контрактной системе не предусмотрено.
Таким образом, установленные заказчиком требования (пункт 3 части 4.1 раздела 4 Документации об аукционе), о предоставлении участником закупки во второй части заявки документов, подтверждающих право на получение преимуществ в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе, является нарушением требования части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Данное нарушение повлияло на результаты рассмотрения вторых частей заявок, поскольку согласно части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Исходя из того, что заявка ООО "Вертикаль" содержит декларирование о своей принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям, Комиссия находит довод заявителя о соответствии второй части заявки требованиям Закона о контрактной системе обоснованным.
Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти_", части 8 статьи 106, пункта 1 части 15 статьи 99, пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Вертикаль" обоснованной.
2.Признать заказчика - ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю" нарушившим часть 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание заказчику об аннулировании определения поставщиков способом аукциона в электронной форме на поставку продуктов питания для нужд дошкольных образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, расположенных на территории Республики Бурятии (реестровый N 0391100022614000038) в срок до 13.05.2014.
4. Передать материалы дела должностному лицу Забайкальского УФАС России для привлечения виновных должностных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Забайкальского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: А.В. Горбунова
Члены Комиссии: Л.В. Терешина
В.В. Борисова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 28 апреля 2014 г. N 99
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.04.2014