Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 24 апреля 2014 г. N 191-ж/2014
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливочник В.А.
|
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Воронковой Д.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Дворниковой А.О. |
- |
ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Персона" на действия Заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме на общестроительные работы в здании МКОУ "Кадомцевская ООШ" в соответствии с разделом II "Техническое задание" документация об аукционе в электронной форме (извещение N "01693000008514000015) в присутствии:
- представителя Администрации Троицкого муниципального района Челябинской области, действующего на основании доверенности N 5 от 14.01.2014,
- представителя МКОУ "Кадомцевская основная общеобразовательная школа", действующего на основании приказа от 07.09.1998 N96
- в отсутствие представителя ООО "Персона" надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы.
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба 17.04.2014 ООО "Персона", на действия Заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме на общестроительные работы в здании МКОУ "Кадомцевская ООШ" в соответствии с разделом II "Техническое задание" документации об аукционе в электронной форме (извещение N 01693000008514000015) (далее - открытый аукцион).
Согласно представленным документам Администрация Троицкого муниципального района Челябинской области 10.04.2014 объявила о проведении открытого аукциона в электронной форме путем опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 412 597 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе - 18.04.2014 в 08 часов 00 минут.
На дату рассмотрения жалобы государственный контракт на общестроительные работы в здании МКОУ "Кадомцевская ООШ" в соответствии с разделом II "Техническое задание" документация об аукционе в электронной форме не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
1. В разделе 1 информационной карты указывается противоречивая информация в части способа определения подрядчика, а именно в строке 1 информационной карты "уполномоченный орган, организатор совместного электронного аукциона", однако в строке 8 указывается "открытый аукцион в электронной форме".
2. Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме не содержит исчерпывающего перечня документов, которые должны быть предоставлены участникам закупки в соответствии с пунктами 1,2 части 1, части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Заказчиком не установлен перечень документов, который должен быть предоставлен в составе заявки в качестве подтверждения правомочности участника закупки.
4. В документации об аукционе в электронной форме не установлены требования к обеспечению исполнения контракта.
5. В документации об аукционе в электронной форме не определены даты начала и окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
6. В документации об аукционе в электронной форме отсутствует информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта.
7. В проекте контракта отсутствуют сведения о банковском сопровождении и сроках возврата подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
8. Заказчиком в Приложении 2 "График выполнения работ" проекта контракта установлены этапы работы (в днях) на каждый вид работ. По какой методике были осуществлены расчеты в днях, если предусмотрено, что вид работ "Смена обделок из листовой стали, примыканий к вытяжным трубам" - 0,2 дней. В соответствии с пунктом 4.2 и 14.4 проекта контракта установлено, что "за просрочку исполнения обязательств, Подрядчик уплачивает Заказчику пени. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере, определенном в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N1063, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных поставщиком ( подрядчиком, исполнителем)". Отсутствуют сведения о том, каким образом будут сдаваться результат каждого отдельного этапа (вида) работ, каким образом будет начисление пени в каком размере.
9. Согласно проекту контракта, приложение N2 "график выполнения работ" должен быть подписан только подрядчиком, а приложение N1 "Техническое задание" должно быть подписано только заказчиком.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились и пояснили следующее.
1. В наименование пункта 10 раздела 1 информационной карты документации об аукционе в электронной форме допущена опечатка, далее по тексту документации о закупке способ определения поставщика указан - открытый аукцион в электронной форме.
2. Извещение о проведении аукциона содержит ссылку на пункт 16 раздела 1 документации об аукционе, в котором указан исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участником закупки;
3. В пункте 16 раздела 1 документации об аукционе указано требование предоставление документа, подтверждающего правомочность участника заключать контракт. В законе о контактной системе отсутствует перечень таких документов и к их числу могут относиться документы, удостоверяющие личность (для физических лиц), учредительные документы, приказ о назначении, доверенность и т. д. (для юридических лиц).
4. Требования к обеспечению исполнения контракта установлены в пункте 26 раздела I документации об аукционе.
5. Заключительные положения документации об аукционе в электронной форме содержит ссылку на статью 65 Закона о контрактной системе, о порядке и сроках предоставления документации об аукционе в электронной форме, разъяснений ее положений и внесение в нее изменений.
6. Проект контракта является неотъемлемой частью документации об аукционе в электронной форме, в разделе 13 которого установлены условия расторжения контракта.
7. Часть 26 статьи 34 Закона о контрактной системе вступает в силу с 01.07.2014.
8. В 6-м столбце локального сметного расчета указано количество чел/час. Дни рассчитаны следующим образом:
Чел/час разделить на 8 часов (рабочее время) и разделить на количество рабочих, возможно занятых на данных видах работ. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
9. Техническое задание и график работ согласовывается и Заказчиком, и Подрядчиком, что указывается в Приложении.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99,106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В разделе 1 информационной карты указывается противоречивая информация в части способа определения подрядчика, а именно в строке 1 информационной карты "уполномоченный орган, организатор совместного электронного аукциона", однако в строке 8 указывается "открытый аукцион в электронной форме". Вместе с тем, по тексту документации о закупке, при публикации извещения на официальной сайте www.zakupki.gov.ru способ определения поставщика указан - открытый аукцион в электронной форме.
Таким образом, Комиссия делает вывод о том, что довод заявителя является обоснованным, но в свою очередь указание данной противоречивой информации не привело к нарушению интересов участников закупки.
2. Извещение о проведении аукциона содержит ссылку на пункт 16 документации об открытом аукционе в электронной форме, который содержит перечень документов, которые необходимо предоставить в составе заявки участнику закупки.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о необоснованности данного довода заявителя.
3. В нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе заказчиком в документации об Аукционе не установлен перечень документов, подлежащих представлению участниками закупки в подтверждение правомочности участника закупки (пункт 16 информационной карты документации о закупке).
4. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контактной системе в пункте 26 документации об открытом аукционе в электронной форме установлен размер, срок и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о необоснованности данного довода заявителя.
5. В нарушение пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация не содержит порядка, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Ссылка на положения статьи 65 Закона о контрактной систем не является добросовестным соблюдением требования пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
6. В нарушение пункта 12 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об открытом аукционе в электронной форме не содержит информации о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8-26 статьи 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контактной системе, к документации об открытом аукционе в электронной форме прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации. Отсутствие в документации о закупке возможности одностороннего отказа от исполнения контракта и наличие данной возможности в проекта контракта, могло привести к заключению контракта не на условиях документации о закупки, в нарушение части 1 статьи 34 Закона о контактной системе.
7. Довод заявителя об отсутствии в проекте контракта сведений о банковском сопровождении Комиссией не может быть принят во внимание в связи с тем, что статья 35 Закона о контрактной системе, в силу статьи 114 указанного Закона, вступает в силу с 01 июля 2014 года.
В нарушение части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе, проект контракта не содержит обязательного условия о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
8. В соответствии с пунктом 6.1 проекта контракта приемка выполненных работ осуществляется после выполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом. В течение 1 (одного) рабочего дня со дня получения от Подрядчика информации о готовности сдачи результата выполненных работ, заказчик создает комиссию по приемке выполненных работ. Сдача результатов выполненных подрядчиком и принятие их заказчиком осуществляется путем подписания акта приемки выполненных работ по форме КС-2, справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3. В силу пункта 7.4 проекта контракта оплата в размере 100 % установленной цены контракта производится Заказчиком в течение 20 банковских дней со дня подписания акта выполненных работ по форме КС-2.
В соответствии с пунктом 14.4 проекта контракта, за просрочку исполнения обязательств, подрядчик уплачивает заказчику пени. Пени начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контракта срока исполнения обязательства.
В соответствии с пунктом 4.1. проекта контракта, Приложением N1 к проекту контракта срок окончания работ определен календарной датой - 17.06.2014.
В силу статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации срок может быть обозначен календарной датой, периодом времени в годах, месяцах, днях, так и определен указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
График работ (приложение N2 к проекту контракта) содержит сроки выполнения работ в часах. Данные сроки являются трудозатратами, которые могут быть затрачены, в соответствии с локально - сметным расчетом, на выполнение работ.
Сроки завершения отдельных видов работ и этапы, определенные в графике работ (приложение N2 к проекту контракта) не влияют на общий срок исполнения общего обязательства по выполнению работ и носят информативный характер.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что проект контракт содержит дату начала работ - с момента заключения, дату окончания работ - 17.06.2014, а содержащиеся сроки в графике работ (приложение N2 к проекту контракта) не являются отдельными этапами работ.
9. Довод заявителя о не согласованности подписания технического задания и графика работ заказчиком и подрядчиком не нашел своего подтверждения при изучении Комиссией проекта контракта.
При рассмотрении жалобы, комиссией проведена внеплановая проверка документации о закупки и извещения о закупки, в ходе которой установлено следующие:
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Аналогичные требования к сроку действия банковской гарантии установлены заказчиком в пункте 26 документации об открытом аукционе в электронной форме.
Согласно пункту 4.1 проекта контракта определено начало выполнения работ - с момента заключения контракта, окончание выполнения работ - 17.06.2014.
Пунктом 16.3 проекта контакта установлено, что контракт вступает в силу с и становится обязательным с момента его подписания и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств и завершения всех взаиморасчетов.
В силу статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации срок может быть обозначен календарной датой, периодом времени в годах, месяцах, днях, так и определен указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Вместе с тем, указание срока действия контракта в виде события приводит к невозможности представления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта со сроком действия, превышающим срок действия контракта, поскольку невозможно установить, когда наступит событие, связанное с исполнением обязательств сторонами, и является нарушением части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, поскольку ограничивает право участника закупки на самостоятельный выбор способа обеспечения исполнения контракта.
Таким образом, отсутствие в пункте 16.3 проекта контракта срока действия контракта в виде указания на календарную дату является нарушением части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, поскольку не позволяет определить срок действия банковской гарантии, превышающий на один месяц срок действия контракта.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 24 июля 2012 года N 498 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Персона" на действия Заказчика частично обоснованными: обоснованными в части указания противоречивой информации о способе определения подрядчика, отсутствия исчерпывающего перечня документов, предоставляемых участниками закупки в подтверждении правомочности такого участника, не определения даты начала и окончания сроков предоставления разъяснений положений документации о закупки, отсутствия возможности одностороннего отказа от заключения контракта в документации о закупке, не указания сроков возврата денежных средств в проекте контракта;
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 27 статьи 34, пунктов 2,11,12 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе;
3. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе;
4. Выдать Заказчику, уполномоченному органу, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Д.А. Воронкова
А.О. Дворникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 24 апреля 2014 г. N 191-ж/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.04.2014