Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 марта 2017 г. N 44-866/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПБ ГКУ "Жилищное агентство Кронштадтского района Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик):
ООО "Основа" (далее - Заявитель):
в отсутствие представителей:
Администрации Кронштадтского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган), надлежащим образом уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. 5280-ЭП/17 от 09.03.2017) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту пустующей жилой площади в многоквартирном доме по адресу: Санкт-Петербург, Кронштадтское шоссе, д. 28, кв. 1с, 2с (извещение номер 0172200002816000121) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 23.12.2016 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002816000121. Начальная (максимальная) цена контракта - 5 212 720,00 рублей.
В жалобе ООО "Основа" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении правил описания объекта закупки в отношении ряда товаров, а именно:
- п. 38 "Трубы стальные прямоугольные";
- п. 4 "Скобяные изделия. Петля дверная";
- п. 46 "Трубы полиэтиленовые канализационные высокой плотности";
- п. 55 "Коробка монтажная".
Также Заявитель указывает на отсутствие надлежащей инструкции по заполнению первой части заявки.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Требования к товарам, которые используются при выполнении работ, установлены Заказчиком в Приложении N 2 "Требования к значениям показателей (характеристик) товара, используемого для выполнения работы, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком" к Техническому заданию документации об аукционе.
К товару по позиции 38 "Трубы стальные прямоугольные" Заказчиком установлено требование: "Трубы должны быть прямоугольные размером от 60х40 мм до 120х60 мм".
Данное требование является стандартным и характерным для товара "Трубы стальные прямоугольные".
При этом из положений документации следует, что Приложение N 1 "Обоснование расчета начальной (максимальной) цены контракта" служит для определения объема работ и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, следовательно, какие-либо несоответствия в габаритных размерах между данными товарами не может быть расценено, как нарушение правила объективного характера описания объекта закупки. Данный доводы жалобы признан необоснованным.
К товару по позиции 4 "Скобяные изделия. Петля дверная" Заказчиком установлены требования: "Зазор между трубкой и плоскостью карты петли - не более 1,0 мм. Товар должен отвечать требованиям ГОСТ 5088-2005, ГОСТ 1145-80".
Согласно п. 5.2.5 ГОСТ 5088-2005 "Петли для оконных и дверных блоков. Технические условия" зазор между трубкой и плоскостью карты петли должен составлять не более 0,5 мм, следовательно, требование Заказчика "не более 1,0 мм" является нестандартным.
Надлежащее обоснование использования нестандартных требований при описании требований к товарам, использующимся при выполнении работ, в документации об аукционе отсутствует, следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе, а данный довод жалобы является обоснованным.
Доводы об установлении "излишних" требований к товару по позиции 4 "Скобяные изделия. Петля дверная" признаны необоснованными, ввиду отсутствия доказательств, подтверждающих их обоснованность.
К товару по позиции 46 "Трубы полиэтиленовые канализационные высокой плотности" Заказчиком установлено требование: "Трубы должны соответствовать ГОСТ 22689.0-89 и 22689.2-89".
Согласно сведениям официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (http://www.gost.ru) ГОСТ 22689.0-89 "Трубы полиэтиленовые канализационные и фасонные части к ним. Общие технические условия" и ГОСТ 22689.2-89 "Трубы полиэтиленовые канализационные и фасонные части к ним. Конструкция" имеют статус "Заменен", следовательно, их действие на территории Российской Федерации прекращено.
Таким образом, требование о соответствии товара недействующим нормативным документам, является нестандартным.
Надлежащее обоснование использования нестандартных требований при описании требований к товарам, использующимся при выполнении работ, в документации об аукционе отсутствует, следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе, а данный довод жалобы является обоснованным.
Доводы Заявителя о нарушении правил описания в отношении товара по позиции 55 "Коробка монтажная" признаны необоснованными, ввиду отсутствия доказательств, подтверждающих их обоснованность.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Инструкция по заполнению первой части заявки установлена Заказчиком в Приложении N 2 "Требования к значениям показателей (характеристик) товара, используемого для выполнения работы, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком" к Техническому заданию документации об аукционе. При этом основания полагать, что данная инструкция не позволяет представить сведения о конкретных показателях товаров, использующихся при выполнении работ, надлежащим образом на момент заседания Комиссии УФАС отсутствуют. Таким образом, данный довод жалобы также признан необоснованным.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 64, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Основа" обоснованной в части доводов об использовании нестандартных требований при описании товаров по позициям 4 "Скобяные изделия. Петля дверная" и 46 "Трубы полиэтиленовые канализационные высокой плотности".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что они повлияли на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 марта 2017 г. N 44-866/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.03.2017