Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 16 марта 2017 г. N 294-з
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе (далее по тексту - Комиссия):
*
при участии представителей:
*
рассмотрев жалобу ООО "Трейд - Фарм" (620102, г.Екатеринбург, ул. Пальмиро Тольятти 11а, оф.47) о нарушении заказчиком в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Верхнепышминская центральная городская больница имени П.Д. Бородина" (624090, Свердловская обл, Верхняя Пышма г, Чайковского, 32, -), его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку вакцин и сывороток (Вакцина против клещевого энцефалита) (извещение N0362300000617000003) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Трейд - Фарм" (вх. N01 - 4005 от 13.03.2017 г.) о нарушении заказчиком в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Верхнепышминская центральная городская больница имени П.Д. Бородина", его комиссией законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку вакцин и сывороток (Вакцина против клещевого энцефалита) (извещение N0362300000617000003), соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что требования установленные документацией о проведении электронного аукциона не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, в связи с чем, просит признать жалобу обоснованной.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласилась, просила признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст.106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области пришла к следующим выводам.
27.02.2017 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0362300000617000003 и документация об аукционе на поставку вакцин и сывороток (Вакцина против клещевого энцефалита).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 660 000,00 рублей.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Согласно части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе, следующие документы и информацию:
- документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов;
- копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе.
Пунктом 13.1 раздела 1 документации об электронном аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в настоящем аукционе должна содержать, в том числе: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 части 1, частями 2 и 2.1. статьи 31 (при наличии таких требований) закона N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или копии этих документов - копия действующей лицензии на осуществление фармацевтической деятельности (с приложениями) и (или) копия действующей лицензии на производство лекарственных средств (с приложениями) являющихся предметом контракта (Федеральный Закон от 04.05.2011 года N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральный Закон от 12.04.2010 года N61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств").
Комиссия отмечает, что согласно пунктам 16 и 47 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" производство лекарственных средств и фармацевтическая деятельность подлежат лицензированию.
Отношения, возникающие в связи с обращением на территории Российской Федерации лекарственных средств, регулируются Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Федеральный закон N 61-ФЗ).
При этом в силу пункта 31 статьи 4 Федерального закона N 61-ФЗ производство лекарственных средств - деятельность по производству лекарственных средств организациями - производителями лекарственных средств на одной стадии, нескольких или всех стадиях технологического процесса, а также по хранению и реализации произведенных лекарственных средств.
Из содержания пункта 33 статьи 4 Федерального закона N 61-ФЗ следует, что фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
Согласно части 1 статьи 52 Федерального закона N 61-ФЗ, фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
В соответствии с Приложением к Положению о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 г. N 1081 (далее - Положение) установлен Перечень, выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих фармацевтическую деятельность в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения:
1. Оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения;
2. Хранение лекарственных средств для медицинского применения;
3. Хранение лекарственных препаратов для медицинского применения;
4. Перевозка лекарственных средств для медицинского применения;
5. Перевозка лекарственных препаратов для медицинского применения;
6. Розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения;
7. Отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения;
8. Изготовление лекарственных препаратов для медицинского применения;
Согласно настоящему Положению, помимо общих лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности, обязательных для соблюдения всеми соискателями (лицензиатами), предусматривает также отдельные лицензионные требования и условия, обязательные для соблюдения отдельными соответствующими субъектами обращения лекарственных средств:
а) лицензиатами, осуществляющими оптовую торговлю лекарственными средствами - соблюдение требований статей 53 и 54 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств", правил оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения (подпункт "в" пункта 5);
б) лицензиатами, осуществляющими розничную торговлю лекарственными средствами - соблюдение правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности (далее - Правила) (подпункт "г" пункта 5).
В соответствии со статьей 54 настоящего Федерального закона оптовая торговля лекарственными средствами осуществляется производителями лекарственных средств и организациями оптовой торговли лекарственными средствами по правилам, утвержденным соответствующими уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Приказом Минздравсоцразвития России от 28.12.2010 N 1222н утверждены "Правила оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения" (далее - Правила), зарегистрированные в Минюсте Российской Федерации 04.02.2011 N 19698.
На основании пункта 7 настоящих Правил, оптовая торговля лекарственными средствами осуществляется при наличии лицензии на фармацевтическую деятельность (с указанием "оптовая торговля лекарственными средствами"), выданной в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", утвержденном Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 г. N 582-ст и статье 2 Федерального закона от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ (ред. от 31.12.2014 г.) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" даны следующие понятия:
- оптовая торговля: вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для перепродажи, или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
- розничная торговля: вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Пунктом 8 статьи 45 и статьей 53 Федерального закона N 61-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень субъектов, которым организации оптовой торговли лекарственными средствами имеют право их продавать (передавать). Таковыми являются:
1) другие организации оптовой торговли лекарственными средствами;
2) производители лекарственных средств для целей производства лекарственных средств;
3) аптечные организации и ветеринарные аптечные организации;
4) научно-исследовательские организации для научно-исследовательской работы;
5) индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность;
6) медицинские организации, ветеринарные организации;
7) организации, осуществляющие разведение, выращивание и содержание животных.
Статьей 55 Федерального закона N 61-ФЗ определено, что розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии, осуществляется аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность. Разрешена розничная торговля только лекарственными препаратами, зарегистрированными в Российской Федерации или изготовленными аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность. Розничная торговля лекарственными препаратами осуществляется по правилам надлежащей аптечной практики, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, отличительным признаком розничной торговли лекарственными средствами от оптовой является не только цель использования приобретаемого покупателем товара, но и условия получения соответствующей лицензии.
Кроме того, статья 55 Федерального закона N 61-ФЗ определяет розничную торговлю как обеспечение препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений, осуществляемое медицинскими организациями, аптечными организациями не для целей, установленных статьей 53 Федерального закона N 61-ФЗ, в связи с чем Комиссия приходит к выводу о том, что обеспечение деятельности медицинских организаций лекарственными препаратами не является розничной торговлей.
Таким образом, исходя из предмета электронного аукциона - поставка лекарственных препаратов на склад медицинского учреждения, субъектов экономической деятельности, которые могут осуществлять данный вид деятельности - производители лекарственных средств либо оптовые поставщики лекарственных препаратов, Комиссия считает правомерным установление заказчиком требования к участникам закупки о предоставлении копии действующей лицензии на осуществление фармацевтической деятельности (с приложениями) и/или действующей лицензии на деятельность по производству лекарственных средств (с приложениями).
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1.Жалобу ООО "Трейд - Фарм" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Верхнепышминская центральная городская больница имени П.Д. Бородина", его комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3.Заказчику в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Верхнепышминская центральная городская больница имени П.Д. Бородина", его комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 16 марта 2017 г. N 294-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.03.2017