Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 27 февраля 2014 г. N 119/14
Комиссия по контролю в сфере закупок управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Тыченок Г.Н. - руководитель Сахалинского УФАС России;
Члены Комиссии:
Могилевкин А.Г. - заместитель руководителя Сахалинского УФАС России;
Савчук К.В. - главный государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
рассмотрев дело N 119/14 о нарушении единой комиссией ГБУК "Историко-литературный музей "А.П. Чехов и Сахалин" (далее - единая комиссия) положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) при проведении открытого аукциона в электронной форме по предмету: "Выполнение работ по монтажу и наладке слаботочных сетей и систем в помещениях объекта ГБУК "Историко-литературный музей" А.П. Чехов и Сахалин" (извещение N 0361200014013000005).
УСТАНОВИЛА:
20 февраля 2014 года в управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба индивидуального предпринимателя Кондратенко Михаила Валерьевича (далее - заявитель, Общество) о признании единой комиссии нарушившей законодательство о размещении заказов при проведении вышеуказанного аукциона.
По мнению заявителя, единая комиссия незаконно признала вторую часть заявки индивидуального предпринимателя Кондратенко М.В. не соответствующей требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме (далее - документация об аукционе), поскольку требования о наличии во второй части заявки на участие в аукционе договора с субподрядной организацией, соглашения о намерениях, лицензии субподрядной организации ни в документации об аукционе, ни в разъяснении положений документации установлено не было.
Представители сторон, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы на заседание комиссии не явились.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено следующее.
В соответствии с извещением о проведении аукциона, документацией об аукционе, протоколами, составленными в ходе размещения заказа:
1) заказчиком данного аукциона является ГБУК "Историко-литературный музей "А.П.Чехов и Сахалин";
2) начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 3 376 496 руб.;
3) извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме в редакции N 4 опубликовано на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 16.01.2014;
4) 27.01.2014, 04.02.2014 на официальном сайте опубликованы разъяснения положений документации об аукционе;
5) на участие в аукционе подано 5 (пять) заявок; первые части 3 (трех) заявок признаны соответствующими требованиям документации об аукционе; первые части 2 (двух) заявок признаны не соответствующими требованиям документации об аукционе;
6) наименьшее ценовое предложение поступило от участника размещения заказа, заявке которого присвоен N 5, и составило 2 442 878, 16 руб.;
7) вторые части заявок под номерами 3, 4 признаны соответствующими документации об аукционе; вторая часть заявки под N 5 признана не соответствующей требованиям документации об аукционе;
8) ООО "СахИнфо-Сервис" признано победителем открытого аукциона в электронной форме;
9) на момент рассмотрения жалобы сведения о заключении контракта отсутствуют.
Рассмотрев представленные материалы, осуществив в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку размещения заказа, Комиссия приходит к следующим выводам.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов при проведении торгов участник размещения заказа должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с ч.ч. 4 и 6 ст. 41.8 данного закона и инструкцию по ее заполнению.
Пунктом 2 ч. 6 ст. 41.8 Закона о размещении заказов определено, что вторая часть заявки на участие в открытом аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному п. 1 ч. 1 ст. 11 данного закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме, и такие требования предусмотрены документацией об открытом аукционе в электронной форме.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 41.11 Закона о размещении заказов аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, а также документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с ч. 20 ст. 41.10 данного закона, на соответствие их требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме.
Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в открытом аукционе требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия также рассматривает содержащиеся в реестре участников размещения заказа, получивших аккредитацию на электронной площадке, сведения об участнике размещения заказа, подавшем такую заявку на участие в открытом аукционе.
В силу ч. 6 ст. 41.11 Закона о размещении заказов заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, в случае:
1) непредставления документов, определенных ч. 6 ст. 41.8 данного закона, с учетом документов, ранее представленных в составе первых частей заявок на участие в открытом аукционе, отсутствия документов, предусмотренных пп. 1, 3 - 5, 7 и 8 ч. 2 ст. 41.4 данного закона, или их несоответствия требованиям документации об открытом аукционе, а также наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа. Отсутствие документов, предусмотренных пп. 1, 3 - 5, 7 и 8 ч. 2 ст. 41.4 данного закона, или их несоответствие требованиям документации об открытом аукционе, а также наличие в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа определяется на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе. При этом заявка на участие в открытом аукционе не может быть признана не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе, на основании получения документов, предусмотренных п. 4 ч. 2 ст. 41.4 данного закона, более чем за шесть месяцев до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе;
2) несоответствия участника размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со ст. 11 данного Федерального закона.
Из приведенных положений Закона о размещении заказов следует, что аукционная комиссия проверяет вторые части заявок на участие в аукционе, содержащие предусмотренные ч. 6 ст. 41.8 Закона о размещении заказов сведения, исключительно на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе. При этом соответствие участника размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со ст. 11 данного закона, производится также на основании документов, представленных в составе второй части заявки на участие в аукционе в соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 41.8 данного закона.
Как указано в п. 5.4.2 документации об аукционе, вторая часть заявки должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 и пунктом 17.1 документации об аукционе, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим выполнение работ, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме.
В п. 17.1 документации об аукционе указано, что представление в составе заявки копий документов, подтверждающих соответствие работ требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, не установлено.
Проанализировав основания признания второй части заявки Общества не соответствующей требованиям документации об аукционе, указанные в протоколе подведения итогов открытого аукциона в электронной форме N 0361200014013000005 от 18.02.2014, с основаниями, указанными в жалобе, Комиссия приходит к выводу, что заявке заявителя присвоен порядковый N 5.
Согласно протоколу подведения итогов открытого аукциона в электронной форме N 0361200014013000005 от 18.02.2014 заявка N 5 была отклонена по следующим основаниям:
Непредставление документов, предусмотренных частью 6 статьи 41.8 Федерального закона N 94-ФЗ (во второй части заявки). Для выполнения части работ закупки требуется лицензия МЧС (о чем имеется упоминание в аукционной документации) - в целях увеличения конкуренции и привлечения максимального количества участников, Заказчик позволил участникам привлекать на условиях субподряда лицензированные организации. Договор с такой организацией, либо соглашение о намерениях должно прикладываться во 2-ой части Заявки, как обоснование квалификации Участника, также как и лицензия, которая тоже является обоснованием квалификации. Более того, Участник должен был помимо договора с третьей стороной приложить также и действующую лицензию этой третьей стороны. Однако "победитель" не только не выполнил этого условия, он даже не упомянул ни в одном из приложенных документов о своем намерении привлекать лицензированную организацию для выполнения работ по лицензируемым видам деятельности (текст приведен дословно).
В результате анализа документации об аукционе Комиссией установлено, что в п. 5.4.2, п. 17.1 документации об аукционе к документам, необходимым для подтверждения соответствия участника размещения заказа требованию, установленному п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов, требование о наличии лицензии МЧС на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, включая диспетчеризацию и проведение пуско-наладочных работ, не установлено.
Таким образом, в связи с тем, что документация об аукционе не предусматривает требования о представлении во второй части заявки на участие в аукционе лицензии МЧС на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, включая диспетчеризацию и проведение пуско-наладочных работ, единая комиссия незаконно признала вторую часть заявки индивидуального предпринимателя Кондратенко Михаила Валерьевича не соответствующей требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
Учитывая вышеизложенное, аукционная комиссия признается нарушившей ч.ч 1, 2 ст. 41.11 Закона о размещении заказов.
В соответствии с ч.ч. 3, 4 ст. 41.7 Закона о размещении заказов любой участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение открытого аукциона в электронной форме, запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме. При этом такой участник размещения заказа вправе направить не более чем три запроса о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме в отношении одного открытого аукциона в электронной форме. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса оператор электронной площадки направляет запрос заказчику, в уполномоченный орган.
В течение двух дней со дня поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 данной статьи запроса заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация размещают разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос, на официальном сайте при условии, что указанный запрос поступил заказчику, в уполномоченный орган не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не позднее чем за три дня до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе.
27.01.2014, 04.02.2014 на официальном сайте размещены разъяснения положений документации об аукционе.
Согласно ч. 5 ст. 41.7 Закона о размещении заказов разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме не должно изменять ее суть.
Так, в разъяснении, опубликованном на официальном сайте 04.02.2014, указано следующее.
В связи с тем, что запрос на разъяснение пункта об обязательном наличии лицензии МЧС поступил 02 февраля 2014 г., что не дает возможности внести изменения в аукционную документацию (менее 5 дней до конца приема заявок), заказчик принял решение: "Отсутствие у участника размещения заказа лицензии МЧС на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений не является основанием для отклонения заявки такого участника на участие в открытом аукционе в электронной форме, такой участник имеет право привлечения к выполнению работ на субподряде организации с наличием данной лицензии без факта наличия лицензии у самого участника размещения заказа" (текст приведен дословно).
Из представленного заказчиком ответа на запрос о разъяснении документации следует, что по своему содержанию данный ответ изменяет положение документации об аукционе, поскольку в техническом задании документации об аукционе установлено требование о наличии лицензии МЧС на монтаж, ремонт и обслуживание средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, включая диспетчеризацию и проведение пуско-наладочных работу, а в разъяснениях указано, что отсутствие лицензии не является основанием для отклонения заявки такого участника на участие в открытом аукционе в электронной форме, такой участник имеет право привлечения к выполнению работ на субподряде организации с наличием данной лицензии без факта наличия лицензии у самого участника размещения заказа.
Учитывая, что разъяснение положений документации заказчиком изменило ее суть, заказчик признается нарушившим ч. 5 ст. 41.7 Закона о размещении заказов.
В связи с вышеизложенным, жалоба признается обоснованной.
В то же время, проведя внеплановую проверку, Комиссия установила следующее.
В техническом задании документации об аукционе установлено требование к участникам размещения заказа о наличии лицензии МЧС на монтаж, ремонт и обслуживание средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, включая диспетчеризацию и проведение пуско-наладочных работ, и о наличии у исполнителя действующего допуска СРО на выполнение следующих видов работ: 15. устройство внутренних инженерных систем и оборудования зданий и сооружений, 15.6. устройство электрических и иных сетей управления системами жизнеобеспечения зданий и сооружений, 23. монтажные работы.
В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным ч. 2 данной статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Согласно ч. 3.1 ст. 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в ч. 4 ст. 55.8 данного Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624.
Раздел III Перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, содержит п. 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), включающий в себя виды допусков по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта в зависимости от вида объекта.
Из приведенных положений следует, что в соответствии с градостроительным законодательством лицо, осуществляющее строительство, то есть лицо, с которым будет заключен контракт, обязано иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, содержащее допуск к работам по организации строительства.
Следовательно, для подтверждения соответствия требованию п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов участник размещения заказа должен представить копию такого свидетельства во второй части заявки на участие в аукционе при наличии такого требования в документации об аукционе.
В данном случае предметом торгов является выполнение работ по монтажу и наладке слаботочных сетей и систем в помещениях объекта ГБУК "Историко-литературный музей "А.П. Чехов и Сахалин".
Техническое задание документации об аукционе определяет требования к строительству следующих систем:
-магистральной структурированной кабельной системы (СКС),
-телевизионной системы охранного телевидения (ТСОН),
-системы контроля управления доступом (СКУД),
-автоматической системы газового пожаротушения (АСГПТ),
-охранно-пожарной сигнализации (ОПС) и системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ),
-системы кондиционирования.
Таким образом, предмету размещенного заказа соответствует такое наименование пункта из Перечня видов работ, как: 33.3. Жилищно-гражданское строительство.
В документации об аукционе определен следующий вид допуска к работам: 15. устройство внутренних инженерных систем и оборудования зданий и сооружений, 15.6. устройство электрических и иных сетей управления системами жизнеобеспечения зданий и сооружений, 23. монтажные работы.
Между тем, такое условие допуска к участию в аукционе, как наличие конкретных допусков, не соответствует чч. 3, 3.1 ст. 52 ГрК РФ, поскольку лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, и оно должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства. Наличие в свидетельстве допусков, определенных заказчиком, позволяет выполнять работы только в том случае, если лицо, осуществляющее строительство, является юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, которое привлечено генеральным подрядчиком.
Таким образом, установив в документации об аукционе требование о наличии допуска СРО на выполнение следующих видов работ: 15. устройство внутренних инженерных систем и оборудования зданий и сооружений, 15.6. устройство электрических и иных сетей управления системами жизнеобеспечения зданий и сооружений, 23. монтажные работы, заказчик нарушил ч. 4 ст. 11 Закона о размещении заказов, так как установил к участникам размещения заказа требование, не предусмотренное законодательством Российской Федерации.
Нарушение ч. 4 ст. 11 Закона о размещении заказов выражается также в следующих действиях заказчика.
Как установлено выше, для выполнения работ по предмету торгов участник размещения заказа должен иметь свидетельство, выданное саморегулируемой организацией о допуске к работам по организации строительства с допуском п. 33.3. Жилищно-гражданское строительство. При наличии такого допуска генеральный подрядчик может привлечь субподрядную организацию, обладающую соответствующей лицензией МЧС, для выполнения таких работ.
С учетом изложенного, требование заказчика о наличии у участника размещения заказа, помимо свидетельства, выданного саморурегулируемой организацией о допуске к работам по организации строительства, лицензии МЧС, является излишне установленным и нарушает ч. 4 ст. 11 закона о размещении заказов.
В силу п. 1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с чч. 4 и 6 ст. 41.8 данного закона и инструкцию по ее заполнению.
Часть 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов определяет требования к содержанию первой части заявки на участие в аукционе для трех случаев размещения заказа:
* при размещении заказа на поставку товара (п. 1);
* при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг (п. 2);
* при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар (п. 3).
В свою очередь, п. 3 ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов содержит в себе два подпункта "а" и "б", которые определяют требования к содержанию первой части заявки в зависимости от того, содержатся ли в документации об аукционе указания на товарный знак товара, который будет применяться при выполнении работ, либо не содержатся.
Предметом торгов является выполнение работ с использованием товара без указания на товарный знак (розетка 2К+3, немецкий стандарт, с механической блокировкой; кабель витая пара UTP (U/UTP), категория 5 е, 4 пары (24 AWG), одножильный (solid), серый (305 м); кабель электрический силовой; шкаф силовой, не менее 12 модулей; самоламинирующийся маркер на кабель витая пара UTP, STP, cat 3-6 (диаметр не более 6,7 мм) (1 лист, 49 наклеек) и так далее), следовательно, требования к содержанию первой части заявки должны быть указаны в соответствии с пп. "б" п. 3 ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов.
Между тем, в п. 5.3.1 документации об аукционе требования к первой части заявки на участие в аукционе указаны в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов, то есть для случая размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг без использования товара, что является нарушением п. 1 ч. 3 ст. 41.6, ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов, так как такие требования в данном случае не имеют отношения к предмету аукциона.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 41.8 Закона о размещении заказов вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме, и такие требования предусмотрены документацией об открытом аукционе в электронной форме.
Как установлено выше, для выполнения работ по предмету торгов заказчик указал, что участник размещения заказа должен иметь лицензию МЧС и свидетельство, выданное саморегулируемой организацией о допуске к работам по организации строительства с допусками пп. 15, 15.6, 23. Однако, требования к представлению указанных документов во второй части заявки на участие в аукционе, как следует из п. 1 ч. 3 ст. 41.6, п. 2 ч. 6 ст. 41.8 Закона о размещении заказов заказчик не установил.
Таким образом, заказчик признается нарушившим п. 1 ч. 3 ст. 41.6, п. 2 ч. 6 ст. 41.8 Закона о размещении заказов.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь ч.ч. 1, 2, 4 ст. 57, в соответствии с ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, приказом ФАС России от 24.07.2007 N 498,
РЕШИЛА:
1. Жалобу индивидуального предпринимателя Кондратенко Михаила Валерьевича признать обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим ч. 4 ст. 11, п. 1 ч. 3 ст. 41.6, ч. 5 ст. 41.7, ч. 4 ст. 41.8, п. 2 ч. 6 ст. 41.8, Закона о размещении заказов.
3. Признать аукционную комиссию нарушившей ч.ч. 1, 2 ст. 41.11 Закона о размещении заказов.
4. Выдать заказчику и аукционной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
5. Передать материалы настоящей внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства по фактам нарушения законодательства о размещении заказов.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Г.Н. Тыченок
Члены Комиссии А.Г. Могилевкин
К.В. Савчук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 27 февраля 2014 г. N 119/14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.03.2014