Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 26 февраля 2014 г. N 2-57-
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве(далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - начальника отдела контроля за размещением государственного заказа Исаевой Е.А.,
Членов Комиссии:
Фирсова Р.А. - специалиста-эксперта 1 разряда отдела контроля за размещением государственного заказа,
Лысовой Н.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля за размещением государственного заказа,
при участии представителей: ГКУ г. Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Западного административного округа" - Козлова А.М., Степанова С.С., Корнева А.С.; ООО "Арида" - Догадина М.А.,
рассмотрев жалобу ООО "Арида" на действия государственного заказчика - ГКУ г. Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Западного административного округа" при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по благоустройству и озеленению территории парка с созданием пешеходной зоны по ул.Беловежская-ул.Вяземская района Можайский ЗАО г.Москвы (1 часть) (Заказ N0373200014213000108) и в соответствии с ч.5 ст.17 Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба ООО "Арида" (далее - Заявитель) на действия государственного заказчика - ГКУ г. Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Западного административного округа" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по благоустройству и озеленению территории парка с созданием пешеходной зоны по ул.Беловежская-ул.Вяземская района Можайский ЗАО г.Москвы (1 часть) (Заказ N0373200014213000108).
Согласно ст. 113 Закона о контрактной системе Закон о размещении заказов признан утратившим силу с 1 января 2014 года. Частью 1 ст. 112 Закона о контрактной системе установлено, что настоящий закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу Закона о контрактной системе. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, сохраняют свою силу.
В соответствии с положениями Закона о размещении заказов определение поставщиков в целях заключения с ними государственных и муниципальных контрактов, а так же гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных документацией о торгах, извещением о запросе котировок и завершается заключением контракта либо заключением гражданско-правового договора.
На основании изложенного, размещение заказов, извещения об осуществлении которых размещены на официальном сайте либо приглашения принять участие в которых направлены до 1 января 2014 года, осуществляется в соответствии с Законом о размещении заказов, указанная позиция так же изложена в совместном письме ФАС России и Министерства экономического развития Российской Федерации исх. NАД/53811/13 от 30.12.2013, исх. N29401-ЕС/Д28 от 27.12.2013.
Заявитель указывает, что технические и функциональные характеристики, установленные Заказчиком в документации об аукционе в электронной форме по материалам: "доски хвойных парод" (п.27), "горячие асфальтобетонные смеси" (п.27), "растворы строительные" (п.15), "камни бетонные бортовые" (п.10) нарушают положения Закона о размещении заказов и ведут к ограничению количества участников размещения заказа.
На заседании Комиссии представителем Заказчика даны устные пояснения, а также представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС от 20.02.2014 г. NМГ/4727необходимые документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, заслушав мнения и доводы сторон, Комиссия установила следующее.
1. Частью 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В соответствии с п. 1 ч. 4 ст.41.6 Закона о размещении заказов в Форме 2 аукционной документации содержатся необходимые максимальные и минимальные значения показателей, и показатели, значения которых не могут изменяться, в частности по материалу "растворы строительные" (п.15) Заказчиком установлены следующие характеристики: "срок хранения сухой растворной смеси должен быть более 6 месяцев со дня приготовления, а также должен соответствовать ГОСТ 28013-98".
Вместе с тем, в соответствии с ГОСТ 28013-98 для растворов строительных по истечении срока хранения смесь должна быть проверена на соответствие требованиям данного ГОСТ. Кроме того, определено, что в случае соответствия смесь может быть использована по назначению.
Таким образом, нарушений в части требований к техническим характеристикам, установленным Заказчиком в документации об аукционе в электронной форме по материалу "растворы строительные" Комиссией Управления не установлено.
2. Как указывает Заявитель, технические и функциональные характеристики по материалу "доски хвойных пород" (п.27), в частности требуемые параметры "усушка в продольном направлении", "плотность в свежесрубленном состоянии", "величина сушки по величине по ширине/по толщине" неправомерны и ведут к ограничению количества участников размещения заказа.
В силу п.1 ч.4 ст.41.6 Закона о размещении заказов в документации об аукционе в электронной форме Заказчиком в соответствии с потребностями установлены технические и функциональные характеристики по материалу "доски хвойных пород".
Согласно ч. 2 ст. 58 Закона о размещении заказов участник размещения заказа, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика или аукционной комиссии, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
В жалобе Заявителя отсутствуют, а так же на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено доказательств, подтверждающих наличие неправомерных требований к техническим характеристикам по материалу "доски хвойных пород", которые могли повлечь к ограничению количества участников размещения заказа и препятствовать подаче заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме.
Кроме того, в жалобе Заявителя отсутствует указание на то, какая норма Закона о размещении заказов нарушена Заказчиком при подготовке и утверждении аукционной документации.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы представитель Заказчика пояснил, что установление Заказчиком в аукционной документации требования к выполняемым работам обусловлено потребностью Заказчика, а также не противоречит нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы участников размещения заказа.
Таким образом, на заседании Комиссии Управления данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Заявитель указывает на противоречия требований технической части аукционной документации к материалу "камни бетонные бортовые" (п.14) требованиям ГОСТ 25192-82, указание на который присутствует в Форме2 аукционной документации.
В технической части аукционной документации по материалу "камни бетонные бортовые" Заказчиком установлена требуемая характеристика "наибольший размер зерен щебня или гравия, используемого в качестве заполнителя для бетона бортового камня - не менее 10 мм", одновременно определен требуемый тип бетона "мелкозернистый".
Вместе с тем, согласно ГОСТ 25192-2012 к тяжелому бетону относится бетон на цементном вяжущем с плотными мелкими и крупными заполнителями, к мелкозернистому бетону относится бетон на цементном вяжущем с плотными мелким заполнителем.
В соответствии с ГОСТ 17608-91 в качестве мелкого заполнителя для бетона применяют природные, обогащенные и фракционированные, а также дробленные обогащенные пески (мелкозернистый наполнитель - песчаный); в качестве крупного заполнителя применяют щебень из естественного камня, гравия и доменного шлака (крупный заполнитель - щебень).
Таким образом, исходя из требований документации об аукционе в электронной форме к материалу "камни бетонные бортовые" Заказчику необходимо представить к использованию при выполнении работ данный материал из мелкозернистого бетона, при этом в технических характеристиках установлено требование к наполнителю "..щебень и...гравий", используемых в качестве крупного наполнителя, что противоречит ГОСТ 17608-91, в соответствии с которым наполнителем для мелкозернистого бетона является песок.
Из изложенного следует, что требования к функциональным и техническим характеристикам по материалу "камни бетонные бортовые" документации об аукционе в электронной форме являются неисполнимыми требованиями, а также не позволяют участникам размещения заказа определить потребность Заказчика, в частности необходимы к использованию при выполнении работ камни бетонные бортовые с мелкозернистым наполнителем (песок) или с крупным наполнителем (щебень).
Согласно ч.1 ст.41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
На основании изложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что техническая часть аукционной документации в части требований к техническим характеристикам по материалу "камни бетонные бортовые" в нарушение ч.3.1 ст.34, ч.1 ст.41.6 Закона о размещении заказов составлена таким образом, что может вводить в заблуждение участников размещения заказа.
Одновременно, в ходе рассмотрения жалобы Комиссией Управления установлено, что требования к характеристикам по материалу "горячие асфальтобетонные смеси" (п.27) неправомерны, а также несоответствуют требованиям ГОСТ 9128-2009.
В частности в документации об аукционе в электронной форме по днанному материалу установлены характеристики: марка I с максимальным значением коэффициента вариации, при испытании смеси на соответствие показателя предел прочности при сжатии асфальтобетона при температуре 50°С "от двадцати сотых". Кроме того, определено, что материалы используемые при выполнении работ должны отвечать требованиям ГОСТ 9128-2009.
Вместе с тем, в соответствии с указанным ГОСТ коэффициент вариации, при испытании смеси марки I на соответствие показателя "предел прочности при сжатии асфальтобетона при температуре 50°С" должен быть "не более 0,16".
Таким образом, функциональные и технические характеристики по материалу "горячие асфальтобетонные смеси", установленные Заказчиком противоречат требованиям ГОСТ 9128-2009, соответствие которому предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме и как следствие являются не исполнимыми, а также в нарушение ч.3.1 ст.34, ч.1 ст.41.6 Закона о размещении заказов могут вести к ограничению количества участников размещения заказа.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, ч. 5 ст. 17, ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, ст.112 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Арида" на действия (бездействие) ГКУ г. Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Западного административного округа" обоснованной в части неправомерных требований к техническим характеристикам по материалам "камни бетонные бортовые" (п.10), "горячие асфальтобетонные смеси" (п.27).
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.3.1 ст.34, ч.1 ст.41.6 Закона о размещении заказов.
3. ГКУ г. Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Западного административного округа" выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии: Е.А. Исаева
Член комиссии Р.А. Фирсов
Н.А.Лысова
Исп. Лысова Н.А. тел. (495) 784-75-05 (доб. 153)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 26 февраля 2014 г. N 2-57-
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.03.2014