Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 3 марта 2014 г. N 61-ж/2014
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Воронковой Д.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Лекарь" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных средств для нужд МБУЗ "ГБ N4" (изв. N 0169300035814000027) в присутствии:
- представителей МБУЗ "ГБ N 4", действующих на основании доверенностей от 31.12.2013 года, 03.02.2014 года,
в отсутствие представителя ООО "Лекарь", надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "Лекарь" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных средств для нужд МБУЗ "ГБ N4" (изв. N 0169300035814000027) (далее - закупка).
Согласно представленным документам Администрация Миасского городского округа, 17.02.2014 года объявила о проведении электронного аукциона на поставку лекарственных средств для нужд МБУЗ "ГБ N4" (изв. N 0169300035814000027), путем опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения N0169300035814000027 о закупке.
Общая начальная (максимальная) цена контракта - 82789,26 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 25.02.2014 в 09 часов 00 минут.
На дату рассмотрения жалобы контракт на поставку лекарственных средств для нужд МБУЗ "ГБ N4" не заключен.
Согласно доводам, изложенным в жалобе, заявитель считает, что заказчик неправомерно объединил в один лот различные лекарственные средства, в том числе препарат с МНН Прокаин раствор для инфузий 0,5 %, 200 мл N28 бутылки для крови и кровозаменителей, а также препарат с МНН Тиопентал натрия порошок для приготовления раствора для внутривенного введения 1,0 г - флаконы 20 м N 50. Так, указанное лекарственное средство с МНН Прокаин выпускается только ОАО "Дальхимфарм", а препарат с МНН Тиопентал натрия включен в перечень сильнодействующих веществ.
На заседание Комиссии представитель заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласился и пояснил следующее.
Лекарственное средство с МНН прокаин раствор для инфузий 0,5 %, 200 мл N28 бутылки для крови и кровозаменителей выпускается несколькими производителями, в том числе ОАО "Биохимик", ОАО "Биосинтез", ОАО "Научно-производственный концерн "ЭСКОМ".
Что касается препарата с МНН Тиопентал натрия, представитель заказчика пояснил, что данный препарат включен в список сильнодействующих и ядовитых веществ. Однако для реализации данного препарата участникам закупки не требуется лицензии на реализацию наркотических средств и психотропных веществ или других специальных разрешительных документов, кроме общего требования законодательства Российской Федерации о наличии лицензии на фармацевтическую деятельность (при реализации лекарственных средств).
Таким образом, заказчик считает доводы жалобы необоснованными, так как объединение в один лот нескольких лекарственных средств не ограничивает количество участников закупки, в том числе заявителя.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106, частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам,
1. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с требованиями пункта 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства.
В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями;
Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 17.10.2013 N 929 "Об установлении предельного значения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями" (далее - Постановление Правительства N 929) предельное значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) является 1 тыс. рублей, если предметом одного контракта (одного лота) наряду с иным лекарственным средством (иными лекарственными средствами) является поставка следующих лекарственных средств:
лекарственное средство с международным непатентованным наименованием (при отсутствии такого наименования - с химическим, группировочным наименованием), в рамках которого отсутствуют зарегистрированные в установленном порядке аналогичные по лекарственной форме и дозировке лекарственные средства;
наркотическое лекарственное средство;
психотропное лекарственное средство;
радиофармацевтическое лекарственное средство.
При этом список групп лекарственных средств, при закупке которых начальная (максимальная) цена контракта не может превышать 1 тысячу рублей является исчерпывающим.
В соответствие с техническим заданием (приложение N1 к информационной карте) заказчику к поставке требуется лекарственные средства с МНН: Пропофол, Лидокаин (раствор для инъекций), Лидокаин (спрей), Прокаин (раствор для инъекций), Прокаин (раствор для инфузий), Пипекурония бромид, Тиопентал натрия.
Действительно, согласно Постановлению Правительства РФ от 29.12.2007 N 964 (ред. от 07.11.2013) "Об утверждении списков сильнодействующих и ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации, а также крупного размера сильнодействующих веществ для целей статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федерации" препарат Тиопентал натрия включен в список сильнодействующих веществ.
Вместе с тем, сильнодействующие вещества не включены в перечень лекарственных средств, для которых установлена предельная начальная (максимальная) цена контракта в размере 1 тысячи рублей. Следовательно, при закупки лекарственного средства Тиопентал натрия необходимо руководствоваться пунктом первым Постановления Правительства N 929, который указывает, что предельное значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями, устанавливается в размере от 1 млн. до 5 млн. рублей в зависимости от объема денежных средств, направленных на закупку лекарственных средств в предшествующем году.
Начальная (максимальная) цена контракта настоящей закупки равна 82789,26 рублей, что меньше 1 млн. рублей.
Довод заявителя, согласно которому для сильнодействующих и ядовитых веществ установлен особый порядок хранения лекарственных средств, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1148 (ред. от 16.02.2013) "О порядке хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" (вместе с "Правилами хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров") не принимается Комиссией во внимание по следующим обстоятельствам.
Реализация лекарственных средств не предусматривает в обязательном порядке хранение таких средств, так как существует возможность поставки без хранения препарата. При этом для реализации лекарственного средства с МНН Тиопентал натрия не требуется особых условий, в том числе дополнительных средств охраны.
Кроме того, для реализации указанного препарата в соответствии с законодательством Российской Федерации действует общий порядок реализации лекарственных средств, предусматривающий наличие у организации лицензии на осуществление фармацевтический деятельности, либо на производство лекарственных средств.
При этом заявитель в нарушение требований части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе не представил доказательств, свидетельствующий об отсутствии, в том числе у ООО "Лекарь" возможности поставить лекарственное средство с МНН Тиопентал натрия.
Таким образом, довод заявителя относительно неправомерного включения в предмет поставки наряду с иными препаратами лекарственное препарата с МНН Тиопентал натрия в один лот необоснован в виду недоказанности.
Также заявитель в своей жалобе указывает на то, что заказчик неправомерно включил в один лот лекарственное средство с МНН Прокаин раствор для инфузий 0,5 %, 200 мл N28 бутылки для крови и кровозаменителей, так как данный препарат в указанной форме производится только ОАО "Дальхимфарм". В доказательство своего вывода заявитель предстали скриншот с сайта государственного реестра лекарственных средств.
Вместе с тем, при изучении государственного реестра лекарственных средств Комиссией установлено, что в государственный реестр лекарственных средств занесены сведения о трех препаратах. При этом указание на юридическое лицо, на которое выдано регистрационное удостоверение по второй позиции государственный реестр лекарственных средств не содержит. Следовательно, из данных сведений не возможно сделать вывод о наличии/отсутствии различных производителей лекарственного средства с МНН Прокаин раствор для инфузий 0,5 %.
Таким образом, доводы жалобы ООО "Лекарь" необоснованны ввиду недоказанности.
Комиссия, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам.
2. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Пункт 5 технического задания устанавливает, что заказчику к поставке требуется лекарственное средство с МНН Прокаин, выпускаемое в бутылках для крови и кровозаменителей.
Вместе с тем, следует отметить, что наряду с бутылками для крови и кровезаменителей лекарственные препараты выпускается в первичных упаковках: бутылка, бутылка стеклянная, бутылка стеклянная для крови и кровезаменителей, бутылки полиэтиленовые.
Как следует из пояснений представителя заказчика и документации о закупке требуется препарат в первичной упаковке - бутылка для крови и кровезаменителей, которая фактически изготовлена из стекла и не имеет каких-либо особенностей, отличающих указанную первичную упаковку от иных бутылок. Однако, данная информация, изложенная в документации о закупке, не отражает объективным требованиям заказчика, поскольку фактически для него не имеет значение наименование первичной упаковки, что нарушает часть 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Необходимо отметить, что указание в документации о закупке требования поставке товара исключительно в упаковке - бутылка из крови и кровезаменителя приводит к невозможности поставки лекарственного препарата в бутылках, бутылках стеклянных, поскольку формально указанный товар не будет соответствовать требованиям документации о закупке и регистрационные удостоверения на указанный товар не будут содержать информацию о том, что указанный препарат упакован в бутылку для крови и кровезаменителей. Кроме того, заявки участников закупки, не содержащие указанных сведений, подлежат отклонению в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 02.07.2013) "О защите прав потребителей" на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (работы) изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности - период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению.
В силу требований части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 9 информационной карты документации о закупке остаточный срок годности на момент поставки товара должен составлять не менее 80% от установленных.
Вместе с тем, согласно статье 190 Гражданского кодекса Российской Федерации срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами, а не процентным соотношением.
Таким образом, из содержания извещения о закупке невозможно установить требования заказчика к сроку годности, что не соответствует требованиям части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
4. В соответствии с частью 8 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о размере обеспечения исполнения контракта, порядке предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
При этом, порядок предоставления обеспечения исполнения контракта предусмотрен статьей 45 Закона о контрактной системе, в том числе в части предоставления обеспечения исполнения контракта в форме банковской гарантии, выданной банками, включенными в предусмотренный статьей 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Однако в информационной карте в части порядка предоставления обеспечения исполнения контракта заказчиком не установлено требование о необходимости предоставления банковской гарантии банка, указанного в части 1 статьи 45 Закона о контрактной системе.
При этом в информационной карте установлено, что срок действия безотзывной банковской гарантии, выданной банком, должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. Вместе с тем, ни проект контракта, ни документация о закупке не устанавливает срок действия контракта.
Таким образом, из сведений, содержащихся в проекте контракта, документации о закупке, извещении о закупке невозможно сделать вывод о требованиях заказчика к минимальному сроку действия обеспечения исполнения контракта, что не соответствует требованиям части 8 статьи 42, пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
5. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частями 1 и 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона.
В соответствии с требованиями части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных заказчиком единых требованиях и дополнительных требованиях в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи указывается в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Таким образом, из анализа действующего законодательства следует, что документация о закупке должна содержать требования, как к составу заявки, так и требования, предъявляемые к участникам закупки.
В соответствии с пунктами 22, 28 информационной карты участник закупки должен иметь, а также предоставить во второй части заявки копию действующей лицензии на осуществление фармацевтической деятельности или копию действующей лицензии на производство лекарственных средств, с приложением лекарственных форм, разрешенных для производства (если участник закупки является производителем лекарственных средств).
В силу пункта 47 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О лицензировании отдельных видов деятельности" фармацевтическая деятельность является лицензируемым видом деятельности.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "Об обращении лекарственных средств" лицензирование производства лекарственных средств и фармацевтической деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081 (ред. от 15.04.2013) "О лицензировании фармацевтической деятельности" фармацевтическая деятельность включает работы и услуги согласно приложению. Данное приложение устанавливает перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих фармацевтическую деятельность. Согласно разделу I указанного приложения фармацевтическую деятельность составляет, как оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения, так и розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения.
Вместе с тем, заказчик в нарушение указанных положений не определил виды фармацевтической деятельности, на осуществление которых требуется наличие лицензии у участников закупки.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что в извещении о проведении закупки установлены неоднозначные требования к участникам закупки, а также к составу второй части заявки, что не соответствует положениям пункта 2 части 5 статьи 66, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.
6. В силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Пункт 1.2 проекта муниципального контракта указывает, что поставщик обязан поставить, а покупатель принять и оплатить товар по цена в количестве и номенклатуре согласно спецификации (приложение N1).
Приложение N1 к проекту контракта представлено в виде пустой таблицы со следующими наименованиями колонок: наименование товара; характеристика товара; ед. изм.; кол-во; цена за ед. изм. руб.; сумма, руб.
Вместе с тем, согласно части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе процедура заключения контракта, предусматривает, что в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
При этом следует отметить, что такие показатели как количество товара, единица измерения товара, наименование товара, а также конкретные показатели товара (то есть без возможности выбора таких показателей), установленные документацией закупке при заключении контракта изменяться не могут. Поэтому данные показатели должны быть включены в проект контракта, в том числе в спецификацию при его размещении на официальном сайте в составе документации о закупке.
Таким образом, заказчик в нарушение требований частей 1, 13 статьи 34 Закона о контрактной системе не включил в приложение к проекту контракта неизменяемые характеристики товара и его количество, что может повлечь за собой нарушение порядка заключения контракта, предусмотренного частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьей 106, частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Лекарь" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных средств для нужд МБУЗ "ГБ N4" (изв. N 0169300035814000027) необоснованными.
2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение части 5 статьи 31, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, частей 1,13 статьи 34, пунктов 1,8 части 1, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии И.О. Кокшарова
Д.А. Воронкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 3 марта 2014 г. N 61-ж/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.03.2014