Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 24 марта 2017 г. N 177
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_>;
члены Комиссии: <_>,
при участии представителя Общества с ограниченной ответственностью "Разрез Велистовский" (далее также ООО "Разрез Велистовский", заявитель) - <_>; представителей Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 14 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Иркутской области" (далее - заказчик) <_>,
рассмотрев жалобу заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок и в результате осуществления внеплановой проверки в порядке, предусмотренном ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС),
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России поступила жалоба ООО "Разрез Велистовский" на действия комиссии по осуществлению закупок, связанные с рассмотрением заявок на участие в электронном аукционе на поставку угля бурого марки БР.
В соответствии с доводами жалобы заявитель считает необоснованным решение комиссии по осуществлению закупок о несоответствии его заявки требованиям документации об электронном аукционе и отказе в допуске к участию в электронном аукционе.
Заказчиком представлены возражения на жалобу, согласно которым указанная в заявке на участие в электронном аукционе информация не соответствует требованиям технического задания документации об аукционе.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что заказчиком 28.02.2017 г. на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0334100020317000016 на поставку угля бурого марки БР (далее - документация об аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 719 669 рублей 00 копеек.
В силу ч. 1 ст. 65 Федерального закона N 44-ФЗ в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в ч.ч. 2 и 3 ст. 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы (ч. 2 ст. 65 Федерального закона N 44-ФЗ).
К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации (ч. 4 ст. 64 Федерального закона N 44-ФЗ).
Согласно данным Единой информационной системы закупка с реестровым номером 0334100020317000016 в разделе "Документы закупки" прикреплен файл в формате docx, содержащий в себе лишь извещение о проведении электронного аукциона. Документация об аукционе, проект контракта в Единой информационной системе заказчиком не размещены.
На сайте оператора электронной площадки РТС-тендер в разделе "Документы" числится документация об аукционе, при этом, в прикрепленных документах содержится лишь файл с извещением о проведении электронного аукциона.
Таким образом, заказчиком допущено нарушение ч. 1 ст. 65, ч. 4 ст. 64 Федерального закона N 44-ФЗ.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0334100020317000016 от 10.03.2017 г. на участие в аукционе поступило 3 заявки от участников закупок, из которых заявке участника с порядковым номером 1 (ООО "Разрез Велистовский") отказано в допуске к участию в электронном аукционе. В качестве обоснования принятого решения комиссией по осуществлению закупок указано: "Непредставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, или представление недостоверной информации (Отказ по п. 1 ч. 4 ст. 67 44-ФЗ)".
В соответствии с ч. 3 ст. 67 Федерального закона N 44-ФЗ по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Часть 6 статьи 67 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) о порядковых номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе.
При этом, протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0334100020317000016 от 10.03.2017 г. не содержит в себе обоснование решения об отказе в допуске к участию в электронного аукциона участника закупки с номером заявки 1, а именное указание положений документации об аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положения заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией об аукционе, а также решение каждого члена комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе.
Таким образом, комиссия по осуществлению закупок допустила нарушение п.п. 2, 3 ч. 4 ст. 67 Федерального закона N 44-ФЗ.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссия установила, что указанные заявителем в первой части заявки на участие в электронном аукционе показатели товара (угля бурого) не соответствуют требованиям представленной заказчиком на рассмотрении жалобы в бумажной форме документации об аукционе.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Федерального закона N 44-ФЗ аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Часть 4 статьи 67 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Таким образом, комиссия по осуществлению закупок правомерно приняла решение об отказе в допуске ООО "Разрез Велистовский" к участию в электронном аукционе.
В ходе проведения внеплановой проверки в действиях заказчика выявлены следующие нарушения требований Федерального закона N 44-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 64, п. 5 ч. 5 ст. 63 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона.
Часть 4 статьи 27 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона предоставляются при осуществлении закупок:
1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;
2) организациям инвалидов;
3) субъектам малого предпринимательства;
4) социально ориентированным некоммерческим организациям.
В размещенном в Единой информационной системе файле формата docx, содержится извещение о проведении электронного аукциона, в котором в п. 8 указано о предоставлении преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, являющимся участниками закупки, предоставляются преимущества, указанные в статье 28 Федерального закона N 44-ФЗ.
При этом, в сформированном непосредственно в Единой информационной системе извещении о проведении электронного аукциона для закупки N 0334100020317000016 в разделе "Преимущества и требования к участникам" в строке "Преимущества" указано "Не установлено", что противоречит информации, указанной в прикрепленном файле.
Более того, в представленной заказчиком документации об аукционе отсутствуют какая-либо информация о преимуществах, предоставляемых заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона.
Таким образом, заказчиком допущено нарушение ч. 1 ст. 64, п. 5 ч. 5 ст. 63 Федерального закона N 44-ФЗ.
В силу ч. 3 ст. 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ установлены единые требования к участникам закупки, которые заказчик должен установить при осуществлении закупки.
При этом, Федеральным законом от 28.12.2016 N 489-ФЗ "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вступивший в силу с 09.01.2017 г., в ч. 1 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ внесены следующие изменения:
- дополнен п. 7: отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
- введен п. 7.1: участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования к участникам закупки определены заказчиком в пункте 6 документации об аукционе, при этом, внесенные Федеральным законом от 28.12.2016 N 489-ФЗ изменения в п. 7 ч. 1 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ заказчиком при формировании указанных требований не учтены (пп. 6 п. 6 документации об аукционе); требование, установленное п. 7.1 ч. 1 ст. 31 закона, в документации об аукционе отсутствует.
Таким образом, заказчиком допущено нарушение ч. 3 ст. 64, п.п. 7, 7.1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об аукционе должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Часть 3 статьи 65 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (ч. 4 ст. 65 Федерального закона N 44-ФЗ).
Предусмотренный ст. 65 Федерального закона N 44-ФЗ общий порядок разъяснения положений документации об аукционе установлен заказчиком в пункте 17 документации об аукционе.
При этом, даты начала и окончания предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об аукционе заказчиком не установлены, что является нарушением п. 11 ч. 1 ст. 64 Федерального закона N 44-ФЗ.
Как указывалось выше, неотъемлемой частью документации об аукционе является проект контракта (ч. 4 ст. 64 Федерального закона N 44-ФЗ).
Требования к контракту определены в ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, в соответствии с ч. 4 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Часть 5 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ предусматривает, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок определения в контракте фиксированного размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, в том числе гарантийного обязательства (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения указанного обязательства установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063.
Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 г. N 1063 за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Начальная (максимальная) цена контракта рассматриваемой закупки менее 3 млн. рублей, следовательно, размер штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком своих обязательств по контракту будет составлять 2,5 процента цены контракта.
В представленном заказчиком проекте контракта положения об ответственности сторон содержатся в п. 7, в котором в пп. 7.4 размер штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств определен в размере 7,5 процентов от цены контракта, что не соответствует п. 5 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 г. N 1063.
Таким образом, заказчиком допущено нарушение ч. 5 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ, п. 5 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 г. N 1063.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Разрез Велистовский" необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим п.п. 7, 7.1 ч. 1 ст. 31, ч. 3 ст. 64, ч. 5 ст. 34, ч. 1 ст. 64, п. 5 ч. 5 ст. 63, п. 11 ч. 1 ст. 64, ч. 1 ст. 65, ч. 4 ст. 64 Федерального закона N 44-ФЗ.
3. Признать комиссию по осуществлению закупок нарушившей п.п. 2,3 ч. 6 ст. 67 Федерального закона N 44-ФЗ.
4. Выдать заказчику, комиссии по осуществлению закупок предписание об устранении нарушений требований Федерального закона N 44-ФЗ путем аннулирования электронного аукциона.
5. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения заказчиком выданного предписания.
6. Направить копии решения и предписания сторонам по жалобе.
7. Направить материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
ПРЕДПИСАНИЕ N 87
24 марта 2017 г. г. Иркутск
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_>;
члены Комиссии: <_>,
при участии представителя Общества с ограниченной ответственностью "Разрез Велистовский" - <_>; представителей Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 14 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Иркутской области" (далее - заказчик) <_>,
на основании решения Комиссии Иркутского УФАС России N 177 от 24.03.2017 г., руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, комиссии по осуществлению закупок устранить допущенные нарушения п.п. 7, 7.1 ч. 1 ст. 31, ч. 3 ст. 64, ч. 5 ст. 34, ч. 1 ст. 64, п. 5 ч. 5 ст. 63, п. 11 ч. 1 ст. 64, ч. 1 ст. 65, ч. 4 ст. 64, п.п. 2,3 ч. 6 ст. 67 Федерального закона N 44-ФЗ путем аннулировании аукциона в электронной форме на поставку угля бурого марки БР (реестровый номер торгов 0334100020317000016).
2. Оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" обеспечить возможность исполнения заказчиком, комиссией по осуществлению закупок п. 1 настоящего предписания.
3. Заказчику в срок до 12 апреля 2017 г. представить в Иркутское УФАС России документы, подтверждающие исполнение данного предписания в письменном виде, предварительно направив по факсимильной связи 8 (3952) 24-32-26 либо по электронной почте to38@fas.gov.ru.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 24 марта 2017 г. N 177
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.03.2017