Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 1 февраля 2017 г. N 149-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
при участии представителей:
- уполномоченного органа в лице Управления по размещению муниципальных заказов Администрации Североуральского городского округа - ,
в отсутствии:
- заявителя в лице ООО "Маяк" надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
- заказчика в лице Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N9 надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "Маяк" (624480, г. Североуральск, ул. Ленина, д.17Б) о нарушении заказчиком в лице Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N9 (624480, Свердловская обл., г. Североуральск, ул. Молодежная, д. 22), уполномоченного органа в лице Управления по размещению муниципальных заказов Администрации Североуральского городского округа (624480, Свердловская обл, г. Североуральск, ул. Чайковского, 15), его комиссией при проведении конкурса с ограниченным участием (извещение N 0862300027016000282) на оказание услуг по организации и обеспечению горячим питанием учащихся, Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Маяк" (вх.N01-1438 от 27.01.2017) на действия (бездействие) заказчика в лице Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N9, уполномоченного органа в лице Управления по размещению муниципальных заказов Администрации Североуральского городского округа, его комиссии при проведении конкурса с ограниченным участием (извещение N 0862300027016000282) на оказание услуг по организации и обеспечению горячим питанием учащихся, соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе Заявитель указал на необоснованное отклонение заявки ООО "Маяк", так как участником представлена вся необходимая заказчику информация, просит признать жалобу обоснованной.
Представитель уполномоченного органа с доводами жалобы не согласилась, просила признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
23.12.2016 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении конкурса с ограниченным участием N0862300027016000282 и конкурсная документация на оказание услуг по организации и обеспечению горячим питанием учащихся.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 2 966 832,00 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок от 20.01.2017 на участие в конкурсе с ограниченным участием поступило 3 заявки, 2 из которых были отклонены, как несоответствующие требованиям конкурсной документации, в том числе заявка ООО "Маяк", которая была отклонена по следующим основаниям:
"В соответствии с пп. 1 п.18 I раздела Общей части конкурсной документации заявка на участие в конкурсе должна содержать информацию "место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица)".
В составе заявки на участие в конкурсе участник закупки предоставил анкету участника, где указан адрес участника без указания места нахождения, почтового адреса (для юридического лица). Таким образом, участник предоставил информацию, не соответствующую конкурсной документации.
В соответствии с пп. 8 п.18 I раздела Общей части конкурсной документации заявка на участие в конкурсе должна содержать "предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки (по форме Раздела V "Образцы форм и документов для заполнения участниками конкурса")". На стр.8 раздела V "Образцы форм и документов для заполнения участниками конкурса" инструкцией по заполнению заявки установлено: "Участнику закупки необходимо описать объект закупки в соответствии с требованиями Технического задания конкурсной документации. Участник описывает объект закупки, в том числе указывает конкретные значения показателей, в отношении описания объекта закупки"
В составе заявки на участие в конкурсе участник предоставил "Предложение участника конкурса с ограниченным участием в отношении объекта закупки". В своих предложениях участник на свое усмотрение предложил описание закупки, где не в полном объеме указаны обязательные (конкретные показатели) требования заказчика, установленные Техническим заданием, что не позволяет проверить предлагаемые условия оказания услуг на соответствие требованиям заказчика. Таким образом, участник закупки предложил описание объекта закупки не соответствующее Техническому заданию".
Согласно Разделу II "Описание объекта закупки" Заказчиком установлено "Техническое задание на оказание услуг по организации и обеспечению горячим питанием учащихся", согласно которому последним определены "условия и требования к оказываемым услугам", "обязанности исполнителя", "условия о порядке и сроках приемки оказываемых услуг".
В "инструкции по заполнению" заявки указано, что участнику закупки необходимо описать объект закупки в соответствии с требованиями Технического задания конкурсной документации. Участник описывает объект закупки, в том числе указывает конкретные значения показателей, в отношении описания объекта закупки. Описание объекта закупки, предлагаемое участником закупки, не должно содержать следующие слова (словосочетания) - "или", "минимальное", "более", "не менее" и т.д. В случае если в СаНПиН указаны неконкретные (переменные) показатели, то такие величины следует сопровождать в заявке словами "диапазонное значение".
Однако, ООО "Маяк" в своем предложении, как пояснил представитель уполномоченного органа, описал объект закупки не в соответствии с требованиями Технического задания, в частности не указано соответствие оказываемой услуги санитарно-эпидемиологическим требованиям и правилам (СанПиН 2.3.2.1940-05, СанПиН 2.3.6.1079-01, СП 1.1.1058-01), отсутствует информация о составе завтраков/обедов, отсутствует указание на "диапазонное значение" по "рекомендуемая масса порций блюд (в граммах) для обучающихся различного возраста", "потребность в пищевых веществах и энергии обучающихся общеобразовательных учреждений в возрасте с 7 до 11 и с 11 лет и старше" в соответствии с инструкцией по заполнению заявки.
Пунктом 25. Раздела I "Общие положения" установлено, что заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Согласно ч. 2 ст. 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Согласно ч. 3 названной статьи конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Таким образом, в силу отсутствия в заявке участника требуемой конкурсной документацией (техническим заданием) информации, конкурсной комиссией было принято правомерное решение об отклонении данной заявки, как не соответствующей требованиям конкурсной документации.
Вместе с тем, в ходе внеплановой проверки, комиссией Свердловского УФАС России установлено следующее:
В соответствии с п. 1, п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, а также предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе, к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с пп. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в частности описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 24 Раздела I "Общие положения" конкурсной документации указано, что критерии оценки заявок и величины их значимости представлены в приложении N 1 к разделу I "Общие положения" настоящей конкурсной документации.
Согласно приложению N 1 к разделу I "Общие положения" конкурсной документации оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются Конкурсной комиссией в соответствии с требованиями статьи 32 Федерального Закона N 44-ФЗ, в соответствии с правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноябрь 2013 г. N 1085 (далее - Правила), в целях выявления лучших условий исполнения контракта в соответствии с критериями:
N п/п |
Наименование критерия оценки |
значимость критерия оценки (вес критерия) |
Коэффициент значимости критерия оценки |
1 |
Цена контракта |
60 % |
0,6 |
2 |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
30 % |
0,3 |
3 |
Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок |
10% |
0,1 |
|
Итого |
100 % |
1 |
В силу п. 3 приложения N1 "оценка заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" определяется по наличию у участника закупки полученного не ранее 2015 года экспертного заключения 10-ти и/или 12-ти дневного примерного меню для детей с 7-10 лет и с 11 лет и старше в образовательных учреждениях имеющего вывод о соответствии меню требованиям СанПиН 2.4.5.2409-08.
Документами, подтверждающими наличие у участника конкурса экспертного заключения, является: копия, экспертного заключения полученная не ранее 2015 года с выводом о соответствии меню требованиям СанПиН 2.4.5.2409-08. Не предоставление указанных документов, не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.
Согласно конкурсной документации Заказчика, помимо обязательных (конкретных показателей) характеристик товара, работ (услуг) установленных Разделом II. Описание объекта закупки "Техническое задание", в соответствии с которыми участник закупки подтверждает, что оказание услуг по обеспечению горячим питанием учащихся будет осуществляться в полном соответствии с СанПиН 2.4.5.2409-08, СанПиН 2.3.2.1078-01, СанПиН 2.3.6.1079-01, СП 1.1.1058-01 и др., участники закупки должны предоставить, "Рекомендуемая масса порций блюд (в граммах) для обучающихся различного возраста", "Потребность в пищевых веществах и энергии обучающихся общеобразовательных учреждений в возрасте с 7 до 11 и с 11 лет и старше", "Проект примерного 12-дневного меню", где установлены минимально установленные показатели, в соответствии с приведенными Заказчиком таблицами.
Также в Разделе V "Образцы форм и документов для заполнения участниками конкурса" к "Предложению участника конкурса с ограниченным участием в отношении объекта закупки" имеется ссылка на Инструкцию по заполнению предложения, согласно которой "описание объекта закупки, предлагаемое участником закупки, по своим конкретным показателям должно соответствовать или быть не ниже минимальных показателей, установленных в Техническом задании. В случае, если в СаНПиН указаны неконкретные (переменные) показатели, то такие величины следует сопровождать в заявке словами "диапазонное значение".
При этом из анализа конкурсной документации Заказчика не представляется возможным установить максимальные и (или) минимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, так как приведенные показатели (как в таблицах, так и вне их) полностью соответствуют вышеуказанным СанПиН (как диапазонные, так и конкретные показатели), на соответствие которым участник закупки дает свое согласие по каждой позиции указанной в Техническом задании.
Следовательно, согласно разработанной конкурсной документации достаточно продублировать все показатели, указанные в Техническом задании, при этом в случае, если в СаНПиН указаны неконкретные (переменные) показатели указать словосочетание "диапазонное значение", что в свою очередь вводит в заблуждение участников конкурса относительно минимальных значений показателей и значений показателей, которые не могут изменяться, является основанием для отклонения заявок таких участников, подтвердивших свое соответствие СанПиН, при этом, не являющиеся критериями оценки участника (п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе) для признания последнего победителем конкурса (ч. 8 ст. 56 Закона о контрактной системе).
Таким образом, Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что данные требования Заказчика нарушают п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
За утверждение документации с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена административная ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Маяк" признать необоснованной.
2. В действиях уполномоченного органа в лице Управления по размещению муниципальных заказов Администрации Североуральского городского округа, его комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Уполномоченному органу в лице Управления по размещению муниципальных заказов Администрации Североуральского городского округа, его комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. В действиях заказчика в лице Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N9 выявлено нарушение п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
5. Заказчику в лице Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N9 выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены комиссии
ПРЕДПИСАНИЕ N 149-З
Об устранении нарушений законодательства о контрактной системе
г. Екатеринбург 01.02.2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
на основании своего решения N149-З от 01.02.2017 г.,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику в лице Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N9 в срок до 7 апреля 2017 года устранить нарушения Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе осуществления закупки (извещение N0862300027016000282), внесения изменений в конкурсную документацию в части устранения нарушений, установленных решением N 149-З от 01.02.2017 г., продления сроков подачи заявок и завершения процедуры проведения закупки в соответствии требованиями Закона о контрактной системе.
2. Заказчику в лице Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N9 в срок до 14 апреля 2017 года представить в Свердловское УФАС России копию документа, подтверждающего выполнение пункта 1 настоящего предписания, в том числе посредством факсимильной связи: (343) 377-00-84.
Комиссия Свердловского УФАС России обращает внимание, что частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок предписания предусмотрена административная ответственность.
Настоящее Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 1 февраля 2017 г. N 149-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.03.2017