Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 27 марта 2017 г. N 336-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
-
-
-
при участии представителей:
- заявителя в лице ООО "Уралинформбюро" - ,
- заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Городское благоустройство" - ,
- Единой специализированной комиссии по осуществлению закупок МО "город Екатеринбург" на выполнение работ по капитальному строительству, реконструкции, капитальному ремонту и сфере благоустройства Администрации города Екатеринбурга -,
- заинтересованного лица Ассоциации "Предприятия дорожной отрасли Урала" - ,
- заинтересованного лица ЗАО "Корпорация "Атомстройкомплекс" - ,
- слушателя - ,
рассмотрев жалобу ООО "Уралинформбюро" (620109, г. Екатеринбург, ул. Заводская, 27-91, 620075, г. Екатеринбург, ул. Гоголя, 15) о нарушении заказчиком в лице Муниципального казенного учреждения "Городское благоустройство" (620014, г. Екатеринбург, пер. Банковский, 1, офис N341), его комиссией при проведении электронного аукциона на ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения города Екатеринбурга как административного центра Свердловской области (извещение N 0362300038017000002), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Уралинформбюро" (вх. N 01-4614 от 21.03.2017) о нарушении заказчиком в лице Муниципального казенного учреждения ""Городское благоустройство" (620014, г. Екатеринбург, пер. Банковский, 1, офис N341), его комиссией при проведении электронного аукциона на ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения города Екатеринбурга как административного центра Свердловской области (извещение N 0362300038017000002), Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика:
1) не установившего в извещении о проведении электронного аукциона исчерпывающего перечня документов, которые должны быть представлены участниками аукциона в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе; информации о месте выполнения работ или оказания услуг, являющихся предметом контракта; требования об отсутствии в предусмотренном Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки (его учредителях);
2) не установившего дату начала срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации об аукционе;
3) не установившего в извещении о проведении электронного аукциона требования к обеспечению исполнения контракта, предоставляемому в виде банковской гарантии; информацию о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 Закона о контрактной системе; информацию о сроке и порядке предоставления обеспечения, требования к обеспечению контракта в виде банковской гарантии;
4) установившего такой вид обеспечения как залог денежных средств; установившего в документации об аукционе срок обеспечения исполнения контракта, с нарушением положений Закона о контрактной системе;
5) не установившего в проекте контракта положения об освобождении заказчика от уплаты неустойки (штрафа, пени), если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств произошло по вине другой стороны;
6) не установившего срок действия контракта;
7) установившего требование к согласованию содержания и сроков завершения этапов работ путем подписания дополнительного соглашения, при том что отдельные этапы выполнения работ не предусмотрены документацией об аукционе;
8) не установившего в документации об аукционе требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаемые заказчиком при необходимости;
9) не установившего перечня организаций, количество и перечень заинтересованных физических и юридических лиц, с которыми Подрядчик обязан согласовать схемы закрытых дорог;
10) неправомерно установившего требование к содержанию и составу заявки на участие в аукционе, в части требования о предоставлении во второй части заявки декларации об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности;
11) установившего требование к качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара в нарушение ГОСТ;
12) объединившего в одном объекте закупки технологически и функционально не связанные работы по ремонту автомобильных дорог, каждая из которых является самостоятельным объектом отдельной закупки, территориально расположенных в различных районах города Екатеринбурга, что в свою очередь может привести к ограничению конкуренции;
просит признать жалобу обоснованной.
Заказчик, в том числе в представленном письменном возражении на жалобу, не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, просит признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, документацией об аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении электронного аукциона N0362300038017000002 и аукционная документация на ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения города Екатеринбурга как административного центра Свердловской области опубликовано на официальном сайте - 28.02.2017 (изменения от 07.03.2017ь NИИЗ);
2) начальная (максимальная) цена контракта составила - 500 478 347,74 рублей;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 23.03.2017;
4) дата окончания рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе - 24.03.2017;
5) дата проведения аукциона в электронной форме - 27.03.2017;
6) на участие в аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
7) к участию в аукционе допущено 3 участника закупки;
8) в период проведения аукциона предложения о цене контракта подавали 3 участника закупки, понижение составило 4,5%.
1. В соответствии с п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, в том числе, должно содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта.
Согласно п. 5 ч. 6 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в том числе, требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В извещении о проведении электронного аукциона Заказчиком установлено, что место доставки товара, выполнения работы или оказания услуги определяется в соответствии с технической частью аукционной документации.
Также извещение о проведении электронного аукциона содержит следующие требования к участникам закупки:
- Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ);
- Требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (в соответствии с частью 5 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ);
- Требование о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (в соответствии с пунктом 3 части 2 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ);
- Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ).
В случае если максимальное количество размещаемых символов при формировании извещения недостаточно для того, чтобы полностью отразить информацию, которая должна содержаться в извещении в соответствии со ст. 42, ст. 63 Закона о контрактной системе, указанная информация подлежит размещению в виде отдельного прикрепленного файла.
Так, согласно п. 4 Части 3 "Техническая часть" документации об аукционе Заказчиком установлено место выполнения работ, имеющее привязку по 28 адресам.
В п. 7, 8, 9 Части 2 "Информационная карта электронного аукциона" установлены общие, обязательные и дополнительные требования к участникам закупки. Пунктом 13, 13.1 Части 2 "Информационная карта электронного аукциона" установлены требования к содержанию и составу заявки участника закупки и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участником аукциона.
Таким образом, доводы Заявителя не нашли своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
07.03.2017 Заказчиком в извещение о проведении электронного аукциона и документацию об аукционе внесены изменения.
Согласно данным изменениям "участник вправе подать запрос о даче разъяснения положений документации об аукционе с момента размещения извещения по "19" марта 2017 г включительно. Заказчик обязан дать разъяснения положений документации об электронном аукционе с момента размещения извещения по "21" марта 2017 г. включительно".
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в п. 27 части 2 "Информационная карта электронного аукциона" документации об аукционе также установлены аналогичные даты начала и окончания срока предоставления разъяснений участникам аукциона положений документации об аукционе, соответствующие требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с п.7,8 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом); размере обеспечения исполнения контракта, порядке предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
В силу чч. 2,3 ст. 96 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона Заказчиком определен:
Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок |
в соответствии со ст. 96, ст. 45 Федерального закона N 44-ФЗ, аукционной документацией |
Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта |
в соответствии со ст. 96, ст. 45 Федерального закона N 44-ФЗ, аукционной документацией |
Согласно Части 2 "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации Заказчиком установлены требования об обеспечении исполнения контракта:
18 |
п.5.3, 5.12 |
Требование об обеспечении исполнения контракта |
Требуется |
19 |
п.5.3 |
Размер обеспечения исполнения контракта, % (рублей) |
Сумма обеспечения контракта предусмотрена в размере 206 714 011,64 руб. (30% начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении электронного аукциона). |
20 |
- |
Срок и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта |
Срок и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта установлен в соответствии со статьей 96 Закона |
21 |
- |
Срок действия обеспечения исполнения контракта |
Срок действия обеспечения исполнения контракта должен на 1 год превышать срок исполнения обязательств по контракту. |
22 |
- |
Включение в банковскую гарантию условия о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии |
Установлено |
23 |
- |
Реквизиты счета для внесения обеспечения исполнения контракта |
Получатель: Департамент финансов Екатеринбурга (МКУ "Городское благоустройство" Лицевой счет (л/с N89010507009)ИНН 6671310298 КПП 667101001 р/с N40302810500005000002 в Уральское ГУ Банка России по Свердловской области г. Екатеринбург БИК 046577001 Назначения платежа: "обеспечение исполнения контракта на "Ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения города Екатеринбурга как административного центра Свердловской области" (НДС не облагается). |
В соответствии с ч. 2 ст. 35 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, местная администрация определяют случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг соответственно для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, в форме нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Как пояснили представители заказчика, Администрацией города Екатеринбурга не определены случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, в связи с чем, информация, указывающая на необходимость (ее отсутствие) банковского сопровождения контракта отсутствует в документации. Доказательств обратного Заявителем не представлено.
Согласно изложенному доводы Заявителя не нашли своего подтверждения.
4. В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Как уже было указано ранее, в извещении о проведении электронного аукциона Заказчиком определен порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требование к обеспечению контракта со ссылкой на ст. 96, ст. 45 Закона о контрактной системе.
В п. 20 Части 2 "Информационной карты электронного аукциона" аукционной документации указано, что "срок и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта установлен в соответствии со статьей 96 Закона".
В п. 21 Части 2 "Информационной карты электронного аукциона" аукционной документации "срок действия обеспечения исполнения контракта должен на 1 год превышать срок исполнения обязательств по контракту".
Таким образом, Заказчиком определены два способа обеспечения исполнения контракта - банковская гарантия (срок действия которой должен превышать на 1 год срок исполнения контракта) и внесение денежных средств на указанный заказчиком счет. Следовательно, содержащийся в проекте Контракта п. 10.6 "Если обеспечение исполнения Контракта предоставляется Подрядчиком в виде залога денежных средств, настоящий пункт во взаимосвязи с другими положениями настоящего Контракта является договором о залоге, заключенном в соответствии с требованиями ст. 339 ГК РФ" не подлежит применению, что в свою очередь не может нарушить права и законные интересы участников закупки (подрядчиков).
Таким образом доводы Заявителя не нашли своего подтверждения.
5. Согласно доводу жалобы Заказчик в нарушение ч. 9 ст. 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта не установил положение о том, что сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны, что, по мнению Заявителя, противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в п. 9.1 проекта Контракта установлено, что при неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательства по Контракту стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Контрактом. Согласно п. 9.11 проекта Контракта стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему Контракту, если оно явилось следствием чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, непосредственно повлиявших на исполнение договорных обязательств.
Таким образом довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
6. В соответствии с ч. 3 ст.96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно п. 21 Части 2 "Информационной карты электронного аукциона" аукционной документации "срок действия обеспечения исполнения контракта должен на 1 год превышать срок исполнения обязательств по контракту".
Согласно п. 2.1 проекта контракта срок выполнения работ: с даты заключения контракта. Окончание работ: 31.10.2017.
Пунктом 2.3 проекта контракта установлено, что настоящий контракт действует до момента полного исполнения сторонами обязательств.
В ч. 2 ст. 190 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Из содержания данной нормы следует, что стороны могут определить срок действия контракта путем указания лишь на то событие, наступление которого не зависит от воли и действий сторон (п.4 Информационного письма Президиума ВАС Российской Федерации от 11.01.2002 No66). Если событие не обладает качеством неизбежности наступления, оно не может определять начало (окончание) течения срока, в том числе и срока действия контракта.
Как следует из п.2.3 проекта контракта действие контракта связано с моментом его заключения (начало действия контракта) и до момента полного исполнения сторонами обязательств (окончание действия контракта), т.е. окончание срока действия контракта напрямую зависит от воли и действий сторон контракта. Данное событие (до момента полного исполнения сторонами обязательств) не обладает качеством неизбежности наступления, оно не может определять окончание течения срока, в том числе и срока действия контракта.
Учитывая, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта на один год (п. 21), при этом, как следует из п.2.3 проекта контракта, данный срок не определен, Комиссия Свердловского УФАС России приходит к выводу, что в данном случае невозможно представление банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта со сроком действия, превышающим срок действия контракта на один год, поскольку невозможно установить срок действия контракта, что является нарушением ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе, поскольку ограничивает право участника закупки на самостоятельный выбор способа обеспечения исполнения контракта.
Предусмотренные п.2.1 проекта контракта сроки выполнения работ, не могут учитываться участником закупки, в качестве срока действия контракта для целей предоставления надлежащего обеспечения исполнения контракта в виде банковской гарантии, срок действия которой, должен превышать срок действия контракта на один год. Сроки выполнения работ и срок действия контракта не являются тождественными и могут не совпадать.
7. Пунктом 2.1.1 проекта контракта установлено, что содержание и сроки завершения этапов работ, согласовывается сторонами путем подписания дополнительного соглашения.
Пунктом 8.3 проекта контракта установлено, что Заказчик вправе обратиться в арбитражный суд с иском о расторжении Контракта, в том числе при нарушении Подрядчиком сроков сдачи результатов этапа работ более чем на 10 (десять) календарных дней.
Вместе с тем, как установлено на заседании Комиссии, Заказчиком в аукционной документации не предусмотрены отдельные этапы работ, следовательно, Контракт является одноэтапным, соответственно положения п. 2.1.1, п. 8.3 проекта Контракта не подлежат применению, что в свою очередь не может нарушить права и законные интересы участников закупки (подрядчиков).
На основании изложенного довод Общества не нашел своего подтверждения.
8. В своей жалобе Заявитель указывает на не установление Заказчиком требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаемые заказчиком при необходимости в разделе 7 проекта контракта "Гарантии качества подрядных работ" (п. 7.1 - 7.5) Заказчиком определены требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаемые заказчиком при необходимости.
В соответствии с ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Таким образом довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
9. В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального Закона от 10.12.1995 N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Также Постановлением Правительства Свердловской области от 15.03.2012 N269-ПП "Об утверждении Порядка осуществления временных ограничений или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального и местного значения на территории Свердловской области".
Таким образом, порядок согласования схем закрытия дорог регулируется уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления, в соответствии с действующими на момент обращения заявителя нормативно-правовыми актами.
Таким образом довод заявителя не нашел своего подтверждения.
10. Согласно пп. 2 п. 13 Части 2 "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе следующие документы и сведения документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 (если это указано в п 13.1 Информационной карты) части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона (по рекомендуемой форме 1.3.3).
Согласно форме 1.3.3 "Форма декларации о соответствии участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктами 3-9 части 1 статьи 31 ФЗ N44-ФЗ" требования о необходимости декларирования участником закупки обладания последним исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности Заказчиком не установлено.
Таким образом довод заявителя не нашел своего подтверждения.
11. В соответствии с п. 1,2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе - наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе указано, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Заказчиком п. 1.3.1 "Форма сведений о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара" раздела 1.3 установлены функциональные, технические и качественные характеристики товаров, используемых при выполнении работ, в том числе по поз. 1 "Щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь ЩМА-15".
Согласно п. 5.3 ГОСТ 31015-2002 "Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия" показатели физико-механических свойств асфальтобетонов, применяемых в конкретных дорожно-климатических зонах, должны соответствовать указанным в таблице показателям, в том числе:
Наименование показателя |
Значение показателя для дорожно-климатических зон |
||
I |
II, III |
IV, V |
|
Водонасыщение, % по объему: |
|
|
|
вырубок и кернов готового покрытия, не более |
3,0 |
3,5 |
4,0 |
Предел прочности при сжатии, МПа, не менее: при температуре 50 °С |
0,60 |
0,65 |
0,70 |
Следовательно, согласно ГОСТ 31015-2002 "Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия" значение показателя "Водонасыщение вырубок и кернов готового покрытия" измеряется в процентах.
Вместе с тем Заказчиком в лице Муниципального казенного учреждения "Городское благоустройство" в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе не определены единицы измерения показателя "Водонасыщение вырубок и кернов готового покрытия" по поз. 1 "Щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь ЩМА-15".
По показателю "предел прочности на сжатие при температуре 50 С" - "не менее 0,8" представители Заказчика пояснили, что данный показатель установлен в соответствии с пунктов 5.2.2 СТО 001-2016 "Дороги автомобильные общего пользования. Горячие смети асфальтобетонные и асфальтобетон для автомобильных дорог местного значения в муниципальном образовании "город Екатеринбург", утв. 29.02.2016 в установленном законом порядке и опубликованном на официальном сайте города Екатеринбурга. Показатель "не менее 0,8 МПа" является лучшим по отношению к показателю "0,65 МПа" и в полной мере отвечает требованиям заказчика в соответствии со спецификой объекта закупки.
Кроме того, согласно п. 11 Части 3 "техническая часть" установлено, что требования к качеству работ (услуг), в том числе технология производства работ (оказания услуг), методы производства работ (оказания услуг), методики оказания услуг, организационно-технологическая схема производства работ, безопасность выполняемых работ: в соответствии с технической документацией, проектом производства работ, требованиями карт технологических процессов и положений действующего законодательства, в том числе СТО 001-2016.
Таким образом, Заказчик в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе обосновал свою потребность в товаре имеющим нестандартный показатель "предел прочности на сжатие при температуре 50 С" - "не менее 0,8".
Также Заказчиком п. 1.3.1 "Форма сведений о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара" раздела 1.3 установлены функциональные, технические и качественные характеристики товаров, используемых при выполнении работ, в том числе по поз. 6 "Щебень".
Согласно п. 1 ГОСТ 8267-93 настоящий стандарт распространяется на щебень и гравий из горных пород со средней плотностью зерен от 2,0 до 3,0 г/см3, применяемые в качестве заполнителей для тяжелого бетона, а также для дорожных и других видов строительных работ.
Согласно п. 4.3.2 ГОСТ 8267-93 Форму зерен щебня и гравия характеризуют содержанием зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы. Щебень в зависимости от содержания зерен пластинчатой и игловатой формы подразделяют на пять групп, которые должны соответствовать указанным в таблице 2:
Группа щебня |
Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы |
1 |
До 10 включ. |
2 |
Св. 10 до 15 |
3 |
Св.15 до 25 |
4 |
Св. 25 до 35 |
|
Св.35 до 50 |
Таким образом, согласно ГОСТ 8267-93 4 группа щебня содержит зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы св. 25 до 35.
Вместе с тем, Заказчиком в лице Муниципального казенного учреждения "Городское благоустройство", в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, в аукционной документации по показателю "группа щебня" указано значение показателя 1-4, при этом содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы установлено до 25, а также
показатель "средняя плотность" указан не в соответствии с ГОСТ 8267-93 - "средняя плотность зерен".
12. В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Таким образом, действующим законодательством установлено право заказчика на формирование лота с учетом своей потребности и специфики предмета закупки, при соблюдении запретов, установленных Законом о защите конкуренции, в целях развития добросовестной конкуренции и равного доступа участников закупки к участию в закупках.
С учетом изложенного, подобное формирование объекта закупки, включающего работы, однородные по содержанию, характеру, объекту, а также территориальному принципу, не противоречит части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, частям 1, 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, заявитель не предоставил документального подтверждения доводов жалобы, с точки зрения достаточности, представленных доказательств, которые бы позволяли сделать вывод об ограничении конкуренции ввиду объединения в одну закупку работ, которые необходимо выполнять на разных участках автомобильной дороги.
Кроме того, в ходе внеплановой проверки, Комиссией Свердловского УФАС России установлено следующее:
Согласно инструкции по заполнению первой части заявки участника (приложение к форме 1.3.1) При предоставлении участниками конкретных значений показателей необходимо исключить употребление слов и словосочетаний: "эквивалент", "аналог" "или", "либо", "и (или)", "должен", "должно", "должны", "должен быть/иметь", "должна быть/иметь", "должны быть/иметь", "может", "в основном", "и другое", "в пределах", "ориентировочно", "не более", "не менее", "не ранее", "не хуже", "не выше", "не ниже", "до", "от", "более", "менее", "выше", "ниже", "возможность" за исключением случаев, когда характеристика товара указана в колонке "Значение показателя, которое не может быть изменено".
При указании значений показателей, представляемых участником закупки, не допускается использование слов, словосочетаний, математических и иных обозначений, не позволяющих однозначно определить конкретное значение таких показателей (например: "не более", "не менее", "должен", "более", "менее", "<", ">", "не выше", "не ниже", "от", "до", "выше", "ниже", "св.", "свыше", "должны соответствовать", "должно быть", "включительно" и т.п.).
Таким образом, положения инструкции не позволяют определить, допускается ли указание показателей "должен быть/иметь", "должна быть/иметь" в случае, когда характеристика товара указана в колонке "Значение показателя, которое не может быть изменено", что вводит участников закупки в заблуждение, не позволяет оформить заявку на участие в аукционе, что нарушает п. 2 ч. 1 ст. 64, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
За утверждение аукционной документации с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена административная ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Уралинформбюро" признать частично обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Городское благоустройство" признать нарушение п.1,2 ч. 1 ст. 33, п.1,2 ч. 1 ст. 64, ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Муниципального казенного учреждения "Городское благоустройство", его комиссии, выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному на принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
5. Обязать заказчика обеспечить явку лица, утвердившего аукционную документацию на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта,5/Химиков,3, 4 этаж с документами, удостоверяющими личность, полномочия на утверждение документации N0362300038017000002, объяснением по факту выявленного нарушения ____________ 2017 г. в __-__.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены комиссии
ПРЕДПИСАНИЕ N 336-З
Об устранении нарушений законодательства о контрактной системе
г. Екатеринбург 27.03.2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
-
-
-
на основании своего решения N336-З от 27.03.2017 г.,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику в лице Муниципального казенного учреждения "Городское благоустройство" в срок до 26 апреля 2017 года устранить нарушения Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе осуществления закупки (извещение N0362300038017000002), внесения изменений в аукционную документацию в части устранения нарушений, установленных решением N 336-З от 27.03.2017 г., продления сроков подачи заявок и завершения процедуры проведения закупки в соответствии требованиями Закона о контрактной системе.
2. Заказчику в лице Муниципального казенного учреждения "Городское благоустройство" в срок до 5 мая 2017 года представить в Свердловское УФАС России копию документа, подтверждающего выполнение пункта 1 настоящего предписания, в том числе посредством факсимильной связи: (343) 377-00-84.
Комиссия Свердловского УФАС России обращает внимание, что частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок предписания предусмотрена административная ответственность.
Настоящее Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 27 марта 2017 г. N 336-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.03.2017