Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 28 марта 2017 г. N 341-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
при участии представителей:
- заказчика в лице Администрации муниципального образования город Ирбит -
-заявителя в лице ООО СК "Академстрой" -
рассмотрев жалобу ООО СК "Академстрой" (620026, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 193, оф. 404) о нарушении заказчиком в лице Администрации муниципального образования город Ирбит (623850, Свердловская обл., г. Ирбит, ул. Революции, д. 16) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на приобретение жилого помещения (извещение N 0362300228317000020) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО СК "Академстрой" (вх. N 01-4596 от 21.03.2017 г.) о нарушении заказчиком в лице Администрации муниципального образования город Ирбит, его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на приобретение жилого помещения (извещение N 0362300228317000020) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал на нарушение Закона о контрактной системе в части описания объекта закупки, а также указал на то, что положения проекта контракта не соответствуют аукционной документации. Просит признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, просили признать ее необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст.106 Закона о контрактной системе.
Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
10 марта 2017 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0362300228317000020 и аукционная документация на приобретение жилого помещения.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 073 600 ,00 рублей.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе указано, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе указано, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В "Техническом задании" аукционной документации заказчиком установлено описание объекта закупки, в том числе:
N п/п |
Наименование показателя |
Требуемые заказчиком характеристики поставляемых товаров |
1.1. |
Общие требования |
Жилое помещение должно быть готово к проживанию, без проведения дополнительных работ (капитального или косметического ремонта). Жилое помещение должно быть выполнено в капитальном исполнении и расположено в городе Ирбите Свердловской области, построено в соответствии со строительными нормами и правилами (СНиП). Строительные материалы, комплектующие изделия, конструкции и системы, применяемые при строительстве, должны соответствовать государственным стандартам, техническим условиям и иметь соответствующие сертификаты, технические паспорта и другие документы, удостоверяющие их соответствие ГОСТ, ТУ. |
1.4. |
Расположение жилого помещения (этаж) |
Любой |
1.5. |
Материал стен дома, в котором расположено жилое помещение |
Стены - панельные, блочные и/или кирпичные. |
1.11. |
Стены |
Стены высотой не менее 2,5 метров, оштукатурены: стены побелены и/или покрашены и/или оклеены обоями. |
Указанные Заказчиком в документации об Аукционе требования к компонентам по поз. 1.1 "Общие требования", а именно "строительные материалы, комплектующие изделия, конструкции и системы, применяемые при строительстве должны соответствовать государственным стандартам, техническим условиям и иметь соответствующие сертификаты, технические паспорта и другие документы, удостоверяющие их соответствие ГОСТ, ТУ", из которых изготовлен товар, а именно - жилое помещение, затрудняют оформление заявки на участие в данном Аукционе, поскольку установленные Заказчиком характеристики не имеют отношения к потребности.
Кроме того, представитель заявителя также пояснил, что сертификаты, технические паспорта, и другие документы на товары, которые использовались при строительстве дома, могут быть только у застройщика, что ограничивает круг участников аукциона.
Заказчиком в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64, п.1. ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в документации об Аукционе установлены требования к материалам, используемым при строительстве жилого дома в котором приобретается помещение, что не соответствует предмету Аукциона и ограничивает круг потенциальных участников.
Согласно инструкции по заполнению первой части заявки участника (п. 3 раздела 8 аукционной документации) При описании товара участник аукциона применяет общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов Российской Федерации, если иное не указано в Главе V "Техническое задание". При описании товара в заявке на участие в аукционе указывается вся информация, запрашиваемая заказчиком, в отношении всех товаров (материалов). Показатели, заданные перечислением, должны быть отражены в заявке в полном объеме.
При этом показатели "Стены - панельные, блочные и/или кирпичные", "Стены высотой не менее 2,5 метров, оштукатурены: стены побелены и/или покрашены и/или оклеены обоями" по поз. 1.5, 1.11 установлены как перечисление, при этом инструкцией не регламентирован порядок применения союзов "и/или", а так же знаков ":", ",", и в совокупности показателей не ясно, что необходимо участнику указать в заявке, что вводит участников в заблуждение и нарушает п.1 ч.1, ч. 2 ст. 33, п.1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
При этом указание показателя "Расположение жилого помещения (этаж) - любой" позволяет участнику сделать предложение в отношении жилого помещения, которое будет находиться на определенном этаже жилого дома, и указать либо цифровое обозначение этажа, либо цокольный, мансардный и др. этажи. Довод заявителя в данной части не состоятелен.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Подпунктом 2 п. 3 Раздела 8 аукционной документации установлено, что вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать:
- копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, подтверждающее наличие государственной регистрации прав на жилое помещение в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданный органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса РФ, ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"), либо копию иного документа, подтверждающего право собственности на жилое помещение. Документы, подтверждающие право собственности, должны содержать идентифицирующие признаки (номера документов), быть предоставлены в полном объеме.
- если участник закупки не является собственником жилого помещения и действует от имени и в интересах собственника жилого помещения, заявка на участие в аукционе должна содержать документы, соответствующие пункту 1 статьи 185.1 ГК РФ (нотариально удостоверенную доверенность).
Согласно ст. 131 ГК РФ Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан предоставлять информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных правах любому лицу. Информация предоставляется в любом органе, осуществляющем регистрацию недвижимости, независимо от места совершения регистрации.
При этом ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" утратила силу с 1 января 2017 года. Согласно ст. 30 Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" признаны утратившими силу со дня вступления в силу настоящего Федерального закона: 1) главы I - IV, статью 31 и главу VI Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3594).
Таким образом, требование о предоставлении копии свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение установлено заказчиком в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе, так как основано на законодательстве, утратившем силу, а, следовательно, не обоснованно.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В силу части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Заказчиком в составе второй части заявке предусмотрено, что участник закупки может не является собственником жилого помещения, но действовать от имени и в интересах собственника жилого помещения, при этом в составе второй части заявки участник должен представить документ, соответствующие пункту 1 статьи 185.1 ГК РФ (нотариально удостоверенную доверенность).
При этом п. 1.4 проекта контракта (глава IV аукционной документации) предусмотрено, что на момент подписания настоящего Контракта Жилое помещение принадлежит Продавцу на праве собственности, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от _______, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации N______.
Таким образом, требования п. 1.4 проекта контракта нарушают ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе, так как не позволяют заключить контракт на условиях аукционной документации, а именно - не с собственником жилого помещения, а с его представителем по доверенности.
Согласно ч. 1 ст. 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно ч. 2 ст. 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
При этом ст. 70 Закона о контрактной системе предусмотрен порядок заключения контракта, однако направление поставщиком заказчику каких-либо документов на стадии заключения контракта Законом о контрактной системе не предусмотрено, вместе с тем в нарушении ч. 2 ст. 70 Закона о контрактной системе п. 3.1.3-3.1.6 проекта контракта установлено, что:
До подписания настоящего Контракта передать Муниципальному заказчику надлежаще заверенную копию документа удостоверяющего личность Продавца либо нотариальную доверенность лица представляющего интересы Продавца (в случае представления интересов Продавца через представителя).
До подписания настоящего Контракта передать Муниципальному заказчику копию правоустанавливающего документа, подтверждающего право собственности Продавца на отчуждаемое Жилое помещение:
- если право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), представляется выписка из ЕГРП;
- если право возникло до 31.01.1998 г. или в соответствии с законом не с момента его государственной регистрации, и данное право ранее не было зарегистрировано в установленном законом порядке, предоставляются имеющиеся документы.
До подписания настоящего Контракта передать Муниципальному заказчику копию договора (купли-продажи, мены, дарения и т.д.).
До подписания настоящего Контракта передать Муниципальному заказчику копию справки с места жительства, а также при необходимости:
- Нотариально удостоверенное согласие другого супруга на заключение муниципального контракта или документ, свидетельствующий о том, что Жилое помещение не находится в совместной собственности супругов (брачный договор, соглашение о разделе общего имущества супругов, решение суда о разделе имущества и определении долей супругов.
- Письменное согласие родителей, усыновителей или попечителей, если Жилое помещение приобретено несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет или лицом, ограниченным в дееспособности.
- Разрешение органа опеки и попечительства на распоряжение законными представителями имуществом несовершеннолетних (до 14 лет) или недееспособных правообладателей, на распоряжение имуществом несовершеннолетним (с 14 лет) или ограниченным в дееспособности правообладателем.
- Согласие органа опеки и попечительства на отчуждение жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника жилого помещения или оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника, если при этом затрагиваются их права или охраняемые законом интересы.
- Документы, подтверждающие, что продавец доли в праве на жилое помещение (комнаты в квартире) известил в письменной форме остальных участников долевой собственности (остальных собственников комнат) о намерении продать свою долю, или документы, подтверждающие отказ сособственников от преимущественного права покупки доли.
За утверждение аукционной документации с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена административная ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Так же Приложением N2,3 к проекту контракта Актом осмотра и Актом приемки-передачи предусмотрено, что муниципальный заказчик настоящим подтверждает, что качество передаваемого жилого помещения соответствует условиям настоящего Муниципального контракта, технических регламентов, проектной документации, градостроительным регламентам и иным обязательным требованиям, а так же, что обязательства Продавца по Муниципальному контракту выполнены в полном объеме и надлежащим образом.
При этом аукционной документацией или проектом контракта не предусмотрено условие о передаче или предоставлении проектной документации, технических или градостроительных регламентов поставщиком заказчику.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявителем не представлено доказательств того, что заказчиком будут затребованы документы, а именно технические регламенты, проектная документация, градостроительные регламенты, что повлияет на осмотр и приемку-передачу жилого помещения и приведет к невозможности исполнения контракта. Таким образом, нарушений законодательства о контрактной системе в действиях заказчика в части положений Приложений N2,3 проекта контракта Комиссией УФАС Свердловской области не выявлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО СК "Академстрой" признать обоснованной в части нарушения описания объекта закупки и положений проекта контракта.
2. В действиях заказчика в лице Администрации муниципального образования город Ирбит выявлено нарушение п. 1, ч. 1,2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64, ч. 6 ст. 66, п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 1 ст.34, ч. 2 ст. 70 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Администрации муниципального образования город Ирбит, его комиссии выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному на принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
5. Обязать заказчика обеспечить явку лица, ответственного за составление аукционной документации на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта,5/Химиков,3, 4 этаж с документами, удостоверяющими личность, полномочия на утверждение документации N0362300228317000020, объяснением по факту выявленного нарушения 07 июня 2017 г. в 12-00.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕДПИСАНИЕ N 341-З
Об устранении нарушений законодательства о контрактной системе
г. Екатеринбург 28.03.2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
на основании своего решения N341-З от 28.03.2017 г.,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику в лице Администрации муниципального образования город Ирбит в срок до 21 апреля 2017 года устранить нарушение Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе осуществления закупки (извещение N0362300228317000020), внесения изменений в аукционную документацию в части устранения нарушений, установленных решением N341-З от 28.03.2017 г., продления сроков подачи заявок и завершить процедуру закупки в соответствии требованиями Закона о контрактной системе.
2. Оператору электронной торговой площадки обеспечить исполнение пункта 1 настоящего предписания.
3. Заказчику в Администрации муниципального образования город Ирбит в срок до 28 апреля 2017 года представить в Свердловское УФАС России копию документа, подтверждающего выполнение пункта 1 настоящего предписания, в том числе посредством факсимильной связи: (343) 377-00-84.
Комиссия Свердловского УФАС России обращает внимание, что частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок предписания предусмотрена административная ответственность.
Настоящее Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 28 марта 2017 г. N 341-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.03.2017