Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 22 марта 2017 г. N ЭА-339/2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Авангард-дизайн" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "ЖКУ УФСИН России по Краснодарскому краю" (далее - Заявитель) при проведении электронного аукциона: "Работы кровельные прочие, не включенные в другие группировки" (извещение N 0318100034617000006) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения документации об электронном аукционе. В своей жалобе ООО "Авангард-дизайн" указывает, что Заказчиком в сведениях о товарах (материалах) используемых при выполнении работ, в требованиях к материалам применяются условные обозначения, при этом в инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе информация о их применении отсутствует; в некоторых значениях показателей отсутствуют единицы измерения, что лишает возможности корректно заполнить заявку и нарушает п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе; Заказчиком на запрос Заявителя по данным доводам не были представлены разъяснения положений аукционной документации.
Представителями Заказчика представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представители Заказчика не согласны. На все поступившие запросы о даче разъяснений положений аукционной документации были даны разъяснения. Запрос на предоставление разъяснений от ООО "Авангард-дизайн" на электронную площадку не поступал.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ФКУ "ЖКУ УФСИН России по Краснодарскому краю" проводился электронный аукцион: "Работы кровельные прочие, не включенные в другие группировки" (извещение N 0318100034617000006).
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 643 367,00 рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Извещение о проведении электронного аукциона для закупки N0318100034617000006 размещено 06.03.2017 г. в 19 ч. 00 мин., дата и время окончания подачи заявок 22.03.2017 г. в 10 ч. 00 мин.
Согласно ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе определено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В силу ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена кон
Из пояснений представителей Заказчика следует, что 10.03.2017 поступал аналогичный запрос за N 559921 от ООО "АсСтройЭксперт" со следующим вопросом: "В связи с отсутствием в инструкции по заполнению заявки подробных указаний по заполнению таблицы приложения 5 "Сведения о товарах (материалах)_" участником размещения заказа в составе первой части заявки, прошу разъяснить: 1. Правила применения знаков и слов, например: "не более", "не менее", "от", "до", ",", ";", "должно быть", "допускается", "рекомендуется", "/", "*", "-", "", "х", "()", ":" и т.д. 2. Корректируется ли каким-нибудь образом графа "Наименование показателя, технического, функционального параметра, ед. измерения". 3. На некоторые значения показателя отсутствуют единицы измерения, например в позиции 6: "Монтажная ширина профиля В 1150" "Предельные отклонения по высоте/ширине не более /не более 8". Прошу пояснить какая единица измерения имеется ввиду Заказчиком и нужно ли ее указывать Подрядчику при заполнении первой части заявки?".
10.03.2017 г. Заказчиком были даны разъяснения положений документации.
В свою очередь, Заказчиком в ответе на запрос N 559921 от 10.03.2017 не разъяснены правила применения знаков и слов, отсутствуют сведения о единицах измерения, применяемых в значениях показателей.
При этом, Заказчиком в ответе на запрос представлены технические и функциональные параметры товара (материала), по которым будет устанавливаться соответствие потребности Заказчика, по всем позициям товара, используемого при выполнении работ, в том числе:
N п/п |
Наименование материала |
Технические и функциональные параметры товара (материала), по которым будет устанавливаться соответствие потребности Заказчика |
|
Наименование показателя, технического, функционального параметра, ед. измерения |
Значение показателя, параметра |
||
1 |
Гидроизоляци-онная подкровельная диффузионная плёнка |
Условная прочность, Мпа (кгс/см2): - в поперечном направлении |
условная прочность не менее 2 кгс/см |
Относительное удлинение при разрыве, %:
|
|
||
Водонепроницаемость при давлении не менее 0,001 Мпа (0,01 кгс/см2) в течение не менее 72 ч |
водонепроницаем |
||
6 |
Листовые профили из оцинкованной стали |
Монтажная ширина профиля B |
1150 мм |
Предельные отклонения по высоте/ширине |
По высоте не более чем 0,5 мм/по ширине не более 8 мм |
Заказчиком в Приложении N 5 "Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении работ по капитальному ремонту кровли Литер А,А1 УФСИН России по Краснодарскому краю, ул. Горького, 76" аукционной документации по вышеуказанным позициям установлены следующие требования:
N п/п |
Наименование материала |
Технические и функциональные параметры товара (материала), по которым будет устанавливаться соответствие потребности Заказчика |
|
Наименование показателя, технического, функционального параметра, ед. измерения |
Значение показателя, параметра |
||
1 |
Гидроизоляци-онная подкровельная диффузионная плёнка |
Условная прочность, Мпа (кгс/см2): |
|
Относительное удлинение при разрыве, %: |
не менее 14 не менее 14 |
||
Водонепроницаемость при давлении не менее 0,001 Мпа (0,01 кгс/см2) в течение не менее 72 ч |
водонепроницаем |
||
6 |
Листовые профили из оцинкованной стали |
Монтажная ширина профиля B |
1150 |
Предельные отклонения по высоте/ширине |
не более 0,5/не более 8 |
Заказчиком при предоставлении разъяснений положений документации об электронном аукционе были откорректированы технические и функциональные параметры товара (материала) по позициям: 2. Огнебиозащитная пропитка для древесины (биопирен), 3. Шурупы-саморезы кровельные, 4. Металлочерепица, 7. Доски.
В инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе в электронной форме Заказчиком не установлены правила применения знаков препинания, символов и иной информации, необходимой поставщикам (подрядчикам, исполнителям) для корректного заполнения заявки на участие в закупке.
На основании вышеизложенного, Заказчиком в нарушение ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе даны разъяснения положений документации об электронном аукционе, изменяющие ее, а также в нарушение ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе не на все вопросы запроса представлены ответы.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик товаров, таких как химический состав и подобных, определяемых по результатам испытаний, не закреплена действующим законодательством. Многие показатели определяются по результатам испытаний.
Требование к указанию участником закупки в составе заявок показателей товаров, определяемых по результатам испытаний, нарушает требования ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, ч. 4 ст. 105 и на основании ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Авангард-дизайн" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - ФКУ "ЖКУ УФСИН России по Краснодарскому краю" нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33, ч. 4, ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ФКУ "ЖКУ УФСИН России по Краснодарскому краю" (аукционной комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 130
по делу N ЭА-339/2017 о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
22 марта 2017 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Авангард-дизайн" на действия ФКУ "ЖКУ УФСИН России по Краснодарскому краю" при проведении электронного аукциона: "Работы кровельные прочие, не включенные в другие группировки" (извещение N 0318100034617000006) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч. 15, ч. 22, ч. 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе) предписывает:
1. Заказчику - ФКУ "ЖКУ УФСИН России по Краснодарскому краю" (аукционной комиссии) устранить нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33, ч. 4, ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона и аннулирования определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (извещение N 0318100034617000006).
2. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения Заказчиком настоящего предписания. Уведомить участников, подавших заявки, об аннулировании электронного аукциона. Осуществить возврат участникам, подавшим заявки, денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в электронном аукционе. Отменить протокол проведения аукциона (при наличии).
3. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 5-ти рабочих дней со дня его получения.
4. В срок до 18.04.2017 г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч. 25 ст. 99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 22 марта 2017 г. N ЭА-339/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.03.2017