Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 14 марта 2017 г. N 376
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок за счёт средств государственного оборонного заказа в составе:
- Кирьякова С.Е. |
- |
заместитель председателя комиссии, начальник отдела контроля закупок, |
- Рыжов Д.В. |
- |
член комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
- Игошина В.В. при участии: |
- |
член комиссии, специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
- Хазовой М.Е. |
- |
представителя ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Ульяновской области" (доверенность от 13.03.2017 N19/366), |
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Премиум Центр" (далее также - ООО "Премиум Центр", заявитель) о нарушении Федеральным казённым учреждением "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области" (далее также - ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Ульяновской области", государственный заказчик) требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при определении подрядчика путём проведения электронного аукциона на право заключить государственный контракт на выполнение работ для обеспечения государственных нужд,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ООО "Премиум Центр" о нарушении ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Ульяновской области" требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключить государственный контракт на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей семейства ВАЗ (в рамках государственного оборонного заказа), номер извещения 0868100001217000012 (далее также - электронный аукцион).
По мнению заявителя, описание объекта закупки не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе).
Представители ООО "Премиум Центр" на заседании Комиссии Нижегородского УФАС России отсутствовали. Доказательства надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения жалобы в материалах дела имеются.
Представитель ФКУ "ЦХиСО УМВД по Ульяновской области" с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласилась, факт нарушений положений Закона о контрактной системе не признала, считает жалобу ООО "Премиум Центр" необоснованной, а требования, изложенные в ней, - не подлежащими удовлетворению.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок за счёт средств государственного оборонного заказа, заслушав доводы лица, участвующего при рассмотрении дела, исследовав их в совокупности с имеющимися в деле материалами и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, её членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённого приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), пришла к следующим выводам.
1) 21.02.2017 в единой информационной системе и на сайте электронной площадки www.sberbank-ast.ru размещены извещение об осуществлении закупки путём проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей семейства ВАЗ (в рамках государственного оборонного заказа) и документация об электронном аукционе.
Заказчиком данной закупки выступает Федеральное казённое учреждение "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области".
Оператором электронной площадки является ЗАО "Сбербанк-АСТ".
Начальная (максимальная) цена контракта - 7 000 000,00 рублей.
2) В силу части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьёй 33 названного Федерального закона.
Пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе устанавливает запрет на установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в закупке.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и чёткое описание характеристик объекта закупки.
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Описание объекта закупки определено заказчиком в Приложении N3 к документации об электронном аукционе.
В приложении N3 к документации о закупке заказчик указал максимальные и (или) минимальные значения показателей материалов, используемых при выполнении работ, и их показатели, позволяющие определить соответствие используемых товаров установленным требованиям, в том числе максимальные и (или) минимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут меняться.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
По позиции 2 государственным заказчиком указан товар Жидкость охлаждающая низкозамерзающая ГОСТ 28084-89. Техническое описание объекта закупки подчиняется не только законодательству о контрактной системе в сфере закупок, но и Федеральному закону от 27.12.2002 N183-ФЗ "О техническом регулировании". Указание в документации о закупке на ГОСТ 28084-89 не противоречит требованиям Закона о контрактной системе. Значение показателя температура начала перегонки не ниже 100оС является объективным и не противоречит ГОСТ. Рассматриваемый довод заявителя признаётся несостоятельным.
По показателю температура начала кристаллизации не выше минус 35/минус 40/минус 65о С участнику закупки необходимо выбрать одно конкретное значение с учётом положений инструкции по заполнению заявки. Согласно спецификации на антифриз AGA-Z40, изготовляемый по ТУ 2422-001-60465030-2009, показатель температуры начала кристаллизации не выше минус 41о С, а массовая доля жидкости, перегоняемой до достижения температуры 150о С - не более 37%. Данный показатель удовлетворяет ГОСТ 28084-89, но не удовлетворяет требованию государственного заказчика указать одно из значений. Указанный довод ООО "Премиум Центр" признаётся обоснованным.
По позиции 3 Масло трансмиссионное ГОСТ 17479.2-2015 государственный заказчик установил показатель кинематическая вязкость при 100оС не ниже 7,0 мм2/с не выше 32,5 мм2/с. Согласно ГОСТ 17479.2-2015 кинематическая вязкость при 100о должна быть не ниже 4,1 мм2/с. Трансмиссионные масла указанного класса вязкости подлежат всесезонной эксплуатации и установленные в документации об электронном аукционе требования к значению показателя кинематической вязкости соответствуют ГОСТ 17479.2-2015.
Изложенное полностью соответствует требованиям документации об электронном аукционе.
По позиции 4 указан товар Литол-24 ГОСТ 21150-87. Массовая доля механических примесей - не более 0,05%; нагрузка сваривания - не менее 1410Н; критическая нагрузка - не менее 630Н. Данные показатели соответствуют ГОСТ 21150-87. В связи с этим довод заявителя отклоняется.
По показателю предел прочности при 80оС установлено не менее 150/200: участнику закупки необходимо указать одно конкретное значение с учётом положений инструкции. Согласно типовых показателей для Литол-24, производимого нефтяной компанией Лукойл, предел прочности при 80о С составляет не менее 200 Па. Данный показатель удовлетворяет ГОСТ 21150-87, но не удовлетворяет инструкции по заполнению заявки - указать одно конкретное значение показателя, то есть без указания слов "не менее".
Следовательно, требование к составу заявки не соответствует положениям Закона о контрактной системе. Указанный довод заявителя признаётся обоснованным.
По позиции 5 Шина пневматическая ГОСТ 4754-97 по показателю ширина профиля указано 176 мм/187 мм/206 мм. Во избежание несовместимости пневматических шин, используемых при выполнении работ по ремонту уже имеющихся у заказчика автотранспортных средств, документацией об электронном аукционе установлены конкретные значения ширины профиля пневматических шин (при измерении на рекомендуемом ободе) для обозначений 175/70R14, 185/70R14, 205/70R14 - 176 мм, 187 мм, 206 мм соответственно. Данные показатели являются нестандартными и не сопровождаются обоснованием. Указанный довод заявителя признаётся состоятельным.
Таким образом, заказчик установил значения показателей, определяемых только по результатам испытаний, что указывает на невозможность указания конкретных показателей по данным позициям участниками в своих заявках ввиду отсутствия на момент подачи заявки товаров и отсутствии необходимости иметь таковые при подаче заявок. Подобное требование к составу заявок ограничивает количество участников закупки ввиду изложенного выше. Данная позиция подтверждается письмом ФАС России от 01.07.2016 NИА/44536/16.
Следовательно, ФКУ "ЦХиСО УМВД по Ульяновской области", разработав документацию о закупке подобным образом, нарушило положения части 1 статьи 33 и части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Также Комиссия Нижегородского УФАС России отмечает, что до окончания срока подачи заявок (09.03.2017 09:00) подано шесть заявок.
3) В соответствии с пунктом 3 части 10 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа осуществляет контроль в сфере закупок в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в случае, если при заключении контракта объём подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, цену единицы работы или услуги.
Между тем в извещении о проведении электронного аукциона отсутствует цена единицы услуги и цена запасных частей. Указана только общая начальная (максимальная) цена единиц услуг (работ) и запасных частей в размере 272 388 239,87 рублей.
Из изложенного следует, что обосновав начальную (максимальную) цену государственного контракта подобным образом, ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Ульяновской области" нарушило положения статьи 42 Закона о контрактной системе.
4) По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок за счёт средств государственного оборонного заказа федеральный орган исполнительной власти вправе выдать государственному заказчику, единой комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России, нарушения положений части 1 статьи 33, статьи 42 и части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, допущенные ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Ульяновской области", не повлияли на результаты электронного аукциона, в связи с чем необходимость выдачи ему предписания отсутствует, что соответствует требованиям Административного регламента.
Вместе с этим существует необходимость выдачи предписания о прекращении приостановления определения подрядчика оператору электронной площадки, на которой проведен рассматриваемый электронный аукцион (ЗАО "Сбербанк-АСТ").
С учётом изложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок за счёт средств государственного оборонного заказа
решила:
1. Признать жалобу ООО "Премиум Центр" на действия Федерального казённым учреждением "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области" требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключить государственный контракт на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей семейства ВАЗ (в рамках государственного оборонного заказа), номер извещения 0868100001217000012, обоснованной в части противоречивой инструкции по заполнению заявки и некорректного описания объекта закупки.
2. В остальной части жалобу ООО "Премиум Центр" на действия ФКУ "ЦХиСО УМВД по Ульяновской области" при проведении указанного электронного аукциона признать необоснованной.
3. Признать государственного заказчика нарушившим положения части 1 статьи 33, статьи 42 и части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Предписание ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Ульяновской области" не выдавать в связи с отсутствием влияния допущенных нарушений на результаты определения подрядчика.
5. Выдать оператору электронной площадки предписание о прекращении приостановления осуществления закупки.
6. Передать уполномоченному должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии С.Е. Кирьякова
Члены комиссии Д.В. Рыжов
В.В. Игошина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 14 марта 2017 г. N 376
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.03.2017