Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 29 марта 2017 г. N 1110/2
Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 20.03.2017 N 108 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалоб ООО "Стройиндустрия", ООО "Перспектива" (далее - Комиссия), при участии представителя уполномоченного органа - администрации Белгородского района Белгородской области, заказчика МКУ "Отдел капитального строительства администрации Белгородского района", в отсутствие представителей заявителей: ООО "Стройиндустрия", ООО "Перспектива" (о времени и месте рассмотрения жалобы надлежаще уведомлены), рассмотрев материалы дела N 104-17-Т по жалобам ООО "Стройиндустрия", ООО "Перспектива" на положения документации об электронном аукционе: "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство культурно-спортивного центра с. Ближняя Игуменка Белгородского района" (далее - Электронный аукцион) (закупка N 0126300029117000129), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступили жалобы ООО "Стройиндустрия", ООО "Перспектива" на положения документации при проведении Электронного аукциона.
I. Из жалобы ООО "Стройиндустрия" следует, что заказчик в документации об Электронном аукционе установил дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99, но без учета Изменений, которые вносятся в Приложения N1 и 2 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 года N 99, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.11.2017 N1185.
II. Из жалобы ООО "Перспектива" следует, что:
1. Проект контракта, являющийся неотъемлемой частью документации об Электронном аукционе, не содержит положений, предусматривающих условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица.
Считает, что, указанные действия заказчика нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
2. По мнению ООО "Перспектива", заказчик в документации об Электронном аукционе в зависимости от способа обеспечения исполнения контракта устанавливает различные сроки действия обеспечения исполнения контракта. Устанавливая такие противоречивые требования, заказчик вводит в заблуждение участников закупки, которые не могут объективно оценить условия участия в закупке.
На заседании Комиссии представители уполномоченного органа - администрации Белгородского района Белгородской области, заказчика МКУ "Отдел капитального строительства Белгородского района" указали, что положения документации об Электронном аукционе основаны на нормах Закона о контрактной системе, в связи с чем, просят жалобы считать необоснованными.
Комиссия, рассмотрев жалобы ООО "Стройиндустрия", ООО "Перспектива", заслушав доводы представителя уполномоченного органа и представителя заказчика, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) 28.02.2017 размещены извещение и документация об Электронном аукционе. 02.03.2017 на Официальном сайте размещены изменения извещения о проведении Электронного аукциона и документация об Электронном аукционе. 17.03.2017 на Официальном сайте размещены изменения извещения о проведении Электронного аукциона и документация об Электронном аукционе.
Объект закупки - выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство культурно-спортивного центра с.Ближняя Игуменка Белгородского района".
Начальная (максимальная) цена контракта - 54 757 444,00 рублей.
На момент рассмотрения жалоб контракт по результатам проведения Электронного аукциона не заключен.
I. На Официальном сайте 17.03.2017 заказчиком размещены изменения извещения о проведении Электронного аукциона и документация об Электронном аукционе.
Изменения в документацию об Электронном аукционе внесены на основании письма МКУ "ОКС администрации Белгородского района" от 16.03.2017 N289/1.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Приложением N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов и аукционов"
Из пункта 22 "Дополнительные требования к участникам закупки" раздела II "Информационная карта электронного аукциона" документации об Электронном аукционе (с изменениями) следует, что в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" к участникам закупки установлены следующие дополнительные требования: на основании п. 2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства от 04.02.2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчика, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" участник должен обладать наличием опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно пункту 2 Изменений, которые вносятся в приложения N1 и 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N99, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2016 N1185, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей, то к участникам закупки предъявляются следующие дополнительные требования: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе на выполнение работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту одного из особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений (включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения). При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (договора), на право заключить который проводится соответствующий конкурс.
Таким образом, дополнительные требования к участнику закупки, содержащиеся в документации об Электронном аукционе, согласуются с действующим законодательством Российской Федерации о контрактной системе и, в том числе c постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 с учетом изменений, внесенных в него постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.2016 N1185.
При указанных обстоятельствах жалоба ООО "Стройиндустрия" является необоснованной.
II. На Официальном сайте 01.03.2017 заказчиком размещены изменения извещения о проведении Электронного аукциона и документация об Электронном аукционе.
Изменения в документацию об Электронном аукционе внесены на основании письма МКУ "ОКС администрации Белгородского района" от 01.03.2017 N289/1.
Согласно части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
Из пункта 4.16 Проекта контракта следует, что генеральный подрядчик обязуется привлечь к исполнению Контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее 15% от цены Контракта, за исключением случаев, когда Генеральный подрядчик является субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией.
Таким образом, в проекте контракта содержатся условия о том, что в случае если подрядчик по настоящему контракту является субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, то обязанность по привлечению к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее 15% от цены Контракта к правоотношениям сторон не применяется.
При указанных обстоятельствах первый довод жалобы ООО "Перспектива" является необоснованным.
2. Согласно части 1 статьи 44 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу части 3 статьи 44 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В изменениях извещения о проведении Электронного аукциона от 17.03.2017, в пункте 21 раздела 2 "Информационная карта электронного аукциона" документации об Электронном аукционе, а также в пункте 9.1 проекта контракта установлено требование обеспечения исполнения контракта либо предоставлением банковской гарантии, либо внесением денежных средств на указанный заказчиком счет. При этом способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно пункту 9.1. проекта контракта в соответствии с пунктом 3 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ в обеспечение исполнения Контракта Генеральный подрядчик предоставляет Заказчику банковскую гарантию, выданную банком и соответствующую требованиям статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ, или вносит денежные средства на счет Заказчика, указанный в п.10.4. Контракта, в размере, указанном в пункте 10.5. настоящего Контракта, (далее - обеспечение исполнения Контракта). Способ обеспечения исполнения Контракта определяется Генеральным подрядчиком самостоятельно. Требование обеспечения исполнения настоящего Контракта является его неотъемлемым условием, поэтому Контракт заключается только после предоставления Генеральным подрядчиком банковской гарантии или передачи Заказчику денежных средств в размере обеспечения исполнения Контракта.
Из пункта 9.3 проекта контракта следует, что к обеспечению исполнения Контракта, предоставляемому в виде банковской гарантии установлены, в том числе следующие требования: срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия Контракта не менее чем на один месяц.
Таким образом, из проекта контракта следует, что победитель в обеспечение исполнения контракта вправе предоставить либо банковскую гарантию, выданную банком, либо внести денежные средства на счет заказчика.
При этом если обеспечение контракта будет представлено в виде банковской гарантии, срок действия такой банковской гарантии должен превышать срок действия Контракта не менее чем на один месяц.
Указанные выше требования, содержащиеся в проекте контракта, соответствуют части 1 и части 3 статьи 44 Закона о контрактной системе.
Согласно части 27 статьи 34 в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно пункту 9.4. проекта контракта к обеспечению исполнения Контракта, предоставляемому в виде внесения денежных средств на счет Заказчика установлено, в том числе следующее условие: денежные средства, внесенные Генерального подрядчиком в качестве обеспечения исполнения обязательств по настоящему Контракту, возвращаются Заказчиком Генеральному подрядчику по его письменному требованию в течение 60 (шестидесяти) банковских дней после надлежащего выполнения Генеральным подрядчиком всех обязательств по Контракту, что согласуется с требованиями части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе.
При указанных обстоятельствах второй довод жалобы ООО "Перспектива" является необоснованным.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройиндустрия" необоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Перспектива" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 29 марта 2017 г. N 1110/2
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.03.2017