Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 23 марта 2017 г. N ГЗ-124/17
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба от ООО "Скорость" (вх.3303) 16.03.2017 (далее - заявитель) на действия заказчика, в лице управления по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан (далее - заказчик) при определении поставщика путем проведения электронного аукциона N0301300247617000036 "ремонт ул. Губайдуллина на участке от ООТ школа N94 до ул. Менделеева в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан".
По мнению Заявителя, заказчиком нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации, заказчиком была представлена информация по электронному аукциону N0301300247617000036.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
28.02.2017 г. уполномоченным учреждением на сайте www.zakupki.gov.ru опубликована закупка по электронному аукциону N0301300247617000036 начальная (максимальная) цена контракта 24 446 343,79 рублей.
Согласно доводу Заявителя, в проекте контракта неверно указан порядок начисления штрафов.
В соответствии с чч.4, 8 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п.3 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (утв. постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1063) размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - цена контракта).
Согласно п.4 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (утв. постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1063) за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Согласно п.9.5 Раздела 3 Проекта контракта аукционной документации штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом. Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации N 1063 от 25.11.2013 г.
а) 10 процентов цены Контракта в случае, если цена Контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены Контракта в случае, если цена Контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
Размер такого штрафа устанавливается в размере _______, за каждое нарушение:
- в случае расторжения Контракта по вине Подрядчика;
- в случае неприбытия уполномоченного представителя Подрядчика для участия в составлении акта о выявленных в период гарантийного срока эксплуатации дефектах на объекте в сроки, установленные Заказчиком;
- при установлении Заказчиком нарушений по качеству работ, выполняемых Подрядчиком на объекте ремонта и подтвержденных соответствующими документами, за каждый выявленный Заказчиком факт некачественного производства работ на объекте ремонта.
- за неисполнение или ненадлежащее выполнение Подрядчиком требований, предусмотренных пунктами 5.1.5, 5.1.11, 5.1.14, 5.1.15, 5.1.16, 5.1.17, 5.1.18, 5.1.19, 5.1.20, 5.1.24, 5.1.25, 5.1.31 Контракта за каждое повторное нарушение.
- за непредставление исполнительной документации по выполненным работам предъявляемым к оплате.
- за каждый случай ДТП произошедший в следствии неудовлетворительных дорожных условий на ремонтируемом участке.
Таким образом, Заказчиком в проекте контракта аукционной документации правомерно указана ответственность поставщика в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Довод жалобы признан необоснованным.
Согласно доводам 2, 3 жалобы Заявителя, в техническом задании аукционной документации установлены требования не к характеристикам используемого товара, а к его изготовлению.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно Поз.3 Приложения N 1 к Техническому заданию аукционной документации Заказчиком указаны следующие показатели, в том числе к:
Смесь песчано-гравийная |
Полный остаток на сите N 063 |
% по массе |
не более 65 |
|||
Модуль крупности |
|
не более 3,0 |
||||
Содержание частиц, проходящих сквозь сито с сеткой N 016 в песках, входящих в состав песчано-гравийной смеси |
% по массе |
не выше 20 |
||||
Смеси асфальтобетонные горячие плотные на ПБВ |
Сдвигоустойчивость по - коэффициенту внутреннего трения - сцеплению при сдвиге при температуре 500С |
МПа |
не ниже 0,87 не ниже 0,20 |
|||
Трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре 00С и скорости деформирования 50 мм/мин |
МПа
|
не ниже 3,0 и не выше 6,0 |
||||
-изменение температуры размягчения после прогрева |
°С |
не выше 7 |
||||
-изменение массы |
% |
не более 0,3 |
||||
-остаточная глубина проникания иглы |
% |
не менее 65 |
||||
-растяжимость при 250С |
см |
не менее 25 |
||||
-эластичность при 250С |
% |
не менее 60 |
Следовательно, Заказчиком указаны показатели к производству данного товара, которые невозможно определить до момента поставки.
Согласно письму от 1 июля 2016 г. NИА/44536/16 об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, в действиях Заказчика установлены нарушения п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, в части необъективного описания объекта закупки, так как в техническом задании аукционной документации установлены избыточные показатели характеристик используемого товара.
Согласно п.4, 5 жалобы Заявителя, в техническом задании аукционной документации Заказчиком применены показатели не в соответствии с ГОСТ.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В п.1 Поз.3 Приложения N 1 к Техническому заданию аукционной документации Заказчиком указаны показатели к песчано-гравийной смеси, в том числе "содержание зерен гравия размером более 5 мм в природной песчано-гравийной смеси в диапазоне конкретных значений % по массе не менее 15 и не более 75; соответствие ГОСТ 23735-2014".
Согласно ГОСТ 23735-2014 "смеси песчано-гравийные для строительных работ. Технические условия" в природной песчано-гравийной смеси содержание зерен гравия должно быть не менее 10% и не более 90% по массе.
Также, в п.5 Поз.3 Приложения N 1 к Техническому заданию аукционной документации Заказчиком указаны показатели к микростеклошарикам (МСШ), в том числе "содержание дефектных микростеклошариков % не более 30; содержание инородных частиц в микростеклошариках % не более 3; соответствие ГОСТ Р 53172-2008".
Согласно ГОСТ Р 53172-2008 "Дороги автомобильные общего пользования. Изделия для дорожной разметки. Микростеклошарики. Технические требования" содержание дефектных МСШ и инородных частиц:
|
|
|
Диаметр МСШ, мкм |
Максимально допустимое содержание дефектных МСШ, % |
Максимально допустимое содержание инородных частиц в МСШ, % |
1000 |
20 |
3 |
1000 |
30 |
3 |
Следовательно, по вышеуказанным позициям Заказчиком указаны показатели не в соответствии с требованиями ГОСТ. Кроме того, в аукционной документации отсутствует обоснование использования иных показателей.
Таким образом, в действиях Заказчика установлены нарушения п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.п.6, 7 жалобы Заявителя, в техническом задании аукционной документации неверно указаны наименования показателей.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В п.6 Поз.3 Приложения N 1 к Техническому заданию аукционной документации Заказчиком указаны показатели к битумной эмульсии, а именно "марка ЭБК-1 или ЭБК-2; условная вязкость 20 0С в диапазоне конкретных значений".
Однако, согласно ГОСТ Р 52128-2003 "по химической природе поверхностно-активного вещества (ПАВ), применяемого в качестве эмульгатора, битумные и битумно-полимерные эмульсии подразделяют на виды:
- анионные - ЭБА, ЭБПА;
- катионные - ЭБК, ЭБПК.
4.2 По устойчивости при перемешивании с минеральными материалами эмульсии подразделяют на классы:
1 - быстрораспадающиеся (анионные: ЭБА-1, ЭБПА-1; катионные: ЭБК-1 и ЭБПК-1);
2 - среднераспадающиеся (анионные: ЭБА-2, ЭБПА-2; катионные: ЭБК-2 и ЭБПК-2);
3 - медленнораспадающиеся (анионные: ЭБА-3, ЭБПА-3; катионные: ЭБК-3 и ЭБПК-3)".
Следовательно, исходя из ГОСТ Р 52128-2003, указанные Заказчиком характеристики показателя ЭБК-1 или ЭБК-2 являются классом, а не маркой.
Вместе с тем, наименование показателя условной вязкости согласно ГОСТ Р 52128-2003 в диапазоне значений "при 20 °С", с".
Таким образом, заказчиком указаны наименования показателей не в соответствии с действующими стандартами, что в свою очередь вводит в заблуждение потенциальных участников закупки.
Согласно доводу Заявителя, Заказчиком выбран неверный метод обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Комиссией установлено, что Заказчиком при определении начальной (максимальной) цены контракта выбран метод сопоставимых рыночных цен.
В соответствии с ч.6 ст.22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7-11 настоящей статьи.
Таким образом, исходя из смысла вышеуказанной статьи метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным методом определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта. Комиссией установлено, что Заказчиком при определении начальной (максимальной) цены контракта выбран метод сопоставимых рыночных цен. Кроме того, выбор иного метода определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта является, в определенных случаях, правом заказчика.
Согласно доводу Заявителя, Заказчиком неверно определен НДС.
Согласно извещению, начальная (максимальная) цена контракта по данному электронному аукциону составляет 24 446 343,79 рублей. Финансирование осуществляется в сумме 24 446 343,79 (Двадцать четыре миллиона четыреста сорок шесть тысяч триста сорок три рубля 79 копеек), в том числе НДС (18%) 3 729 103,29 (Три миллиона семьсот двадцать девять тысяч сто три рубля 29 копеек), в пределах лимитов бюджетных обязательств на 2017 г., из них: - за счет средств бюджета Республики Башкортостан - 23 712 953,48 (Двадцать три миллиона семьсот двенадцать тысяч девятьсот пятьдесят три рубля 48 копеек), в том числе НДС (18%); - за счет средств бюджета городского округа город Уфа Республики Башкортостан - 733 390,31 (Семьсот тридцать три тысячи триста девяносто рублей 31 копейка), в том числе НДС (18%). Лимит финансирования пропорционально изменяется по итогам электронного аукциона, в переделах лимитов бюджетных обязательств.
На заседании Комиссии установлено, что НДС уже включен в начальную (максимальную) цену контракта.
На основании вышеизложенного и руководствуясьст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Скорость" на действия заказчика, в лице управления по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан, при определении поставщика путем проведения электронного аукциона N0301300247617000036 "Ремонт ул. Губайдуллина на участке от ООТ школа N94 до ул. Менделеева в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан", частично обоснованной.
2. В действиях Заказчика нарушения п.2 ч.1 ст.33, п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
4. Выдать предписание об устранении нарушений Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 23 марта 2017 г. N ГЗ-124/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.03.2017