Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 4 февраля 2014 г. N 06-50/14т
изготовлено в полном объеме 07 февраля 2014 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее также - Комиссия) в следующем составе:
Кырбасова В.П. - начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Игнатьевой А.А. - главного государственного инспектора отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Евсеевой А.С. - старшего государственного инспектора отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя закрытого акционерного общества "СатисСвязь" (далее - ЗАО "СатисСвязь", заявитель, Общество): Гуров О.М. (представитель по доверенности),
от уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов (далее - уполномоченный орган, Госкомзаказ РС (Я)): Веревкин С.А. (представитель по доверенности),
от государственного заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканский центр инфокоммуникационных технологий" (далее также - заказчик, ГБУ РС (Я) "РЦИТ"): Копырина К.Н., Федотов Р.А., Филиппов А.В. (представители по доверенности),
от заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "ВИА-Инженеринг" (далее ООО "ВИА-Инженеринг"): Ефремов А.П. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу ЗАО "СатисСвязь" на действия уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов при проведении открытого конкурса на оказание комплексной услуги по предоставлению доступа в сеть интернет по наземным каналам связи с оснащением рабочих мест комплектами программно-технических средств связи и обеспечением контентной фильтрации (извещение N 0116200007913006393), проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о размещении заказов, Закон N 94-ФЗ) внеплановую проверку размещения заказа, действуя на основании Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от N 498 от 24.07.2012,
у с т а н о в и л а:
28 января 2014 года ЗАО "СатисСвязь" обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) с жалобой на действия уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов при проведении открытого конкурса на оказание комплексной услуги по предоставлению доступа в сеть интернет по наземным каналам связи с оснащением рабочих мест комплектами программно-технических средств связи и обеспечением контентной фильтрации.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) вышеуказанная жалоба принята к рассмотрению, на официальном сайте Российской Федерации размещена информация о ее поступлении, времени и месте рассмотрения (04 февраля 2014 года в 15 часов 30 минут в помещении Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)).
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
Представитель ЗАО "СатисСвязь" жалобу поддержал в полном объеме и пояснил следующее.
1) В пункте 1.6.2.1 Информационной карты конкурсной документации Уполномоченным органом введены требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации к участникам размещения заказа: обязательное наличие у участника действующих лицензий с указанием на территории Российской Федерации. Считает данное требование "на территории Российской федерации" ограничивающим конкуренцию, нарушающим положение Постановления РФ N 87, части 2.1. статьи 22 Закона о размещении заказов.
Указывает, что Общество, как добросовестный участник размещения заказа обладает необходимыми Лицензиями РОСКОМНАДЗОРА РФ для оказания услуг, на территории Республики Саха (Якутия), являющихся предметом конкурса и соответствует требованиям закона N 126-ФЗ, а так же Постановления N87 и иным нормам законодательства РФ. При этом Общество, как участник размещения заказа, согласно установленным обязательным требованиям в конкурсной документации, должен иметь действующие лицензии: по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, по передаче данных для целей передачи голосовой информации, на телематические услуги связи на территории Российской Федерации, т.е. 83 субъектов.
2) Предметом открытого конкурса, согласно, разделу Введение, Часть 3 конкурсной документации, а так же пунктам 5.2., 5.3, 2.3, 2.4. - "Техническое задание" является комплексная услуга доступа в сеть Интернет.
При этом, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов установлено требование о наличии лицензии на передачу голосовой информации, что не является предметом данного размещения.
ЗАО "СатисСвязь" направило запрос относительно данного требования аукционной документации. Исходя из разъяснений, полученных от Уполномоченного органа, Общество делает вывод, что Общество в случае признания его победителем настоящего конкурса должно обеспечить образовательный процесс посредством программного обеспечения по видеоконференцсвязи и/или IP-телефонии, при этом в конкурсной документации Уполномоченным органом не определены, не установлены и не содержится:
1. Требования о том, что Исполнитель государственного контракта должен обеспечить образовательный процесс по видеоконференцсвязи и/или IP-телефонии;
2. Технические характеристики программного обеспечения "по видеоконференцсвязи" и требования по его совместимости с параметрами наземных каналов связи, предоставляемые исполнителем, через которые Исполнитель должен обеспечить образовательный процесс;
3. Технические характеристики программного обеспечения "IP-телефонии" и требования по его совместимости с параметрами наземных каналов связи, предоставляемые исполнителем, через которые Исполнитель должен обеспечить образовательный процесс;
4. Информации о том, что у абонентов уже установлено и имеется программное обеспечение "по видеоконференцсвязи и/или IP-телефонии", через которые Исполнитель должен обеспечить образовательный процесс
Общество не согласно с данной позицией Госкомзаказа РС(Я), поскольку считает, что данной требование, в составе конкурсной документации установленное Уполномоченным органом вводит в заблуждение Общество, как участника размещения заказ, поскольку не понятно какие же услуги и в каком случае Общество будет должно оказать государственному заказчику.
3) Общество полагает, что требования установленные Уполномоченным органом в пункте 1.5.2. Квалификация участника конкурса, части 5 "Критерии оценок заявок на участие в открытом конкурсе", конкурсной документации, являются нарушением: части 2, статьи 11, пункта 2.1., части 2, статьи 22, части 3, и статьи 22, N94-ФЗ, а так же ограничивают права Общества на честную конкуренцию, как участника размещения заказа, в части наличия программного или аппаратно-программного комплекса, осуществляющего функции централизованной контентной фильтрации пользовательского трафика в г. Якутск"; Кроме того, что такой комплекс, должен по требованию Уполномоченного органа располагаться в г. Якутск, так еще комплекс должен быть сертифицирован "Федеральной службой по техническому и экспертному контролю (ФСТЭК)".
4) В подпункте 8.3.1., пункта 8.3., раздела 8, части 1 конкурсной документации Уполномоченным органом указывается, что: "Государственный заказчик при заключении и исполнении государственного контракта не вправе изменить объем оказываемых услуг, работ и цену государственного контракта.", в то же время в пункте 3, части 3, "Техническое задание", Уполномоченным органом указанно, что заказчик может увеличить без дополнительной платы количество подключаемых к Услуге точек подключения с 809 указанных в пункте 2, раздела 1, части 3, "Техническое задание" до 830: "3. Заказчик вправе, без дополнительной оплаты, увеличить количество подключаемых к Услуге точек подключения до 830 в пределах населенных пунктов Республики Саха (Якутия) указанных в пункте 2 раздела I Технического задания".
При этом, в то же время в пункте 2.5, раздела 2, части 7 "Проект", Уполномоченный орган указывает, что: "Цена Договора может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных Договором объемов услуги и иных условий исполнения Договора"
Общество считает, что таким образом Уполномоченный орган вводит Общество в заблуждение, как участника размещения заказа, т.к. накладывает обязательства "без дополнительной оплаты, увеличить количество подключаемых к Услуге точек подключения до 830", что по мнению Общества нарушает положения пункта 4.1., части 4, статьи 9, части 5, статьи 9 N94-ФЗ.
5) В пункте 2, раздела 1, части 3 конкурсной документации (Техническое задание), Уполномоченный орган приводит таблицу с адресами "точек подключения, по которым необходимо предоставлять услугу", в количестве 809 адресов.
При этом, в примечании к данному пункту, Уполномоченным органом указанно уточнение, что: "Уточненные адреса (в пределах указанных населенных пунктов, наименования улицы, номера здания)точек подключения будут переданы Исполнителю в течение 2-х (двух) рабочих дней, после подписания Договора".
В данной таблице, по мнению Общества, как участника размещения заказа, Уполномоченному органу необходимо уточнить 36 (тридцать шесть) адресов из 809 адресов, которые необходимо подключить к сети Интернет, т.к. не указаны улицы и номера домов, которые Исполнитель обязан, подключить к сети Интернет.
Не предоставление полной информации в Части 3, конкурсной документации со стороны Уполномоченного органа, при отсутствии данных: точного наименования улицы и номера дома, который Исполнитель обязан подключить к сети Интернет по наземному каналу связи, делает не возможным в первую очередь оценку технической возможности подключения такого абонента по наземному каналу, во вторых делает невозможным оценку сроков подключения таких 36 (тридцати шести) абонентов проживающих друг от друга на значительном расстоянии, а в третьих делает невозможным оценку финансовых затрат на подключение таких абонентов, со стороны Общества, как участника размещения заказа, что по мнению общества ограничивает права Общества на честную конкуренцию поскольку не дает участнику размещения заказа подать предложение с учетом всех его возможностей и затрат.
6) В пункте 5.1 раздела 5 части 3 конкурсной документации (Техническое задание), Уполномоченным органом указано, что: "Подключение всех рабочих мест к сети Интернет осуществляется на местах непосредственного расположения рабочего места с момента подписания Договора и не позднее 14 календарных дней".
Всего, по условиям конкурсной документации, необходимо подключить - 809 (восемьсот девять) адресов на территории Республики Саха (Якутия), расположенных в том числе, в удаленных и труднодоступных районах Республики Саха (Якутия).
Общество указывает, что до некоторых районов Республики Саха(Якутия) добраться можно только авиатранспортным сообщением, при этом до некоторых населенных пунктов Республики по информации аэропорта горда Якутск (http://www.airport-yakutsk.ru) авиатранспорт летает с периодичностью "раз в неделю", то обеспечить подключение 809 адресов на местах непосредственного расположения рабочего места и в срок установленный Уполномоченным органом в конкурсной документации "с момента подписания Договора и не позднее 14 календарных дней" является невыполнимым, а так же, по мнению общества, ограничивает права Общества на честную конкуренцию.
Указывает, что на подключение одного рабочего места Уполномоченный орган отводит исполнителю контракта в среднем по 25 (двадцать пять) минут, что нарушает положения Приказа Министерства образования и науки РФ от 21.09.2009 года N 341 и методических рекомендаций по организации дистанционного образовательная детей инвалидов в субъектах РФ в 2011-2012 гг.
7) В пункте 5.3 и пункте 5.5, раздела 5, Части 3 конкурсной документации (Техническое задание), Уполномоченным органом указанно, что: "5.3Доступ в сеть Интернет по наземным каналам связи исполнителя для рабочих мест располагающихся по адресам г. Якутск Вилюйский тр. 3 км.д. 47 и г. Якутск, Сергеляхское шоссе, 12 км. должен предоставляться на местах непосредственного расположения рабочего места не позднее 14 календарных дней с момента подписания Договора до 31 декабря 2014 г., при этом в период с 1 июня 2014 г. по 30 августа 2014 г. услуга должна предоставляться на безвозмездной основе". "5.5 Период предоставления услуги по контентной фильтрации для доступа в сеть Интернет для рабочих мест располагающихся по адресам г. Якутск Вилюйский тр. 3 км. д. 47 и г. Якутск, Сергеляхское шоссе, 12 км.: не позднее 14 календарных дней с момента подписания Договора до 31 мая 2014 г. и с 1 сентября 2014 г. до 31 декабря 2014 г, при этом в период с 1 июня 2014 г. по 30 августа услуга должна предоставляться на безвозмездной основе"
По мнению Общества данные требования противоречат следующим нормам законодательства Российской Федерации, а именно статье 575 ГК РФ. Общество считает, что Уполномоченный орган, не имеет права требовать в конкурсной документации оказания "услуг _ на безвозмездной основе", тем более, что размер средней абонентской платы в месяц (средняя стоимость за одно рабочее место оплачиваемая государственным заказчиком исполнителю за один полный календарный месяц оказания услуги) исходя из положений конкурсной документации, установленная Уполномоченным органом, составляет - 12 360 рублей и 94 копейки с учетом НДС (18%),при этом Общество обращает внимание УФАС РС (Я), что такое требование, указанное в конкурсной документации, противоречит не только Гражданскому Кодексу РФ, но и части 1, статьи 2, N94-ФЗ от 21.07.2005: "1. Законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. Нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать настоящему Федеральному закону".
В ходе рассмотрения дела представители заказчика с жалобой ЗАО "СатисСвязь" не согласились и пояснили следующее.
1) Заявителем указывается на неправомерность указания в конкурсной документации требования об обязательном наличии у участника размещения заказа действующих лицензий:
1) РОСКОМНАДЗОР на услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации (на территории Российской Федерации, со сроком действия лицензии, превышающим период оказания услуг связи, предоставляемой в полном объеме с приложением к лицензии в виде копии в составе заявки на участие в открытом конкурсе);
2) РОСКОМНАДЗОР на услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации (на территории Российской Федерации, со сроком действия лицензии, превышающим период оказания услуг связи, предоставляемой в полном объеме с приложением к лицензии в виде копии в составе заявки на участие в открытом конкурсе)
3) РОСКОМНАДЗОР на телематические услуги связи (на территории Российской Федерации, со сроком действия лицензии, превышающим период оказания услуг связи, предоставляемой в виде копии в составе заявки на участие в открытом конкурсе).
Указание требований к наличию лицензии на территории всей Российской Федерации по мнению заявителя затрагивают права и охраняемые Законом интересы заявителя.
24.01.2014 г. на Официальном сайте Уполномоченным органом было опубликовано разъяснение где указано: "_на территории Российской Федерации, в т.ч. на территории Республики Саха (Якутия), со сроком действия лицензии, превышающим период оказания услуг связи, предоставляемой в полном объеме с приложением к лицензии в виде копии в составе заявки на участие в открытом конкурсе.".
Заявитель неверно трактует данное разъяснение:
- во-первых, в указанных требованиях не указывается обязательность наличия лицензии с территорией оказания услуг на территории всей Российской Федерации, а дословно указано: "_на территории Российской Федерации_";
- во-вторых, уполномоченным органом в сфере лицензирования в области связи - Роскомнадзор РФ выдаются лицензии с территорией действия - Российская Федерация, и лишь затем отдельно указывается конкретная территория действия лицензии - территория отдельных субъектов РФ;
- в третьих, в разъяснении Уполномоченного органа от 24.01.2014 г. указано, что "_в том числе требуется наличие лицензии с территорией оказания услуги в Республике Саха (Якутия)...".
Считают, что данное разъяснение в полном объеме раскрыло необходимость указания в конкурсной документации оспариваемых требований, так как указывать поименно все субъекты Российской Федерации нет необходимости.
2) Заявителем оспаривается необходимость предоставления участником размещения заказа в составе комплексной услуги доступа к сети Интернет возможности оказания услуги видеоконференцсвязи и/или IP-телефонии.
Поясняют, что данное требование содержится в Части 3 Конкурсной документации, а именно в п.4.7 Технического задания, где указано, что исполнителю необходимо обеспечить полный доступ к следующим образовательным ресурсам сети интернет:
4.7.1. http://iclass.home-edu.ru/ - Федеральный портал дистанционного обучения;
4.7.2. http://i-dist.ru/ - Федеральный портал дистанционного обучения;
4.7.3. Необходимо обеспечить полный доступ к сервису Skype.
4.7.4. Необходимо обеспечить полный доступ к ресурсам ГКОУ "ЦДО МО РС(Я)"
4.7.5. Необходимо обеспечить полный доступ к системам видеоконференцсвязи.
Наличие лицензии на услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации необходимо в том случае, если у абонента отсутствует стационарная или мобильная телефонная связь, то он должен получать образовательный процесс и/или консультацию службы технической поддержки посредством программного обеспечения по видеоконференцсвязи и/или IP-телефонии. Данный довод подтверждается официальным разъяснением Уполномоченного органа по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи - Управления Роскомнадзора по РС(Я) в письме N1б3-02/14 от 03.02.2014 г.
3) Все обязательные требования к участникам размещения заказа, указаны в п. 1.6.2.1. Информационной карты, а наличие документов, подтверждающих исключительные права на ПО и (или) аппаратно-программный комплекс (копия сертификата соответствия (ФСТЭК России) не является дополнительным требованием, а является критерием. Указанные документы могут быть представлены по усмотрению участника размещения заказа.
п. 4.4. Технического задания Конкурсной документации подразумевает организацию круглосуточного доступа с рабочего места Заказчика к системе управления контент-фильтрации, т.е. дает право его использования. Возможность передачи прав на использование без потери своих прав на использование, имеет только обладатель исключительного права на ПО и/или аппаратно-программный комплекс. Наличие документов, подтверждающих исключительные права на ПО и/или аппаратно-программный комплекс не является дополнительным требованием к участникам размещения заказа, а является подтверждением выполнения п. 4.4. Технического задания Конкурсной документации.
Кроме того, наличие документов, подтверждающих исключительные права на ПО и (или) аппаратно-программный комплекс (копия сертификата соответствия (ФСТЭК России) гарантирует защиту информации о персональных данных в соответствии со ст. 2,3 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".
Результат рассмотрения заявок определяется Заказчиком экспертным путем на основании представленных документов, подтверждающих квалификацию участника размещения заказа в составе заявки на участие в конкурсе.
4) Согласно ч.2 ст. 22 ФЗ N94-ФЗ конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В соответствии с ч. 4.1 ст. 9 ФЗ N 94-ФЗ оплата поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг осуществляется по цене, установленной контрактом. Таким образом, заказчик обязан уплатить поставщику (исполнителю, подрядчику) за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) цену, предусмотренную государственным контрактом (далее - контракт).
Считают, что требования ч.2 ст. 22 ФЗ N94-ФЗ не содержат требования указывать точно установленный объем услуг, так как в случае с оказанием возмездных услуг установить точный объем требуемых услуг невозможно. Основным критерием установления пределов оказания услуг будет являться сумма заключенного контракта, при превышении пределов которой услуги оказываться несомненно не будут. Более того, Заказчиком указан верхний предел по количеству объектов, в которых необходимо оказание услуги - 830 объектов. Заказчик предусматривает, что 2,6% пользователей универсальных услуг могут выезжать на краткосрочные курсы лечения в пределах Республики Саха (Якутия), где они должны получать услугу по месту их нахождения, при этом увеличивается количество точек подключения до 830, но не увеличивается объем оказываемых услуг.
Таким образом, участнику размещения заказа необходимо рассчитать возможность оказания им такой услуги исходя из указанного верхнего предела.
Также заявителем указывается, что в пункте 2.5, раздела 2, части 7, "Проект", Уполномоченным органом неправомерно установлено что:
"Цена Договора может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных Договором объемов услуги и иных условий исполнения Договора".
Указанное право на изменение цены контракта по соглашению сторон установлено п. 4.1. ст.9 ФЗ N94-ФЗ, которая устанавливает, что цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения контракта.
5) Согласно п. 2* Технического задания Конкурсной документации уточнение адресов (в пределах указанных населенных пунктов, наименования улицы, номера здания) точек подключения будут переданы Исполнителю в течение двух рабочих дней после подписания Договора. Данные изменения не имеют существенного значения, т.к. все уточнения будут в пределах указанных населенных пунктов. Кроме того, в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" от указанных 36 субъектов не были получены согласие на публикацию персональных данных.
6) Заявитель осуществил простой математический расчет исходя из того, что указанные работы по подключению должны производится одним специалистом. Однако, установленный срок от 7 до 14 календарных дней для подключения всех рабочих мест к сети Интернет не противоречит нормам, установленным Приказом Министерства образования и науки от 21 сентября 2009 года N 341, где указано, что организация одного рабочего места должна осуществляться в течение одного рабочего дня, а методические рекомендации по своей правовой природе не являются нормативным актом, а соответственно не обязательны для исполнения. Кроме того, установленные сроки указаны для того чтобы обеспечить непрерывный образовательный процесс.
7) Поясняем, что в цену контракта входит стоимость услуг предоставляемых в летнее время по указанным адресам, в целях обеспечения комфортных условий для лечения и получения дополнительного образования получателями услуг, включенных в общий список по п. 2 Технического задания, в летнее время, в т.ч. по адресам: г. Якутск, Вилюйский тракт, 3 км д. 47 и Сергеляхское шоссе, 12 км. Согласно проекту Договора, указывается общая цена Договора и порядок расчетов и период оказания услуг: начало оказания услуги не позднее 14 (четырнадцати) календарных дней с даты подписания Договора окончание оказания Услуги - 31 декабря 2014 года. Данная комплексная услуга после подписания Договора между Заказчиком и Исполнителем будет регулироваться именно условиями этого Договора.
Просят признать жалобу ЗАО "СатисСвязь" необоснованной.
Представитель уполномоченного органа поддержал позицию заказчика и по жалобе ЗАО "СатисСвязь" пояснил следующее.
1) Согласно п. 36 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" оказание услуг связи является видом деятельности, которая подлежит лицензированию.
В соответствии с ч. 6 ст. 32 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) территория, на которой в соответствии с лицензией разрешается оказывать услуги связи, указывается в лицензии лицензирующим органом.
Пунктами 3 части XIV, 3 части XV, 3 части XVI постановления Правительства РФ от 18 февраля 2005 г. N 87 "Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий" предусмотрено оказание соответственно услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации; услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, телематических услуг связи на территории, указанной в лицензии.
В п. 1.6.2.1 части 2 документации "Информационная карта" указано требование о наличии лицензий, дающих право оказывать услуги на территории РФ.
Разъяснениями на запрос, опубликованными 24 января 2014 года, сообщено следующее: лицензии участника должны давать право оказывать услуги связи на территории России, в том числе на территории Республики Саха (Якутия).
В связи с этим следует пояснить: уполномоченный орган, заказчик в п. 1.6.2.1 части 2 документации "Информационная карта" хоть и предусматривают необходимость предоставления лицензий, дающих право на оказание услуг на территории России, но не имеют в виду всю её территорию (83 субъекта) - достаточно лицензий на право осуществление деятельности на территории Республики Саха (Якутия).
2) Требование, установленное п. 1.6.2.1 части 2 документации "Информационная карта", о предоставлении копии лицензии, дающей право оказания услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, обусловлено следующими пунктами части 3 документации "Техническое задание":
2.7. Для всех пользователей должна быть предоставлена возможность получения необходимых консультаций по вопросам работоспособности канала связи и доступа к сети "Интернет" на основе:
2.7.1. телефонного обращения без оплаты соединения по наиболее часто задаваемым вопросам;
2.7.2. обращения по единому адресу электронной почты при времени ожидании ответа на запрос, не превышающем суток;
2.7.3. в случае невозможности решения проблемы с использованием дистанционных форм взаимодействия посещение специалистом службы технической поддержки места установки комплекта программно-технических средств осуществляется в течение не более 3 рабочих дней с момента получения обращения или для труднодоступных районов -не более 7 дней;
2.7.4. при невозможности устранения неполадки на месте установки комплекта программно-технических средств замена неисправного оборудования осуществляется в течение не более 7 рабочих дней с момента выявления неисправности или для труднодоступных районов - не более 14 дней.
Кроме того, наличие лицензии на услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации необходимо в случае, если у абонента отсутствует стационарная или мобильная телефонная связь, так как последний должен получать образовательные услуги и/или консультацию службы технической поддержки посредством программного обеспечения по видеоконференцсвязи и/или IP-телефонии. Аналогичным образом был дан ответ в разъяснениях на запрос положений документации, опубликованный 24 января 2014 года.
3) В соответствии с ч. 1 ст. 34 ФЗ-94 заказчик вправе самостоятельно определять требования, включаемые в документацию.
Согласно ч. 2.1 ст. 22 ФЗ-94 не допускается включать в конкурсную документацию (в том числе и в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Вместе с тем, указанные ограничения распространяются на требования, предъявляемые к участникам размещения заказа, а не на критерии оценки заявок, которые не влияют на решение комиссии уполномоченного органа о допуске/ недопуске к участию в ОАЭФ или признании заявки соответствующей/не соответствующей требованиям документации об ОАЭФ. Участник в составе заявки вправе, но не обязан представить сведения о соответствии критериям оценки заявок. Аналогичным образом был дан ответ в разъяснениях на запрос положений документации, опубликованный 24 января 2014 года.
В соответствии с пп. 3 п. 1 указа Президента РФ от 16.08.2004 N 1085 "Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю" (далее - Указ о ФСТЭК) ФСТЭК является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим реализацию государственной политики, организацию межведомственной координации и взаимодействия, специальные и контрольные функции в области государственной безопасности по вопросам обеспечения защиты (некриптографическими методами) информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, иной информации с ограниченным доступом, предотвращения ее утечки по техническим каналам, несанкционированного доступа к ней, специальных воздействий на информацию (носители информации) в целях ее добывания, уничтожения, искажения и блокирования доступа к ней на территории Российской Федерации
Согласно пп. 13 п. 8 Указа о ФСТЭК ФСТЭК организует в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение работ по оценке соответствия (включая работы по сертификации) средств противодействия техническим разведкам, технической защиты информации, обеспечения безопасности информационных технологий, применяемых для формирования государственных информационных ресурсов, а также объектов информатизации и ключевых систем информационной инфраструктуры.
Согласно п. 1 Положения о сертификации средств защиты информации, утверждённого постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 N 608 системы сертификации создаются ФСТЭК России, ФСБ России, Минобороны России.
Таким образом, ФСТЭК является органом, осуществляющим сертификацию средств технической защиты информации, к коим относятся и контент-фильтры.
В качестве примера к настоящим пояснениям приложена копия сертификата соответствия ФСТЭК N 2623 на программный межсетевой экран "Интернет Контроль Сервер", а также скриншоты с официального сайта "Интернет Контроль Сервер", подтверждающие назначение программы - контентная фильтрация.
Согласно ч. 28 ст. 2 Закона о связи средства связи - это технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи, включая технические системы и устройства с измерительными функциями.
В соответствии с п. 4 Правил применения средств связи, используемых для обеспечения доступа к информационно-телекоммуникационных сетей, передачи сообщений электронной почтой и факсимильных сообщений, утверждённых приказом Мининформсвязи РФ от 11.12.2006 N 166, средства связи, используемые для обеспечения доступа к информации информационно-телекоммуникационных сетей, передачи сообщений электронной почтой и факсимильных сообщений, подлежат обязательному декларированию соответствия.
Вместе с тем, довод о том, что контент-фильтры являются средствами связи, а значит, и довод о возможности представить копию сертификата или декларации о соответствии, выданных Федеральным агентством связи, заявителем не обоснован.
4) В соответствии с ч. 4.1 ст. 9 ФЗ-94 цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании п. 2.1 ч. 2 ст. 55 ФЗ-94, а также случаев, установленных чч. 4.2, 6, 6.2 - 6.4 настоящей статьи. Оплата поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг осуществляется по цене, установленной контрактом, за исключением случаев заключения контракта на энергосервис на основании ст. 56.1-ФЗ-94. Цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения контракта.
Согласно ч. 5 ст. 9 ФЗ-94 по общему правилу изменение условий контракта при его заключении и исполнении не допускается.
Однако при исполнении условий договора, который будет заключён по итогам размещения настоящего заказа, самим соглашением сторон допускается увеличение объёма услуг до установленного предела без изменения цены. Причём объём услуг изначально вариативно установлен договором, а значит, избрание заказчиком одного из вариантов не является изменением условий договора. По смыслу договорных правоотношений исполнение предусмотренных соглашением сторон обязательств не может быть признано изменением условий договора.
5) В примечании к п. 2 части 3 документации "Техническое задание" предусмотрена возможность изменения адресов в пределах населённых пунктов. Вместе с тем, данное условие не затрудняет формирование ценового предложения, так как, во-первых, изменение адреса возможно только в пределах населённого пункта, во-вторых, никто из участников в этом смысле не будет поставлен в разные условия. Аналогичным образом был дан ответ в разъяснениях на запрос положений документации, опубликованный 24 января 2014 года.
6) Согласно ч. 1 ст. 34 ФЗ-94 заказчик вправе самостоятельно определять требования, включаемые в документацию.
Заказчик, устанавливая сроки предоставления услуг ("не позднее 14 календарных дней") исходил из требования к организации непрерывного учебного процесса, а также из того, что срок (один рабочий день), установленный приказом Минобрнауки от 21.09.2009 N 341 "О реализации постановления Правительства РФ от 23.06.2009 N 525", предусмотрен не только для подключения комплектов программно-технических средств к сети "Интернет", но и для установки самих комплектов данного оборудования, в то время как данные комплексы уже установлены на рабочих местах.
Немаловажно отметить: исходя из ч. 1 ст. 20 ФЗ-94 суть конкурса заключается в предложении лучших условий исполнения контракта. При этом участники, не могущие предложить исполнения договорных обязательств на соответствующем, высоком уровне, не могут претендовать на заключение контракта.
Нарушения положений ФЗ-94 в данном отношении представляются отсутствующими.
7) В соответствии с ч. 4.1 ст. 9 ФЗ-94 по общему правилу цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения.
Согласно п. 2.1 проекта договора цена договора на период его действия является фиксированной и пересмотру не подлежит, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.
В соответствии с п. 2.3.1 Исполнитель ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за месяцем оказания Услуги, выставляет Заказчику счет за оказанную Услугу в расчетном месяце, счет-фактуру и Акт сдачи-приемки оказанной Услуги (Приложение N2 к Договору) в двух экземплярах.
П. 2.3.2 проекта договора предусматривает следующее: оплата оказанной Услуги производится Заказчиком ежемесячно по факту оказания Услуги до 20 числа месяца, следующего за месяцем оказания Услуги, путем перечисления денежных средств на расчетный (текущий) счет Исполнителя, после подписания Акта сдачи-приемки оказанной Услуги (Приложение N2 к Договору) и на основании предъявленного Исполнителем счета на оплату.
Вместе с тем, в проекте договора не содержится сведений о безвозмездном характере оказания услуг. Таким образом, в связи с тем, что Стороны руководствуются договором при исполнении его условий, а не "Техническим заданием", у Исполнителя нет оснований полагать, что оказанную им услугу Заказчик не обязан будет оплатить.
Просит признать жалобу ЗАО "СатисСвязь" необоснованной, а требования, содержащиеся в ней, - не подлежащими удовлетворению.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, заслушав представителей сторон, приходит к следующему.
26 декабря 2013 года на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru уполномоченным органом размещено извещение N 0116200007913006393 о проведении открытого конкурса на оказание комплексной услуги по предоставлению доступа в сеть интернет по наземным каналам связи с оснащением рабочих мест комплектами программно-технических средств связи и обеспечением контентной фильтрации, а также конкурсная документация.
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составила 80 000 000,00 рублей.
29 января 2014 года состоялась процедура вскрытия конвертов, о чем составлен протокол N 0116200007913006393-П1. До окончания срока подачи заявок 29.01.2014 года в адрес заказчика поступила одна заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме ООО "ВИА Инженеринг".
30 января 2014 года состоялась процедура рассмотрения заявок, о чем составлен протокол N 0116200007913006393-П2. По итогам рассмотрения заявки, Единая комиссия приняла решение о допуске ООО "ВИА Инжинеринг".
В соответствии с требованием Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), на основании ч. 4 ст. 60 Закона о размещении заказов, размещение заказа в части подписания контракта приостановлено до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) жалобу ЗАО "СатисСвязь" считает частично обоснованной в силу следующего.
1) Довод заявителя относительно установления требования о наличии лицензий с территорией оказания услуг: Российская Федерация, признан обоснованным на основании следующего.
Согласно пункту 10 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов Конкурсная документация должна содержать: требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона N 94-ФЗ в качестве обязательного требования к участникам размещения заказа установлено соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
В соответствии с извещением N 0116200007913006393 предметом открытого конкурса является оказание комплексной услуги по предоставлению доступа в сеть интернет по наземным каналам связи с оснащением рабочих мест комплектами программно-технических средств связи и обеспечением контентной фильтрации.
Материалами дела установлено, что в пункте 1.6.2.1 Информационной карты установлены требования к участникам размещения заказа: Обязательное наличие у участника действующих лицензий:
1) на услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации (на территории Российской Федерации);
2) на услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации (на территории Российской Федерации);
3) на телематические услуги связи (на территории Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что ЗАО "СатисСвязь" имеет данные лицензии с территорией действия лицензии: Республика Саха (Якутия).
Из прямого толкования пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов следует, что требование о наличии лицензии устанавливается, если данное требование определено законодательством РФ к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Между тем, предметом размещения заказа является оказание услуг по предоставлению доступа к сети интернет 830 абонентов в пределах территории Республики Саха (Якутия) (пункты 2 и 3 Технического задания конкурсной документации).
Таким образом, Комиссия Якутского УФАС приходит к выводу, что оказание данных услуг на всей территории Российской Федерации не является предметом размещения заказа.
Следовательно, заказчик неправомерно установил требование о наличии данной лицензии, с указанием территории действия - Российская Федерация, тем самым нарушил, пункт 1 части 1 статьи 11, пункт 10 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов.
2) Довод заявителя о неправомерном установлении требования о наличии лицензии по передачи данных для цели передачи голосовой информации признан необоснованным в виду следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона N 94-ФЗ в качестве обязательного требования к участникам размещения заказа установлено соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Согласно пункту 4.7.5. Технического задания "Необходимо обеспечивать полный доступ к системам видеоконференсвязи".
В ходе рассмотрения дела, представитель заказчика пояснил, что данное требование установлено в соответствии с требованиями законодательства РФ, что подтверждается письмом N 183-02/14 от 03.02.2014 года Управления Роскомнадзора по РС (Я), в котором говорится, что лицензия по передаче данных для передачи голосовой информации требуется в случае, если оператором связи, в рамках исполнения проекта контракта, будет оказываться услуга по передаче голосовой информации (видеоконферен-связь, IP-телефония).
Таким образом, комиссия Якутского УФАС полагает, что техническим заданием предусмотрена оказание услуг видеоконференсвязи, следовательно, данное требование не противоречит пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, поскольку является предметом контракта.
Кроме того, согласно части 1 статьи 57 Закона о размещении заказов любой участник размещения заказа имеет право обжаловать действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа.
Из материалов дела следует, что ЗАО "СатисСвязь" имеет лицензию на "услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации", что соответствует требованиям конкурсной документации, а значит, не является основанием для отклонения заявки.
Относительно довода, что заказчиком не установлены требования к техническим характеристикам оборудования для оказания услуг видеоконференсвязи, Комиссия Якутского УФАС поясняет, что согласно части 2 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать: требования к описанию участниками размещения заказа поставляемого товара, который является предметом конкурса, его функциональных характеристик (потребительских свойств), а также его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками размещения заказа выполняемых работ, оказываемых услуг, которые являются предметом конкурса, их количественных и качественных характеристик.
Следовательно, заказчик/ уполномоченный орган обладает правами установления в конкурсной документации требований к техническим, функциональным характеристикам товара, услуг для определения своих потребностей.
Между тем, если заказчиком/ уполномоченным органом не определены данные показатели и не установлено требование к их описанию, то не указание их участниками размещения заказа в заявке на участие в конкурсе не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.
Таким образом, заказчик в случае не установления требований относительно технических, функциональных характеристик товара используемого при оказании услуг видеоконференсвязи, самостоятельно несет ответственность за ненадлежащее их качество и технические, функциональные характеристики.
3) Довод относительно обжалования критериев оценки квалификация участника конкурса признан необоснованным не основании следующего.
Согласно пункту 1.5.2. Квалификация участника конкурса для определения рейтинга заявки по критерию N 2 "Квалификация участника конкурса" устанавливается следующий перечень показателей по данному критерию:
Предмет оценки |
Показатели критерия, баллы |
Содержание критерия |
||||||||
Наличие, централизованной контентной фильтрации и службы технической поддержки |
Наличие программного или аппаратно-программного комплекса, осуществляющего функции централизованной контентной фильтрации пользовательского трафика в г. Якутск, сертифицированного Федеральной службой по техническому и экспертному контролю (ФСТЭК)
Наличие службы технической поддержки
|
Наличие документов, подтверждающих исключительные права на ПО и (или) аппаратно-программный комплекс (копия сертификата соответствия (ФСТЭК России). Контент-фильтр, позволяющий управлять доступом к сайтам определенных категорий по принципу "белого листа" и "черного листа". Исполнитель должен обеспечить техническое обслуживание и поддержку пользователей по проблемам связанным с предоставлением услуг связи, при необходимости проводить отладочные работы |
Согласно пункту 14 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать: критерии оценки заявок на участие в конкурсе, устанавливаемые в соответствии с частью 4 статьи 28 настоящего Федерального закона.
В силу части 4 части 28 Закона о размещении заказов для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта и иным критериям, указанным в конкурсной документации. При этом в соответствии с пунктом 1.1. указанной нормы критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта могут быть: качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг.
Пунктом 26 Постановление Правительства N 722 от 10.09.2009 года установлено, что содержание указанного критерия, в том числе его показатели, определяется в конкурсной документации в соответствии с частью 4.1 статьи 28 Федерального закона.
Согласно части 4.1 статьи 28 Закона о размещении заказов конкурсная комиссия при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе в соответствии с критерием, предусмотренным пунктом 1.1 части 4 настоящей статьи, вправе оценивать деловую репутацию участника конкурса, наличие у участника конкурса опыта выполнения работ, оказания услуг, наличие у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иные показатели, необходимые для выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, в том числе квалификацию работников участника конкурса, в случае, если это установлено содержащимся в конкурсной документации порядком оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
Подпунктом 1 пункта 28 Постановление Правительства N 722 от 10.09.2009 года установлено, что для определения рейтинга заявки по критерию "качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг" в конкурсной документации устанавливается: предмет оценки и исчерпывающий перечень показателей по данному критерию.
Так в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов заказчик, уполномоченный орган устанавливает требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе, в том числе относительно документов, представляемых в составе заявки, подтверждающих квалификацию участника размещения заказа, в случае проведения конкурса на оказание услуг, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника размещения заказа.
Из анализа указанных норм, следует, что Закон о размещении заказов не ограничивает заказчика, уполномоченный орган, в части установления показателей по критерию "квалификация участника конкурса при размещении заказа на оказание услуг", а также в отношении определения документов представляемых участником размещения заказа по установленным показателям данного критерия.
При этом, Комиссия УФАС по РС (Я) обращает внимание заявителя, что согласно пункта 1 части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов Единая комиссия не вправе отказывать участнику размещения заказа в допуске к участию в открытом конкурсе на основании отсутствия документов, представляемых в составе заявки относительно показателей по критерию "квалификация участника конкурса". Указанные документы рассматриваются Единой комиссией при оценке и сопоставлении заявок.
4) Довод заявителя об увеличении точек подключения до 830 без дополнительной оплаты признан необоснованным на основании следующего.
Согласно части 4 статьи 21 Закона о размещении заказов в извещении о проведении открытого конкурса должны быть указаны следующие сведения: предмет контракта с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, за исключением случая, если при проведении конкурса на право заключить контракт на выполнение технического обслуживания и (или) ремонта техники, оборудования, оказание услуг связи, юридических услуг невозможно определить необходимое количество запасных частей к технике, к оборудованию, объем работ, услуг.
Согласно извещению о проведении открытого конкурса объём услуг: согласно документации открытого конкурса.
Из материалов дела следует, что объем оказываемых определен в пунктах 2 и 3 Технического задания. В пункте 2 определены 809 точек, предоставления доступа к сети Интернет абонентам, с конкретными адресами места проживания. В пункте 3 указано, что Заказчик вправе, без дополнительной оплаты, увеличить количество подключаемых к Услуге точек подключения до 830 в пределах населенных пунктов Республики Саха (Якутия) указанных в пункте 2 раздела I Технического задания.
Таким образом, Комиссия Якутского УФАС считает, что предельных объем оказываемых услуг определен, как 830 точек подключения, при этом в отношении 809 точек указаны конкретные адреса подключения, поскольку возможность их увеличения до 830 точек может не наступить.
5) Довод заявителя относительно уточнения 36 точек подключения из 809 точек признан не обоснованным в виду следующего.
В пункте 2 Технического задания определены адреса подключений с указанием населенного пункта улус (район), село, улица, дом, квартира. При этом, в некоторых адресах не указанные конкретно улица, дом или квартира.
Между тем, в пункте 2 технического задания есть прямая оговорка о том, что уточненные адреса (в пределах указанных населенных пунктов, наименования улицы, номера здания) точек подключения будут переданы Исполнителю в течение 2-х (двух) рабочих дней, после подписания Договора.
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика пояснил, что точные адреса точек подключения будут переданы непосредственно победителю данного открытого конкурса.
Как следует из пояснений представителей заказчика, требуемые адреса 36 абонентов не указаны в техническом задании конкурсной документации, поскольку абоненты не дали согласие на публикацию требуемых сведений на ООС. То есть заказчик объективно не имеет возможности опубликовать требуемые сведения.
Таким образом, Комиссия Якутского УФАС полагает, что отсутствие точных адресов подключения не препятствует подаче заявки, а также формированию цены контракта, поскольку техническим заданием определены условия передачи точных адресов подключения в течении двух дней, а также установлены населенные пункты Республики Саха (Якутия) в пределах которых должно быть осуществлено подключение.
При этом, Комиссия УФАС по РС (Я) исходила из следующего, поскольку не опубликование требуемых сведений по 36 абонентам носит объективный характер, то все участники размещения заказа (в том числе потенциальные) находятся в равных условиях в отношении данных сведений. Каких либо документов, информации, свидетельствующих о наличии каких-либо преимуществ, созданных заказчиком, уполномоченным органом, какому-либо участнику размещения заказа заявителем не представлено.
Таким образом, указание ЗАО "СатисСвязь" на нарушение принципов честной конкуренции, на момент рассмотрения жалобы по существу, материалами дела не подтверждается.
6) Довод заявителя относительно недостаточного срока 14 дней для выполнения работ по подключению точек признан необоснованным на основании следующего.
В пункте 2 технического задания указаны 809 точек подключения, территориально находящиеся в 28 населенных пунктах Республики Саха (Якутия).
Согласно части 2 статьи 314 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства. Обязательство, не исполненное в разумный срок, а равно обязательство, срок исполнения которого определен моментом востребования, должник обязан исполнить в семидневный срок со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не вытекает из закона, иных правовых актов, условий обязательства, обычаев делового оборота или существа обязательства.
Согласно Приказу Министерства образования и науки РФ N 341 от 21.09.2009 г время установки комплектов программно-технических средств и подключения их к сети "Интернет" не должно превышать для детей-инвалидов и педагогических работников одного рабочего дня.
Частью 1, 2 статьи 22 Закона о размещении заказов установлено, что конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом. Конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Следовательно, любой заказчик вправе установить требования к оказываемым услугам таким образом, чтобы они соответствовали его потребностям.
При этом, из материалов дела установлено, что конкурсная документация, в том числе техническое задание, не содержат ограничений по количеству специалистов по подключению абонентов, в том числе, прямых запретов привлечение их по субподряду.
Таким образом, Комиссия Якутского УФАС России полагает, что если срок выполнения работ прямо не вытекающий из Закона должен быть определен в разумные сроки (7-14 дней), что и установлено в конкурсной документации. Установленное заказчиком требование исходит из его потребностей, не противоречит Закону о размещении заказов и не ограничивает права исполнителя государственного контракта на способы исполнения данного контракта.
Указание заявителя на рекомендуемый срок исполнения контракта 60 календарных дней (согласно письму от 11.07.2011 года N 06-1277 о методических рекомендациях) не может быть принят во внимание, поскольку данное письмо носит рекомендательных характер, а также методические рекомендации ограничены сроком действия в 2011-2012 годах.
7) Довод заявителя относительно установления безвозмездного оказания услуг в период с 01.06.2014-30.08.2014 года признан необоснованным на основании следующего.
Согласно пункту 5.5 технического задания период предоставления услуги по контентной фильтрации для доступа в сеть Интернет для рабочих мест располагающихся по адресам г. Якутск Вилюйский тр. 3 км. д. 47 и г. Якутск, Сергеляхское шоссе, 12 км.: не позднее 14 календарных дней с момента подписания Договора до 31 мая 2014 г. и с 1 сентября 2014 г. до 31 декабря 2014 г, при этом в период с 1 июня 2014 г. по 30 августа услуга должна предоставляться на безвозмездной основе.
В соответствии с частью 4.1 статьи 9 Закона о размещении заказов цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании пункта 2.1 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, а также случаев, установленных частями 4.2, 6, 6.2 - 6.4 настоящей статьи. Оплата поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг осуществляется по цене, установленной контрактом, за исключением случаев заключения контракта на энергосервис на основании статьи 56.1 настоящего Федерального закона. Цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения контракта.
В силу части 5 статьи 22 Закона о размещении заказов к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
Согласно части 3 статьи 29 Закона о размещении заказов контракт заключается на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации.
Их анализа указанных норм следует, что по итогам открытого конкурса с победителем заключается контракт, условия которого соответствуют проекту контракта, являющего частью конкурсной документации, и указанным в поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, заявке на участие в конкурсе.
Согласно пункту 2.1 проекта контракта цена договора стоимость настоящего Договора на период действия Договора является фиксированной и пересмотру не подлежит, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.3.2 Оплата оказанной Услуги производится Заказчиком ежемесячно по факту оказания Услуги до 20 числа месяца, следующего за месяцем оказания Услуги, путем перечисления денежных средств на расчетный (текущий) счет Исполнителя, после подписания Акта сдачи-приемки оказанной Услуги (Приложение N2 к Договору) и на основании предъявленного Исполнителем счета на оплату.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в проекте договора не содержится сведений о безвозмездном характере оказания услуг. Ссылка на положения технического задания содержится лишь в определении предмета контракта (пункт 1.1, 1.4 проекта контракта).
Таким образом, в связи с тем, что Стороны руководствуются договором при исполнении его условий, а не "Техническим заданием", у Исполнителя нет оснований полагать, что оказанную им услугу Заказчик не обязан будет оплатить, следовательно, права и интересы заявителя обжалуемым положением проекта контракта не затронуты.
В ходе проведения внеплановой проверки установлены следующие нарушения закона о размещении заказов.
Согласно пункту 14 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать: критерии оценки заявок на участие в конкурсе, устанавливаемые в соответствии с частью 4 статьи 28 настоящего Федерального закона;
В силу части 4 статьи 28 Закона о размещении заказов для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта (цене единицы товара, услуги в случае размещения заказа на поставку технических средств реабилитации инвалидов, оказание услуг в сфере образования, услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению для нужд заказчиков, если конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить контракт с несколькими участниками размещения заказа; цене запасных частей к технике, к оборудованию и цене единицы работы, услуги в случае, если при проведении конкурса на право заключить контракт на выполнение технического обслуживания и (или) на ремонт техники, оборудования конкурсной документацией предусмотрена начальная (максимальная) цена запасных частей к технике, к оборудованию; цене единицы услуги в случае, если при проведении конкурса на право заключить контракт на оказание услуг связи, юридических услуг конкурсной документацией предусмотрена начальная (максимальная) цена единицы услуги) и иным критериям, указанным в конкурсной документации. При этом критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта могут быть:
1) функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;
1.1) качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг;
2) расходы на эксплуатацию товара;
3) расходы на техническое обслуживание товара;
4) сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
5) срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;
6) объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг.
Согласно части 7 указанной статьи Порядок оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается Правительством Российской Федерации. При установлении порядка оценки заявок на участие в конкурсе Правительством Российской Федерации предусматриваются виды критериев из указанных в части 4 настоящей статьи, их содержание и значимость таких критериев в зависимости от видов товаров, работ, услуг.
Из анализа указанных норм, следует, что перечень критерий оценки заявок является закрытым.
Из материалов дела установлено, что в части 5 конкурсной документации установлены следующие критерии оценок:
п N |
Наименование критерия |
Условное обозначение |
Значимость (%) |
1 |
Цена Договора |
Ka |
35 |
2 |
Квалификация участника конкурса |
Kc |
20 |
3 |
Срок начала оказания услуг |
Kf |
45 |
Максимальный срок начала оказания услуг - не более 14 дней с даты заключения Договора.
Минимальный срок начала оказания услуг - не ранее 7 дней с даты заключения Договора.
Единица измерения срока оказания услуг - в календарных днях.
Между тем, в части 4 статьи 28 Закона о размещении заказов, а также в пункте 2 Постановления Правительства РФ от 10.09.2009 года N 722, критерий срок начала оказания услуг не предусмотрен.
Согласно техническому заданию и проекта контракта предметом является услуга доступа в сеть Интернет, срок которой определен с момента подключения к сети Интернет до 31.12.2014 года.
Таким образом, Комиссия Якутского УФАС считает, что уполномоченным органом нарушены часть 4 статьи 28, пункт 14 статьи 22 Закона о размещении заказов, в части установления критерия оценки заявок не предусмотренного Законом о размещении заказов.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать: в соответствии с частями 2 - 4 статьи 25 настоящего Федерального закона требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе, в том числе заявки, подаваемой в форме электронного документа, подписанного в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - электронный документ), и инструкцию по ее заполнению.
В том числе, подпунктом "г" пункта 1 части 3 статьи 25 Закона о размещении заказов установлено, что заявка на участие в конкурсе должна содержать: документы, подтверждающие квалификацию участника размещения заказа, в случае проведения конкурса на выполнение работ, оказание услуг, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника размещения заказа.
Из материалов дела установлено, что уполномоченным органом в 1.5.2. Квалификация участника конкурса установлено:
Наличие, централизованной контентной фильтрации и службы технической поддержки |
Наличие программного или аппаратно-программного комплекса, осуществляющего функции централизованной контентной фильтрации пользовательского трафика в г. Якутск, сертифицированного Федеральной службой по техническому и экспертному контролю (ФСТЭК)
Наличие службы технической поддержки
|
Наличие документов, подтверждающих исключительные права на ПО и (или) аппаратно-программный комплекс (копия сертификата соответствия (ФСТЭК России). Контент-фильтр, позволяющий управлять доступом к сайтам определенных категорий по принципу "белого листа" и "черного листа". Исполнитель должен обеспечить техническое обслуживание и поддержку пользователей по проблемам связанным с предоставлением услуг связи, при необходимости проводить отладочные работы |
При этом не установлены, какие документы и сведения, участник размещения заказа должен предоставить в составе заявки, по наличию службы технической поддержки.
Таким образом, уполномоченным органом нарушены пункт 1 части 4 статьи 22, подпункт "г" пункта 1 части 3 статьи 25 Закона о размещении заказов.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 17, 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу закрытого акционерного общества "СатисСвязь" частично обоснованной. Обоснованной в части, установления неправомерного требования наличия лицензии на территории Российской Федерации.
2. Признать уполномоченный орган Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов нарушившим пункт 1 части 1 статьи 11, пункт 10 части 4 статьи 22, часть 4 статьи 28, пункт 14 статьи 22, пункт 1 части 4 статьи 22, подпункт "г" пункта 1 части 3 статьи 25 Федерального закона N 94-ФЗ от 21 июля 2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать уполномоченному органу Государственному комитету Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов предписание об устранении нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Председатель комиссии В.П. Кырбасов
Члены комиссии: А.А. Игнатьева
А.С. Евсеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 4 февраля 2014 г. N 06-50/14т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.02.2014