Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 25 декабря 2013 г. N 1658-з
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Быковой Е.В. - начальника отдела контроля за размещением заказов, председателя Комиссии;
Опалева А.О. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля за размещением заказов, члена Комиссии;
Губерт Д.В. - специалиста 1 разряда отдела контроля за экономической концентрацией, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО "Энерго" (620026, г. Екатеринбург, ул. Первомайская, 15) на действия (бездействие) заказчика в лице Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области" (620019, г. Екатеринбург, ул. Репина, 4А), его аукционной комиссии при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме (извещение N 0362100022013000193) на вывоз и утилизацию опасных медицинских отходов в части наличия нарушений Федерального Закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о размещении заказов), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498,
при участии представителей:
- заказчика ФКУЗ "МСЧ МВД России по Свердловской области" Костряковой Елены Юрьевны (доверенность N 7 от 05 июня 2013 года), Бурцевой Светланы Сергеевны (доверенность N 9 от 05 июня 2013 года);
- заявителя ООО "Энерго" Аксеновой Юлии Николаевны (доверенность от 07 декабря 2011 года);
- заинтересованного лица ООО "Национальная Экологическая Компания" Пономарева Дмитрия Вадимовича (доверенность N 128/13 от 25 декабря 2013 года),
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба ООО "Энерго" (вх. N 01-18712 от 18.12.2013) на действия (бездействие) заказчика в лице ФКУЗ "МСЧ МВД России по Свердловской области", его аукционной комиссии при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме N 0362100022013000193 на вывоз и утилизацию опасных медицинских отходов, поданная в соответствии с требованиями ст. 57 и соответствующая требованиям ст. 58, 59 Закона о размещении заказов.
О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены посредством факсимильной связи (исх. N 13629 от 20.12.2013).
Представитель заявителя пояснила, что комиссия заказчика неправомерно признала победителем аукциона участника, который не подтвердил свое соответствие законодательно установленным требованиям к выполнению работ, являющихся предметом размещенного заказа. В связи с этим заявитель просит аннулировать итоги проведенного аукциона.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились и просили признать ее необоснованной.
Проведя анализ всех представленных материалов, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
02 декабря 2013 года на официальном сайте в сети Интернет заказчиком размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0362100022013000193 с начальной ценой контракта 627 264 рублей.
На дату окончания срока подачи заявок на участие в аукционе (09 декабря 2013 года) заказчику поступило 4 заявки; все подавшие их лица допущены к участию в аукционе (протокол рассмотрения первых частей заявок N 0362100022013000193-1 от 10.12.2013). По результатам проведенного аукциона победителем признан участник ООО "Национальная Экологическая Компания", предложивший цену контракта 522 429,26 рублей (протокол подведения итогов аукциона N 0362100022013000193-3 от 16.12.2013).
В соответствии п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов и инструкцию по ее заполнению.
В силу п. 2 ч. 6 ст. 41.8 Закона о размещении заказов вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме, и такие требования предусмотрены документацией об открытом аукционе в электронной форме.
Кроме того, в силу части 5 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со ст. 11 Закона о размещении заказов.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются следующие обязательные требования к участникам размещения заказа: соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
В соответствии с подпунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
Статья 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства) устанавливает следующие классы опасности отходов: отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.
Понятие "медицинские отходы" установлено в части 1 статьи 49 Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан в РФ): медицинские отходы - все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий.
В части 2 статьи 49 Закона об основах охраны здоровья граждан в РФ установлено, что медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на следующие классы:
1) класс "А" - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;
2) класс "Б" - эпидемиологически опасные отходы;
3) класс "В" - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;
4) класс "Г" - токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;
5) класс "Д" - радиоактивные отходы.
Действующий в настоящее время СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 года N 163, предусматривает следующую классификацию медицинских отходов в пункте 2.1.: медицинские отходы в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания подразделяются на пять классов опасности (таблица 1):
Класс А - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам (далее - ТБО).
Класс Б - эпидемиологически опасные отходы.
Класс В - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы.
Класс Г - токсикологически опасные отходы 1 - 4 классов опасности.
Класс Д - радиоактивные отходы.
Следовательно, бесспорным является факт, что предметом торгов является деятельность по обращению с опасными отходами.
При этом, п.4.29 СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" устанавливает, что класса "Г" подлежит лицензированию в обязательном порядке.
Для цифровой классификации степени опасности медицинских отходов иных классов, в частности "Б" и "В", применяется п.5.6.7 Санитарных правил СП 2.1.7.1386-03, согласно которому класс опасности отхода устанавливается по результатам комплекса проведенных исследований с учетом лимитирующего показателя вредности, за который принимается показатель, выявивший наибольшую степень опасности отхода.
Таким образом, класс опасности медицинских отходов необходимо определить в соответствии с нормами Санитарных правил СП 2.1.7.1386-03.
Тот факт, что заказчик не определил класс опасности для медицинских отходов, не свидетельствует о том, что медицинские отходы классов "Б", "В" и "Г" не относятся к I - IV классов опасности.
Согласно Приказа МПР РФ от 02.12.2002 N 786 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов" для медицинских отходов установлены коды 9700000000000 и 9710000000000. Оба кода подлежат лицензированию, а также, установлен факт, что 9700000000000 является общим кодом, а 9710000000000 подкодом.
Кроме того, положение о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 г. N 255) определяет порядок лицензирования деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, включенных в федеральный классификационного каталога отходов.
С учетом изложенного, деятельность по обезвреживанию, размещению эпидемиологических опасных медицинских отходов класса Б, В и Г является лицензируемым видом деятельности. При этом заказчик, руководствуясь п. 1 ч. 3 ст. 41.6, ч. 6 ст. 41.8 Закона о размещении заказов, обязан установить в документации об аукционе требование о предоставлении в составе второй части заявки копии лицензии на осуществлении деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, с расшифровкой видов работ по обезвреживанию и кодов отходов: 9700000000000 и/или 9710000000000.
Согласно п. 2.1.2 документации об аукционе вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме.
Таким образом, документация об аукционе дублирует норму п. 2 ч. 6 ст. 41.8 Закона о размещении заказов, не устанавливая требования о предоставлении конкретного документа - копии лицензии на осуществлении деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности. Неконкретизированность данного требования способна ввести в заблуждение возможных участников аукциона, а также влечет невозможность предметной проверки вторых частей заявок участников на соответствие документации об аукционе и как следствие невозможность отклонить заявку на основании ч. 6 ст. 41.11 Закона о размещении заказов ввиду отсутствия конкретного документа. Таким образом, заказчиком допущено нарушение п. 1 ч. 3 ст. 41.6, п. 2 ч. 6 ст. 41.8 Закона о размещении заказов.
Частью 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установлена административная ответственность за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
На основании п. 1 ч. 6 ст. 41.11 Закона о размещении заказов заявка участника признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, в случае отсутствия документов, определенных ч. 6 ст. 41.8 Закона о размещении заказов или наличия недостоверных сведений об участнике, а также в случае несоответствия участника требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поскольку конкретный документ документацией об аукционе определен не был, оснований для отклонения представленных заявок не имелось, соответственно в действиях аукционной комиссии заказчика нарушений порядка отбора участников и рассмотрения заявок не усматривается. Вместе с тем участниками аукциона в составе заявок представлены документы, необходимые для выполнения работ по предмету аукциона, а именно лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности или на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (выданные до 28.03.2012). Таким образом, участие в аукционе приняли надлежащие субъекты, права которых на осуществление требуемой деятельности документально подтверждены, соответственно, результаты проведенных торгов не нуждаются в пересмотре.
На основании вышеизложенного и руководствуясь частями 1, 2, 4 статьи 57, частью 5 статьи 17, частью 6 статьи 60, статьей 19 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Энерго" признать необоснованной.
2. Признать в действиях заказчика ФКУЗ "МСЧ МВД России по Свердловской области" нарушение п. 1 ч. 3 ст. 41.6, п. 2 ч. 6 ст. 41.8 Закона о размещении заказов.
3. Заказчику ФКУЗ "МСЧ МВД России по Свердловской области", его комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов не выдавать в связи с тем, что выявленные нарушений не повлияли на результат аукциона и права его участников.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Е.В. Быкова
Члены комиссии А.О. Опалев
Д.В. Губерт
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 25 декабря 2013 г. N 1658-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.02.2014