Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 30 марта 2017 г. N 04-11/70-17
Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области в составе:
Мерзлякова Н.В. - председатель комиссии, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области;
Васянович Ю.Р. - член комиссии, старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок;
Куфтырева Н.А. - член комиссии, старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок;
Жирнов А.А. - член комиссии, государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок,
рассмотрев жалобу ООО "Перспектива" на действия Заказчика - МКУ "Управление капитального строительства и ремонтов" при проведении электронного аукциона, в присутствии представителей:
от Заказчика - директор Антонов В.П. (приказ N 23-рму от 06.07.2016), Климова Э.В. по доверенности от 30.03.2017 N 20/2017,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - УФАС) поступила жалоба от ООО "Перспектива" (далее - Заявитель) на действия МКУ "Управление капитального строительства и ремонтов" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N 0830300000517000020 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Капитальный ремонт здания по ул. Сталеваров, 24 под размещение детского технопарка", противоречащие Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба Заявителя подана в надлежащий срок, а также соответствует требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения документации об электронном аукционе, а именно:
1. Неверно установлена дата окончания срока предоставления разъяснений.
2. В проекте контракта не установлено условие о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций с указанием на то, что данное условие не применяется в случае, если контракт заключается с Поставщиком (Подрядчиком, Исполнителем), являющемся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией.
3. В техническом задании установлено требование к закупаемому товару без указания, какая из величин является длиной, шириной или высотой.
4. Заказчик в Информационной карте (пункт 18) незаконно сузил группу опыта "работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства" до пункта ОКПД 2 41.20.
Заявитель ссылается на письмо Минэкономразвития России N 23275-ЕЕ/Д28и и ФАС России N АЦ/45739/15 от 28.08.2015.
Представитель Заявителя на рассмотрение жалобы не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы Заявитель извещен надлежащим образом.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились. Заказчик в письменных возражениях к жалобе пояснил:
1. Положениями части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Гражданского кодекса РФ.
Частью 1 ст. 194 ГК РФ определено, что если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Согласно статье 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.
Аукционной документацией установлено что, дата окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 24.03.2017 года.
Следовательно, течение трехдневного срока начинается с 20.03.2017.
Таким образом, дата окончания срока предоставления разъяснений - 20.03.2017, что и установлено Заказчиков в документации об электронном аукционе.
Аналогичная позиция содержится в Решениях Татарстанского УФАС России от 08.09.2016 N ПК-04/12735 по делу N 296-кз/2016, Волгоградского УФАС России от 28.07.2016 по делу N 16-01-18.1-04/460
2. Закон о контрактной системе прямо не регулирует порядок исполнения требования ч. 5 ст. 30 Закон о контрактной системе в случае, если победитель определения контрагента будет сам являться СМП, СОНО, соответственно, привлечение к исполнению контракта субподрядчиков из числа СМП или СОНО, если такое условие установлено в документации о закупке, должно осуществляться подрядчиком на общих основаниях и вне зависимости от того, относится ли он сам к СМП или СОНО.
Аналогичная позиция содержится, в том числе, в решениях Омского УФАС России от 09.08.2016 N 03-10.1/204-2016 и от 27.07.2016 N 03-10.1/180-2016, Сахалинского УФАС России от 14.07.2016 N 285/16 и от 09.06.2016 N 245/16.
Согласно разъяснениям Минэкономразвития России в случае, когда победителем закупки, извещение о проведении которой содержит требование о привлечении в качестве субподрядчиков, соисполнителей СМП, СОНО, сам является СМП или СОНО, то указанное требование к нему не предъявляется. Однако, письма Министерства экономического развития РФ не являются нормативно-правовыми актами, обязательными к применению.
3. При формировании технического задания заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. В документации заказчик вправе указать параметры, соответствующие определенному ГОСТу.
Проектом N 261-1-ВК.СО. капитального ремонта здания по ул. Сталеваров,24 под размещение детского технопарка предусмотрена поставка и установка соответствующего оборудования.
Так как характеристики поставляемого товара отличаются от регламентируемых ГОСТом, в техническом задании указаны конкретные характеристики товара. Информация о характеристиках поставляемого товара использована Заказчиком в соответствии с данными, полученными с официального сайта производителя www.gustavsberg.com. На указанном сайте размещено изображение требуемых к поставке товаров с указанием параметров (копия прилагается). Конкретные размеры, определяющие длину, ширину, высоту товара, в текстовом варианте на сайте отсутствуют. Сайт данного производителя находится в открытом доступе, следовательно, любой участник закупки вправе ознакомиться с характеристиками товара, требуемого к поставке.
Запроса о даче разъяснений аукционной документации не поступало.
4. Объект "здание по ул. Сталеваров, 24 под размещение детского технопарка" относится к объектам капитального строительства.
Согласно Общероссийского классификатора ОКПД 2 данный объект классифицируется по коду 41 "Здания и работы по возведению зданий".
Работы общестроительные по возведению зданий и сооружений относятся к группе 41.20 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД-2).
Так как капитальный ремонт объектов капитального строительства включает в себя, в том числе восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического, а также замену отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов, то дополнительное требование Заказчика от участника опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение строительно-монтажных работ по строительству и (или) реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства по коду ОКПД-2.41.20. предъявлено, по мнению Заказчика, правомерно.
Заказчик представил документы, предусмотренные ч. 5 ст. 106 Закона о контрактной системе.
Комиссия по контролю в сфере закупок УФАС (далее - Комиссия УФАС), рассмотрев представленные материалы, выслушав объяснения и заявления представителей Заказчика, пришла к следующему выводу.
07.03.2017 в Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) была опубликована закупка N 0830300000517000020.
Способ определения подрядчика: электронный аукцион.
Начальная (максимальная) цена контракта: 58 700 000, 00 рублей.
Наименование объекта закупки: выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Капитальный ремонт здания по ул. Сталеваров,24 под размещение детского технопарка".
1. Дата и время окончания подачи заявок - 24.03.2017 09:00.
В соответствии с п. 24 раздела I. "Информационная карта" документации об электронном аукционе дата окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об аукционе - 20 марта 2017 г.
В силу п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе запрос о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе должен поступить заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Положениями части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно статье 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.
Таким образом, нарушений норм законодательства о контрактной системе в указанном положении документации об электронном аукционе не установлено. Жалоба ООО "Перспектива" в данной части необоснованна.
2. В силу ч. 7 ст. 30 Закона о контрактной системе типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 N 1466 утверждены Типовые условия контрактов, предусматривающие привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - Типовые условия контрактов).
В Законе о контрактной системе, а также Типовых условиях контрактов отсутствует требование об указании в проекте контракта на то, что условие привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций не применяется в случае, если контракт заключается с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), являющемся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией.
Таким образом, жалоба ООО "Перспектива" в данной части необоснованна.
3. В таблице "Максимальные и (или) минимальные значения показателей и показатели, значения которых не могут изменяться, предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ товара, используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности" раздела II. "Техническое задание" документации об электронном аукционе, в том числе указано:
N п/п |
Наименование товара, используемого при выполнении работ |
Товарный знак |
Показатель товара, используемого при выполнении работ |
Единица измерения показа-теля (при нали-чии) |
Значения показателей |
||
Значение показателя, которое может изменяться |
Значение показателя, которое не может изменяться |
||||||
Мини-мальноезначе-ние показателя |
Макси-мальное значе-ние показателя |
||||||
34 |
Унитаз Gustavsberg 5695 96 Logic или эквивалент |
|
Габаритные размеры |
мм |
|
|
350 х 665 х 850 |
35 |
Унитаз Gustavsberg 5693 Logic или эквивалент |
|
Габаритные размеры |
мм |
|
|
350 х 505 х 360 |
Заявителем не представлено доказательств о возможности толкования указанных положений документации об электронном аукционе иначе, чем в общепринятой последовательности.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Таким образом, жалоба ООО "Перспектива" в указанной части необоснованна.
4. В п. 18 "Дополнительные требования к участникам закупки" раздела I. "Информационная карта" документации об электронном аукционе указано: "1. Соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным Правительством Российской Федерации к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг:
- наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение строительно-монтажных работ по строительству и (или) реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства (ОКПД 2 41.20. Строительство жилых и нежилых зданий) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в электронном аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка".
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, а также соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 3 ст. 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Указанный перечень установлен Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99).
Согласно примечанию к пункту 2 приложения N 1 к Постановление N 99 требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Таким образом, при осуществлении закупки на выполнение работ строительных, указанных в пункте 2 приложения N 1 к постановлению N 99, участник закупки признается соответствующим дополнительным требованиям при наличии совокупности следующих условий:
участником закупки представлено подтверждение исполнения одного контракта за последние три года на выполнение исключительно работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту. При этом подтверждение опыта исполнения контракта (договора) выполнением иных работ строительных (например, по текущему ремонту) не допускается;
участником закупки подтвержден опыт выполнения работ строительных по одному объекту строительства, аналогичному объекту, выполнение работ строительных по которому является объектом закупки, а именно: в случае осуществления закупки работ строительных по объекту капитального строительства, подтверждением наличия опыта будет являться выполнение работ строительных по объекту капитального строительства; в случае осуществления закупки работ строительных по объекту, не являющемуся объектом капитального строительства, - выполнение работ строительных по объекту, не являющемуся объектом капитального строительства.
При этом заказчик, в соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63, частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, устанавливает в извещении о проведении закупки, документации о закупке группу работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупки соответствия требованиям пункта 2 приложения N 1 к постановлению N 99.
Аналогичная позиция изложена в Письме Минэкономразвития России N 23275-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/45739/15 от 28.08.2015 "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу о применении постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" с учетом Решения Верховного Суда РФ от 22.08.2016 N АКПИ16-574 "О признании недействующим абзаца четвертого подпункта 1.3 пункта 1 Письма Минэкономразвития России N 23275-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/45739/15 от 28.08.2015 в части слов "(в том числе по текущему ремонту)".
В силу ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Таким образом, Заказчик сузив группу опыта "работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства" до пункта ОКПД 2 41.20. нарушил ч.ч. 4, 5 ст. 31 Закона о контрактной системе. Жалоба ООО "Перспектива" в указанной части обоснованна
На основании изложенного жалоба ООО "Перспектива" обоснованна частично.
Комиссия УФАС в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе провела внеплановую проверку.
В п. 1 Типовых условий контрактов установлено условие об обязанностях поставщика (подрядчика, исполнителя) привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - субподрядчики, соисполнители) в объеме не менее 5 процентов от цены контракта".
Вместе с тем, в п. 4.2.14 проект муниципального контракта указана обязанность подрядчика, в том числе: "Привлечь к выполнению работ, предусмотренных настоящим Контрактом, субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства и (или) социально ориентированных некоммерческих организаций, при этом стоимость выполняемых такими организациями работ должна составлять 15 (пятнадцать) процентов от цены настоящего Контракта".
Таким образом, Заказчик нарушил ч. 7 ст. 30 Закона о контрактной системе, указав обязанность привлечения к исполнению настоящего контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - субподрядчики, соисполнители) в объеме "15 процентов от цены контракта", а не в размере "не менее 5 процентов от цены контракта" как это указано в Типовыми условиями контракта.
Также установлено, что согласно решению УФАС N 04-11/72-17 от 30.03.2017 принятому по итогам рассмотрения жалобы Абалешева А.В. Заказчик также признан нарушившим ч.ч. 4, 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, предписание не выдано.
В свою очередь, Комиссией УФАС установила признаки нарушения Заказчиком ст. 17 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно: возможное ограничение конкуренции путем сужения группы опыта "работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства" до пункта ОКПД 2 41.20. Данный вопрос требует самостоятельного рассмотрения.
Вместе с тем, Комиссией УФАС в настоящее время не выявлены негативные последствия от допущенных Заказчиком нарушений.
Согласно п. 3.35 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент по рассмотрению жалоб) комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссия УФАС на основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, административным регламентом по рассмотрению жалоб,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.ч. 4, 6 ст. 31, ч. 7 ст. 30 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии: |
Н.В. Мерзлякова
Ю.Р. Васянович
Н.А. Куфтырева
А.А. Жирнов
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 30 марта 2017 г. N 04-11/70-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.04.2017