Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 4 апреля 2017 г. N 44-1083/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителя СПб ГБУЗ "Городской клинический онкологический диспансер" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ООО "МСП" (далее - Заявитель), надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 7263-ЭП/17 от 28.03.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по комплексному техническому обслуживанию и сопроводительному текущему ремонту зданий, сооружений и их элементов, инженерных систем и оборудования СПб ГБУЗ ГКОД по адресу пр. Ветеранов, 56 (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 20.02.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372100037117000044. Начальная (максимальная) цена контракта - 11 700 000,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3-6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, которая должна позволять участникам закупки:
1) определить в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
2) определить в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
3) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Согласно п. 78 "Песок природный для строительных работ" Приложения N 1 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару: "Класс песка (по зерновому составу и содержанию пылевидных и глинистых частиц): I либо II.".
Заявитель в жалобе указал на отсутствие в документации о закупке порядка заполнения показателей, требования к которым установлены Заказчиком с использованием слова "либо".
Согласно доводам жалобы Заявителя инструкция содержит порядок заполнения, в соответствии с которым первая часть заявки не должна содержать слово "либо", при этом Заказчиком также установлено, что данный показатель является неизменным, что носит противоречивый характер, так как положения инструкции не позволяют и указать показатель без слова "либо", и указать показатель со словом "либо".
Согласно Части II (подпункт 3.1.3. части I) документации о закупке Заказчиком установлен, в том числе следующий порядок заполнения первой части заявки на участие в аукционе: "Все сведения, содержащиеся в заявке участника закупки, не должны допускать двусмысленных толкований. В не интервальных конкретных значениях показателей предложения участника не должно содержаться слов: "или эквивалент", "или", "более", "не более", "менее", "не менее", "должен", "должен быть", "должно быть", "и/или", "либо" за исключением случаев, предусмотренных настоящей инструкцией, а также рекомендуется использовать общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями действующих нормативных документов для того, чтобы заказчик имел возможность оценить предложение участника на соответствие требованиям, указанным в Техническом задании документации об аукционе в электронной форме.".
Комиссия УФАС установила, что инструкция не содержит порядок заполнения показателей, требования к которым установлены Заказчиком с использованием слова "либо".
Согласно инструкции Заказчиком установлено следующее: "Во всех иных случаях требования к показателям товаров в Приложении N2 к настоящему Техническому заданию, установлены в виде значений, которые не могут изменяться, и участник закупки представляет сведения, точно соответствующие требованиям Технического задания.".
Таким образом, согласно инструкции показатели, требования к которым установлены Заказчиком с использованием слова "либо" являются неизменными, при этом довод Заявителя о том, что участник закупки не вправе указать данное слово в составе заявки не соответствует положениям инструкции по заполнению заявки.
Заявитель в жалобе также указал на отсутствие в документации о закупке порядка заполнения показателей, между двумя числовыми значениями которых Заказчиком установлены требования с использованием символа "_", а также порядка заполнения показателей, установленных с использованием знака "*".
Например, согласно п. 31 "Кронштейны чугунные" Приложения N 1 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару: "Габаритные размеры (Д*Ш*В): 330*70*115 мм.".
Согласно инструкции Заказчиком установлен, в том числе следующий порядок заполнения: "В случаях, не установленных настоящей инструкцией, требования к нескольким габаритным размерам в пределах одного показателя установлены в форме минимальных значений, нижняя граница каждого из которых - не меньшее и не равное минимального значения указанного показателя товара.".
Таким образом, Заказчиком установлен порядок заполнения показателей габаритных размеров, которые установлены через знак "*".
Заявитель в жалобе указал на отсутствие в документации о закупке порядка заполнения показателей, требования к которым содержат знак "_" между двумя числовыми значениями.
Например, согласно п. 49 "Мастика клеящая" Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару: "Температура вспышки: 190 10 °С.".
Согласно инструкции Заказчиком установлен, в том числе следующие порядок заполнения: "В случаях с предельными отклонениями показателей товара предлагаемого для выполнения работ должно быть представлено интервальное количественное (числовое) значение такого диапазона (без использования слов/словосочетаний/символов "от _ до _", "_"), нижняя граница которого - не меньшее и не равное минимального значения, верхняя граница - не превышающее и не равное максимального значения указанного показателя товара. В случаях с температурами должно быть представлено интервальное количественное (числовое) значение такого диапазона (без использования слов/словосочетаний/символов "от _ до _", "_"), нижняя граница и верхняя граница которого являются фиксированными и не подлежат изменению. Данное требование к поименованным таким образом показателям товара обусловлено тем, что необходимый товар обладает (имеет) интервальным количественным (числовым) значением соответствующего показателя.".
Таким образом, инструкция по заполнению первой части заявки содержит порядок заполнения показателей, требования к которым установлены Заказчиком с использованием символа "_" между двумя числовыми значениями. Такие показатели предоставляются в первой части заявки в виде интервала значений.
Следовательно, в части доводов об установлении в документации о закупке ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе жалоба признана необоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке единиц измерения на иностранном языке, что не позволяет заполнить заявку в соответствии с инструкцией по заполнению.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п. 88 "Плёнка для ручной или автоматической упаковки" Приложения N 1 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе следующие требования: "Усилие растяжения при разрыве: не менее 27 Мра. Сопротивление при ударе: 95 gm.".
Согласно инструкции Заказчиком установлен, в том числе следующий порядок заполнения: "Заявка на участие в аукционе в электронной форме должна быть написана на русском языке. Документы (или их части) в составе заявки, могут быть подготовлены на другом языке, при условии, что к ним будет прилагаться точный перевод необходимых разделов на русский язык. Аукционная (единая) комиссия вправе не рассматривать тексты, не переведенные на русский язык.".
В соответствии с п. 10 Положения о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 31 октября 2009 г. N 879) в технической документации (конструкторской, технологической и программной документации, технических условиях, документах по стандартизации, инструкциях, наставлениях, руководствах и положениях), в методической, научно-технической и иной документации на продукцию различных видов, а также в научно-технических печатных изданиях (включая учебники и учебные пособия) применяется международное (с использованием букв латинского или греческого алфавита) или русское обозначение единиц величин.
Таким образом, участник закупки вправе указать единицы измерения показателей, требования к которым установлены Заказчиком с использованием букв латинского алфавита на русском языке.
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке нестандартных показателей без обоснования необходимости использования таких показателей.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п. 37 "Грунтовка быстросохнущая" Приложения N 1 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару: "Прочность пленки грунтовки при ударе на приборе типа У-1: не менее 55 см.", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 25129-82, ГОСТ 23343-78 (пп. 3 п. 2.2 разд. 2 части III документации).
Согласно п. 10 Таблицы 1 ГОСТ 25129-82 "Грунтовка ГФ-021. Технические условия" и ГОСТ 23343-78 "Грунтовка ГФ-0119. Технические условия" прочность пленки при ударе на приборе типа У-1, см, не менее 50.
Следовательно, Заказчиком в документации о закупке установлен нестандартный показатель без обоснования необходимости использования такого показателя.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 57 "Жидкость гидрофобизирующая" Приложения N 1 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару: "Массовая доля активного водорода: 4,3 - 4,42 %. Гидрофобизирующая способность: не менее 3.", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 10834-86 (пп. 3 п. 2.2 разд. 2 части III документации).
Согласно п.п. 2, 5 Таблицы 1 ГОСТ 10834-86 "Жидкость гидрофобизирующая 136-41. Технические условия" массовая доля активного водорода, % 1,30-1,42; гидрофобизирующая способность, ч, не менее 3.
Таким образом, Заказчиком установлен нестандартный показатель массовой доли активного водорода, а также не установлена единица измерения гидрофобищирующей способности.
В действиях Заказчика выявлены нарушения п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 59 "Раствор строительный тип 1" Приложения N 1 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару: "Тип раствора по средней плотности: должен быть тяжелый. Средняя плотность в проектном возрасте: более 1400 кг/м3.", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 28013-98 (пп. 3 п. 2.2 разд. 2 части III документации).
Согласно п. 4.12 ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия" средняя плотность, D, затвердевших растворов в проектном возрасте должна быть, кг/м3, для тяжелых растворов 1500 и более.
Таким образом, в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 62 "Шлаковый заполнитель" Приложения N 1 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару: "Марка по насыпной плотности: не менее М700. Насыпная плотность: не менее 700 кг/м3 - не более 800 кг/м3.", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 32496-2013 (пп. 3 п. 2.2 разд. 2 части III документации).
Согласно Таблице 3 ГОСТ 32496-2013 "Заполнители пористые для легких бетонов. Технические условия" марке по насыпной плотности М700 соответствуют значения показателя насыпной плотности св. 600 до 700 кг/м3.
Следовательно, Заказчиком установлен нестандартный показатель насыпной плотности для марки по насыпной плотности М700.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 63 "Поддон деревянный" Приложения N 1 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару: "Сорт древесины: не ниже 3.", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 9078-84 (пп. 3 п. 2.2 разд. 2 части III документации).
Согласно п. 2.4 ГОСТ 9078-84 "Поддоны плоские. Общие технические условия" деревянные детали поддонов должны изготовлять из пиломатериалов не ниже 2-го сорта хвойных пород по ГОСТ 8486-86 и лиственных пород по ГОСТ 2695-83.
Следовательно, Заказчиком установлен нестандартный показатель сорта древесины.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в части доводов об установлении в документации о закупке нестандартных показателей и показателя, не позволяющего определить потребность Заказчика жалоба Заявителя признана обоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке ненадлежащего обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Комиссия УФАС также отмечает, что в соответствии с п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.
В соответствии с ч. 9 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с Законом о контрактной системе, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации:
1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд;
2) органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;
3) органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
В связи с тем, что контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Заявителя о формировании Заказчиком начальной (максимальной) цены контракта, установленной в аукционной документации, с нарушением требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией УФАС не рассматривается.
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
Заявитель в жалобе указал на опубликование документации о закупке не в соответствии с п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, в том числе, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона о контрактной системе, информация о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно доводам жалобы Заявителя при осуществлении закупки на выполнение работ по техническому обслуживанию объем необходимых для выполнения работ невозможно определить, следовательно, Заказчиком должна быть установлена цена запасных частей или каждой запасной части.
Вместе с тем, объем работ, подлежащих выполнению, установлен Заказчиком в п. 2.1 раздела 2 Части III документации о закупке.
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 42, 64, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МСП" частично обоснованной в части доводов об установлении в документации о закупке нестандартных показателей, а также показателя, который не позволяет определить потребность Заказчика.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 4 апреля 2017 г. N 44-1083/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.04.2017