Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 4 апреля 2017 г. N 44-1085/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителя СПб ГБУЗ "Городской клинический онкологический диспансер" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ООО "Крона" (далее - Заявитель), надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 7208-ЭП/17 от 28.03.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по комплексному техническому обслуживанию и сопроводительному текущему ремонту зданий, сооружений и их элементов, инженерных систем и оборудования СПб ГБУЗ ГКОД по адресу пр. Ветеранов, 56 (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 20.02.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372100037117000044. Начальная (максимальная) цена контракта - 11 700 000,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Заявитель в жалобе указал на необъективное описание объекта закупки в части установления избыточных требований к товарам.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ должна содержать: согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, подробное изложение в документации об аукционе требований к описанию участниками закупок испытательных характеристик ограничивает возможность участников закупки предоставить надлежащее и достоверное предложение в составе заявки на участие в аукционе.
Заказчиком установлены требования к товарам на основании пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Требования к товарам, использующимся при выполнении работ, установлены Заказчиком в Приложении N 1 к Техническому заданию документации об аукционе.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в документации о закупке установлены, например, следующие требования к показателям товаров, которые носят необъективный характер и определяются по результатам проведения испытаний: "п. 3. Плотность стали должна быть: 7,85 г/см3. п. 8. Максимальная сжимаемость при давлении 35 МПа: не более 16 %. Минимальная восстанавливаемость после снятия давления в 35 МПа: не менее 40 %. п. 28. Максимальное электрическое сопротивление жилы постоянному току при температуре 20 °С: не более 42 Ом/км. Минимальное электрическое сопротивление изоляции жил при температуре плюс 20 °С: не менее 100 МОмкм. Максимальная электрическая ёмкость пары: не более 90 нФ/км. Максимальный коэффициент затухания на частоте 1 кГц: не более 1,5 дБ/км. и т.д.".
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседание Комиссии УФАС Заявителем не представлено документальных доказательств, подтверждающих довод Заявителя об установлении в документации о закупке показателей, которые не могут быть представлены в первой части заявки на участие в аукционе. Явку своих представителей на заседание Комиссии УФАС Заявитель не обеспечил. Скопированные в жалобу положения технического задания документации о закупке не являются подтверждением доводов Заявителя о невозможности заполнения первой части заявки на участие в аукционе в соответствии с требованиями Приложения N 1 к Техническому заданию и инструкции по заполнению первой части заявки.
Таким образом, в данной части жалоба признана необоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке противоречивых положений в части требований к конкретным показателям товаров.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3-6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Требования к конкретным показателям товаров установлены Заказчиком в Приложении N 1 к Техническому заданию.
Вместе с тем, согласно Части II (подпункт 3.1.3. части I) документации о закупке Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к содержанию первой части заявки на участие в аукционе: "Сведения о конкретных показателях товаров (материалов), соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе (Приложение N2 к Техническому заданию), товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара. Наименование страны происхождения товара указывается участником аукциона в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира, принятым и введенным в действие постановлением Госстандарта России от 14.12.2001 N 529-ст.".
Согласно пп. 3 п. 2.2 раздела 2 Части III документации о закупке Заказчиком также установлены требования о соответствии государственным стандартам товаров, установленных Заказчиком в Приложении N 2 и Приложении N 4, например: "Товар под номером 30 в приложении N4 должен соответствовать ГОСТ Р 53325-2012.Товар под номером 46 в приложении N2 должен соответствовать ГОСТ 9410-78. Товар под номером 80 в приложении N2 должен соответствовать ГОСТ 28196-89.".
Таким образом, положения документации о закупке носят противоречивый характер.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление в инструкции по заполнению первой части заявки порядка заполнения, который не позволяет заполнить заявку в соответствии с требованиями документации о закупке.
Согласно инструкции Заказчиком установлен, в том числе следующий порядок заполнения: "При представлении сведений о значениях показателей товаров участник закупки не вправе изменять наименования показателей и наименования товаров. Изменение названия показателя товара или наименования товара трактуется комиссией как непредставление сведений о показателе.".
Согласно доводам жалобы Заявитель указал на отсутствие в Приложении N 1 к Техническому заданию разделения показателей на наименование и требование к значению, что не позволяет заполнить заявку надлежащим образом.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 03.04.2017 N0372100037117000044-1 на участие в аукционе поступило 11 первых частей заявок, все заявки допущены к участию в аукционе. Таким образом, довод Заявителя о том, что инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе не позволяет заполнить первую часть заявки на участие в аукционе не нашел своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС.
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке нестандартных показателей без обоснования необходимости использования таких показателей.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п. 59 "Раствор строительный тип 1" Приложения N 1 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару: "Тип раствора по средней плотности: должен быть тяжелый. Средняя плотность в проектном возрасте: более 1400 кг/м3.", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 28013-98 (пп. 3 п. 2.2 разд. 2 части III документации).
Согласно п. 4.12 ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия" средняя плотность, D, затвердевших растворов в проектном возрасте должна быть, кг/м3, для тяжелых растворов 1500 и более.
Таким образом, в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 63 "Поддон деревянный" Приложения N 1 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару: "Сорт древесины: не ниже 3.", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ 9078-84 (пп. 3 п. 2.2 разд. 2 части III документации).
Согласно п. 2.4 ГОСТ 9078-84 "Поддоны плоские. Общие технические условия" деревянные детали поддонов должны изготовлять из пиломатериалов не ниже 2-го сорта хвойных пород по ГОСТ 8486-86 и лиственных пород по ГОСТ 2695-83.
Следовательно, Заказчиком установлен нестандартный показатель сорта древесины.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 42 "Лампа светодиодная" Приложения N 1 к Техническому заданию Заказчиком установлено, в том числе следующее требование к товару: "Номинальное напряжение: должно быть 2 Вт.".
Согласно п. 15 приложения N 2 к Положению о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 31 октября 2009 г. N 879) единицей измерения электрического напряжения является "вольт".
Таким образом, Заказчиком установлена нестандартная единица измерения физической величины.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в части доводов об установлении в документации о закупке нестандартных показателей без обоснования необходимости использования таких показателей
Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с ранее выданным предписанием в отношении рассматриваемой закупки по делу N 44-1083/17 от 04.04.2017.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 64, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Крона" частично обоснованной в части доводов об установлении в документации о закупке нестандартных показателей; об установлении противоречивого порядка заполнения первой части заявки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 4 апреля 2017 г. N 44-1085/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.04.2017