Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 3 апреля 2017 г. N 05-02/84Ж-17
Резолютивная часть решения объявлена 03 апреля 2017 года
Решение изготовлено в полном объеме 06 апреля 2017 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии: главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Лебедева С.Н., государственный инспектор отдела контроля закупок Смирнова Т.А.,
с участием:
от заявителя - ООО "Аквист" (далее - заявитель) - генеральный директор Тетерева М.И.,
от заказчика - департамента финансов Администрации городского округа город Рыбинск (далее - заказчик) - представители по доверенности Иванов И.Н., Смишкальн А.В.,
от оператора электронной площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки, электронная площадка) - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащий образом, направили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя оператора электронной площадки,
рассмотрев жалобу ООО "Аквист" на действия заказчика - департамента финансов Администрации городского округа город Рыбинск, при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по предоставлению денежных средств в виде невозобновляемой кредитной линии с лимитом выдачи 200 000 000,00 (двести миллионов) рублей сроком на 365 (триста шестьдесят пять) дней (извещение N 0171300002017000005) (далее - электронный аукцион, аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, закон), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "Аквист" на действия заказчика - департамента финансов Администрации городского округа город Рыбинск, при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по предоставлению денежных средств в виде невозобновляемой кредитной линии с лимитом выдачи 200 000 000,00 (двести миллионов) рублей сроком на 365 (триста шестьдесят пять) дней (извещение N 0171300002017000005) (далее - жалоба).
Доводы заявителя сводятся к следующему:
1. Заказчиком в нарушение требований законодательства о закупках в установленный срок не был дан ответ на запрос о даче разъяснений положений документации, направленный ООО "Аквист" в адрес департамента финансов Администрации городского округа город Рыбинск посредством электронной площадки 20.03.2017;
2. В нарушение части 1 статьи 23 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик не указал идентификационный код закупки в документации об электронном аукционе, а также в проекте муниципального контракта. Вместе с тем в ходе заседания Комиссии заявитель указал на отсутствие необходимости рассмотрения данного довода, поскольку данное нарушение было устранено заказчиком путем внесения изменений в документацию об электронном аукционе (то есть заявитель исключил данный довод из содержания жалобы);
3. По мнению заявителя, рекомендуемая форма второй части заявки не соответствует требованиям действующего законодательства о закупках, поскольку в данном случае заказчиком не учтены изменения, внесенные Федеральным законом от 28.12.2016 N 489-ФЗ "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" относительно декларации соответствия участников закупки требованиям, установленным пунктами 3-9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Данный довод также был снят заявителем до момента принятия Комиссией решения по жалобе (таким образом, указанный довод исключен из жалобы).
На основании вышеизложенного ООО "Аквист" просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились; представили письменные пояснения, в которых указали, что заказчиком 27.03.2017 были внесены изменения в документацию об электронном аукционе, в том числе с учетом поступившего от заявителя запроса на дачу разъяснений положений документации; ответ на данный запрос размещен заказчиком в единой информационной системе 31.03.2017. Просят признать жалобу заявителя необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчиком - департаментом финансов Администрации городского округа город Рыбинск, в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 10.03.2017 было размещено извещение N 0171300002017000005 о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по предоставлению денежных средств в виде невозобновляемой кредитной линии с лимитом выдачи 200 000 000,00 (двести миллионов) рублей сроком на 365 (триста шестьдесят пять) дней вместе с документацией об электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 25 000 000,00 (двадцать пять миллионов) рублей.
27.03.2017 заказчиком были внесены изменения в извещение и документацию об электронном аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе (часть 1 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Согласно части 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона должна содержаться информация, указанная в статье 42 настоящего Федерального закона.
Пунктом 6 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что в извещении об осуществлении закупки должны содержаться срок, место и порядок подачи заявок участников закупки.
Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать:
- дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (пункт 3 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ);
- порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе (пункт 11 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В соответствии с частями 3, 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В извещении о проведении электронного аукциона N 0171300002017000005, размещенном заказчиком в единой информационной системе 10.03.2017 (далее - извещение от 10.03.2017), были установлены следующие дата и время окончания подачи заявок: 28.03.2017 12:00.
Аналогичная информация содержится в пункте 10 раздела 1 "Информационная карта документации об электронном аукционе" документации об электронном аукционе, размещенной заказчиком 10.03.2017 в разделе "Перечень прикрепленных документов" извещения от 10.03.2017 (далее - документация об электронном аукционе от 10.03.2017).
Согласно пункту 17 раздела 1 "Информационная карта документации об электронном аукционе" документации об электронном аукционе от 10.03.2017 заказчиком были установлены следующие порядок и сроки предоставления участникам закупки разъяснений положений документации об электронном аукционе:
"Любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации об аукционе. При этом участник аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса уполномоченный орган размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил в уполномоченный орган не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
Заказчик предоставляет участникам аукциона разъяснения положений документации об аукционе в электронной форме (электронный аукцион) путем их размещения в единой информационной системе в ответ на запросы, поступившие в период с 28 февраля 2017 года по 24 марта 2017 года включительно (в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса)".
Как установлено на заседании Комиссии, ООО "Аквист" в адрес департамента финансов Администрации городского округа город Рыбинск посредством электронной площадки 20.03.2017 в 14:09 был направлен запрос о даче разъяснений положений документации (далее - запрос).
Следовательно, запрос о даче разъяснений положений документации направлен ООО "Аквист" (20.03.2017) в пределах срока, установленного законодательством о закупках, а также документацией об электронном аукционе от 10.03.2017 (то есть не позднее 24.03.2017).
Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) течение срока, определенного периодами времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления событий, которыми определено его начало.
Статьей 194 ГК РФ установлено, что, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
В данном случае для расчета даты предоставления заказчиком разъяснений документации об электронном аукционе следует прибавить к дате поступления запроса о даче разъяснений положений документации два дня, так, второй день будет датой, не позднее которой заказчиком должны быть предоставлены такие разъяснения.
Поскольку запрос от ООО "Аквист" был направлен в адрес заказчика 20.03.2017 в 14:09 посредством электронной площадки, соответственно, в этот же день (в течение одного часа) данный запрос должен был быть перенаправлен заказчику оператором электронной площадки, и, следовательно, ответ на указанный запрос заказчику следовало дать (разместить в единой информационной системе) не позднее 22.03.2017 (то есть в течение двух дней с даты поступления такого запроса от оператора электронной площадки заказчику).
Однако, как установлено Комиссией, ответ на запрос о даче разъяснений положений документации ООО "Аквист" от 20.03.2017 был размещен заказчиком в единой информационной системе только 31.03.2017 в 14:57, что, соответственно является нарушением со стороны заказчика части 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В ходе проведения внеплановой проверки рассматриваемой закупки Комиссией установлено следующее нарушение в действиях заказчика.
Согласно части 6 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
В соответствии со статьей 191 ГК РФ течение срока, определенного периодами времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления событий, которыми определено его начало.
Статьей 194 ГК РФ установлено, что, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
В данном случае для расчета даты окончания срока, когда заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию об электронном аукционе следует отнять от даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе два дня, и третий день, таким образом, будет датой окончания указанного срока.
В соответствии с пунктом 10 раздела 1 "Информационная карта документации об электронном аукционе" документации об электронном аукционе от 10.03.2017 заказчиком были установлены следующие дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе: 28 марта 2017 года 12 ч. 00 мин. по московскому времени.
Следовательно, с учетом положений части 6 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, а также пункта 10 раздела 1 "Информационная карта документации об электронном аукционе" документации об электронном аукционе от 10.03.2017 заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе был вправе внести изменения в документацию об электронном аукционе в срок не позднее 25.03.2017.
Комиссией установлено, что решение о внесении изменений в документацию об электронном аукционе от 10.03.2017 было принято заказчиком 27.03.2017 (данный факт не отрицается представителями заказчика, а также подтверждается приказами департамента финансов Администрации городского округа город Рыбинск о внесении изменений в документацию об аукционе от 27.03.2017 N 42-дф и N 47-дф).
Данные изменения в извещение и документацию об электронном аукционе были размещены заказчиком в единой информационной системе 27.03.2017 в 18:24. При этом срок окончания подачи заявок на участие в аукционе, как того требует законодательство о закупках, был продлен заказчиком на пятнадцать дней (до 12.04.2017).
Таким образом, учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о нарушении заказчиком части 6 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, выразившемся в несвоевременном внесении изменений в документацию об электронном аукционе 27.03.2018, то есть позднее установленного для внесения таких изменений срока (25.03.2017).
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Аквист" на действия заказчика - департамента финансов Администрации городского округа город Рыбинск, при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по предоставлению денежных средств в виде невозобновляемой кредитной линии с лимитом выдачи 200 000 000,00 (двести миллионов) рублей сроком на 365 (триста шестьдесят пять) дней (извещение N 0171300002017000005) обоснованной;
2. Признать заказчика - департамент финансов Администрации городского округа город Рыбинск, нарушившим часть 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ;
3. По итогам проведения внеплановой проверки признать заказчика - департамент финансов Администрации городского округа город Рыбинск, нарушившим часть 6 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ;
4. Не выдавать заказчику - департаменту финансов Администрации городского округа город Рыбинск, обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений, поскольку до рассмотрения Комиссией настоящей жалобы по существу заказчиком размещены в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе, внесены изменения в документацию об электронном аукционе и продлен срок подачи заявок на участие в аукционе, а, следовательно, права потенциальных участников закупки в данном случае не затронуты, и, соответственно, выявленные нарушения не повлияли на результаты проведения закупки.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Паутов И.Г. |
Члены Комиссии: |
Лебедева С.Н.
Смирнова Т.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 3 апреля 2017 г. N 05-02/84Ж-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.04.2017