Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 30 марта 2017 г. N 133-ж/2017
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Яныбаевой А.Ф. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Долгополовой К.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "СБЫТМАРКЕТ" (далее - Общество, Заявитель, Участник закупки) на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку запасных частей и расходных материалов для автомобилей (извещение N 0169200000817000017) (далее - Аукцион) в присутствии представителей Управление делами Губернатора и Правительства Челябинской области, действующих на основании доверенностей от 30.12.2016 N 03-01-01-08/2276, 03-01-01-08/2273, 03-01-01-08/2266, 03-01-01-08/2275, в отсутствие представителей ООО "СБЫТМАРКЕТ", направивших ходатайство о проведении заседания Комиссии в их отсутствие.
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 24.03.2017 через Портал госуслуг поступила жалоба Заявителя на действия аукционной комиссии при проведении рассматриваемого Аукциона, объявленного Заказчиком путем размещения на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www. zakupki.gov.ru 21.02.2017 извещения о проведении Аукциона и документации об Аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 500 000 рублей.
По состоянию на 30.03.2017 контракт по результатам Аукциона не заключен, поскольку антимонопольным органом приостановлено заключение контракта в части его подписания Заказчиком в соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе.
Согласно доводам жалобы, Заявитель не согласен с действиями аукционной комиссии по признанию заявки ООО "БОВИД" соответствующей требованиям документации об Аукционе, поскольку генеральный директор и учредитель юридического лица является депутатом Законодательного собрания Челябинской области пятого созыва, а заместитель генерального директора - депутатом Совета депутатов Тракторозаводского района города Челябинска.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, указали, что заявка ООО "БОВИД" соответствует требованиям законодательства о контрактной системе и документации об Аукционе, конфликт интересов, предусмотренный пунктом 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, между указанным участником закупки, заказчиком, сотрудниками контрактной службы, членами аукционной комиссии отсутствует.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе Комиссия, рассмотрев доводы жалобы Заявителя, пришла к следующим выводам.
Частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе предусмотрено, что аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке (часть 2 статьи 69 Закона о контрактной системе).
Заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Аналогичное требование к составу второй части заявки на участие в Аукционе установлено Заказчиком в пункте 19 Информационной карты документации об Аукционе.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 07.03.2017 на участие в Аукционе поступило 7 заявок от участников закупки, все участники допущены к участию в Аукционе.
Протоколом проведения электронного аукциона от 10.03.2017 N 0169200000817000017-2 зафиксировано, что в Аукционе приняли участие 5 участников закупки, наименьшее ценовое предложение представлено участником закупки, подавшим заявку N 1 (1 251 500 рублей).
В протоколе подведения итогов электронного аукциона от 14.03.2017 N0169200000817000017-3 отражено решение аукционной комиссии, согласно которому заявки 3 участников закупки (заявки N 1,4,5) признаны несоответствующими требованиям документации об Аукционе по следующей причине: "Непредставление декларации, предусмотренной пунктом 2 части 5 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, пунктами 17, 19 информационной карты документации об аукционе, а именно отсутствует декларация о соответствии участника закупки п.7 ч.1 ст.31 Федерального закона N44-ФЗ в части: отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята); отсутствует декларация о соответствии участника закупки п.7.1 ч.1 ст.31 Федерального закона N44-ФЗ, а именно: участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Основание отклонения - п.1 ч. 6 ст. 69 Федерального закона N44-ФЗ".
Заявка ООО "БОВИД" признана аукционной комиссией соответствующей требованиям документации об Аукционе.
Вместе с тем, антимонопольный орган, исследовав заявки участников закупки - ООО "СБЫТМАРКЕТ", ООО "ДОБРОКАР", ООО "АВТОХИРУРГИЯ", приходит к выводу о нарушении аукционной комиссией частей 1,2, пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, поскольку указанными участниками закупки в составе вторых частей заявок представлены декларации о соответствии требованиям, предусмотренным пунктами 3-5,7,7.1,9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Так, например, в составе второй части заявки ООО "СБЫТМАРКЕТ" содержится документ, в котором участник закупки подтверждает, что "_на момент подачи заявки на участие в электронном аукционе - Общество с ограниченной ответственностью "Сбытмаркет" заявляет о своем соответствии требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"_". Далее в тексте документа "Декларация о соответствии" участником закупки дополнительно подтверждено соответствие следующим требованиям:
"- непроведение ликвидации участника электронного аукциона и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника электронного аукциона несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
- неприостановление деятельности участника электронного аукциона в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в электронном аукционе;
- отсутствие у участника электронного аукциона недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством РФ, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника конкурса, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период;
- отсутствие у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника электронного аукциона судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с выполнением работы, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
- отсутствие между участником электронного аукциона и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридического лица - участника электронного аукциона, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участника электронного аукциона либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
- отсутствие информации об участнике электронного аукциона, в том числе информации об учредителях, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника электронного аукциона - юридического лица в предусмотренном Федеральным законом N 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
- что, участник аукциона не является офшорной компанией;
- участник аукциона соответствует требованиям Указа Президента Российской Федерации от 28.11.2015 г. N583 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики".
Аналогичные обстоятельства подтверждаются содержанием вторых частей заявок ООО "ДОБРОКАР", ООО "АВТОХИРУРГИЯ".
Доводы представителей Заказчика относительного того, что содержание заявок ввело аукционную комиссию в заблуждение относительно подтверждения соответствия участников закупки требованиям, установленным пунктами 7, 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, не принимаются антимонопольным органом во внимание, поскольку законодательством о контрактной системе не предусмотрена форма декларации, что предполагает сообщение участниками закупки необходимой информации в любой форме как в обобщенной (например, декларация о соответствии требованиям части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе), так и по отдельным пунктам части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Комиссия Челябинского УФАС России, рассмотрев заявку ООО "БОВИД", заслушав пояснения Заказчика, отмечает, что в заявке отсутствуют какие либо сведения, свидетельствующие о наличии между указанным участником закупки и руководителем заказчика, членами комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы заказчика признаков конфликта интересов, предусмотренного пунктом 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Обратного Заявителем в антимонопольный орган не представлено.
Комиссия Челябинского УФАС России также отмечает, что в силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе доказывание обоснованности доводов жалобы возложена на Заявителя.
По результатам внеплановой проверки в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
1. В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об Аукционе должна содержать срок, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт.
В силу статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
В пункте 30 Информационной карты документации об Аукционе Заказчиком срок, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт, установлен в следующем виде: "В соответствии со ст. 70 Закона".
Вместе с тем, указанная формулировка не соответствует требованиям статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку не позволяет установить срок, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта.
Таким образом, Заказчиком нарушен пункт 10 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об Аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
2.1. Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком в пункте 6 Информационной карты документации об Аукционе указано, что описание объекта закупки приведено в Приложении N 1 к Информационной карте документации об Аукционе.
В приложении N 1 к Информационной карте документации об Аукционе отражены сведения о наименовании, количестве и каталожных номерах запасных частей.
Вместе с тем, в нарушение пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки отсутствуют максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, которые позволяют определить потребность Заказчика.
Каталожные номера не относятся к показателям товара, а свидетельствуют лишь о порядковом номере запасной части к транспортному средству в официальном каталоге производителя транспортного средства.
2.2. В пункте 2.1.3 проекта контракта установлено, что поставщик обязан предоставить "Государственному заказчику" все требуемые законодательством РФ документы, регламентирующие качество "Товара" и подтверждающие его соответствие требованиям безопасности (сертификаты качества, декларации соответствия и другие документы, предусмотренные законодательством РФ).
В нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе из содержания пункта 2.1.3 проекта контракта невозможно установить, что Заказчик понимает под "другие документы, предусмотренные законодательством РФ", а также перечень запасных частей, в отношении которых поставщику необходимо предоставить сертификат соответствия или декларацию о соответствии.
Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1.Признать доводы жалобы ООО "СБЫТМАРКЕТ" на действия аукционной комиссии по неправомерному признанию заявки ООО "БОВИД" необоснованными.
2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1,10 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях аукционной комиссии нарушение частей 1,6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
4.Выдать Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5.Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности за нарушения законодательства о контрактной системе.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии А.Ф. Яныбаева
К.А. Долгополова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 30 марта 2017 г. N 133-ж/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.04.2017