Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 28 марта 2017 г. N 503
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Кирьякова С.Е. |
- |
заместитель председателя комиссии, начальник отдела контроля закупок, |
- Балабина Н.В. |
- |
член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
- Рыжов Д.В. |
- |
член комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
при участии: |
|
|
- Исаковой Т.А. |
- |
представителя ФГКОУ Институт ФСБ России (г. Нижний Новгород) (доверенность от 27.03.2017 б/н), |
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Профит-плюс" (далее также - ООО "Профит-плюс", заявитель) на действия Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования "Институт Федеральной службы безопасности Российской Федерации (г. Нижний Новгород)" (далее также - ФГКОУ Институт ФСБ России (г. Нижний Новгород), заказчик) путём проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ для обеспечения государственных нужд,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ООО "Профит-плюс" о нарушении заказчиком требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по капитальному ремонту жилых комнат и коридоров 2-го, 3-го и 4-го этажей общежития N 1 Института, номер извещения 0332100012817000024 (далее также - электронный аукцион).
По мнению заявителя, положения документации названного электронного аукциона не соответствуют требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе в сфере закупок).
Представители ООО "Профит-плюс" на заседании Комиссии Нижегородского УФАС России отсутствовали. Доказательства надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения жалобы в материалах дела имеются.
Представитель заказчика, присутствовавший на заседании Комиссии Нижегородского УФАС России с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласился, факт нарушений требований Закона о контрактной системе не признал, считает жалобу ООО "Профит-плюс" необоснованной, а требования, изложенные в ней, - не подлежащими удовлетворению.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок, заслушав доводы лица, участвующего при рассмотрении дела, исследовав имеющиеся в деле материалы и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённого приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее также - Административный регламент), пришла к следующим выводам.
1) 06.03.2017 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и электронной площадке www.sberbank-ast.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту жилых комнат и коридоров 2-го, 3-го и 4-го этажей общежития N 1 Института, номер извещения 0332100012817000024 и документация об электронном аукционе.
Заказчиком данной закупки выступает ФГКОУ Институт ФСБ России (г. Нижний Новгород).
Оператором электронной площадки является ЗАО "Сбербанк-АСТ".
Предметом контракта является выполнение работ по капитальному ремонту жилых комнат и коридоров 2-го, 3-го и 4-го этажей общежития N 1 Института.
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 730 500, 00 рублей.
2) Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок устанавливаются единые требования к участникам закупки, среди которых соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований названного Федерального закона.
Согласно части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, среди прочего, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 (при наличии таких требований) названного Федерального закона.
Кроме того, согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 названной статьи документов и информации, не допускается.
В силу части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в Перечень, указанный в части 4 статьи 55.8 названного Кодекса, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" утверждён Перечень видов работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее также - Перечень).
Таким образом, свидетельство, выданное саморегулируемой организацией, необходимо только в том случаев случае, если работы, выполнение которых является предметом аукциона в электронной форме, относятся к строительству, реконструкции, капитальному ремонту, оказывают влияние на безопасность объекта, где они производятся, такой объект является объектом капитального строительства, и данные работы включены в названный Перечень.
Извещением об осуществлении закупки, а также пунктом 24 документации об электронном аукционе установлено требование о соответствии участников закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки, а именно: "наличие свидетельства СРО (по п. 12.10., 33.3, 33,7 раздела III Приказа Минрегиона N 624 от 30.12.2009)", что не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, поскольку работы, предусмотренные предметом закупки, а именно работы по капитальному ремонту жилых комнат и коридоров 2-го, 3-го и 4-го этажей общежития N 1 Института, согласно дефектной ведомости с объемами работ, не включены в Перечень. Доказательств обратного не представлено.
Кроме того, Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что требования к составу вторых частей заявок установлены также с нарушением части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе заказчиком (установлено неправомерное требование о предоставлении участниками в составе вторых частей документов в соответствии с пунктом 1) части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в части СРО).
Вышеизложенное свидетельствует о нарушении Заказчиком требований части 6 статьи 31, части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3) Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При этом частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Описание объекта закупки определено в информационной карте документации электронного аукциона. Требования к характеристикам товара, используемого при выполнении работ, определены в ведомости основных материалов, применяемых при выполнении работ.
Комиссия Нижегородского УФАС России отмечает, что неуказание заказчиком для материалов: дюбель-гвоздь, светильник, кабель ВВГп-нг, Автоматический выключатель тип2 и т.д. ссылки на ГОСТ, а также причины невозможности использования конкретного ГОСТа признается несостоятельным, поскольку законодательство о контрактной системе в сфере закупок не содержит императивного требования об указании ГОСТа при описании характеристик товаров, при этом согласно Федеральному закону от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Изложенное свидетельствует о необоснованности жалобы заявителя в рассматриваемой части.
4) В силу части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьёй 33 названного Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе устанавливает запрет на установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в закупке, путем установления требований к составу заявок.
В частности, заказчиком (в редакциях 1, 2 документации) установлены требования к значениям показателей, определяемых только по результатам испытаний (например, по позиции "шпаклевка финишная" установлено требование к показателю фракции смеси и т.д.), что указывает на невозможность указания конкретных показателей по данным позициям участниками в своих заявках ввиду отсутствия на момент подачи заявки товаров и отсутствии необходимости иметь таковые при подаче заявок.
Установление требований изложенным образом противоречит требованиям части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, поскольку подобное требование к составу заявок ограничивает количество участников закупки ввиду изложенного выше. Данная позиция подтверждается письмом ФАС России от 01.07.2016 NИА/44536/16.
Изложенное свидетельствует об обоснованности жалобы заявителя в рассматриваемой части.
Вместе с тем Комиссия Нижегородского УФАС России отмечает, что указанное нарушение устранено путем внесения изменений в документацию на основании решения заказчика (редакция 3 документации).
5) Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее также - Правила).
Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок.
Комиссия Нижегородского УФАС России отмечает, что заказчиком в проекте государственного контракта (в редакциях документации NN 1 и 2) установлен не соответствующий требованиям Правил размер штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных государственным контрактом (а именно: без учета возможного снижения начальной (максимальной) цены контракта).
Изложенное свидетельствует об обоснованности жалобы ООО "Профит-плюс" в рассматриваемой части.
Кроме того редакцией N 3 документации нарушения в части отсутствия в проекте контракта надлежащего условия об ответственности сторон также не устранены (отсутствуют условия об ответственности в виде процентного соотношения (с учетом начальной (максимальной) цены контракта и ее возможного снижения).
Изложенное свидетельствует о нарушении заказчиком требований частей 5 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
6) По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать государственному заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России, допущенные заказчиком нарушения Закона о контрактной системе в сфере закупок, представляется возможным устранить аукционной комиссией (на этапе рассмотрения вторых частей заявок), в связи с чем необходимость выдачи заказчику предписания отсутствует, что соответствует требованиям Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, её членов, должностного лица контрактной службы, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Ввиду изложенного возникает необходимость выдачи соответствующего предписания аукционной комиссии и оператору электронной площадки (ЗАО "Сбербанк-АСТ") о прекращении приостановления осуществления закупки, в целях продолжения определения подрядчика в части заключения контракта, что не противоречит положениям части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
С учётом изложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу ООО "Профит-плюс" на действия ФГКОУ Институт ФСБ России (г. Нижний Новгород) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту жилых комнат и коридоров 2-го, 3-го и 4-го этажей общежития N 1 Института, номер извещения 0332100012817000024, обоснованной в части: отсутствия в проекте контракта надлежащих условий об ответственности сторон в виде штрафа; ненадлежащего требования к составу заявки.
2. В остальной части признать жалобу ООО "Профит-плюс" на действия ФГКОУ Институт ФСБ России (г. Нижний Новгород) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту жилых комнат и коридоров 2-го, 3-го и 4-го этажей общежития N 1 Института, номер извещения 0332100012817000024, необоснованной.
3. Признать ФГКОУ Институт ФСБ России (г. Нижний Новгород) нарушившим часть 6 статьи 31, части 5 и 8 статьи 34 и часть 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Предписание заказчику об устранении допущенных нарушений частей 5 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок не выдавать в связи с отсутствием влияния, а также в связи с возможностью устранения аукционной комиссией (на этапе рассмотрения вторых частей заявок) допущенных заказчиком нарушений части 6 статьи 31 и части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
5. Выдать предписание аукционной комиссии о рассмотрении вторых частей заявок с учётом выводов, изложенных в решении Комиссии Нижегородского УФАС России N 503-ФАС52-КТ-64-09/03-17 (112-НБ).
6. Выдать оператору электронной площадки (ЗАО "Сбербанк-АСТ") предписание о прекращении приостановления определения подрядчика в части заключения контракта.
7. Передать уполномоченному должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии С.Е. Кирьякова
Члены комиссии Н.В. Балабина
Д.В. Рыжов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 28 марта 2017 г. N 503
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.04.2017