Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 16 января 2014 г. N 06-04/14Т
изготовлено в полном объеме 21 января 2014 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее также - Комиссия, Комиссия Якутского УФАС России) в составе:
Кырбасова В.П. - начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Игнатьевой А.А. - главного государственного инспектора отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Матвеевой Т.В. - старшего государственного инспектора отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Петуховой М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Радиотелекоммуникации" (далее - ООО "Радиотелекоммуникации"): предоставили ходатайство о рассмотрении в отсутствие представителя;
от заказчика и единой комиссии ФБУ "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей" (далее также - заказчик, единая комиссия, ЛБВВП): Мишина Г.М, Сидорова Т.А., Щенников Н.П. (представители по доверенностям);
рассмотрев жалобу ООО "Радиотелекоммуникации" на действия заказчика ФБУ "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей" при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку средств навигационного обслуживания (извещение N 0316100015213000396), проведя в соответствии с ч.5 ст.17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о размещении заказов, Закон N 94-ФЗ) внеплановую проверку размещения заказа, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 года N 498,
У С Т А Н О В И Л А:
9 января 2014 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Радиотелекоммуникации" на действия заказчика ФБУ "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей" при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку средств навигационного обслуживания.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте Российской Федерации размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 16 января 2014 года в 16 часов 30 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела жалоба ООО "Радиотелекоммуникации" оглашена в полном объеме.
1.Заявитель считает, что заказчик не исполнил предписание по делу N 06 - 655/13т об устранении нарушений законодательства о размещении заказов от 20 ноября 2013 года.
2.Требование к техническим характеристикам и потребительским свойствам в Технической части аукционной документации по позиции 1.2.1.13, а именно наличия у АИС класса А русифицированного меню, сформулировано заказчиком так, что обеспечивает возможность поставки только АИС класса "А" "Транзас Т-105", производства ООО "Транзас Навигатор", то есть товар единственного производителя.
Ограничение количества участников размещения заказа, обеспечено тем, что производитель АИС-транспондеров ООО "Транзас Навигатор", сотрудничает с единственным юридическим лицом - ООО "АЛАРМ", (г.Челябинск), через которого осуществляются все продажи, производимого им навигационного оборудования, на территории Республики Саха (Якутия). Так на письменный запрос ООО "Радиотелекоммуникации" о формировании коммерческого предложения на поставку АИС класса "А" "Транзас Т-105", ООО "Транзас Навигатор" были даны однозначные ответы о том, что продажи бортового оборудования марки "Транзас" на территории Якутии осуществляется только региональным дилером ООО "АЛАРМ", г. Челябинск. Запрос необходимо переадресовать ему и согласовать формат участия ООО "РТК" в поставках на территории Республики Саха (Якутия). (Письма ООО "Транзас Навигатор" от 21.03.13 г. и от 22.10.13 г). Аналогичным отказом ответили и другие дилеры ООО "Транзас Навигатор".
3. Действуя в интересах одного лица и в целях ограничения количества участников, при обосновании максимальной цены аукциона, не выполнив предписание УФАС по Республике Саха (Якутия) от 20.11.13 г., заказчик не изучал возможности поставки АИС других производителей, а приобщил обоснование цен из отмененного аукциона на поставку АИС "Транзас Т-105", заказчик запросил коммерческие предложения на поставку АИС класса "А" "Т-105" одного производителя ООО "Транзас Навигатор" Россия, у ООО "АЛАРМ" и ЗАО "ИЛАДА". ООО "АЛАРМ" является единственным юридическим лицом - региональным дилером производителя на территории Якутии, через него осуществляются все продажи производимого им оборудования на территории республики. Получение коммерческого предложения от ЗАО "ИЛАДА" не является объективным фактом обоснования цены, так как ЗАО "ИЛАДА", обязано покупать оборудование только у ООО "АЛАРМ". Таким образом, исследование рынка, а так же изучение данных о цене товара, производилось в отношении одного единственного товара АИС класса А "Т-105".
4. 26.12.2013 г. ООО "Радиотелекоммуникации" обратилось с запросом о разъяснении положений Части II Технической части документации. Разъяснение размещены на сайте 31.12.2013 г., т.е. с нарушением сроков на 3 дня и изложены в Рапорте от зам.начальника ССРНиИ А.А.Салтанова от 30.12.2013 г. (отсутствуют: данные и реквизиты юридического лица, от имени которого подан Рапорт, сведения о регистрации документа, не подтверждены полномочия А.А.Салтанова на подписание этого документа) и разъяснение носит общий и отвлечённый характер, не отвечает на каждый конкретно поставленный вопрос.
Разъяснение размещено не в полном объёме в последний рабочий день года 31 декабря. А срок подачи заявки ограничен 8 ч. 30 минутами 09.01.14г - первого рабочего дня после праздничных дней января.
Действуя в целях ограничения количества участников аукциона, заказчик умышленно затянул срок ответа на запрос о разъяснении положений документов аукциона. Следующие за датой размещения ответа праздничные дни, лишают участников аукциона возможности эффективно защищать свои права.
Заказчик сознательно оставил без ответа запрос о наличии русифицированного меню, которому отвечает только АИС "Транзас Т-105" производства ООО "Транзас Навигатор", оставляя себе возможность исключить из числа участников, любое лицо, которое будет предлагать оборудование другого производителя.
Нарушения, допущенные заказчиком при размещении запросов и разъяснению положений документации об открытом аукционе в электронной форме, нарушают права всех участников размещения заказа и в силу части 6 статьи 41.7 Закона N94-ФЗ от 21.07.2005 г. могут быть признаны основаниями к признанию аукциона недействительным, в установленном законом порядке.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 17 Федерального Закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе путём создания участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах.
Указанные нарушения ведут к ограничению конкуренции не только между производителями различных моделей АИС - транспондеров, но и к полному ограничению конкуренции между поставщиками (дилерами) одного и того же производителя до одного лица - ООО "АЛАРМ" (454084, г. Челябинск, Свердловский проспект 33-А.).
Просит признать незаконными действия заказчика по утверждению аукционной документации, извещение N0316100015213000396, Лот N1. "Поставка средств навигационного обслуживания для нужд ФБУ "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей", не соответствующими статьям 34, 41.6 и 41.7 Закона N 94-ФЗ и части 1 статьи 17 Закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
В ходе рассмотрения дела представители заказчика с жалобой не согласились и пояснили следующее.
1.Заявитель указывает на нарушение законодательства в части невыполнения предписания контролирующего органа об устранении нарушений законодательства о размещении заказов по делу N06-655/13т от 20.11.2013 г.
Заказчику 20.11.2013 года было вынесено предписание об устранении нарушений ч.3.1 ст.34, Ч.1 ст.41.6 Закона о размещении заказов по открытому аукциону в электронной форме N 0316100015213000323 на право заключения контракта на поставку судового навигационного оборудования и средств радиосвязи. Открытый аукцион в электронной форме N 0316100015213000396 является новым аукционом, размещение которого на официальном сайте оператора ЭТП состоялось 13.12.2013 г. после отмены аукциона N 0316100015213000323, по которому имеется предписание контролирующего органа о внесении изменений.
2.В целях обеспечения безопасности судоходства на внутренних водных путях заказчиком установлено требование к Автоматической идентификационной системы класса "А" (далее - АИС) о выдаче на дисплей русифицированного меню (п.п.1.2.1.13 п.1.2.1 Приложение N2 к технической части аукционной документации).
Необходимость приобретения товара с соответствующими техническими характеристиками обусловлена следующим.
В целях реализации пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 623 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта" распоряжением Минтранса России от 17.01.2012 г . N ИЛ-3-р внесены изменения в Правила ФГУ "Российский речной регистр" издания 2008 по части включения в состав средств навигационного оборудования аппаратуры спутниковой навигации системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GРS и АИС-транспондеров для пассажирских судов и судов перевозящих опасные грузы, независимо от валовой вместимости. Срок реализации требования не позднее 31 декабря 2013 года.
Так, оснащению подлежат суда внутреннего водного транспорта. Закупаемое оборудование ФБУ "Администрация Ленского бассейна" предназначено исключительно для судов внутреннего водного плавания, а именно пассажирских и перевозящих опасные грузы и только классов "Л", "Р", "О" с районом плавания "Л", "Р", "О", т.е. исключительно в речных условиях. Суда типа "река-море" класса "М" данным оборудованием оснащены до утверждения Технического регламента, в соответствии с требованиями ПСВП (РРР) часть IV таблица 23.3.1.
Согласно части 1 статьи 27 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ, к назначению на должности, относящиеся к командному составу судна и судовой команде, допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные положением о дипломировании членов экипажей судов, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 31.05.2005 N 349 "Об утверждении положения о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания " установлены требования выдачи лицам командного состава судов внутреннего плавания дипломов и квалификационных свидетельств. Дипломы выдаются лицам командного состава, соответствующим требованиям о профессиональном образовании, имеющим соответствующий стаж плавания, про шедшим квалификационные испытания. Требований о знании технического иностранного языка не предъявляется.
В отличие от требований, предусмотренных Приказом Минтранса РФ от 15 марта 2012 г. N62 "Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов" согласно которому, кандидат на получение квалификационного документа (диплома) члена экипажа морских судов обязан также иметь диплом оператора ГМССБ (деятельности оператора ГМССБ опирается на знания английского языка, профессиональную лексику радиообмена в международном судоходстве).
Таким образом, требований в законодательстве к судовладельческому составу на внутренних водных путях о знании технического иностранного языка не установлено.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации, на капитана судна возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 года N623 утвержден Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта (далее - Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта). Настоящий технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения минимально необходимые требования к безопасности объектов технического регулирования.
Действие настоящего технического регламента распространяется на объекты регулирования и связанные с требованиями к безопасности объектов регулирования процессы проектирования (включая изыскания), производства, строительства, эксплуатации, хранения, перевозки и утилизации.
Настоящий технический регламент применяется в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества от опасности, источником которой может стать деятельность внутреннего водного транспорта и связанная с ним инфраструктура, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей объектов регулирования, а также обеспечения энергетической эффективности.
Согласно пункту 5 указанного технического регламента к объектам регулирования относятся:
а) объекты внутреннего водного транспорта, включающие: используемые для целей судоходства самоходные суда с главными двигателями мощностью 55 киловатт и более, несамоходные суда валовой вместимостью 80 регистровых тонн и более, все пассажирские и наливные суда, а также все суда, предназначенные для перевозки опасных грузов.
Согласно техническому регламенту о безопасности объектов внутреннего водного транспорта "эксплуатант"-юридическое или физическое лицо, осуществляющее эксплуатацию объектов регулирования и несущее ответственность за выполнение обязанностей, возлагаемых на него в соответствии с настоящим техническим регламентом обязан:
110. Судовое навигационное оборудование и навигационное снабжение должны непрерывно обеспечивать судоводителя достоверной информацией, позволяющей безопасно управлять движением судна в установленных районах и условиях эксплуатации.
111. В состав средств навигационного оборудования самоходных судов должна входить аппаратура спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GРS.
112. Средства связи и навигации, установленные на судне, должны быть размещены таким образом, чтоб к ним был обеспечен свободный доступ для эксплуатации и обслуживания, а их применение не создавало помех управлению судном и не представляло опасности для людей.
На судне, управляемом одним человеком, устройства, приборы и органы управления средствами связи и навигации должны быть установлены таким образом, чтобы управлять ими и считывать необходимую информацию можно было не отвлекаясь от управления судном.
Все речные суда управляется одним человеком на мостике. Естественно получать непрерывно достоверную информацию о движении встречных, маневрирующих и обгоняющих судов на иностранном языке без его знания не представляется возможным. Применение же на судне навигационного оборудования, с отображением навигационной информации на незнакомом языке вместо помощи, может создать помеху управления судном. Также использование для целей навигации АИС-транспондера и считывание необходимой информации с дисплея посредством применения бумажного технического описания с переводом на русский язык неизбежно повлечёт отвлечение от управления движением судна. Принимая во внимание тот факт, что это скоростные пассажирские суда и суда перевозящие опасные грузы, то последствия могут быть непредсказуемыми. (за 1 минуту скоростное судно при скорости 60 км/час проходит 1 километр пути, а к примеру танкер за ту же минуту пройдет 330 метров пути (это расстояние он будет передвигаться практически "вслепую").
АИС-транспондер позволяет, в силу условий распространения радиоволн, увидеть суда за пределами видимости их РЛС (радиолокационными средствами), а также определить их скорость, курс, расстояние, радиус поворота и прочие навигационные параметры, что в свою очередь позволяет судоводителю подготовить судно к предстоящему маневру и принятию решений и в целом положительно влияет на безопасность судоходства.
Таким образом, применение АИС-транспондеров на речных судах внутреннего водного плавания без возможности получения навигационной информации с дисплея прибора на русском языке не соответствует требованиям Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта и может привести к аварии, транспортному происшествию с непредсказуемыми последствиями, снижает уровень безопасности судоходства.
3. Указанные в жалобе доводы о нарушениях допущенных заказчиком при формировании начальной максимальной цены контракта считаем необоснованными, поскольку в аукционной документации был произведен расчет начальной максимальной цены контракта на основании полученных от двух поставщиков сведений о ценах на соответствующий товар. Реквизиты коммерческих предложений указаны в приложении N 1 к Технической части аукционной документации.
Положения Закона о размещении заказов не ограничивают заказчика в способах определения начальной максимальной цены контракта.
В соответствии с ч.l ст.19.l Закона о размещении заказов для установления начальной максимальной цены контракта источниками информации о ценах, являющихся предметом заказа, могут быть государственные статистические отчетности, официальные сайты, реестр контрактов, информация о ценах производителей, и иная информация.
Поскольку предметом аукциона является не изготовление АИС, а ее поставка объективности получения информации о ценах от производителей не имеется.
Отсутствие возможности осуществления на территории Республики Саха (Якутия) поставки оборудования, отвечающего потребностям заказчика, никоим образом не свидетельствует об ограничении самим заказчиком конкуренции, так как он не может и не должен отвечать за развитие тех или иных отраслей производства.
Согласно части 4 статья 41.7. Закона о размещении заказов, в течение двух дней со дня поступления от оператора электронной площадки запроса заказчик размещает разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа. Разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме
не должно изменять ее суть.
26.12.2013 по аукциону N 0316100015213000396 поступил запрос о разъяснении положений документации. Разъяснения размещены заказчиком 31.12.2013 года с соблюдением требований Закона о размещении заказов, а также норм Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N51-ФЗ об исчислении сроков.
Законом о размещении заказов не предусмотрено подтверждение полномочий на дачу разъяснений положений документации об открытом аукционе в электронной форме. В связи с тем, что запрос на разъяснение содержал пояснения технической части аукциона, уполномоченный заказчиком пользователь вправе формировать и публиковать разъяснения положений документации об аукционе в электронной форме, подготовленное лицом отвечающим за техническую часть аукционной документации.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, приходит к следующему.
13 декабря 2013 года на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru, а также на сайте оператора электронной площадки ОАО "Единая электронная торговая площадка" заказчиком размещены извещение N 0316100015213000396 о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку средств навигационного обслуживания, а также аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составила 9 987 955,00 руб.
10 января 2014 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, о чем составлен соответствующий протокол 0316100015213000396.
Согласно данному протоколу до окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме (до 08 часов 30 минут (местное время) 9 января 2014 года) поступили две заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме со следующими порядковыми номерами 1, 2.
По итогам их рассмотрения единая комиссия приняла решение о допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участника размещения заказа с порядковым номером 1, участнику размещения заказа с порядковым номером 2 отказано в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме. Аукцион признан несостоявшимся.
13 января 2014 года состоялось рассмотрение второй части заявки участника размещения заказа с порядковым номером 1 (ООО "Аларм"), заявка признана соответствующей требованиям аукционной документации (протокол N0316100015213000396).
На момент рассмотрения жалобы по существу государственный контракт не подписан.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 4 статьи 60 Закона о размещении заказов, размещение заказа в части подписания контракта приостановлено до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Радиотелекоммуникации" необоснованной по следующим основаниям.
1.Заявитель считает, что заказчик не исполнил предписание по делу N 06 - 655/13т об устранении нарушений законодательства о размещении заказов от 20 ноября 2013 года.
Указанным предписанием ФБУ "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей" было предписано в срок до 5 декабря 2013 года устранить нарушения ч. 3.1 ст. 34, ч. 1 ст. 41.6 для чего: внести изменения в положения документации об открытом аукционе в электронной форме, продлить срок подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме; единой комиссии ФБУ "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей" отменить протоколы, составленные в ходе размещения заказа; оператору электронной площадки ОАО "Единая электронная торговая площадка" обеспечить возможность исполнения положений предписания.
5 декабря 2013 года ФБУ "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей" отменило открытый аукцион в электронной форме N 365/31 (извещение о проведении процедуры N 031610001521000323).
Согласно части 6 статьи 41.5 Закона о размещении заказов заказчик, уполномоченный орган вправе отказаться от проведения открытого аукциона в электронной форме не позднее чем за десять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе. Заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация в течение одного дня со дня принятия решения об отказе от проведения открытого аукциона размещают извещение об отказе от проведения открытого аукциона на официальном сайте.
Таким образом, предписание по делу N 06 - 655/13т об устранении нарушений законодательства о размещении заказов от 20 ноября 2013 года отменило рассмотрение первых частей заявок и вернуло аукцион на стадию внесения изменений, тем самым позволив заказчику отказаться от проведения открытого аукциона в электронной форме.
Поскольку ФБУ "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей" исполнило предписание Якутского УФАС России в установленные сроки, довод жалобы подлежит признанию необоснованным.
2.Заявитель считает, что требование по позиции 1.2.1.13 технической части аукционной документации (наличие у АИС класса А русифицированного меню) сформулировано заказчиком так, что обеспечивает возможность поставки только АИС класса "А" "Транзас Т-105", производства ООО "Транзас Навигатор".
Согласно части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
В силу статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
В соответствии с документацией об аукционе, разработанной и утвержденной заказчиком, предметом открытого аукциона в электронной форме является поставка средств навигационного обслуживания.
Техническое задание содержит основные характеристики и требуемые параметры автоматической идентификационной системы (АИС) класса "А".
Частью 2 статьи 34 Закона о размещении заказов предусмотрено, что документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Пунктом 3.1 части 3 статьи 34 вышеуказанного Федерального закона установлен исчерпывающий перечень ограничений, который запрещает государственному заказчику, уполномоченному органу включать в документацию об аукционе следующие указания: на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, его производителю, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Проанализировав вышеуказанные нормы права, Комиссия приходит к выводу о том, что заказчик вправе определить в документации об аукционе такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, поскольку в силу части 2 статьи 34 Закона о размещении заказов потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Кроме того, вышеуказанным Федеральным законом не предусмотрено ограничений по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющих значимыми для заказчика, не установлены запреты на установление технических характеристик товара, его функциональным качествам.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона о размещении заказов единый порядок размещения заказов устанавливается в целях расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов и иных целях.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В целях реализации пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 623 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта" приказом Минтранса РФ от 16.12.2010 N 280 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 623" установлено требование о включении в состав средств навигационного оборудования аппаратуры спутниковой навигации системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (судовой приемоиндикатор ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS с возможностью приема дифференциальных поправок подсистем ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, АИС-транспондер) следующих судов внутреннего водного транспорта: пассажирских, перевозящих опасные грузы, независимо от вместимости, самоходных транспортных судов классов "М" и "О", валовой вместимостью 300 и более до даты первого классификационного освидетельствования органом классификации судов после 1 июля 2012 г., но не позднее 31 декабря 2013 г.
Во исполнение указанных постановления и приказа, заказчиком размещен открытый аукцион в электронной форме предметом которого, как было указано ранее, является поставка средств навигационного оборудования для оснащению судов внутреннего водного плавания, а именно пассажирских и перевозящих опасные грузы и только классов "Л", "Р", "О" с районом плавания "Л", "Р", "О" (т.е. в речных условиях).
Согласно части 1 статьи 27 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 31.05.2005 N 349 "Об утверждении положения о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания " установлены требования о выдачи лицам командного состава судов внутреннего плавания (плавание в речных условиях) дипломов и квалификационных свидетельств, в которых требования о знании технического иностранного языка не установлены.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 года N 623 утвержден Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта (далее - Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта). Настоящий технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения минимально необходимые требования к безопасности объектов технического регулирования. Настоящий технический регламент применяется в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества от опасности, источником которой может стать деятельность внутреннего водного транспорта и связанная с ним инфраструктура, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей объектов регулирования, а также обеспечения энергетической эффективности.
В силу пунктов 110, 111, 112 главы II ТРЕБОВАНИЯ К БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта:
110. Судовое навигационное оборудование и навигационное снабжение должны непрерывно обеспечивать судоводителя достоверной информацией, позволяющей безопасно управлять движением судна в установленных районах и условиях эксплуатации.
111. В состав средств навигационного оборудования самоходных судов должна входить аппаратура спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GРS.
112. Средства связи и навигации, установленные на судне, должны быть размещены таким образом, чтоб к ним был обеспечен свободный доступ для эксплуатации и обслуживания, а их применение не создавало помех управлению судном и не представляло опасности для людей.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, на капитана судна возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу.
Из вышеприведенных положений следует, что средства связи и навигации должны обеспечивать судоводителя достоверной информацией без создания помех при управлении судном.
Из пояснений заказчика следует, что все речные суда управляется одним человеком на мостике, а также получать непрерывно достоверную информацию о движении встречных, маневрирующих и обгоняющих судов на иностранном языке без его знания не представляется возможным. Применение же на судне навигационного оборудования, с отображением навигационной информации на незнакомом языке вместо помощи, может создать помехи при управлении судном.
Таким образом, использование для целей навигации АИС-транспондера и считывание необходимой информации с дисплея посредством применения бумажного технического описания с переводом на русский язык неизбежно повлечёт отвлечение от управления движением судна.
Принимая во внимание, что АИС-транспондер позволяет, в силу условий распространения радиоволн, увидеть суда за пределами видимости их РЛС (радиолокационными средствами), а также определить их скорость, курс, расстояние, радиус поворота и прочие навигационные параметры, что в свою очередь позволяет судоводителю подготовить судно к предстоящему маневру и принятию решений и в целом положительно влияет на безопасность судоходства. Применение АИС-транспондеров на речных судах внутреннего водного плавания без возможности получения навигационной информации с дисплея прибора на русском языке может привести к аварии, транспортному происшествию с непредсказуемыми последствиями.
Оценивая указанные заказчиком в техническом задании условия, а также пояснения заказчика, данные в ходе рассмотрения дела, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том, что при формировании требования наличия у АИС класса А русифицированного меню, заказчик исходил из целей оснащения судна средством навигации, соответствующим требованиям законодательства, безопасности экипажа судна при его управлении, а также в целях предупреждения действий, которые могут повлиять на жизнь и здоровье граждан, имущество, охрану окружающей среды.
В соответствии с пунктом 1.2.1.14 Технической части аукционной документации АИС класса "А" должна иметь сертификат Российского Речного Регистра.
Согласно сведений с официального сайта Российского Речного регистра (http://www.rivreg.ru/info/odobr_mat_izd/?page=1000004&ses_tolerance_id=1 17) сертификаты РРР на АИС класса "А" имеют ООО "Транзас Навигатор", ЗАО "Транзас Навигатор", ООО "Радиома оборудование связи и навигации", ПАО "Samyung ENC Co., Ltd." соответственно на оборудование: судовая аппаратура универсальной автоматической идентификационной системы (АИС) типа "Транзас Т-105"; судовая аппаратура АИС класса "А" тип "ТРАНЗАС Т104"; универсальный транспондер АИС "Тритон-92"; универсальный АИС класса А типа "SI-30R"; судовая УАИС класса "А", тип SI-30AR.
Заявитель в своей жалобе указывает, что выдача на дисплей русифицированного меню имеется лишь исключительно у АИС класса "А" "Транзас Т-105" производства ООО "Транзас Навигатор", между тем указанный довод не подтверждается документально, равно как и отсутствие таковой функции у судовой аппаратуры АИС класса "А" тип "ТРАНЗАС Т104"; универсального транспондера АИС "Тритон-92"; универсального АИС класса А типа "SI-30R"; судовой УАИС класса "А", тип SI-30AR.
В силу части 2 статьи 58 Закона о размещении заказов участник размещения заказа, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, любой довод жалобы, если его обоснованность прямо не следует из положений законодательства о размещении заказов, нуждается в доказывании.
Кроме того, включение в извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме, аукционную документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих всем требованиям заказчика, а также целям эффективного использования средств бюджета, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Комиссия признает довод жалобы ООО "Радиотелекоммуникации" необоснованным.
3. Согласно части 1 статьи 19.1 Закона о размещении заказов в конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
Размещение на официальном сайте конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе документации об открытом аукционе в электронной форме), извещения о проведении запроса котировок, в которых указываются обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) и иная предусмотренная частью 2 настоящей статьи информация, признается добросовестным исполнением требований настоящей статьи (ч.3 ст.19.1).
Приложение N 1 к части II Технической части документации содержит таблицу расчета начальной цены контракта средств навигационного оборудования, расчёт цен произведён согласно, коммерческих предложений от: ООО "АЛАРМ", ЗАО "ИЛАДА" (вх N 01/5264 от 08.10.2013, вх N 01/5415 от 14.10.2013).
Таким образом, в действиях заказчика не усматривается нарушение статьи 19.1 Закона о размещении заказов, довод заявителя подлежит признанию необоснованным.
4. Частью 3 статьи 41.7 Закона о размещении заказов определено, что любой участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение открытого аукциона в электронной форме, запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме. При этом такой участник размещения заказа вправе направить не более чем три запроса о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме в отношении одного открытого аукциона в электронной форме. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса оператор электронной площадки направляет запрос заказчику, в уполномоченный орган.
В течение двух дней со дня поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация размещают разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос, на официальном сайте при условии, что указанный запрос поступил заказчику, в уполномоченный орган не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не позднее чем за три дня до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе (ч.4 ст.41.7). Разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме не должно изменять ее суть (ч.5 ст.41.7).
Материалами дела установлено, что запрос о разъяснении документации был направлен в адрес заказчика 26 декабря 2013 года, ответ на запрос был опубликован на официальном сайте 31 декабря 2013 года.
Так как последний день направления разъяснения положений документации об открытом аукционе в электронной форме (28 декабря 2013 года) являлся выходным днем, то в соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса РФ (если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день) заказчик должен быть разместить указанный ответ 30 декабря 2013 года. В ходе рассмотрения дела заказчик предоставил скриншот официального сайта, о том что 30 декабря 2013 года на сайте проводились регламентные работы, таким образом, разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме была размещено 31 декабря 2013 года.
Закон о размещении заказов не содержит требований к оформлению разъяснения положений документации об открытом аукционе в электронной форме, как и к содержанию ответа на запрос о разъяснении таковой, нормы статьи 41.7 Закона о размещении заказов регламентируют лишь порядок и сроки направления ответа на поступивший запрос.
Довод заявителя подлежит признанию необоснованным.
Касательно указания заявителя на нарушение норм Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Якутского УФАС России поясняет, что сроки, порядок и другие процессуальные действия по рассмотрению жалобы на нарушения антимонопольного законодательства регламентируются иными нормативными документами, таким образом, данный довод не может быть рассмотрен в рамках настоящего дела.
Исследовав материалы дела, Комиссия Якутского УФАС приходит к выводу, что доводы отраженные в жалобе ООО "Радиотелекомуникации" не нашли своего подтверждения в рамках рассматриваемого дела, заказчик осуществил размещение заказа в рамках законодательства о размещении заказов, жалоба подлежит признанию необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 17, 60 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Радиотелекоммуникации" необоснованной.
2. Передать материалы дела для рассмотрения в отдел антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии В.П. Кырбасов
Члены комиссии: А.А. Игнатьева
Т.В. Матвеева
М.Н. Петухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 16 января 2014 г. N 06-04/14Т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.01.2014