Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 18 декабря 2013 г. N 06-751/13т
изготовлено в полном объеме 23 декабря 2013 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в составе:
Кырбасова В.П. - начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Луковцевой С.В. - зам. начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Нановой Т.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Теплотехмонтаж" (далее - ООО "Теплотехмонтаж"): поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Комплект Сервис" (далее - ООО "Комплект Сервис"): не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом;
от уполномоченного органа Окружной администрации города Якутска (далее - уполномоченный орган): Гуляев А.А. (представитель по доверенности);
от муниципального заказчика муниципального казенного учреждения "Главстрой" городского округа "город Якутск" (далее - Главстрой, заказчик): Костенко М.А. (директор), Михеев М.А. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобы ООО "Теплотехмонтаж", ООО "Комплект Сервис" на действия заказчика муниципального казенного учреждения "Главстрой" городского округа "город Якутск", уполномоченного органа Окружной администрации города Якутска при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по строительству школы N 35 в г. Якутске (извещение N 0116300000113001097), проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о размещении заказов, Закон N 94-ФЗ) внеплановую проверку размещения заказа, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 года N 498,
у с т а н о в и л а:
11, 16 декабря 2013 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) соответственно поступили жалобы ООО "Теплотехмонтаж", ООО "Комплект Сервис" на действия заказчика муниципального казенного учреждения "Главстрой" городского округа "город Якутск", уполномоченного органа Окружной администрации города Якутска при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по строительству школы N35 в г. Якутске (извещение N 0116300000113001097).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на общероссийском официальном сайте размещена информация о поступлении жалоб, времени и месте их рассмотрения.
Рассмотрение жалоб назначено на 18 декабря 2013 года в 10 часов 00 минут.
До рассмотрения жалоб от заинтересованных лиц возражений не поступило.
Как следует из содержания жалобы ООО "Теплотехмонтаж", оглашенной в полном объеме в ходе рассмотрения дела, Обществом 02 декабря 2013 года был подан запрос о разъяснении положений аукционной документации о наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, а также разрешения на строительство по объекту "Школа N 35 в г. Якутске", поскольку в случае отсутствия вышеназванных документов установление требования о наличии у участников размещения заказа свидетельства саморегулируемой организации о допуске к видам работ неправомерно.
Между тем, ни уполномоченный орган, ни заказчик не дали ответ на запрос о разъяснении положений аукционной документации.
Указывают, что заказчиком, уполномоченным органом нарушено требование ч. 4 ст. 41.7 Закона о размещении заказов.
Просят отменить открытый аукцион в электронной форме.
Представитель заказчика в ходе рассмотрения дела по жалобе ООО "Теплотехмонтаж" пояснил, что запросов о разъяснении положений аукционной документации не получали ни от участника размещения заказа, ни от уполномоченного органа.
О правомерности установления требования к участникам размещения заказа о предоставлении свидетельства саморегулируемой организации о допуске к видам работ поясняют, что по данному объекту строительства получено заключение государственной экспертизы проектной документации (реквизиты заключения N 14-1-4-0160-13 от 12.12.2013 года) и связи с получением заключения государственной экспертизы подана заявка в Окружную администрацию о выдаче разрешения на данное строительство объекта, следовательно, установление вышеуказанного требования правомерно.
Представитель уполномоченного органа по жалобе ООО "Теплотехмонтаж" пояснил, что указанный запрос участника размещения заказа о разъяснении положений аукционной документации был направлен заказчику, но, между тем, ответа на данный запрос участника от заказчика не получено.
Как следует из содержания жалобы ООО "Комплект Сервис", оглашенной в полном объеме в ходе рассмотрения дела, заявитель обжалует неправомерное включение заказчиком в состав одного лота товаров и работ, технологически и функционально не связанных между собой, что повлекло за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов, документация об аукционе не может содержать требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов запроса котировок на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов запроса котировок путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов запроса котировок.
Предметом аукциона согласно извещению о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0116300000113001097 является строительство школы.
Согласно аукционной документации, необходимо выполнить общестроительные работы, которые относятся к совершенно особенной и имеющей свою специфику сфере деятельности, для осуществления которой необходимо иметь определенные ресурсы, разрешения и т.д.
Между тем, согласно аукционной документации помимо оборудования и материалов, которые непосредственно используются при выполнении строительных работ, также необходимо поставить товары, а именно технологическое оборудование для приготовления пищи;
По мнению заявителя, вышеперечисленное оборудование имеет различное назначение, его поставка технологически и функционально не связана ни с предметом аукциона, ни между собой. Включение указанного оборудования в состав одного лота является незаконным, поскольку ограничивает круг лиц, претендующих на заключение государственного контракта в рамках открытого аукциона в электронной форме.
В жалобе заявитель ссылается судебно-арбитражную и административную практику.
Уполномоченный орган и заказчик не представили пояснений по жалобе ООО "Комплект Сервис" связи с тем, что не ознакомились с текстом жалобы заявителя.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
23 ноября 2013 года на общероссийском официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ОАО "Единая электронная торговая площадка" http://www.roseltorg.ru уполномоченным органом размещены извещение N 0116300000113001097 о проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по строительству школы N35 в г. Якутске, а также документация об аукционе.
26 ноября 2013 года уполномоченным органом внесены изменения в аукционную документацию.
Начальная (максимальная) цена муниципального контракта составила 373 705 400, 00 руб.
16 декабря 2013 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок, о чем составлен соответствующий протокол N 674-ЭА-13.
Согласно указанному протоколу, до окончания срока подачи заявок (13.12.2013 года 09 ч. 00 м.) на участие в открытом аукционе в электронной форме поданы две заявки от участников размещения заказа с порядковыми номерами 1, 2.
Решением аукционной комиссии оба участника размещения заказа допущены к участию в открытом аукционе в электронной форме.
В соответствии с требованием Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), на основании части 4 статьи 60 Закона о размещении заказов, размещение заказа в части подписания контракта приостановлено до рассмотрения жалоб по существу.
На момент рассмотрения жалоб по существу контракт не заключен.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Теплотехмонтаж" обоснованной по следующим основаниям.
Согласно ч. 4 ст. 41.7 Закона о размещении заказов в течение двух дней со дня поступления от оператора электронной площадки указанного запроса заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация размещают разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос, на официальном сайте при условии, что указанный запрос поступил заказчику, в уполномоченный орган не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не позднее чем за три дня до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе.
Частью 6 ст. 41.7 Закона N 94-ФЗ установлено, что в случае нарушения требований, установленных частями 1 - 5 настоящей статьи, открытый аукцион в электронной форме может быть признан недействительным в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Из материалов дела и пояснений сторон дела установлено, что уполномоченному органу поступил запрос от участника размещения заказа, ответ на который в установленный законом срок на официальном сайте не размещен.
Факт получения запроса о разъяснении положения аукционной документации участника размещения заказа сторонами не оспаривается, в ходе рассмотрения дела стороны дела согласились с жалобой заявителя.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о нарушении заказчиком ч. 4 ст. 41.7 Закона о размещении заказов, выдаче предписания об устранении нарушения.
Жалоба ООО "Теплотехмонтаж" признана обоснованной.
При этом, Комиссия антимонопольного органа отмечает следующее.
Согласно п. 2 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденное Приказом N 624 от 30.12.2009 года Министерства регионального развития Российской Федерации, Перечень не включает в себя виды работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с пунктами 1 - 4, 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Следовательно, требование о наличии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к видам или отдельным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства у участников размещения заказа устанавливается при наличии у заказчика разрешения на строительство объекта капитального строительства.
Предметом аукциона согласно извещению о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0116300000113001097 является строительство школы.
Пунктом 19, 20 Информационной карты аукционной документации установлено требование о наличии у участников размещения заказа копии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ или видам работ , которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства:
33.Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком);
33.3 Жилищно-гражданское строительство (стоимость объекта по одному договору не превышает 500 млн.руб.);
33.4. Объекты электроснабжения до 110 кВ включительно (стоимость объекта по одному договору не превышает 500 млн.руб.).
В связи с поступлением жалобы ООО "Теплотехмонтаж" антимонопольным органом в адрес заказчика МКУ "Главстрой" был направлен запрос о предоставлении копии разрешения на строительство школы N35 в г. Якутске.
Между тем, на момент рассмотрения жалобы ООО "Теплотехмонтаж" по существу, заказчиком антимонопольному органу не представлено разрешение на строительство школы N35 в г. Якутске по размещению заказа N 0116300000113001097, согласно пояснениям представителя заказчика указанное разрешение на строительство по данному объекту в процессе оформления.
Таким образом, в случае отсутствия разрешения на строительство объекта капитального строительства установление требования о наличии у участников размещения заказа свидетельства саморегулируемой организации о допуске к видам или отдельным видам работ неправомерно.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Комплект Сервис" необоснованной по следующим основаниям.
Заявитель обжалует включение заказчиком в состав одного лота товаров и работ, технологически и функционально не связанных между собой, что влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Из вышеприведенного положения Закона о размещении заказов следует, что установление требований к поставляемым товарам, выполняемым работам - прерогатива заказчика, устанавливаемое в соответствии с его потребностями.
Свобода заказчика в установлении требований к поставляемым товарам ограничена нормой ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов, запрещающей устанавливать требования к товару, которые влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В силу ч. 2 ст. 58 Закона о размещении заказов участник размещения заказа, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, любой довод жалобы, если его обоснованность прямо не следует из положений законодательства о размещении заказов, нуждается в доказывании.
Поскольку ограничение количества участников размещения заказа предполагает, что действиями заказчика ущемляются права и законные интересы конкретного участника торгов, заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные препятствия для участия в открытом аукционе в электронной форме. На это, в частности, указывает положение ч. 2 ст. 58 Закона о размещении заказов, подателем жалобы не приведены доказательства, свидетельствующие об ограничении количества участников размещения заказа.
Кроме того, включение в извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме, аукционную документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих всем требованиям заказчика, а также целям эффективного использования средств бюджета, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме N 0116300000113001097 от 16 декабря 2013 года поступили 2 (две) заявки от участников размещения заказа с порядковыми номерами 1, 2. Оба участника размещения заказа допущены к участию в открытом аукционе в электронной форме.
Следовательно, установленные заказчиком требования не привели к ограничению количества участников размещения заказа.
Таким образом, жалоба ООО "Комплект Сервис" признана необоснованной.
Касательно указания заявителя на нарушение норм Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Якутского УФАС России поясняет, что сроки, порядок и другие процессуальные действия по рассмотрению жалобы на нарушения антимонопольного законодательства регламентируются положениями данного закона и другими нормативными документами, таким образом, данный довод не может быть рассмотрен в рамках настоящего дела.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией антимонопольного органа установлено следующее нарушение Закона о размещении заказов.
Согласно ч. 6 ст. 41.9 Закона о размещении заказов протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе, который ведется аукционной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами аукционной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в день окончания рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе.
Как следует из материалов дела, протокол рассмотрения первых частей заявок N 674-ЭА-13 от 16.12.2013 года не подписан муниципальным заказчиком.
Следовательно, заказчиком не исполнено требование ч. 6 ст. 41.9 Закона о размещении заказов.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 17, 60 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Теплотехмонтаж" обоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Комплект Сервис" необоснованной.
3. Признать уполномоченный орган Окружную администрацию ГО "город Якутск" нарушившим ч. 4 ст. 41.7 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать уполномоченному органу Окружной администрации ГО "город Якутск" предписание об устранении допущенных нарушений.
5. Признать муниципального заказчика МКУ "Главстрой" ГО "город Якутск" нарушившим ч. 6 ст. 41.9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии В.П. Кырбасов
Члены комиссии: С.В. Луковцева
Т.А. Нанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 18 декабря 2013 г. N 06-751/13т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.12.2013