Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 12 декабря 2013 г. N 1368
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов в составе: Председателя Комиссии - О.П.Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела контроля размещения государственного заказа, Д.С. Кислицына, специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "БайКос-Искра" на действия заказчика - Управление муниципального заказа Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края (далее - Заказчик) при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме 621 ЭА "Оказание услуг электрической связи для департамента социальной защиты ЭМР Красноярского края" (далее - аукцион в электронной форме) на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "БайКос-Искра" на действия заказчика - Управление муниципального заказа Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края при проведении открытого аукциона в электронной форме 621 ЭА "Оказание услуг электрической связи для департамента социальной защиты ЭМР Красноярского края", номер извещения 0319300325513000864.
Существо жалобы: документация открытого аукциона в электронной форме составлена с нарушением требований Федерального закона от 21.07.2005 г. N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 58 ФЗ от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) и подана в срок, установленный частью 2.1 статьи 57 Закона.
В адреса заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной площадки, подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику, уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы присутствовали:
- представитель ООО "БайКос-Искра" - Новиченков Виктор Михайлович (доверенность от 11.12.2013);
- представитель ООО "БайКос-Искра" - Кузнецов Виктор Михайлович (доверенность от 11.12.2013);
- представитель Управления муниципального заказа Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края - Димитрович Александр Сергеевич (доверенность от 28.02.2013).
Из содержания жалобы следует, что 03.12.2013 года уполномоченным органом- Управление муниципального заказа Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края, на официальном сайте www.zakupki.gov.ru , был опубликован аукцион в электронной форме 621 ЭА "Оказание услуг электрической связи для департамента социальной защиты ЭМР Красноярского края".
По мнению ООО "БайКос-Искра" аукционная документация не соответствует требованиям Закона о размещении заказов.
Заказчиком, в нарушение указанной нормы, объединены в один лот на оказание услуг электрической связи несколько видов услуг, которые имеют разные коды классификации. Согласно техническому заданию предусматривается, что в предмет контракта включены следующие работы, услуги, товары:
1. Предоставление услуг по передаче цифровых данных и других видов документальных сообщений, включая обмен информацией между ПК пользователей;
2. Телефонная связь по муниципальному району и с представительством в г. Красноярск;
3. Предоставление и обслуживание электронного почтового ящика;
4. Организация каналов доступа в сеть Интернет с предоставлением интернет-трафика;
5. Организация взаимодействия с автоматизированными информационными системами (АИС);
6. Доступ к единой информационно-справочной системе Администрации Эвенкийского муниципального района (ЕИСС Администрации ЭМР);
7. Доступ к правовым информационным базам, содержащим общее и отраслевое Законодательство РФ, международное законодательство, законодательство Красноярского края, формы правовых документов, судебную практику всех уровней, комментарии к законодательству.
Заказчик, указав общий код "услуги электрической связи" произвольно исключил из перечня большую часть услуг, оставив всего три вида: услуги местной телефонной связи, услуги внутризоновой телефонной связи (г. Красноярск) и предоставление доступа Интернет.
В пояснениях, представленных уполномоченным органом на рассмотрение жалобы, указано следующее, услуги по предоставлению электрической связи относятся к одной группе номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчика утвержденной Приказом Министерства экономического развития РФ от 07.06.2011 N 273 "Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков" - группа 185 ОКДП - 6420000 которая включает в себя: 6420010 - услуги документальной электросвязи; 6420011 - услуги телеграфной связи; 6420012 - услуги факсимильной связи; 6420018 - услуги по передаче данных и других видов документальных сообщений прочие, включая обмен информацией между ЭВМ; 6420020 - услуги местной телефонной (городской и сельской) телефонной связи; 6420030 - услуги междугородней и международной телефонной связи; 6420040 - услуги проводного радиовещания; 6420050 - услуги технических средств радиовещания, радиосвязи, телевидения и спутниковой связи; 6420090 - услуги связи прочие.
Все указанные виды деятельности являются лицензированными, в том числе - услуги по передаче данных.
В связи с отдаленностью населенных пунктов Эвенкийского муниципального района друг от друга, а также от других населенных пунктов РФ и магистральных линий связи и передачи данных, оказание телематических услуг, телефонии и поддержки электронных почтовых ящиков осуществляется посредством спутниковых каналов связи, что технологически связывает данные услуги между собой.
Рассмотрев жалобу, иные документы и сведения, представленные на заседание Комиссии, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о размещении заказов под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее также - федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее также - нужды субъектов Российской Федерации). Под нуждами федеральных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации понимаются обеспечиваемые федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений.
В соответствии со статьей 5 Закона о размещении заказов под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков (далее также - контракты), а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
В силу части 1 статьи 9 Закона о размещении заказов под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Из совокупности указанных норм Закона о размещении заказов следует, что предмет контракта определяется заказчиком самостоятельно, исходя из собственной нужды, то есть обеспеченной за счет средств соответствующего бюджета потребности заказчика в товарах, работах, услугах.
Согласно части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
В силу части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать требования к работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Антимонопольные требования к торгам закреплены в статье 17 Федерального закона "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). При проведении торгов запрещаются действия, которые проводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. В силу части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о размещении заказов единый порядок размещения заказов устанавливается им в целях расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулировании такого участия, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов и иных целях.
Таким образом, не допускается объединение в один предмет торгов (лот) видов работ, функционально и технологически не связанных услуг, поскольку такое формирование лотов будет являться нарушением требований Закона о размещении заказов, а также норм антимонопольного законодательства.
Согласно техническому заданию аукционной документации (приложение N 1): 1.Предоставление услуг по передаче цифровых данных и других видов документальных сообщений, включая обмен информацией между ПК пользователей;
2. Телефонная связь по муниципальному району и с представительством в г. Красноярск;
3. Предоставление и обслуживание электронного почтового ящика;
4. Организация каналов доступа в сеть Интернет с предоставлением интернет-трафика;
5. Организация взаимодействия с автоматизированными информационными системами (АИС);
6. Доступ к единой информационно-справочной системе Администрации Эвенкийского муниципального района (ЕИСС Администрации ЭМР);
7. Доступ к правовым информационным базам, содержащим общее и отраслевое Законодательство РФ, международное законодательство, законодательство Красноярского края, формы правовых документов, судебную практику всех уровней, комментарии к законодательству.
Услуги местной телефонной связи, внутризоновой телефонной связи, междугородной/международной телефонной связи, предоставление доступа в Интернет, поддержка электронных почтовых ящиков являются различными видами деятельности.
Данные виды услуг имеют разные коды классификации, имеют различное потребительское назначение, технически и функционально не связанные между собой.
Указанные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о том, что в рассматриваемом случае услуги, являющиеся предметом рассматриваемого контракта, не находятся в технологической и функциональной связи между собой. Из пояснений, представленных на рассмотрение дела представителем уполномоченного органа не следует, что объединение такого рода услуг в одном лоте позволяет обеспечить их качественное выполнение, а также эффективнее расходовать бюджетные средства. Документального подтверждения доводов обоснованности объединения лота, экономической целесообразности и правомерности проведения торгов также в материалы дела уполномоченным органом не представлено.
С учетом изложенного, Комиссией по рассмотрению жалобы сделан вывод о том, что объединение таким образом указанных услуг в один лот при проведении торгов изначально исключило участие заинтересованных лиц в Аукционе в электронной форме, тем самым вообще не предоставив им возможность конкурировать в оказании этих услуг.
Заказчик должен разделить запрашиваемые услуги, в соответствии с технологической и функциональной связью, а именно:
1) включение в один лот следующих услуг:
- предоставление услуг по передаче цифровых данных и других видов документальных сообщений, включая обмен информацией между ПК пользователей;
- предоставление и обслуживание электронного почтового ящика; организация каналов доступа в сеть Интернет с предоставлением интернет-трафика;
- предоставление и обслуживание электронного почтового ящика.
2) включение в отдельный лот следующих услуг:
- организация взаимодействия с автоматизированными информационными системами (АИС);
- доступ к единой информационно-справочной системе Администрации Эвенкийского муниципального района (ЕИСС Администрации ЭМР);
-доступ к правовым информационным базам, содержащим общее и отраслевое Законодательство РФ, международное законодательство, законодательство Красноярского края, формы правовых документов, судебную практику всех уровней, комментарии к законодательству.
3) включение в отдельный лот услуги телефонной связи по муниципальному району и с представительством в г. Красноярске.
Таким образом, действия заказчика, уполномоченного органа нарушают требования части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции, части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
На основании изложенного, в результате рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь, частями 4, 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, пунктами 3.41, 3.42 Приказа Федеральной антимонопольной службы России от 24 июля 2012 года N 498 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений", Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "БайКос-Искра" обоснованной в части нарушения требований статьи 41.6 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", части 3 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции" права и законные интересы участников размещения заказа.
2. Выдать муниципальному заказчику предписание об устранении нарушений требований Закона о размещении заказов, прав и законных интересов участников размещения заказа.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Д.С.Кислицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 12 декабря 2013 г. N 1368
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.12.2013