Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 5 декабря 2013 г. N 324
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере размещения заказов в присутствии представителей:
от заказчика (краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская больница N 7" министерства здравоохранения Хабаровского края):
- не явились;
от уполномоченного органа (комитет государственного заказа Правительства Хабаровского края):
- Андреева Наталья Викторовна - представитель по доверенности;
от заявителя (ЗАО НПК "Катрен"):
- не явились;
рассмотрев жалобу ЗАО НПК "Катрен" и материалы дела N 7-1/485,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ЗАО НПК "Катрен" (далее - заявитель) на действия аукционной комиссии уполномоченного органа комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края, при размещении государственного заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме.
По мнению заявителя, его заявка неправомерно отклонена, поскольку в заявке указана страна происхождения товара в соответствии с регистрационным удостоверением и декларацией о соответствии качества лекарственного средства: "Италия/Великобритания", что подтверждается данными государственного реестра лекарственных средств.
В рамках рассмотрения поступившей жалобы, на основании статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о размещении заказов), Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки.
В процессе рассмотрения представленных заказчиком и заявителем документов и информации установлено следующее.
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0122200002513003968 размещено на официальном общероссийском сайте 29.10.2013.
Предмет заказа - поставка лекарственного препарата для медицинского применения Пропофол для нужд краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская больница N 7" министерства здравоохранения Хабаровского края.
Начальная (максимальная) цена контракта 469 032 рублей 00 копеек.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 19.11.2013 на участие в открытом аукционе в электронной форме подано девять заявок от участников размещения заказа, двум из которых отказано в допуске.
Участнику с порядковым номером заявки четыре отказано в допуске в соответствии с ч.4 ст. 41.9 Закона о размещения заказов за непредставление сведений. Основанием для отказа в протоколе от 19.11.2013 указан п.7 Приказа МЭР от 17.04.2013 N 211; раздел I инструкция участникам: п. 4.2.2.3 Информация о стране происхождения поставляемого товара. В заявке нет конкретного указания на страну происхождения поставляемого товара: Италия/Великобритания.
Участнику с порядковым номером заявки пять отказано в допуске в соответствии с ч.4 ст.41.9 Закона о размещении заказов за непредставление сведений. Основанием для отказа в протоколе от 19.11.2013 указан раздел I Инструкция участникам, п.4.2.2.2 указать конкретные показатели предлагаемого для поставки товара. Раздел III Техническая часть: МНН Пропофол. Эмульсия для внутривенного введения (или эмульсия для инфузий), 10 мг/мл по 20 мл в ампулы (или флаконы) N5 (или иное количество ампул (или флаконов) в упаковке в пересчете на требуемое количество препарата).
В соответствии с протоколом подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 26.11.2013, победителем признано ООО "Сайлент 2000" с предложением о цене контракта 121 948 рублей 32 копейки.
Уполномоченный орган в своем отзыве (письмо от 02.12.2013 N 04-08/1241) выразил несогласие с доводами жалобы, также указал на то, что считает действия аукционной комиссии законными и обоснованными.
Обязанность участника указывать в заявке страну происхождения товара (лекарственного препарата) установлена в аукционной документации (п.4.2.2.3 раздела I, п.1 раздела IV) во исполнении п.7 Приказа Минэкономразвития России от 17.04.2013 N 211 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для нужд заказчиков" (далее - Приказ Минэкономразвития N 211).
В заявке заявителя, которой присвоен порядковый номер четыре предлагается к поставке лекарственный препарат с международным непатентованным наименованием Пропофол, имеющий торговое наименование Диприван, страна происхождения указана - Италия/Великобритания.
В соответствии с ч.2 ст.47 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N61-ФЗ), ввозимые в Российскую Федерацию лекарственные средства должны быть включены в государственный реестр лекарственных средств. Таким образом, реестр является официальным источником сведений зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов.
Приводя доводы о том, что страной производства готовой лекарственной формы лекарственного препарата Диприван является Великобритания/Италия, ссылаясь при этом на реестр и регистрационной удостоверение, заявитель, по мнению уполномоченного органа, вводит антимонопольный орган в заблуждение. Согласно данным реестра страной производства препарата Диприван является Италия (все стадии производства). Великобритания же является страной, на территории которой осуществляется вторичная/потребительская упаковка и выпускной контроль качества лекарственного средства.
В подтверждении своей позиции уполномоченный орган ссылается на п.9 Приказа Минэкономразвития N 211 согласно которому, страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза. Аналогичные нормы содержатся в ст. 58 Таможенного кодекса таможенного союза.
Дополнительно в отзыве уполномоченного органа приведены выдержки из письма Минэкономразвития России от 20 января 2011 N 576-ЛА/Д22, согласно которым указание в декларации или документе, подтверждающем страну происхождения товара, о том, что, например, в той или иной стране осуществлялись сортировка, переупаковка, контроль качества товара, не является определяющим при определении страны происхождения товара. Данная позиция также разделяется ФАС России (вопрос N 9 совместного письма Минэкономразвития России N 6989-АП/Д05 и ФАС России N АЦ/13195 от 05.05.2009).
Представитель уполномоченного органа в ходе заседания Комиссии Хабаровского УФАС поддержал доводы, изложенные в своем отзыве. Пояснил, что считает жалобу заявителя необоснованной.
В результате изучения материалов дела N 7-1/485, исходя из конкретных обстоятельств размещения заказа, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст. 41.9 Закона о размещении заказов аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащие предусмотренные частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона сведения, на соответствие требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме в отношении товаров, работ, услуг, на поставки, выполнение, оказание которых размещается заказ.
В соответствии с п.1 ч.4. Участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае: непредоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверных сведений.
В Разделе I аукционной документации содержится инструкция участникам открытого аукциона в электронной форме, п. 4.2.2.3 раздела I установлено, что первая часть заявки должна содержать информацию о стране происхождения товара, предлагаемого к поставке, в случае если в информационной карте (п.22) установлены преференции участникам, заявки которых содержат предложения о поставке товаров российского и (или) белорусского происхождения.
В разделе II аукционной документации представлена информационная карта, п.22 раздела II установлено, что для участников, заявки которых содержат предложения о поставке товаров российского и (или) белорусского происхождения предусмотрены преференции.
Раздел IV аукционной документации содержит предложение участника размещения заказа, согласно которому необходимо указать страну происхождения товара в соответствии с п.9 приказа Минэкономразвития России N 211.
В соответствии с п.9 приказа Минэкономразвития России N 211, страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.
В соответствии с ч.1 ст.109 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", определение страны происхождения товаров, происходящих из государств, не являющихся членами Таможенного союза, при их ввозе в Российскую Федерацию, осуществляется в соответствии с Соглашением о единых правилах определения страны происхождения товаров и главой 7 Таможенного кодекса Таможенного союза.
В соответствии с ч. 1 ст. 58 главы 7 Таможенного кодекса Таможенного союза, страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.
В соответствии с приложением к Соглашению от 25 января 2008 года "О единых правилах определения страны происхождения товаров", страна происхождения товаров - страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке в соответствии с критериями достаточной переработки товаров, установленными настоящими Правилами. При этом под страной происхождения товаров могут пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.
Таким образом, законодательством определено, что страной происхождения товаров может являться группа стран.
На основании ч.2 ст.59 Таможенного кодекса Таможенного союза документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.
В соответствии с ч.2 ст.60 Таможенного кодекса Таможенного союза если в декларации о происхождении товара сведения о стране происхождения товаров основаны на иных критериях, чем те, применение которых предусмотрено международными договорами государств - членов таможенного союза, регулирующими вопросы правил определения страны происхождения товаров, страна происхождения товаров определяется в соответствии с критериями, определенными этими международными договорами.
В соответствии с ч.1 ст. 61 Таможенного кодекса Таможенного союза если в сертификате о происхождении товара сведения о стране происхождения товаров основаны на иных критериях, чем те, применение которых предусмотрено международными договорами государств - членов таможенного союза, регулирующими вопросы правил определения страны происхождения товаров, страна происхождения товаров определяется в соответствии с критериями, определенными этими международными договорами.
В регистрационном удостоверении от 18.03.2010 П N 013345/01 лекарственного средства Диприван в наименовании юридического лица, осуществляющего завершающие стадии производства и серийный выпуск лекарственного средства указаны: АстраЗенека С.пА., Италия и АстраЗенека ЮК Лимитед, Великобритания. В наименовании юридического лица, осуществляющего одну или несколько стадий производства лекарственного средства указана: АстраЗенека С.п.А., Италия.
В декларации о соответствии от 07.10.2013 заявлено, что производство лекарственного средства Диприван с регистрационным удостоверением П N 013345/01 от 18.03.2010 осуществляется: "_Италия/Великобритания".
Исходя из представленных документов следует, что для лекарственного средства Диприван выделена группа стран происхождения товара, а именно Италия/Великобритания. ЗАО НПК "Катрен" указал в своей заявке группу стран происхождения товара, что не противоречит п. 9 приказа Минэкономразвития N 211.
В протоколе рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от 19.11.2013 одним из оснований для отклонения участника с порядковым номером четыре указан п.7 приказа Минэкономразвития N 211.
П.7 приказа Минэкономразвития N 211 установлено, что для целей реализации настоящего приказа рекомендуется устанавливать в конкурсной документации, документации об аукционе: требование о том, что в случае, если в заявке на участие в конкурсе участника размещения заказа, заявке на участие в аукционе участника размещения заказа не указана страна происхождения товара, предлагаемого к поставке, при рассмотрении заявок на участие в конкурсе, заявок на участие в аукционе такой участник не допускается конкурсной (аукционной) комиссией к участию в конкурсе, аукционе.
Заявитель в своей заявке во исполнение п.7 приказа Минэкономразвития N 211 и в соответствии с п.9 приказа Минэкономразвития N 211 указал страну происхождения товара как группу стран. Таким образом, сведения, указанные в заявке номер четыре, не противоречат нормам законодательства, на основании которых она была отклонена.
В соответствии с ч.5 ст. 41.9 Закона о размещении заказов, отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Хабаровского УФАС пришла к выводу о том, что заявка с порядковым номером четыре отклонена не правомерно.
Письмо Минэкономразвития России N 6989-АП/Д05 от и ФАС России N АЦ/13195 от 05.05.2009 фактически утратило силу в связи с истечением срока действия Приказа Минэкономразвития РФ от 05.12.2008 N 427. В ответе на вопрос девять данного письма, на который в своем отзыве ссылается уполномоченный орган, дается описание того, как определяется страна происхождения товара для товаров, произведенных на территории Российской Федерации. В письме Минэкономразвития от 20.01.2011 N 576-ЛА/Д22 разъясняется определение "российский товар" при предоставлении преференций российским производителям, в связи с чем, доводы представителя уполномоченного органа со ссылками на данные законы Комиссией Хабаровского УФАС отклоняются.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 17, 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ЗАО НПК "Катрен" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края - обоснованной.
2. Признать аукционную комиссию нарушившей ч.4 ч.5 ст. 41.9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать аукционной комиссии, уполномоченному органу комитету государственного заказа Правительства Хабаровского края предписание об устранении допущенных нарушений Федерального закона от 21.05.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 5 декабря 2013 г. N 324
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.12.2013