Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 10 декабря 2013 г. N 5-2/294-13
Резолютивная часть решения вынесена 10.12.2013 года.
В полном объеме решение изготовлено 13.12.2013 года.
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области в составе:
Мерзлякова Н.В. - председатель комиссии, заместитель руководителя Управления;
Коган Д.Б. - член комиссии, государственный инспектор отдела контроля государственных закупок;
Васянович Ю.Р. - член комиссии, специалист - эксперт отдела контроля государственных закупок,
Жирнов А.А. - член комиссии, специалист 1 разряда отдела контроля государственных закупок,
рассмотрев жалобу ИП Цветковой Е.В. на действия Заказчика - БОУ СПО ВО "Вологодский строительный колледж" (далее - Заказчик), уполномоченного органа (Комитет государственного заказа Вологодской области) (далее - уполномоченный орган) при проведении процедуры открытого аукциона в электронной форме N 0130200002413002399 на оказание услуг по организации обучающихся, в присутствии представителя Заказчика: Бураковой Е.В. (по доверенности от 09.12.2013 г.), Шепель И.А., (по доверенности от 09.12.2013 г.), Ласуковой А.С. (по доверенности от 09.12.2013 г.), Трайнина И.Л. (по доверенности от 09.12.2013 г.), представителя уполномоченного органа: Гудиной А.В. (по доверенности от 10.01.2013 г.),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области поступила жалоба ИП Цветковой Е.В. (далее - Заявитель) на действия Заказчика при проведении процедуры открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по организации питания обучающихся.
Жалоба подана Заявителем в установленный срок, а также соответствует требованиям, предусмотренным ст. 57 и ст. 58 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
По мнению Заявителя в документации об открытом аукционе в электронной форме (далее - документация) есть нарушения Закона о размещении заказов и Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), а именно, раздел III Техническое задание документации содержит следующую информацию:_"С целью надлежащего оформления фактического использования имущества области при исполнении гражданско-правового договора Исполнитель заключает договоры аренды недвижимого имущества (помещений) и движимого имущества (оборудования), указанных в п.3.1 настоящего Технического задания. При этом конкретный перечень оборудования (из указанного в п. 3.1), которое Исполнитель будет использовать при оказании услуг, определяется в договоре аренды движимого имущества._Исполнитель возмещает заказчику расходы по оплате коммунальных услуг по установленным тарифам на основании отдельного договора".
Заявитель считает, что навязывание исполнителю условий дополнительного договора аренды, предметом которого является использование помещений и оборудования Заказчика, и договора на возмещение коммунальных услуг не правомерны.
Заявитель также не согласен с имеющимся в документации отчетом независимого эксперта N 011-13 от 04.10.2013 г. "Об оценке начальной минимальной цены договора аренды за единицу площади в размере ежегодного платежа за право владения и пользования нежилыми помещениями столовой", т.к. в нем не учтено, что исполнитель будет использовать имущество ограниченно, в связи с чем понятие "рыночная величина" в данном случае применяться не должна.
Заявитель считает некорректными положения, изложенные в п. 2 и п.п. 2.4 раздела III "Техническое задание" где сказано следующее: "Исполнитель обязан:
- обеспечить пищеблок необходимым количеством инвентаря, посуды, недостающего оборудования,
- при выходе из строя оборудования, используемого в процессе оказания услуг обеспечить качественное и своевременное предоставление услуг". Заявитель полагает, что данную информацию необходимо исключить в связи с тем, что организация питания в образовательном учреждении возлагается на образовательное учреждение.
Представитель Заказчика с доводами Заявителя не согласился, пояснил следующее.
Имущество (нежилые помещения и оборудование) является областной собственностью и используется колледжем на условиях договора оперативного управления.
В соответствии с п.п. 1 ст. 6 Закона Вологодской области от 17.04.1996 г. N 73-03 "Об управлении и распоряжении имуществом, находящимся в собственности Вологодской области" имущество области, находящееся у колледжа в оперативном управлении, передается коммерческим организациям, в т.ч. индивидуальным предпринимателям, на условиях аренды.
В соответствии с ч. 1 ст. 296 ГК РФ Учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет и пользуется этим имуществом в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Договор аренды заключается с Победителем торгов без проведения конкурса или аукциона на право заключения договора аренды (п.п. 10 п.1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции), т.к. Техническим заданием предусмотрена передача имущества Победителю торгов на условиях аренды с целью выполнения гражданско-правового договора по организации питания студентов.
Представитель Уполномоченного органа не согласился с доводами жалобы и поддержал позицию Заказчика.
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия), рассмотрев представленные материалы, выслушав объяснения представителей сторон, пришла к следующему выводу.
Статья 37 Закона РФ от 29.12.2012 N 273 "Об образовании" (далее - Закон N 273-ФЗ) устанавливает, что организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Пункт 15 части 3 статьи 28 Закона N 273-ФЗ определяет, что к компетенции образовательного учреждения относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Во исполнение вышеуказанных норм, 05.11.2013 г. Уполномоченный орган по заявке Заказчика разместил на официальном сайте РФ www.zakupki.gov.ru извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0130200002413002399 на оказание услуг по организации питания обучающихся.
Дата окончания срока подачи заявок: 04.12.2013 г.
Дата проведения открытого аукциона в электронной форме: 09.12.2013 г.
Начальная (максимальная) цена контракта: 6 596 150,00 руб.
Закон о размещении заказов регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 Закона о размещении заказов).
В соответствии со ст. 5 Закона о размещении заказов под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков (далее также - контракты), а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
В силу ч. 1 ст. 10 Закона о размещении заказов размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме открытого аукциона в электронной форме.
На основании ч. 1 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
Согласно ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Таким образом, условие Заказчика о том, что Исполнитель обязан обеспечить пищеблок необходимым количеством инвентаря, посуды, недостающего оборудования, при выходе из строя оборудования, используемого в процессе оказания услуг обеспечить качественное и своевременное предоставление услуг, не противоречит нормам Закона о размещении заказов.
В силу п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать следующие сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта: требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, оказываемых услуг, выполняемых работ потребностям Заказчика, а именно условия оказания услуг содержатся в разделе III "Техническое задание" аукционной документации (далее - Техническое задание).
Согласно п. 2 Технического задания и п. 1.1, 1.2 Проекта гражданско-правового договора бюджетного учреждения (далее - Договор) предметом гражданско-правового договора бюджетного учреждения является оказание услуг по организации питания студентов в период с 12.01.2014 г. по 26.12.2014 года. Организация питания включает в себя: обеспечение продуктами (закупка, доставка, хранение), производство, реализацию и организацию потребления готовой продукции по месту оказания услуг.
Согласно сведениям, содержащимся в Техническом задании услуги по организации питания студентов должны оказываться в помещении столовой БУО СПО ВО "Вологодский строительный колледж", находящегося по адресу: 160014, г. Вологда, ул. Карла Маркса, д. 66а.
Исполнитель совместно с Заказчиком должен составить акт приёмки помещения столовой и оборудования и подготовиться к оказанию услуг с 12.01.2014 года.
Исполнитель обязан сдать помещение столовой и оборудование Заказчику в том же состоянии, в каком они были получены, и подписать акт сдачи помещений столовой и оборудования к 26.12.2014 года.
Таким образом, Исполнитель не сможет выполнить свои обязательства по договору без использования помещений Заказчика.
В Техническом задании содержится следующая информация:..." С целью надлежащего оформления фактического использования имущества области при исполнении гражданско-правового договора Исполнитель заключает договоры аренды недвижимого имущества (помещений) и движимого имущества (оборудования), указанных в п.3.1 настоящего Технического задания. При этом конкретный перечень оборудования (из указанного в п. 3.1), которое Исполнитель будет использовать при оказании услуг, определяется в договоре аренды движимого имущества._Исполнитель возмещает заказчику расходы по оплате коммунальных услуг по установленным тарифам на основании отдельного договора".
Помимо этого, указан перечень оборудования, находящегося в оперативном управлении Заказчика, и размер арендной платы помещений столовой и оборудования, основанный на отчете независимого эксперта N 2013/253/1 от "04" октября 2013 года "Об оценке начальной минимальной цены договора аренды за единицу площади в размере ежегодного платежа за право владения" и N 2013/253/2 от "04" октября 2013 года "Об оценке начальной минимальной цены договора аренды оборудования столовой в размере ежегодного платежа за право владения и пользования имуществом" соответственно.
В пункте 11 раздела II "Информационная карта" аукционной документации, а так же в п. 5.1 Договора сказано, что цена гражданско-правового договора включает в себя затраты:
- по закупке, доставке, хранению продуктов, по производству, реализации и организации потребления готовой продукции по месту оказания услуг в т.ч. наценка к цене закупа до 60%;
- налоги, сборы и другие обязательные платежи, связанные с оказанием услуги.
Таким образом, в расчет начальной (максимальной) цены гражданско-правового договора не включены затраты Исполнителя на содержание помещений и оборудования, предназначенных для обеспечения питанием учащихся, и коммунальные услуги.
В данном случае договор аренды помещений и оборудования и договор на возмещение затрат по коммунальным платежам заключаются отдельно, не в рамках гражданско-правового договора на оказание услуг по организации питания.
Существенные условия указанных договоров, а именно конкретный объем арендуемых помещений и перечень оборудования, а так же размер коммунальных платежей будут определяться непосредственно при их подписании. Информация об этом содержится в Техническом задании.
Таким образом, так как процедура размещения заказа на оказание услуг по организации питания на момент рассмотрения жалобы не завершена, победитель не определен, соответственно договоры аренды и помещений и оборудования и на возмещение затрат по коммунальным платежам не заключены, Комиссия не может сделать предположительные выводы о возможном нарушении прав Заявителя, в случае если он станет Победителем.
Между тем, пунктом 10 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество лицу, с которым заключен государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого государственного или муниципального контракта. Срок предоставления указанных прав на такое имущество не может превышать срок исполнения государственного или муниципального контракта.
Так же в соответствии с ч. 3.2. ст. 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования в отношении государственного или муниципального имущества государственных или муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется без проведения конкурсов или аукционов в случае заключения этих договоров с организациями общественного питания для создания необходимых условий для организации питания обучающихся и работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Согласно п. Ж ст. 5 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 194-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" порядок управления и распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
Законом Вологодской области от 17.04.1996 г. N 73-ОЗ "Об управлении и распоряжении имуществом, находящимся в собственности Вологодской области" определен порядок использования имущества области, закрепленного на праве оперативного управления за бюджетными учреждениями.
Согласно п.3 указанного закона по договору безвозмездного пользования имущество области может передаваться только органам государственной власти, государственным и муниципальным учреждениям, хозяйственным обществам, созданным в процессе приватизации, в случаях, когда им передаются объекты, входящие в состав имущества приватизируемых государственных предприятий и не подлежащие приватизации, до их передачи в муниципальную собственность, если иное не предусмотрено законом. Негосударственным организациям имущество области, закрепленное на праве оперативного управления за бюджетными учреждениями, передается исключительно по договорам аренды.
Данные правоотношения выходят за рамки регулирования Закона о размещении заказов, в связи с чем, Комиссия не правомочна делать выводы о наличии или отсутствии нарушений при передаче имущества, закрепленного на праве оперативного управления за бюджетным образовательным учреждением по договорам аренды.
Вместе с тем, Комиссия по контролю в сфере размещения заказов в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ провела внеплановую проверку. Нарушений не обнаружено.
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов на основании вышеизложенного, в соответствии со статьей 60, руководствуясь статьей 17 Закона о размещении заказов, административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Цветковой Е.В. необоснованной.
2. Для решения вопроса о наличии нарушений ст. 17.1 Закона о защите конкуренции передать материалы дела в отдел контроля органов государственной власти.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Н.В. Мерзлякова
Члены комиссии: Д.Б. Коган
Ю.Р Васянович
А.А.Жирнов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 10 декабря 2013 г. N 5-2/294-13
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.12.2013