Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 5 декабря 2013 г. N 05-02/208-13
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере размещения заказов на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России)рассмотрев жалобу ОАО "Альфа-Страхование" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Курганской области" (ИНН 4501176891) при размещении государственного заказа путем проведения открытого конкурса (извещение N 0843100000213000141) на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) - УМВД России по Курганской области и осуществив внеплановую проверку в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов),
УСТАНОВИЛА:
В Курганское УФАС России поступила жалоба ОАО "Альфа-Страхование" (вх. N 6600 от 29.11.2013 г.) на действия заказчика - ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Курганской области".
В жалобе заявитель указал, что конкурсная документация не соответствует требованиям законодательства о размещении заказов: проект контракта не содержит перечень транспортных средств, подлежащих страхованию, в критериях по оценке конкурсных заявок присутствуют показатели, ограничивающие количество участников размещения заказа.
Предствителями заказчика представлены письменные пояснения на доводы жалобы, с просьбой признать жалобу ОАО "Альфа-Страхование" необоснованной.
В процессе проведения внеплановой проверки установлено, что 14.11.2013 г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов (http://zakupki.gov.ru) опубликовано извещение N 0843100000213000141 о проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) - УМВД России по Курганской области. Начальная (максимальная) цена контракта 5 591 939, 80 р. Заказчиком является ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Курганской области".
Согласно части 2, пункта 2 части 4 статьи 22 Закона размещении заказов конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика, а также требования к описанию участниками размещения заказа поставляемого товара, который является предметом конкурса, его функциональных характеристик (потребительских свойств), а также его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками размещения заказа выполняемых работ, оказываемых услуг, которые являются предметом конкурса, их количественных и качественных характеристик.
Из пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ) следует, что страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.
В силу части 2 статьи 9 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ входящие в состав страховых тарифов коэффициенты устанавливаются в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для юридических лиц по месту регистрации транспортного средства; наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства; технических характеристик транспортных средств; сезонного использования транспортных средств; иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств.
В силу части 2 статьи 8 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ страховые тарифы по обязательному страхованию (их предельные уровни), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
В силу части 6 статьи 9 данного Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ установленные в соответствии с настоящим законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.
Страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структура и порядок применения страховщиками при определении страховой премии утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 N 739.
Названным Постановлением установлено, что при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в Российской Федерации, размер страховой премии, подлежащей уплате по договору обязательного страхования рассчитывается с применением коэффициентов, определяемых в зависимости от обстоятельств, существенно влияющих на величину страхового риска, в частности, от категории транспортного средства, от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством, от мощности двигателя легкового автомобиля, от срока страхования, от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (КБМ) установлен пунктом 3 Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 N 739.
Величина данного коэффициента зависит от класса транспортного средства на начало годового срока страхования. При отсутствии страховых выплат по окончании годичного срока страховой класс транспортного средства повышается, и при расчете страховой премии применяется понижающий коэффициент.
Пунктом 3 примечания к пункту 3 Страховых тарифов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 N 739 информация о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимая для определения класса собственника транспортного средства (водителя), может быть получена из представленных страхователем сведений о страховании и (или) на основании имеющихся у страховщика данных о наличии (отсутствии) страховых выплат.
Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации предусматривает специальное государственное регулирование определения страховых тарифов при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Для правильного расчета страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств необходимы все сведения о транспортном средстве, в том числе сведения о классе транспортного средства на начало нового года страхования, необходима информация о классе собственника транспортного средства.
Пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ определено, что для заключения договора обязательного страхования страхователь представляет страховщику следующие документы:
а) заявление о заключении договора обязательного страхования;
б) паспорт или иной удостоверяющий личность документ (если страхователем является физическое лицо);
в) свидетельство о государственной регистрации юридического лица (если страхователем является юридическое лицо);
г) документ о регистрации транспортного средства, выданный органом, осуществляющим регистрацию транспортного средства (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт или технический талон либо аналогичные документы);
д) водительское удостоверение или копия водительского удостоверения лица, допущенного к управлению транспортным средством (в случае, если договор обязательного страхования заключается при условии, что к управлению транспортным средством допущены только определенные лица);
е) диагностическая карта, содержащая сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (за исключением случаев, если в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств транспортное средство не подлежит техническому осмотру или его проведение не требуется, либо порядок и периодичность проведения технического осмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации, либо периодичность проведения технического осмотра такого транспортного средства составляет шесть месяцев, а также случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона).
На основании изложенного выше, указание в конкурсной документации периода страхования каждого траспортного средства или срока окончания предыдущего страхования траспортного средства не требуется.
Как следует из конкурсной документации страхованию подлежат 1 140 автомобилей. Срок действия полиса установлен - 1 год.
Вместе с тем, ни проект контракта, ни конкурсная документация не содержат перечень транспортных средств подлежащих страхованию.
Размещенная на сайте http://zakupki.gov.ru таблица расчета страховой премии не содержит отсылок на то, что является приложением к проекту контракта или конкурсной документации.
Согласно ч. 1 ст. 21 Закона о размещении заказов извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией на официальном сайте не менее чем за тридцать дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.
В соответствии с ч. 2 ст. 25 Закона о размещении заказов участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в письменной форме в запечатанном конверте или в форме электронного документа.
Согласно п. 13 ч. 4 ст. 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать: место, порядок, даты и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе. Дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе устанавливаются в соответствии с частью 1 статьи 26 настоящего Федерального закона.
В силу п.1 ч. 4 ст. 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать в соответствии с частями 2 - 4 статьи 25 настоящего Федерального закона требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе, в том числе заявки, подаваемой в форме электронного документа, подписанного в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, и инструкцию по ее заполнению;
Вместе с тем, в рассматриваемом случае конкурсная документация не предусматривает возможность подачи заявки участником размещения заказа в форме электронного документа и не содержит требований к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе, подаваемой в форме электронного документа.
Согласно п.14 ч. 4 ст. 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсе, устанавливаемые в соответствии с частью 4 статьи 28 настоящего Федерального закона.
П. 7.1.3 конкурсной документации "Критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе" установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе.
П.п. 2.2.2. п. 7.1.3 предусмотрена оценка по критерию "Качество услуг и квалификация участника конкурса", в т.ч.:
Показатель N 1: количество субъектов Российской Федерации, указанных в Информационной карте по лоту N 1, в которых у участника конкуса имеются собственные филиалы или представительства, шт.
Показатель N 2: Опыт участника размещения заказа в области осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, который подтверждается наличием заключенных договоров по осуществлению обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств за 2012 год по форме N 1-СК.
Так, данные количественные показатели не могут характеризовать критерий "Качество услуг и квалификация участника конкурса" и отвечать потребностям заказчика в определении лучшего участника конкурса.
Согласно п. 6 ст. 28 Закона о размещении заказов использование данных показателей недопустимо.
Комиссия Курганского УФАС России руководствуясь ст. ст. 17, ст. 22, ч. 6 ст. 60 ФЗ от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ОАО "Альфа-Страхование" обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушение п. 2 ч. 4. ст. 22 Закона о размещении заказов, выразившееся в неуказании в конкурсной документации ссылок на перечень транспортных средств, подлежащих страхованию.
3. Признать в действиях заказчика нарушение п. 14 ч. 4. ст. 22 Закона о размещении заказов, выразившееся в установлении в конкурсной документации в п.п. 2.2.2. п. 7.1.3 излишних показателей (показатель N 1 и показатель N 2).
4. Признать в действиях заказчика нарушение п.1 ч. 4 ст. 22 Закона о размещении заказов, выразившееся в неуказании в конкурсной документации возможности подачи заявка участником размещения заказа в форме электронного документа, а также требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе, подаваемой в форме электронного документа.
5. Выдать заказчику предписание об устранении нарушения п. 2 ч. 4. ст. 22, п. 14 ч. 4. ст. 22, п.1 ч. 4 ст. 22 Закона о размещении заказов.
6. Передать материалы должностному лицу Курганского УФАС России, уполномоченному решать вопрос о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.
Обжалование решения и предписания Курганского УФАС России не приостанавливает действие предписания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 5 декабря 2013 г. N 05-02/208-13
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.12.2013