Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 24 января 2014 г. N 08-07-40/2014
Резолютивная часть решения оглашена 24 января 2014 года
Решение в полном объеме изготовлено 29 января 2014 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере размещения закупок (далее по тексту Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии:, Членов Комиссии:
в присутствии представителей:
Администрации муниципального образования город Кувандык Кувандыкского района Оренбургской области:
Представитель ООО "Диалог" на рассмотрение жалобы не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен,
рассмотрев ООО "Диалог" на действия Администрации муниципального образования город Кувандык Кувандыкского района Оренбургской области при проведении открытого аукциона в электронной форме на проектирование и строительство "под ключ" "Блочно-модульная газовая котельная мощностью 18,1 МВт, расположенная по адресу: г. Кувандык, Оренбургской области, пересечение улиц Мичурина- Фестивальной, район Центрального теплового пункта N1 (идентификационный номер 0153300067513000112),
УСТАНОВИЛА
17 января 2014 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба ООО "Диалог" (далее - Заявитель) на действия Администрации муниципального образования город Кувандык Кувандыкского района Оренбургской области (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на проектирование и строительство "под ключ" "Блочно-модульная газовая котельная мощностью 18,1 МВт, расположенная по адресу: г. Кувандык, Оренбургской области, пересечение улиц Мичурина- Фестивальной, район Центрального теплового пункта N1 (идентификационный номер 0153300067513000112, далее - аукцион).
В порядке ч. 4 ст. 60 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О контрактной системе в сфере закупов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Заказчику, оператору электронной площадки выставлено требование о приостановлении размещения заказа в части заключения контракта.
В рассмотрение жалобы объявлен перерыв до 24 января 2014 года.
Заявитель в своей жалобе указал, что аукционная документация утверждена Заказчиком с нарушением требований Закона о размещении заказов, а именно п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, также Заявитель считает, что в нарушение ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, Заказчиком в один предмет торгов объединены работы по подготовке проектной документации и работы по организации строительства.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, просил признать ее необоснованной, аукционную документацию полностью соответствующей требованиям Закона о размещении заказов, Заказчиком в техническом задании указаны те характеристики товаров (материалов) которые являются для Заказчика наиболее значимыми. По мнению Заказчика, объединение работ по проектированию и строительству объекта "под ключ" позволяет обеспечить не только быстрое и качественное их выполнение, но и рациональное расходование средств, а также сократить временные затраты, учитывая социальную значимость реализуемого объекта.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, заслушав доводы сторон, пришла к следующим выводам:
30.12.2013 г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке ООО "РТС-тендер" было размещено извещение и документация о проведении открытого аукциона в электронной форме на проектирование и строительство "под ключ" "Блочно-модульная газовая котельная мощностью 18,1 МВт, расположенная по адресу: г. Кувандык, Оренбургской области, пересечение улиц Мичурина - Фестивальной, район Центрального теплового пункта N1 (идентификационный номер 0153300067513000112), (далее - аукционная документация, документация об аукционе).
Аукционная документация утверждена Заказчиком.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 82 625 268,00 рублей.
В силу ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 3 ст. 34 Закона о размещении заказов, документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. В случае, если в документации об аукционе содержится указание на товарные знаки в отношении товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в документации об аукционе также должно содержаться указание на товарный знак в отношении товара российского происхождения (при наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товара, происходящего из иностранного государства или группы иностранных государств). При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Комиссия Оренбургского УФАС России, проведя анализ аукционной документации, установила, что аукционная документация разработана Заказчиком с нарушением ч. 1 ст. 41.6 (ч. 3 ст. 34), п. 1 ч.4 ст.41.6 Закона о размещении заказов, поскольку в Техническом задании Заказчиком, в отношении товаров (материалов) необходимых Заказчиком в рамках аукциона указаны конкретные товарные знаки, без указания на возможность поставки эквивалентной продукции. Также отсутствуют максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Часть 1 статьи 1 Закона о размещении заказов устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Под размещением заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, согласно статье 5 Закона о размещении заказов, понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном указанным выше законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов, документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Согласно аукционной документации, предметом открытого аукциона в электронной форме является выполнение работ по проектированию и строительству "под ключ" "Блочно-модульная газовая котельная мощностью 18,1 МВт, расположенной по адресу: г. Кувандык, Оренбургской области, пересечение улиц Мичурина - Фестивальной, район Центрального теплового пункта N1".
Согласно пункту 2 Информационной кары, предусмотрены следующие этапы работ:
1. Эскизный проект, согласовать с Заказчиком.
2. Проектную документацию согласовать с заинтересованными инстанциями (сетевыми организациями) в соответствии с техническими условиями.
3.Участвовать без дополнительной оплаты в защите проекта в экспертных органах.
4.Выполнить работы в соответствии с техническим заданием.
5.Получить энергетический паспорт на проектную документацию, выполненный в соответствии с приказом Минэнерго России от 19.04.2010 N 182 от организации, состоящей в саморегулируемой организации в области энергетического обследования.
6.Представлять пояснения, документы и обоснования по требованию заказчика и органов экспертизы.
7. Вносить в проект изменения по результатам рассмотрения у заказчика и с учетом замечаний органов экспертизы.
8.Участвовать по просьбе заказчика без дополнительной оплаты в консультациях, совещаниях, судах.
Обязанность подрядчика выполнить работы в соответствии с проектно-сметной документацией установлена частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно указанной норме лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика, проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов.
Кроме того, согласно пункту 4.1 проекта муниципального контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, в обязанности Подрядчика также входят следующие виды работ:
- Инженерно-геологические и геодезические изыскания;
- Получение технических условий на производство работ;
- Проектно-сметную документацию в 4 (четырех) экземплярах в бумажном виде, в 2 (двух) экземплярах отчет по инженерным изысканиям в бумажном виде, а также 1 (один) экземпляр всей документации на электронном носителе. Текстовую и графическую части проекта представить в стандартных форматах Windows/ MS Office/ AutoCAD/ AcrobatReader. Сметную документацию в формате MS Excel, либо любом другом числовом формате, совместимом с MS Excel, а также в формате программы "Гранд Смета", позволяющем вести накопительные ведомости по локальным счетам;
- Получить положительное заключение на проектно-сметную документацию в ГАУ "Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий Оренбургской области";
- Доставка оборудования и строительных материалов на место строительства, монтаж котельной и инженерных сетей;
- Проведение пуско-наладочных работ и ввод в эксплуатацию.
Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, законодательством предусмотрено, что требования к качеству, к результату, к иным существенных характеристикам строительно-монтажных работ, устанавливаются в соответствии с проектно-сметной документацией, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Следовательно, проектирование и строительство являются различными видами деятельности, при осуществлении которых используются технологии, присущие каждой из данных видов деятельности отдельно, используется различный комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт, эксплуатацию и/или утилизацию изделия, в связи с чем для осуществления данных видов деятельности требуется наличие разных по составу трудовых ресурсов и организационно-технических средств.
Кроме того, индивидуальные предприниматели или юридические лица в соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного Кодекса Российской Федерации вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе осуществлять подготовку проектной документации и строительство, исключительно при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
При этом саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство, являются самостоятельными видами саморегулируемых организаций (статья 55.3 Градостроительного Кодекса Российской Федерации).
Контракт на подготовку проектной документации заключается с лицом, обладающим свидетельством, выданным саморегулируемой организацией, о допуске к работам по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком). Контракт на осуществление строительства - с лицом, обладающим свидетельством, выданным саморегулируемой организацией, о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
Таким образом, объединение в один предмет торгов работ по подготовке проектной документации и работ по организации строительства является нарушением части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов в связи с неустановлением Заказчиком объема работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, а также приводит к ограничению количества участников размещения заказа в связи с тем, что указанные работы относятся к различным товарным рынкам.
Кроме того, отсутствие в документации о торгах на строительство объекта требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ, в том числе отсутствие проектной документации в полном объеме, делает невозможным формирование участником размещения заказа предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта и является нарушением требований п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
Так, пункт 3.2 проекта муниципального контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, предусматривает, что цена контракта, включает в себя все расходы Подрядчика, которые предусматриваются действующими нормативными документами в сфере ценообразования для выполнения основных, вспомогательных и сопутствующих этапов работ для строительства объекта "под ключ", в том числе стоимость всего комплекса проектно-изыскательских, экспертиза проекта, строительно-монтажных работ, монтаж и стоимость оборудования, стоимость строительных материалов, изделий и конструкций, затраты по доставке материалов, изделий, конструкций и оборудования, затраты на оплату труда рабочих и эксплуатацию строительных машин (механизмов), накладные расходы и сметную прибыль, а также затраты на строительство временных зданий и сооружений и дополнительные затраты на производство работ в зимнее время, расходы на страхование строительных рисков, резерв средств на непредвиденные работы и затраты, сумму всех налогов, сборов, других обязательных платежей, затраты на прохождение государственной экспертизы документации, компенсацию иных издержек Подрядчика и т.д., т.е. является конечной.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 5, 9 ст. 17, ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, ст. 112 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Диалог" на действия Администрации муниципального образования город Кувандык Кувандыкского района Оренбургской области при проведении открытого аукциона в электронной форме на проектирование и строительство "под ключ" "Блочно-модульная газовая котельная мощностью 18,1 МВт, расположенная по адресу: г. Кувандык, Оренбургской области, пересечение улиц Мичурина - Фестивальной, район Центрального теплового пункта N1 (идентификационный номер 0153300067513000112), обоснованной.
2. Признать Администрацию муниципального образования город Кувандык Кувандыкского района Оренбургской области нарушившими ч.1 ст. 41.6, п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Администрации муниципального образования город Кувандык Кувандыкского района Оренбургской области предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 24 января 2014 г. N 08-07-40/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.01.2014