Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 26 декабря 2013 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Конкурентное преимущество" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "ДКБ N 13" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по сбору, обезвреживанию, транспортировке и размещению медицинских отходов (извещение N 0356300079213000399),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356300079213000399 Заказчиком проводился открытый аукцион в электронной форме на оказание услуг по сбору, транспортировке, обезвреживанию и размещению медицинских отходов.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) нарушены действиями Заказчика.
Выслушав доводы и возражения представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав и оценив представленные документы, Комиссия Пермского УФАС России установила.
Частью 5 ст. 41.6 Закона о размещении заказов установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 настоящего закона.
При размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются обязательные требования к участникам размещения заказа, в том числе, соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов (п.1 ч.1 ст.11 Закона о размещении заказов).
В соответствии с п.2 Раздела 7 документации о торгах, вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов 1-4 класса опасности.
В ходе рассмотрения жалобы установлено, что в соответствии с п.1 Раздела 4 документации о торгах, предметом контракта является оказание услуг по сбору, обезвреживанию, транспортировке и размещению медицинских отходов. В ходе рассмотрения жалобы представитель Заказчика пояснила, что сбору, обезвреживанию, транспортировке и размещению подлежат отходы класса "Б" и "Г". Из требований Технического задания документации о торгах, из проекта контракта следует, что предметом торгов является сбор, обезвреживание, транспортировка и размещение медицинских отходов класса "Б" и "Г".
13.06.2013 г. Пермским УФАС России была рассмотрена жалоба ООО "Военная экология" на действия ГБУЗ ПК "Медсанчасть N 9 им.Тверье" при проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по сбору, транспортировке, обезвреживанию (захоронению) опасных медицинских отходов класса "Б" (извещение N 0356300056713000140).
В целях принятия объективного решения по данной жалобе, 13.06.2013 г. в адрес Управления Росприроднадзора по Пермскому краю был направлен запрос о правомерности установления требования о наличии поименованный выше лицензии (исх. N 06214-13).
В ответе Управления Росприроднадзора по Пермскому краю (вх. N 07580-13 от 13.06.2013 г., исх. N НЯ/03-3653 от 13.06.2013 г.) было указано следующее.
Согласно п.2 ст.2 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" с 2009 г. отношения в области обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений регулируются соответствующим законодательством Российской федерации.
В соответствии с письмом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.12.2011 г. N 12-46/18775 действие норм Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также нормативно-правовых актов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в области обращения с отходами не распространяется на отходы лечебно-профилактических учреждений (медицинские отходы в целом).
С учетом вышеизложенного, выдача лицензий на осуществление деятельности по обращению с медицинскими отходами Управлением Росприроднадзора по Пермскому краю не осуществлялась.
В настоящее время деятельность по обращению с медицинскими отходами не подлежит лицензированию. В соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, вопросы обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений, и медицинскими отходами в целом, регулируются Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", утвержденными Главного санитарного врача Российской Федерации от 09.12.2010 г. N 163.
11.12.2013 г. Пермским УФАС России была рассмотрена жалоба ООО "Конкурентное преимущество" на действия ГБУЗ Пермского края "Пермский краевой онкологический диспансер" при проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по сбору, транспортировке, обезвреживанию и размещению медицинских (опасных) отходов класса "Г" для нужд ГБУЗ ПК "Пермский краевой онкологический диспансер" (извещение N 0356200005113000206).
В целях принятия объективного решения по данной жалобе, 09.11.2013 г. в адрес Управления Росприроднадзора по Пермскому краю был направлен запрос о правомерности установления требования о наличии поименованный выше лицензии (исх. N 14811-13).
В ответе Управления Росприроднадзора по Пермскому краю, органа, осуществляющего выдачу лицензий на деятельность по обращению с отходами (вх. N 16572-13 от 11.12.2013 г., исх. N ОТ/03-8842 от 11.12.2013 г.) указано следующее.
Согласно п.2 ст.2 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) с 2009 г. отношения в области обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений регулируются соответствующим законодательством Российской федерации.
В соответствии с письмом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.12.2011 г. N 12-46/18775 действие норм Закона N 89, а также нормативно-правовых актов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в области обращения с отходами не распространяется на отходы лечебно-профилактических учреждений (медицинские отходы в целом).
В настоящее время деятельность по обращению с медицинскими отходами (любого класса) не подлежит лицензированию. В соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, вопросы обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений, и медицинскими отходами (в т.ч. класса Г), в целом, регулируются Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", утвержденными Главного санитарного врача Российской Федерации от 09.12.2010 г. N 163 (далее - СанПиН).
Комиссия отмечает, что участники размещения заказа, обладающие лицензией на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 класса опасности с указанием права на обращение с медицинскими отходами, которые были выданы ранее, имеют преимущественное право участия в торгах, поскольку в настоящее время данную лицензию получить невозможно.
Комиссией принимается во внимание то обстоятельство, что в соответствии с требованиями п.4.29, п.7.6 СанПиН 2.1.2790-10, транспортирование, обезвреживание и захоронение отходов класса Г осуществляется в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к порядку накопления, транспортирования, обезвреживания и захоронения токсичных отходов. Указанное содержится в ответе Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю (вх. N 16561-13 от 11.12.2013 г., направленным в связи с рассмотрением 11.12.2013 г. Пермским УФАС России жалобы ООО "Конкурентное преимущество", и поступившем в адрес Пермского УФАС в ответ на запрос (исх. N 14811-13 от 09.12.2013 г.). В указанном ответе содержится также информация о том, что сбор и временное хранение отходов класса Г осуществляется в маркированные емкости ("Отходы. Класс 1") в соответствии с требованиями нормативных документов в зависимости от класса опасности отходов. Вывоз отходов класса Г для обезвреживания или утилизации осуществляется специализированными организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что, как указано выше, согласно ответу лицензирующего органа, в настоящее время деятельность по обращению с медицинскими отходами (любого класса) не подлежит лицензированию.
В соответствии с п.30 ч.1 ст.12 Федерального закона N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N93-ФЗ) (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
В связи с чем, довод представителя Заказчика о том, что лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортировке отходов I - IV классов опасности отклоняется Комиссией, как не основанный на нормах законодательства.
В силу ст. 9 Закона N 99-ФЗ лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона. В перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, приведенный в ст. 12 Закона N 99-ФЗ, как указано выше, включена деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности (п. 30 ч. 1).
При этом ч. 2 данной статьи определено, что исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 г. N 255 утверждено Положение о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности (далее - Положение).
Согласно п. 1 Положения им определяется порядок лицензирования деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, включенных в федеральный классификационный каталог отходов (далее - отходы), осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Медицинские отходы включены в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом МПР РФ от 02.12.2002 г. N 786, с присвоением кодов 97100000000000 и 9700000000000.
В соответствии с примечанием к Федеральному классификационному каталогу отходов одиннадцатая и двенадцатая цифры тринадцатизначного кода отходов используются для кодирования опасных свойств отходов и их комбинаций, тринадцатая цифра используется для кодирования класса опасности для окружающей природной среды.
То есть в рассматриваемом случае класс опасности для медицинских отходов не установлен.
Классы опасности отходов установлены ст. 4.1 Закона N 89-ФЗ.
Согласно ст. 4.1 Закона N 89-ФЗ отходы подразделяются на 5 классов опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Приказом МПР России от 15.06.2001 г. N 511 утверждены критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды. Согласно данному приказу производители отходов обязаны подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды, при этом класс опасности отходов устанавливается по степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду (далее - ОПС) при непосредственном или опосредованном воздействии опасного отхода на нее в соответствии с Критериями, приведенными в таблицах 1, 3, 4. Основными критериями являются степень воздействия на экологическую систему и период ее восстановления.
При этом отходами в соответствии со ст. 1 названного закона являются отходы производства и потребления, то есть остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Абзац 3 ст. 1, в котором было дано понятие опасных отходов, как отходов, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами, признан утратившим силу Федеральным законом от 30.12.2008 N 309-ФЗ.
Помимо указанного изменения данным законом в Закон N 89-ФЗ внесены дополнения: глава 1 дополнена ст. 4.1, дополнена ч. 2 ст. 2.
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона N 89-ФЗ в новой редакции отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с отходами лечебно-профилактических учреждений, с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Названные изменения в Закон N 89-Фз имеют направленность на выведение медицинских отходов из сферы регулирования Закона N 89-ФЗ. Обращение с медицинскими отходами в силу прямого указания подлежит регулированию специальным законодательством.
С учетом указанных изменений медицинские отходы не могут быть отнесены к отходам, в отношении которых установлены ст. 4. 1 Закона N 89-ФЗ классы опасности, и, как следствие, деятельность по обращению с ними не подлежит лицензированию как деятельность по обращению с отходами 1-4 классов опасности. Само по себе сохранение в Федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном Приказом МПР РФ от 02.12.2002 г. N 786, медицинских отходов при изложенных обстоятельствах данный вывод не опровергает.
Как предусмотрено в ч. 3 ст. 49 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", классификация, правила сбора, использования, обезвреживания, размещения, хранения, транспортировки, учета и утилизации медицинских отходов, должны устанавливаться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 5.2.114 Положения о Минздраве России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 г. N 608, Минздрав России осуществляет полномочия по принятию нормативных правовых актов по классификации, правилам сбора, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации медицинских отходов.
Приказом Минздрава России N 32 от 13.07.2012 г. утвержден план подготовки нормативных правовых актов Министерства здравоохранения Российской Федерации, необходимых для реализации Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", в том числе по названному вопросу, определен срок подготовки проекта - октябрь 2012 г.
Однако соответствующий нормативный правовой акт в настоящее время отсутствует, данные вопросы не урегулированы, обращение с медицинскими отходами, как указано выше, осуществляется в соответствии с СанПиН При этом данный документ требования о наличии лицензии у лиц, осуществляющих обезвреживание и размещение медицинских отходов, не содержит.
Согласно п. 2.1 СанПиН 2.1.7.2790-10 медицинские отходы в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания подразделяются на пять классов опасности, в том числе класс "Б" - эпидемиологически опасные отходы; класс "Г" - токсикологически опасные отходы 1-4 класса опасности.
К числу отходов класса "Б" (эпидемиологически опасные отходы) относятся: - инфицированные и потенциально инфицированные отходы; материалы и инструменты, предметы загрязненные кровью и/или другими биологическими жидкостями; патологоанатомические отходы; органические операционные отходы; пищевые отходы из инфекционных отделений; - отходы из микробиологических, клинико-диагностических лабораторий, фармацевтических, иммунобиологических производств, работающих с микроорганизмами 3-4 групп патогенности; - биологические отходы вивариев; - живые вакцины, непригодные к использованию.
К числу отходов класса "Г" (токсикологически опасные отходы) относятся: лекарственные (в том числе цитостатики), диагностические, дезинфицирующие средства, не подлежащие использованию. Ртутьсодержашие предметы, приборы и оборудование. Отходы сырья и продукции фармацевтических производств. Отходы от эксплуатации оборудования, транспорта, систем освещения и другие.
Действительно, классы опасности медицинских отходов, установленные СанПиН 2.1.7.2790-10, и классы опасности, установленные Законом N 89-ФЗ, сравнимы с позиции наличия опасности и ее величины. Однако с учетом несовпадения объектов воздействия, применения разных критериев определения опасности указанных видов отходов (эпидемилогическая и экологическая опасность) соотносить их между собой с точки зрения содержания и объема требований к деятельности по обращению с ними представляется не верным.
Таким образом, соотношение классов медицинских отходов с отходами 1-4 класса опасности, и, как следствие, требование в документации о торгах о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов 1-4 класса опасности, противоречит требованиям действующего законодательства.
Указанный выше вывод также подтверждается тем, что в соответствии с СанПиН 2.1.7.2790-10 медицинские отходы подлежат обязательной предварительной дезинфекции по месту их образования, то есть последующие транспортировка, обезвреживание, захоронение осуществляются в отношении медицинских отходов, сохраняющих определенную эпидемическую опасность, однако, в меньшей степени, которую вряд ли можно оценить в соответствии с указанными в п. 2.1 классами опасности.
Кроме того, Законом N 99-ФЗ (ч.ч. 1, 3 ст. 2) предусмотрено одновременное наличие двух критериев для определения лицензируемых видов деятельности:
- нанесение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности;
- виды деятельности, регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
По первому критерию деятельность по обезвреживанию медицинских отходов, безусловно, соответствует признакам деятельности, которая должна лицензироваться.
Однако, как указано ранее, специальный нормативный правовой акт, регулирующий деятельность по обращению с медицинскими отходами и предусматривающий обязательность лицензирования данной деятельности, отсутствует, вопросы невозможности регулирования данной деятельности иными методами и необходимости именно лицензирования, определения лицензирующего органа и порядка лицензирования в настоящее время не определены.
При таких обстоятельствах следует признать, что в настоящее время деятельность по обезвреживанию и размещению медицинских отходов оказалась фактически не лицензируемой, получить соответствующую лицензию не представляется возможным.
Согласно ч.1 ст.41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным ч.3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов.
В ч.3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов обозначено, что документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
При указанных обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о том, что требование о наличии поименованной лицензии ограничивает количество участников размещения заказа, что является нарушением требований ч.1 ст.41.6 Закона о размещении заказов.
Согласно п.1 ч.3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 ст. 41.8 Закона о размещении заказов.
В соответствии с п.2 ч.6 ст. 41.8 Закона о размещении заказов, вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному п.1 ч.1 ст.11 настоящего Федерального закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме, и такие требования предусмотрены документацией об открытом аукционе в электронной форме.
Согласно ч.7 ст.41.8 Закона о размещении заказов требовать от участника размещения заказа иные документы и сведения, за исключением предусмотренных частями 4 и 6 настоящей статьи документов и сведений, не допускается.
Таким образом, Заказчиком также нарушено требование ч.7 ст.41.8 Закона о размещении заказов.
Вместе с тем, Комиссия отмечает следующее. Согласно протоколу рассмотрения заявок от 24.12.2013 г., на участие в торгах было подано две заявки. Податель жалобы заявку не подавал, доказательств того, что он был намерен принять участие в торгах, не представлено. Более того, ООО "Конкурентное преимущество" не аккредитовано на электронной торговой площадке. Доказательств обратного не представлено. Доказательств того, что права и законные интересы подателя жалобы нарушены действиями Заказчика, также не представлено.
На основании статей 17, 60 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Конкурентное преимущество" на действия ГБУЗ ПК "ДКБ N 13" при проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по сбору, обезвреживанию, транспортировке и размещению медицинских отходов (извещение N 0356300079213000399) обоснованной.
2. Признать в действиях ГБУЗ ПК "ДКБ N 13" выявленное в ходе рассмотрения жалобы нарушение ч.1 ст.41.6 Закона о размещении заказов.
3. Признать в действиях ГБУЗ ПК "ДКБ N 13" выявленное в ходе рассмотрения жалобы нарушение ч.7 ст.41.6 Закона о размещении заказов.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении ответственных должностных лиц ГБУЗ ПК "ДКБ N 13" к административной ответственности за допущенные нарушения Закона о размещении заказов.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 26 декабря 2013 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.12.2013