Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 13 декабря 2013 г. N 2646/03
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Председатель Комиссии: |
В.Г. Корнеев |
Члены Комиссии: |
Т.С. Акопян Ю.В. Моргунова А.С. Филатова, |
рассмотрев дела N 2646/03, 2649/03 по жалобам ООО "Водник", ООО "Зеленый Град" (далее - Заявители) о нарушении МКУ "Управление благоустройства Кировского района" г.Ростова-на-Дону (далее - Заказчик) ч.4 ст.41.6 Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) при проведении открытого аукциона в электронной форме N 0358300154913000028 "выполнение работ по содержанию объектов благоустройства, включая автомобильные дороги на территории Кировского района г.Ростова-на-Дону в 2014 году" (далее - аукцион), в присутствии представителей Заказчика (Ишханов Р.М., Черская К.А., Полых Э.А.), Привлеченного лица (Самсонова Н.Н.), Заявителя2 (Нечепуренко В.Э.), в отсутствии представителя Заявителя1 (ход-во о рассмотрении жалобы в отсутствии вх.N21580 от 13.12.2013 г.), ,
УСТАНОВИЛА:
06.12.2013 года в Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя1 (вх. N21247), 09.12.2013 г. в Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя2 (вх. N21315) о нарушении Заказчиком Закона при проведении аукциона.
По мнению Заявителя1 Заказчиком, в аукционной документации установлены заведомо невыполнимые требования. Заявитель2 указывает на неопределение однозначно исчерпывающих требований к качеству, техническим характеристикам, результатам работ.
Также доводом жалобы Заявителя1 является то, что Заказчик, в нарушение ч.5 ст.41.7 Закона, при ответе на запрос участника размещения заказа, изменил суть документации.
По жалобам данных участников размещения заказа Ростовским УФАС России возбуждены дела N2646/03 (Уведомление о содержании жалобы и назначении времени и места ее рассмотрения (исх. N23876/03 от 09.12.2013 г.), 2649/03 (Уведомление о содержании жалобы и назначении времени и места ее рассмотрения (исх. N23881/03 от 10.12.2013 г.).
12.12.2013 г. в Ростовское УФАС России до принятия решения по существу поступил Отзывы жалоб ООО "Зеленый Град" (вх. N21559).
Согласно ч.1 ст.61 Закона участник размещения заказа, подавший жалобу на действия (бездействие) Заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, вправе отозвать ее до принятия решения по существу жалобы.
В соответствии с ч.2 ст.61 Закона Ростовским УФАС России принят отзыв жалобы ООО "Зеленый Град".
Как указал Президиум ВАС РФ в Постановлении от 22.11.2011 N6274/11, основанием для проведения внеплановой проверки согласно ч.5 ст.17 Закона является наряду с жалобой участника размещения заказа также и поступление информации о нарушении законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов.
Заказчик представил письменные пояснения по существу спора, просил в удовлетворении требований Заявителей отказать.
В соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона и п. 3.32 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС РФ от 24.07.2012 г. N 498, Комиссией Ростовского УФАС России проведена внеплановая проверка размещенного заказа, в ходе которой установлено:
23.11.2013 г. на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru, электронной торговой площадке ММВБ "Госзакупки" http://www.etp-micex.ru опубликовано извещение (в ред.2) о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0358300154913000028.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 140 509 806,63 рублей, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме (по местному времени): 09.12.2013 в 09.00.
1) Требования к содержанию документации об открытом аукционе в электронной форме установлены ст. 41.6 Закона.
Согласно п.1 ч. 3 ст. 41.6 Закона документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению;
Пунктом 3 ч.4 ст.41.8 Закона установлено, что при размещении заказа на выполнение работ с использованием товара первая часть заявки должна содержать:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе означающее согласие на использование товара, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе, или согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак;
б) согласие, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
В соответствии с ч.4 ст.41.6 Закона в документации об аукционе должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Из совокупного анализа приведенных норм следует, что в первую очередь Заказчик определяет содержание и состав заявки путем указания значений показателей, используемых для определения соответствия товара требованиям документации. Требование о наличии в документации об аукционе инструкции по заполнению заявки свидетельствует о необходимости определения четкого и однозначного алгоритма действий участника при подготовке заявки.
Кроме того, из положений п.1 ч.4 ст.41.6 Закона следует, что помимо требований к качеству, характеристикам выполняемых работ, Заказчик должен установить показатели, используемые для определения соответствия предлагаемого к использованию при выполнении работ товара потребностям заказчика.
Обязанность заказчика по определению таких показателей обусловлена необходимостью доведения до участников аукциона понятных и доступных требований к составу и содержанию заявки.
В дальнейшем участник размещения заказа обязан дать свое предложение относительно показателей, которые Заказчиком определены в качестве используемых для определения соответствия такого товара требованиям документации об аукционе.
При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Соблюдение указанных положений Закона необходимо для достижения целей обеспечения гласности и прозрачности размещения заказа, предотвращения коррупции.
Требования к содержанию заявки на участие в аукционе установлены в п. 2.1 Документации об аукционе, предполагающие указание показателей в отношении как минимальных и (или) максимальных значений, так и значений показателей, которые не могут изменяться.
Инструкцией по заполнению заявок на участие в аукционе предусмотрено, что в приложении N2 к аукционной документации "Техническая часть" - в т.ч. в файле "Технические требования Заказчика к используемым при выполнении работ материалам", в отношении используемого при выполнении работ товара, указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться. Показатели товаров, указанные через запятую или точку с запятой, читаются как "или" и должны быть конкретизированы. В случае, когда значение показателя товара или материала разделено "тире", "дефисом", это означает, что для данного показателя одновременно указаны минимальные и максимальные значения и участником размещения заказа данное значение показателя должно быть конкретизировано.
Согласно п.14 Информационной карты Выполнение работ должно осуществляться в строгом соответствии с проектом муниципального контракта (Приложение N 1 к документации об открытом аукционе в электронной форме), технической частью (Приложение N 2 к документации об открытом аукционе в электронной форме).
В Приложении 2 к документации об аукционе также указано: все используемые подрядчиком, при выполнении работ товары и /или материалы должны соответствовать государственным стандартам и /или техническим условиям.
Согласно п.7 Раздела "технические требования заказчика к используемым при выполнении работ материалам" при выполнении работ следует использовать "щебень фракции 20-40", группа щебня по лещадности, менее 1-4, содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, менее: 35% по массе.
Вместе с тем, согласно требований ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ" щебень в зависимости от содержания зерен пластинчатой и игловатой формы подразделяют на пять групп, которые должны соответствовать указанным в таблице 2:
Таблица 2
В процентах по массе
/----------------------------------------------------------------\ | Группа щебня | Содержание зерен пластинчатой (лещадной) | | | и игловатой формы | |-------------------+--------------------------------------------| | 1 | До 10 включ. | | 2 | Св. 10 до 15 | | 3 | " 15 " 25 | | 4 | " 25 " 35 | | 5 | " 35 " 50 |
Исходя из требования Заказчика: группа щебня по лещадности - менее 1-4, Заказчиком установлено невыполнимое требование, т.к. щебня группы по лещадности "0" не существует.
Следовательно довод Заявителя1 об установлении Заказчиком в документации невыполнимых требований, подтверждается.
Вместе с тем, согласно протокола рассмотрения первых частей заявок от 10.12.2013 г. по данному основанию ни одна заявка не отклонена.
Комиссия Ростовского УФАС России предписание об устранении выявленного нарушения не выдает, т.к. допущенное нарушение Закона не повлияло на результаты размещения заказа.
2. Заявитель1 указывает, что Заказчик при описании товара: "Краска водно-дисперсионная" установил требования, противоречащие положениям ГОСТа и аукционной документации.
В Инструкции по заполнению заявки указано: показатели товаров, указанные через запятую или точку с запятой, читаются как "или" и должны быть конкретизированы.
Заказчик в аукционной документации указал: краска водно-дисперсионная должна представлять собой суспензии пигментов и наполнителей в водных дисперсиях синтетических полимеров с добавлением различных вспомогательных веществ (эмульгатора, стабилизатора и др.).
Аналогичное требование содержится в ГОСТе 28196-89 "Краски водно-дисперсионные. Технические условия".
Следовательно, исходя из положений ГОСТа 28196-89, допускается добавление эмульгаторов и стабилизаторов как по-отдельности, так и совместно. Документация об аукционе не устанавливает запрет на их одновременное использование. Исходя из положений документации об аукционе и ГОСТа, участники размещения заказа указали в составе заявки и эмульгатор, и стабилизатор.
Таким образом, вышеуказанный довод признается Комиссией Ростовского УФАС России необоснованным.
3. Заявитель1 указывает на отсутствие единицы измерения показателя "фракция" по пп. 6, 7 раздела "Технические требования заказчика к используемым при выполнении работ материалам", а также отсутствие единицы измерения продолжительности операции в таблице 3 вышеуказанного раздела.
В Аукционной документации содержится указание на соответствие используемых при выполнении работ товаров государственным стандартам, а согласно ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ", единица измерения для определения фракции щебня - "мм".
В соответствии с Технологическим регламентом (приложение 1 к технической части) установлен порядок распределения технологических материалов в период снегопада. Продолжительность операции распределения технологических материалов устанавливается для улиц и дорог города с учетом транспортно-эксплуатационных характеристик и приведена в таблице 3:
Группа дорог по транспортно - эксплуатационным характеристикам |
Продолжительность операции распределения технологических материалов |
А |
1-2 |
Б |
5 |
Данный раздел устанавливает условия выполнения работ, а не требования к материалами или товарам, используемым при выполнении работ, а следовательно не устанавливает минимальные и максимальные показатели товаров или материалов.
Таким образом, довод Заявителя1 об отсутствии единицы измерения показателя "фракция" и отсутствие единицы измерения продолжительности операции в таблице 3, признается необоснованным.
4. Вместе с тем, согласно ч.3 ст.41.7 Закона, любой участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение открытого аукциона в электронной форме, запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме.
Согласно ч.4 ст.41.7 Закона, в течение двух дней со дня поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация размещают разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос, на официальном сайте при условии, что указанный запрос поступил заказчику, в уполномоченный орган не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не позднее чем за три дня до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе.
Исходя из положений, ч.5 ст.41.7 Закона, разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме не должно изменять ее суть.
Заказчику 03.12.2013 г. поступил запрос от участника размещения заказа о разъяснении положений документации. Запрос участника размещения заказа аналогичен доводам жалобы. В установленный Законом срок, 05.12.2013 г. Заказчиком даны разъяснения положений документации об аукционе, не противоречащие ч.5 ст.41.7 Закона.
В этой связи, на основании Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 г. N 94 и в соответствии с ч. 6 ст. 60 Закона, Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Водник" частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 4 ст. 41.6 Закона.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать, т.к. допущенное нарушение не повлияло на результат размещения заказа.
4. Электронной торговой площадке ММВБ "Госзакупки" http://www.etp-micex.ru обеспечить Заказчику, комиссии Заказчика возможность совершения дальнейших действий, предусмотренных Законом в отношении настоящего аукциона.
В силу ч. 9 ст. 60 Закона решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) уполномоченного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере размещения
заказов В.Г. Корнеев
Члены Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере размещения Т.С. Акопян
Заказов
Ю.В. Моргунова
А.С. Филатова
Исп. Филатова А.С.; тел: (863) 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 13 декабря 2013 г. N 2646/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.12.2013