Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 6 декабря 2013 г. N 653/13-т
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Могилевкин А.Г. - заместитель руководителя Сахалинского УФАС России;
Члены Комиссии:
Савчук К.В. - главный государственный инспектор отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
Морозова С.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
в присутствии:
Глубшевой А.А. - представителя ГКУ "Управление автомобильных дорог Сахалинской области",
рассмотрев дело N 653/13-т о нарушении государственным казенным учреждением "Управление автомобильных дорог" (далее - заказчик) положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) при проведении открытого аукциона в электронной форме по предмету: "Выполнение подрядных работ по объекту "Реконструкция автомобильной дороги Южно-Сахалинск - Оха на участке км 482+200 - км 487+550" (извещение N 0361200000113000111),
УСТАНОВИЛА:
29 ноября 2013 года в управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба ООО "СтройРемонтМонтаж" (далее - заявитель, Общество) о признании заказчика нарушившим законодательство о размещении заказов при проведении вышеуказанного аукциона.
По мнению заявителя, документация об открытом аукционе в электронной форме (далее - документация об аукционе) не соответствует требованиям Закона о размещении заказов, поскольку не содержит условий о сроке и порядке предоставления безотзывной банковской гарантии, а также положений, каким требованиям она должна соответствовать.
Представитель заявителя, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии не явился.
Представитель Государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Сахалинской области" возражала против удовлетворения жалобы, по основаниям, указанным в письменных возражениях от 06.12.2013 года N 01/1883.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено следующее.
В соответствии с извещением о проведении аукциона, документацией об аукционе, протоколами, составленными в ходе размещения заказа:
1) заказчиком данного аукциона является Государственное казенное учреждение "Управление автомобильных дорог Сахалинской области";
2) извещение о проведении аукциона в ред. N 3 размещено на официальном сайте 12.11.2013;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 436 930 874 руб.;
4) на момент рассмотрения жалобы сведения о контракте на официальном сайте не размещены.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения стороны, осуществив в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку размещения заказа, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 11 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе в электронной форме должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок его предоставления в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта.
В п. 15 раздела 22 Информационной карты аукциона установлено требование обеспечения контракта в сумме 42 660 251 рубль 70 копеек, что составляет 10 % от начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с ч. 19 ст. 41.12 Закона о размещении заказов в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта, контракт заключается только после предоставления участником открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией, или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта, установленном документацией об открытом аукционе в электронной форме. Способ обеспечения исполнения контракта из указанных в настоящей части способов определяется таким участником открытого аукциона в электронной форме самостоятельно. Если участником открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, является бюджетное учреждение и заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта, предоставление обеспечения исполнения контракта не требуется.
В п. 16 положения документации об аукционе указано, что в случае, если заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, контракт заключается только после предоставления участником аукциона, с которым заключается контракт, безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией, или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта, установленном документацией об открытом аукционе в электронной форме. Способ обеспечения исполнения контракта из указанных в выше способов определяется таким участником открытого аукциона в электронной форме самостоятельно. Если участником аукциона, с которым заключается контракт, является бюджетное учреждение и заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, предоставления обеспечения исполнения контракта не требуется. В случае, если обеспечение исполнения контракта предоставляется участником предоставляется участником, которым заключается контракт, в виде безотзывной банковской, банковская гарантия должна соответствовать требованиям действующего гражданского Российской Федерации. Срок предоставления обеспечения исполнения контракта установлен в части 18 настоящей документации об открытом аукционе.
Из анализа данного пункта следует, что обеспечение исполнения контракта предоставляется в срок соответствующий сроку подписания контракта.
Проанализировав вышеизложенное, Комиссия установила, что документация об аукционе содержит срок и порядок представления безотзывной банковской гарантии, в связи с чем жалоба признается необоснованной.
В то же время, Комиссия проводя внеплановую проверку данного заказа, установила следующее.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов установлено, что участник размещения заказа должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
В силу ч. 4 ст. 11 Закона о размещении заказов заказчик не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с ч.ч. 4 и 6 ст. 41.8 данного закона и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 41.8 Закона о размещении заказов вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному п. 1 ч. 1 ст. 11 данного закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме, и такие требования предусмотрены документацией об открытом аукционе в электронной форме.
В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным ч. 2 данной статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В силу ч. 3.1 ст. 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в ч. 4 ст. 55.8 данного Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень видов работ)
Раздел III Перечня видов работ содержит п. 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
Из содержания п. 33 Перечня видов работ, следует, что данный пункт подразделяется на подпункты именно по объектам проведения работ.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в своем постановлении от 27.06.2012 по делу N А59-3596/2011 указал, что в документации об аукционе должно быть установлено требование о наличии у участника размещения заказа свидетельства о допуске к работам в соответствии с предметом аукциона.
При этом, как следует из позиции Пятого арбитражного апелляционного суда, изложенной в постановлениях от 27.02.2013 по делу N А59-4295/2012, от 24.04.2013 по делу N А59-4443/2012, свидетельство саморегулируемой организации должно содержать допуск на организацию работ по строительству, исходя из объекта, который будет строиться.
В п. 8 документации об аукционе приведен Перечень видов работ, который содержит п. 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), включающий в себя виды допусков по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта в зависимости от вида объекта.
Таким образом, учитывая положения ч.ч. 2, 3, 3.1 ст. 52 ГрК РФ, Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624, для подтверждения соответствия требованию п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов участник размещения заказа должен представить в заявке свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, реконструкции и капитального ремонта, с допуском на организацию работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту.
В данном случае предмет аукциона поименован как: "Выполнение подрядных работ по объекту "Реконструкция автомобильной дороги Южно-Сахалинск - Оха на участке км 482+200 - км 487+550".
Ведомость объемов подрядных работ по объекту "Реконструкция автомобильной дороги Южно-Сахалинск - Оха на участке км 482+200 - км 487+550" содержит указание на то, что в рамках размещенного заказа требуется построить автомобильную дорогу, а также мост через руч. Чернобривский, временный объездной мост, временный объезд и др.
Указания на то, что в рамках размещенного заказа требуется построить объекты электроснабжения до 110 кВ включительно ведомостью объемов подрядных работ по объекту "Реконструкция автомобильной дороги Южно-Сахалинск - Оха на участке км 482+200 - км 487+550" не предусмотрено.
Таким образом, учитывая предмет аукциона, а также положения технической части документации об аукционе, Комиссия приходит к выводу, что документация об аукционе должна содержать требование о наличии у участника размещения заказа свидетельства саморегулируемой организации с допуском на организацию работ по строительству, исходя из предмета аукциона.
В п. 12 документации об аукционе установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе, согласно которому вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать свидетельство, выданное саморегулируемой организацией, о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Между тем, в п. 8 документации об аукционе установлен Перечень видов работ по строительству, реконструкции и капитальному строительству, согласно которому свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ должно содержать следующие виды работ в том числе 33.4 Объекты электроснабжения до 110 кВ включительно.
Таким образом, документация об аукционе содержит неправомерное требование к представлению документа, подтверждающего соответствие участника размещения заказа требованию п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов, - свидетельства саморегулируемой организации с допуском 33.4. Объекты электроснабжения до 110 кВ включительно, так как свидетельство с таким допуском не подтверждает соответствие участника размещения заказа требованию, которое предъявляется законодательством РФ к лицам, осуществляющим выполнение работ по предмету торгов.
В связи с указанными обстоятельствами, Комиссией установлено, что заказчик нарушил п. 2 ч. 6 ст. 41.8 данного закона.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь ч.ч. 1, 2, 4 ст. 57, в соответствии с ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498,
РЕШИЛА:
1. Жалобу ООО "СтройРемонтМонтаж" признать необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим п. 2 ч. 6 ст. 41.8 Закона о размещении заказов.
3. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.Г. Могилевкин
Члены Комиссии К.В. Савчук
С.В. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 6 декабря 2013 г. N 653/13-т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.12.2013