Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 25 декабря 2013 г. N 1657-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Быковой Е.В. - начальника отдела контроля за размещением заказов, председателя Комиссии;
Губерт Д.В.- специалиста 1 разряда отдела контроля за экономической концентрацией;
Авакяна А.В. - специалиста 1 разряда отдела контроля за размещением заказов, члена Комиссии;
рассмотрев жалобу Бузунова Хельге Вадимовича на действия (бездействие) заказчика, в лице Администрации Верхнесалдинского городского округа при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме (извещение N 0162300002313000183) на оказание услуг по официальному опубликованию муниципальных нормативных правовых актов и иной официальной информации, в части наличия нарушений Федерального Закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о размещении заказов), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498,
при участии представителей заказчика в лице Администрации Верхнесалдинского городского округа:
- Синельниковой Анны Николаевны (доверенность N 01/01-22/692 от 14.03.13г.);
Представителей заявителя учредителя СМИ "Биржа Новостей":
- Бузунова Хельге Вадимовича (устав от 02.09.2013 г.);
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба Бузунова Хельге Вадимовича (вх. N 01-18714 от 18.12.2013) на действия (бездействие) заказчика в лице Администрации Верхнесалдинского городского округа при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме (извещение N 0162300002313000183) на оказание услуг по официальному опубликованию муниципальных нормативных правовых актов и иной официальной информации, поданная в соответствии с требованиями ст. 57 и соответствующая требованиям ст.58, 59 Закона о размещении заказов.
О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены посредством факсимильной связи (исх. N 13590 от 20.12.2013).
Заявитель Бузунов Хельге Вадимович в своей жалобе указал, что в документации об открытом аукционе в электронной форме содержится следующее требование к участнику размещения заказа: "1.6.1 В настоящем аукционе может принять участие любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, являющиеся учредителями печатного средства массовой информации, получивший аккредитацию на электронной площадке, а также при наличии на счете Участника размещения заказа, открытом для проведения операций по обеспечению участия в аукционах, денежных средств в размере не менее чем размер обеспечения заявки на участие в аукционе, предусмотренный документацией об аукционе".
Тем самым поставлено ограничение в участии Издательств средств массовой информации. Согласно действующему законодательству редакция газеты не является юридическим лицом и может вступать в договорные отношения только с учредителем, издателем, либо главным редактором для разграничения прав и обязанностей по выпуску СМИ. Одновременно учредитель не обязан самостоятельно вести коммерческую и издательскую деятельность СМИ - в финансово- коммерческих и договорных отношениях от лица некоего СМИ может выступать Издательство. При этом окончательное решение о размещения принимается лицом, определённом в Уставе СМИ, это могут быть: учредитель, главный редактор, издатель по согласованию с учредителем и/или главным редактором.
Заявитель считает, что установление ограничения для участников размещения заказа в виде необходимости быть учредителем печатного издания не соответствует требованиям, указанным в частях 1 - 3 статьи 11 "Требования к участникам размещения заказа при размещении заказа путем проведения торгов" Закона N94-ФЗ, то есть противоречит части 4 статья 11 "Требования к участникам размещения заказа при размещении заказа путем проведения торгов" Закона N94-ФЗ - "заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа".
Кроме ограничений, указанных выше администрация дополнительно установила требования к средству массовой информации, "подгоняющие" условия конкурса под конкретного участника размещения заказа средство массовой информации газету "Новатор".
Представители заказчика в лице Администрации Верхнесалдинского городского округа с доводами жалобы не согласилась, пояснив, что при размещении заказа действовали в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов.
Проведя анализ всех представленных материалов, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
16 декабря 2013 года на официальном сайте заказчиком опубликовано извещение N 0162300002313000183 с начальной максимальной ценой контракта 1 104 994,25 рублей, а также документация об аукционе.
В документации об аукционе в электронной форме N 0162300002313000183 в части 1.6 Требования к участникам размещения заказа п. 1.6.1 закреплено следующее: В настоящем аукционе может принять участие любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, являющиеся учредителями печатного средства массовой информации, получивший аккредитацию на электронной площадке, а также при наличии на счете Участника размещения заказа, открытом для проведения операций по обеспечению участия в аукционах, денежных средств в размере не менее чем размер обеспечения заявки на участие в аукционе, предусмотренный документацией об аукционе.
Согласно ст. 11 Закона о размещении заказов установлены следующие обязательные требования к участникам размещения заказа:
1) соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов;
2) непроведение ликвидации участника размещения заказа - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника размещения заказа - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;
3) неприостановление деятельности участника размещения заказа в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе;
4) отсутствие у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Участник размещения заказа считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе не принято.
2. При размещении заказа путем проведения торгов заказчик, уполномоченный орган вправе установить также следующие требования к участникам размещения заказа:
1) обладание участниками размещения заказа исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на объекты интеллектуальной собственности, за исключением случаев размещения заказа на создание произведения литературы или искусства (за исключением программ для ЭВМ, баз данных), исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
2) отсутствие в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков сведений об участниках размещения заказа.
2.1. В случае, если при размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства путем проведения аукциона начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) составляет пятьдесят миллионов рублей и более, заказчик, уполномоченный орган вправе установить также участникам размещения заказа требование выполнения ими за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, относящихся к той же группе, подгруппе или одной из нескольких групп, подгрупп работ, на выполнение которых размещается заказ, в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, стоимость которых составляет не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится аукцион. При этом учитывается стоимость всех выполненных участником размещения заказа (с учетом правопреемственности) работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту одного из объектов капитального строительства (по выбору участника размещения заказа).
В соответствии с ч. 4 ст. 11 Закона о размещении заказов кроме указанных в частях 1 - 3 ст. 11 требований и установленных в соответствии со статьей 55.3 Закона о размещении заказов, Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
Согласно ч.5 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частями 3 и 4 настоящей статьи сведениями должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 7 Закона от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "Закон о Средствах массовой информации" (далее по тексту Закон о СМИ) учредителем (соучредителем) средства массовой информации может быть гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган. Учредителем (соучредителем) печатного средства массовой информации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" может быть орган местного самоуправления.
В соответствии со ст. 18. Закона о СМИ учредитель утверждает устав редакции и (или) заключает договор с редакцией средства массовой информации (главным редактором).
Учредитель вправе обязать редакцию поместить бесплатно и в указанный срок сообщение или материал от его имени (заявление учредителя). Максимальный объем заявления учредителя определяется в уставе редакции, ее договоре либо ином соглашении с учредителем. По претензиям и искам, связанным с заявлением учредителя, ответственность несет учредитель. Если принадлежность указанного сообщения или материала учредителю не оговорена редакцией, она выступает соответчиком.
Учредитель не вправе вмешиваться в деятельность средства массовой информации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, уставом редакции, договором между учредителем и редакцией (главным редактором).
Учредитель может передать свои права и обязанности третьему лицу с согласия редакции и соучредителей. В случае ликвидации или реорганизации учредителя - объединения граждан, предприятия, учреждения, организации, государственного органа его права и обязанности в полном объеме переходят к редакции, если иное не предусмотрено уставом редакции.
Учредитель может выступать в качестве редакции, издателя, распространителя, собственника имущества редакции.
Согласно ст. 19 Закона о СМИ редакция осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности.
Редакция может быть юридическим лицом, самостоятельным хозяйствующим субъектом, организованным в любой допускаемой законом форме. Если редакция зарегистрированного средства массовой информации организуется в качестве предприятия, то она подлежит также регистрации в соответствии с федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц и помимо производства и выпуска средства массовой информации вправе осуществлять в установленном порядке иную, не запрещенную законом деятельность.
В соответствии со ст. 22 Закона о СМИ договором между соучредителями средства массовой информации определяются их взаимные права, обязанности, ответственность, порядок, условия и юридические последствия изменения состава соучредителей, процедура разрешения споров между ними.
Договором между учредителем и редакцией (главным редактором) определяются производственные, имущественные и финансовые отношения между ними: порядок выделения и использования средств на содержание редакции, распределения прибыли, образования фондов и возмещения убытков, обязательства учредителя по обеспечению надлежащих производственных и социально-бытовых условий жизни и труда сотрудников редакции. Стороной в договоре с редакцией может быть каждый соучредитель в отдельности либо все соучредители вместе.
Договором между редакцией и издателем определяются производственные, имущественные и финансовые отношения между ними, взаимное распределение издательских прав, обязательства издателя по материально-техническому обеспечению производства продукции средства массовой информации и ответственность сторон.
Учредитель, редакция (главный редактор) и издатель могут заключать также иные договоры между собой, а также с распространителем.
Таким образом, от имени средства массовой информации в финансово коммерческих и договорных отношениях может выступать издательство. Заказчик, устанавливая требования для участника необходимость быть учредителем печатного издания, ограничивает участие в аукционе издателя, тем самым нарушая ст.11, ч.5 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
Установление должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа не предусмотренных законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд критериев оценки заявок на участие в конкурсе и (или) их значимости, требований к участникам размещения заказов, к размеру обеспечения заявок на участие в конкурсе или аукционе, размеру и способам обеспечения исполнения контракта, представлению участниками размещения заказа в составе котировочной заявки, заявки на участие в конкурсе, заявки на участие в аукционе не предусмотренных законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд документов и сведений, а также включение в состав одного лота товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой, влечет наложение административного штрафа в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей на основании ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Относительно доводов заявителя об установлении требований к средству массовой информации то данные требования установлены согласно п.1 ч.4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, а именно документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать следующие сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта: требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
На основании изложенного, руководствуясь частью 5, частью 10 статьи 17, части 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере размещения заказов
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Бузунова Хельге Вадимовича признать обоснованной в части установления требований к участникам открытого аукциона, не предусмотренным законодательством о размещении заказов.
2. Признать в действиях заказчика в лице Администрации Верхнесалдинского городского округа его комиссии нарушение ст.11, ч.5 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Заказчику в лице Администрации Верхнесалдинского городского округа его комиссии выдать предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях по ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Е.В. Быкова
Члены комиссии
Д.В. Губерт
А.В. Авакян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 25 декабря 2013 г. N 1657-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.01.2014