Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением
Администрации городского
округа Стрежевой
от 23 декабря 2015 г. N 947
Постановлением Администрации городского округа Стрежевой от 1 марта 2016 г. N 137 паспорт настоящего приложения изложен в новой редакции
Паспорт муниципальной программы
1 марта 2016 г.
Наименование муниципальной программы |
Развитие малого предпринимательства на территории городского округа Стрежевой на 2016-2020 годы |
||||||
Основание для разработки муниципальной программы |
Федеральный Закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" |
||||||
Постановление Государственной Думы Томской области от 27.10. 2005 N 2539 "О стратегии социально-экономического развития Томской области до 2020 г (с прогнозом до 2025 года)" (с изменением от 26.03.2015 N 2580) | |||||||
Постановление Администрации Томской области от 12.12.2014 N 492а "Об утверждении государственной программы " Развитие предпринимательства в Томской области" | |||||||
Постановления Администрации городского округа Стрежевой от 08.08.2014 N 620 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке муниципальных программ, их формирования и реализации на территории городского округа Стрежевой" | |||||||
Куратор муниципальной программы |
Заместитель Мэра городского округа по экономике и финансам, начальник Финансового управления Администрации городского округа Стрежевой |
||||||
Координатор муниципальной программы |
Отдел регулирования потребительского рынка и поддержки предпринимательства Администрации городского округа Стрежевой |
||||||
Исполнители программных мероприятий |
Отдел регулирования потребительского рынка и поддержки предпринимательства Администрации городского округа Стрежевой (далее - ОРПРиПП) |
||||||
Координационный Совет по вопросам предпринимательства при Мэре городского округа Стрежевой (далее - Совет) | |||||||
НФ "Фонд поддержки малого предпринимательства на территории городского округа Стрежевой (далее - НФ "ФПМП") | |||||||
МКУ "Управление образования" (далее - УО) | |||||||
Субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП) | |||||||
Стратегическая цель социально-экономического развития городского округа Стрежевой, на которую направлена реализация программы |
Развитие предпринимательства (деловой среды) |
||||||
Цель муниципальной программы |
Развитие предпринимательской деятельности на территории городского округа Стрежевой |
||||||
Индикаторы (показатели) цели муниципальной программы и их значения (с детализацией по годам) |
Индикаторы (показатели) цели Количество МСП (включая ИП) в расчете на 10 тыс. населения |
Всего |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
1919 |
378 |
385 |
385 |
385 |
386 |
||
Разделы и основные мероприятия муниципальной программы |
Раздел 1. Создание и развитие эффективной инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства |
||||||
Основное мероприятие 1. Развитие и муниципальная поддержка малого и среднего предпринимательства | |||||||
Основное мероприятие 2. Формирование позитивного образа предпринимательской деятельности, реализация массовых программ обучения | |||||||
Раздел 2. Развитие сельского хозяйства | |||||||
Основное мероприятие 1. Поддержка сельскохозяйственного производства | |||||||
Индикаторы (показатели) основных мероприятий муниципальной программы и их значения (с детализацией по годам) |
Индикаторы (показатели) задач |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|
Раздел 1. Создание и развитие эффективной инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства | |||||||
Основное мероприятие 1. Развитие и муниципальная поддержка малого и среднего предпринимательства | |||||||
Увеличение численности МСП от общей численности занятых в экономике города, % |
18 |
20 |
22 |
23 |
25 |
||
Основное мероприятие 2. Формирование позитивного образа предпринимательской деятельности, реализация массовых программ обучения | |||||||
Удельный вес зарегистрированных МСП от количества обученных, % |
11 |
22 |
33 |
44 |
55 |
||
Раздел 2. Развитие сельского хозяйства | |||||||
Основное мероприятие 1. Поддержка сельскохозяйственного производства | |||||||
Производство сельхозпродукции, тонн в год |
2200 |
2230 |
2250 |
2270 |
2300 |
||
Сроки (этапы) реализации муниципальной программы |
2016-2020 годы |
||||||
Объемы и источники финансирования муниципальной программы (с детализацией по годам реализации, тыс. рублей) |
|
Всего |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Федеральный бюджет |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Областной бюджет |
48 700,7 |
17 418,7 |
15 641,0 |
15 641,0 |
- |
- |
|
Местные бюджеты |
4 800,0 |
1 000,0 |
1 000,0 |
1 000,0 |
900,0 |
900,0 |
|
Внебюджетные источники |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Всего по источникам |
53 500,7 |
18 418,7 |
16 641,0 |
16 641,0 |
900,0 |
900,0 |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программным методом
За предшествующие годы реализации муниципальной программы развития предпринимательства на территории городского округа Стрежевой создана базовая инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса.
В городе Стрежевом малый и средний бизнес выполняет функцию социально-бытового обслуживания населения, осуществляя поставки продовольственных товаров, товаров первой необходимости и промышленной группы, лекарственных препаратов. Малые предприятия удовлетворяют потребность в натуральной молочной продукции детских школьных и дошкольных учреждений, полностью удовлетворяют потребность населения в хлебе и хлебобулочных изделиях, осуществляют междугородние пассажирские перевозки, строительно-ремонтные работы и предоставляют необходимые населению транспортные, бытовые и прочие социальные услуги.
На начало 2015 года на территории городского округа Стрежевой 1375 индивидуальных предпринимателей и 586 юридических лиц заняты в экономике города. Структура объектов по направлениям деятельности в первом квартале 2015 года выглядела таким образом:
предприятия торговли - 41,5%;
предприятия услуг - 44%;
предприятия общественного питания - 9%;
предприятия производственной сферы - 5,5%.
Торговля и сфера услуг являются наиболее распространенными отраслями малого бизнеса: на них приходится около 70% числа малых предприятий и около 40% численности занятых на малых предприятиях.
Малый бизнес в городе развивается достаточно сдержано:
|
2013 |
2014 |
2015 |
Количество объектов МСП |
1085 |
1246 |
1300 |
Удельный вес работников, занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса, от общей численности занятых в экономике |
19,5 % |
22,5 % |
23% |
Численность работников, занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса |
5200 |
5800 |
5950 |
Существует ряд проблем в развитии субъектов МСП, которые в том числе сдерживают образование новых субъектов МСП:
недостаток финансовых ресурсов и ограниченный доступ к ним;
низкий уровень предпринимательской культуры населения и квалификации кадров, занятых на малых и средних предприятиях;
недостаточная информационная поддержка;
недостаточный уровень поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства производственной сферы.
Учитывая изложенное, требуется совершенствование системы поддержки предпринимательства городского округа Стрежевой.
В настоящее время необходимо дальнейшее развитие поддержки субъектов МСП по следующим направлениям:
расширение спектра предоставляемых услуг и обеспечение их широкой доступности для субъектов малого и среднего предпринимательства на всей территории города;
создание и развитие эффективных механизмов защиты интересов МСП;
привлечение финансовых ресурсов в сферу МСП через муниципальную программу, региональные механизмы поддержки.
Создание условий для развития деловой среды и привлечения инвестиций, оказание содействия и поддержки проектам и инициативам, связанных с поддержкой предпринимательства через участие в реализации целевых программ вышестоящих бюджетов, является важнейшей задачей. Также как развитие механизмов информационной и кадровой поддержки предпринимательства на муниципальном уровне.
Софинансирование программных мероприятий муниципальной программы из средств областного и федерального бюджета фактически является единственной возможностью для полноценной реализации муниципальных программ и создания благоприятной среды для развития предпринимательства. Финансирование муниципальных программ из бюджетов всех уровней с 2008 года составило более 71 миллиона рублей, что позволило создать оптимальные условия для благоприятного развития предпринимательства на территории городского округа Стрежевой.
В Реестр инфраструктуры поддержки Томской области входят микрофинансовая организация НФ "ФПМП", два Центра поддержки предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории городского округа Стрежевой.
За период 2013-2015 годы из средств НФ "ФПМП" выдано 237 займов на сумму 83,6 млн. рублей, в том числе 99 займов на сумму 37 млн. рублей в 2015 году. Кредитный портфель Фонда составляет 35, 9 млн. рублей. Денежные средства предоставляются на пополнение оборотных или приобретение основных средств. По опросам МСП эта форма поддержки является наиболее популярной и необходимой.
В Центрах поддержки обслуживаются более 70 % от общего количества МСП. Центры предоставляют услуги по бухгалтерскому, кадровому, юридическому сопровождению. Проводят обучающие семинары.
С 2009 года функционирует "Школа предпринимателей". Курсовое обучение основам предпринимательской деятельности прошли 420 человек.
С 2008 года на территории городского округа Стрежевой действует программа по предоставлению грантов начинающим предпринимателям. Сумма субсидий из областного и местного бюджетов, направленная на проведение конкурса "Бизнес - старт Стрежевой" составила 18,5 миллионов рублей. По итогам конкурсов 54 предпринимательских проекта были признаны победителями. В 2014 году на эти цели было направлено 3,5 млн. рублей. Четырнадцать субъектов малого предпринимательства получили субсидии на безвозмездной основе для реализации предпринимательских проектов. Данный конкурс позволил стартующим предпринимательским структурам в 2014 году не только реализовать свои проекты, но создать 35 новых рабочих мест. В городе открылись новые предприятия по оказанию услуг населению, ориентированные на улучшение качества жизни.
Возможность субсидировать затраты по участию в региональных конкурсах, выставках, конференциях, обучающих семинарах позволило значительно повлиять на образовательный и профессиональный уровень МСП. Однако на сегодняшний день проблема подготовки кадров для Центров поддержки предпринимательства, предпринимательских структур является наиболее острой.
Информация об успешных проектах, их историях успеха о проводимых мероприятиях, промежуточных итогах программы постоянно освещается в средствах массовой информации: в печатных изданиях "Северная звезда", "Томская нефть", телевизионной программе "Факт".
Однако, учитывая специфику города постоянно сохранятся необходимость в проведении мероприятий по популяризации предпринимательской деятельности и вовлечению молодежи в предпринимательскую среду.
На территории городского округа Стрежевой - развитие сельского хозяйства - любых форм носит "зачаточный" характер. По природно-климатическим условиям и факторам риска Стрежевой входит во вторую экстремально дискомфортную зону проживания населения и приравнен к местностям Крайнего Севера. Северные районы Западной Сибири - это зона северной тайги и болот, ультрафиолетового дефицита. Территория располагается в зоне ультрафиолетовой недостаточности более 4 месяцев в году. Природа щедро одарила север Томской области сырьевыми ресурсами: залежи торфа, в частности лечебного значения, запасы минеральных вод, глинистого сырья. Определяющее же значение среди них имеют нефть и газ.
Вследствие чего на территории Стрежевого сельское хозяйство не развито столько мощно, как на других территориях Томской области. В городе ведёт деятельность единственное сельскохозяйственное предприятие - ИП Бойченко А.А., специализирующееся на разведении крупного рогатого скота и производстве мясо-молочной продукции. Указанная продукция очень популярна среди населения города и широко используется для обеспечения нужд учреждений социальной сферы, в частности нужд учреждений образования и здравоохранения города.
Граждан, занимающихся ЛПХ и КФХ не так много на территории города. Они ведут хозяйство для обеспечения собственных нужд. Оказание поддержки сельскохозяйственному производству планируется осуществлять в рамках настоящей программы.
2. Основные цели и основные мероприятия муниципальной программы
Стратегическая цель социально-экономического развития городского округа Стрежевой, на которую направлена реализация программы, является развитие предпринимательства (деловой среды).
Целью муниципальной программы является развитие предпринимательской деятельности на территории городского округа Стрежевой. Основанием для разработки настоящей Программы является Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Программа направлена создание и развитие эффективной инфраструктуры поддержки субъектов МСП и развитие сельского хозяйства на территории городского округа Стрежевой.
Программа призвана усилить направления органов местного самоуправления в поддержке и развитии субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства, а также запустить механизм обратной связи с субъектами МСП. В Программе определены перечень механизмов поддержки МСП, виды и формы такой поддержки.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать основные мероприятия:
развитие и муниципальная поддержка малого и среднего предпринимательства;
формирование позитивного образа предпринимательской деятельности, реализация массовых программ обучения;
поддержка сельскохозяйственного производства.
3. Перечень программных мероприятий и ресурсное обеспечение реализации муниципальной программы
Перечень программных мероприятий и ресурсное обеспечение объемов реализации муниципальной программы изложены в приложениях 1, 2 к муниципальной программе.
4. Механизмы реализации и управления муниципальной программой
Исполнители Программы ежегодно предоставляют в Отдел регулирования потребительского рынка и поддержки предпринимательства Администрации городского округа Стрежевой перечень мероприятий и бюджетных заявок по их финансированию, а также анализ деятельности по программе и оценку результатов.
Функции координатора программы выполняет Заместитель Мэра городского округа по экономике и финансам, начальник Финансового управления Администрации городского округа Стрежевой
Функции Координатора программы выполняет Отдел регулирования потребительского рынка и поддержки предпринимательства Администрации городского округа Стрежевой, который обеспечивает в ходе реализации Программы координацию деятельности исполнителей, контролирует выполнение программных мероприятий, целенаправленное и эффективное использование выделенных средств, производит корректировку задач программы и размеров финансирования по итогам этапов реализации программы.
Общий объем финансирования Программы на 2016-2020 годы прогнозируется в размере 51 717,00 тыс. рублей (2016 - 16635 тыс. рублей, 2017 - 16 641 тыс. рублей, 2018 - 16 641 тыс. рублей, 2019 - 900 тыс. рублей, 2020 - 900 тыс. рублей), в том числе:
средства областного бюджета направленных на поддержку сельскохозяйственного производства - 46 917 тыс. рублей (2016 - 15635 тыс. рублей, 2017 - 15641 тыс. рублей, 2018 - 15641 тыс. рублей);
Финансирование из областного бюджета осуществляется за счет средств государственной программы "Развитие предпринимательства в Томской области" и за счет субвенции на осуществления отдельных государственных полномочий по государственной поддержке сельскохозяйственного производства (предоставление субсидий на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока в рамках соответствующих соглашений.
Финансирование расходов из средств местного бюджета, предусмотренных на реализацию Программы, осуществляется в следующих формах:
инвестирование в создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
предоставление грантов для начинающего бизнеса на основе отбора предпринимательских проектов;
субсидирование затрат на участие в городских, региональных конкурсах, выставках, форумах, конференциях, образовательных программах;
организация и проведение курсового обучение по основам предпринимательской деятельности;
обеспечение функционирования сетевой образовательной программы "Формирование проектных и предпринимательских компетенций старшеклассников";
информационно - аналитическое обеспечение деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
предоставление субсидий на обеспечение исполнения отдельных государственных полномочий по поддержке сельхозпроизводителей.
5. Контроль и мониторинг реализации программы
Контроль и мониторинг за выполнением программных мероприятий, целенаправленное и эффективное использование выделенных средств осуществляется в соответствии с Порядком принятия решений о разработке муниципальных программ, их формирования и реализации на территории городского округа Стрежевой, утвержденного Постановлением Администрации городского округа Стрежевой от 08.08.2014 N 620.
Общий контроль за реализацией программы возлагается на Куратора программы, обеспечивая постоянное движение в сторону достижения показателей реализации программы.
Текущий контроль за реализацией программы возлагается на органы финансового контроля, исполнителей и Координатора программы.
6. Ожидаемый социально-экономический эффект от реализации программы
Реализация мероприятий подпрограммы к 2020 году должна привести к увеличению численности зарегистрированных субъектов МСП на 386 человек по отношению к базовому показателю 2015 года, способствовать развитию конкурентной рыночной экономики, расширению рынка потребительских товаров и услуг, развитие числа субъектом МСП производственной сферы и увеличение числа работ.
Ниже приведены ожидаемые результаты по основным мероприятиям Программы.
Финансовая поддержка деятельности субъектов МСП будет осуществляться через проведение конкурсов предпринимательских проектов, субсидирование затрат субъектов МСП. Субсидии субъектам МСП - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в соответствии с действующим законодательством.
Ожидается достижение следующих результатов от реализации мероприятий, направленных на развитие и муниципальную поддержку МСП:
удельный вес работников, занятых на предприятиях МСП, от общей численности занятых в экономике увеличится до 25%;
количество субъектов МСП, воспользовавшихся услугами центров поддержки предпринимательства увеличится на 150 человек за время действия программы;
количество выданных грантов начинающим предпринимателям будет составлять не менее 10 проектов в год;
количество МСП, получивших поддержку в рамках субсидирования затрат на участие в городских, региональных конкурсах, выставках, форумах, конференциях, образовательных программах возрастет до 4 человек в год;
количество МСП, получивших поддержку в рамках субсидирования части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях, в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ услуг) возрастет до 3-4 человек в год.
На решение проблемы низкого уровня предпринимательской культуры населения и квалификации кадров, занятых на малых и средних предприятиях, будут направлены мероприятия Программы, предусматривающие подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров через мероприятия по субсидированию участия субъектов МСП в программах развития молодежного предпринимательства, повышение квалификации управленческих кадров субъектов МСП, содействие в подготовке, проведении образовательной программы для старшеклассников на развитие знаний и навыков в сфере предпринимательства.
Ожидается достижение следующих результатов от реализации мероприятий, направленных на формирование позитивного образа предпринимательской деятельности, реализация массовых программ обучения:
удельный вес зарегистрированных МСП от количества обученных будет составлять 25% к концу реализации Программы;
количество участников прошедших курсовое обучение основам предпринимательской деятельности будет увеличено до 140 человек;
количество обучающихся школьников сетевой программе "Формирование проектных и предпринимательских компетенций старшеклассников" к 2020 году будет увеличено до 125 человек за время действия программы;
количество размещенных материалов в средствах массовой информации будет увеличено до 50 единиц в рамках информирование субъектов МСП на официальном сайте органов местного самоуправления, публикация материалов в средствах массовой информации.
Ожидается достижение следующих результатов от реализации мероприятий, направленных поддержку сельскохозяйственного производства:
рост производства сельхозпродукции до 2300 тонн в год;
количество крестьянско-фермерских хозяйств, получателей финансовой поддержки будет равен не менее 1 в год.
Индикаторы (показатели) основных мероприятий муниципальной программы и их значения (с детализацией по годам) |
Индикаторы (показатели) |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Раздел 1. Создание и развитие эффективной инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства | ||||||
Основное мероприятие 1. Развитие и муниципальная поддержка малого и среднего предпринимательства | ||||||
Увеличение численности МСП от общей численности занятых в экономике города, % |
18 |
20 |
22 |
23 |
25 |
|
Основное мероприятие 2. Формирование позитивного образа предпринимательской деятельности, реализация массовых программ обучения | ||||||
Удельный вес зарегистрированных МСП от количества обученных, % |
11 |
22 |
33 |
44 |
55 |
|
Раздел 2. Развитие сельского хозяйства | ||||||
Основное мероприятие 1. Поддержка сельскохозяйственного производства | ||||||
Производство сельхозпродукции, тонн в год |
2200 |
2230 |
2250 |
2270 |
2300 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.