Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Администрации г. Томска от 13 апреля 2016 г. N 300 настоящее приложение изложено в новой редакции, вступающей в силу после официального опубликования названного постановления и распространяющей свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 г.
Приложение 1
к постановлению
Администрации г. Томска
от 30 декабря 2014 г. N 1440
Порядок
организации и проведения процедуры оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов муниципального образования "Город Томск", устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами муниципального образования "Город Томск" обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности
18 июня, 21 октября 2015 г., 3 февраля, 13, 25 апреля 2016 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящим Порядком организации и проведения процедуры оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов муниципального образования "Город Томск", устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные МНПА Города Томска обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности (далее - ОРВ, проекты МНПА Города Томска, Порядок соответственно), устанавливается процедура проведения ОРВ проектов МНПА Города Томска, устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные МНПА Города Томска обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, определяются участники ОРВ.
1.2. Процедура ОРВ осуществляется в целях обоснованного выбора способа предлагаемого правового регулирования предпринимательской и инвестиционной деятельности на основе анализа альтернативных вариантов и возможных положительных и (или) отрицательных последствий (экономических, социальных, экологических) введения такого регулирования, а также обеспечения возможности учета мнения лиц, интересы которых затрагиваются предлагаемым правовым регулированием (далее - заинтересованные лица).
1.3. Выбор наилучшего варианта предлагаемого правового регулирования основывается на оценке и сопоставлении качественных и количественных параметров положительных и (или) отрицательных последствий введения каждого из возможных способов правового регулирования в сравнении с существующим к моменту проведения процедуры ОРВ правовым регулированием соответствующей сферы общественных отношений.
1.4. В ходе проведения процедуры ОРВ и представления ее результатов обеспечивается право заинтересованных лиц на беспрепятственный доступ к объективной информации о существующей проблеме и возможных способах ее решения, в том числе путем введения предлагаемого правового регулирования.
1.5. Процедуре ОРВ подлежат все проекты МНПА Города Томска, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные МНПА Города Томска обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, за исключением:
1) проектов муниципальных нормативных правовых актов Думы Города Томска, устанавливающих, изменяющих, приостанавливающих, отменяющих местные налоги и сборы;
2) проектов муниципальных нормативных правовых актов Думы Города Томска, регулирующих бюджетные правоотношения.
Процедуры ОРВ МНПА Города Томска определяются настоящим Порядком, за исключением случаев проведения ОРВ в отношении отдельных проектов МНПА Города Томска, предусмотренных пунктом 1.6 настоящего Порядка.
1.6. Особенности проведения процедуры ОРВ в отношении отдельных проектов МНПА Города Томска:
1) ОРВ в отношении проектов МНПА Города Томска, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, проектов МНПА Города Томска, разработанных в целях недопущения возникновения и (или) ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, кризисных ситуаций и предупреждения террористических актов, а также для ликвидации их последствий проводится в порядке, предусмотренном действующим законодательством;
2) ОРВ в отношении проектов МНПА Города Томска об утверждении муниципальных программ и ведомственных муниципальных программ (о внесении изменений в муниципальные программы, ведомственные муниципальные программы) осуществляется путем проведения процедур, предусмотренных муниципальными правовыми актами администрации Города Томска, определяющими порядок разработки и реализации муниципальных программ и ведомственных целевых программ;
3) ОРВ в отношении проектов МНПА Города Томска об утверждении цен, тарифов, ставок и надбавок осуществляется путем проведения процедур, предусмотренных муниципальными правовыми актами администрации Города Томска, определяющими основы тарифной политики в муниципальном образовании "Город Томск".
1.7. Целью процедуры ОРВ является выявление положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, бюджета муниципального образования "Город Томск".
1.8. Для целей настоящего Порядка используются следующие основные понятия:
1) регулирующие органы - администрация Города Томска, органы администрации Города Томска, ответственные за нормативное правовое регулирование в соответствующей сфере общественных отношений и осуществляющие процедуру ОРВ, а также иные функции в соответствии с настоящим Порядком;
2) уполномоченный орган - орган администрации Города Томска, ответственный за внедрение процедуры ОРВ и выполняющий функции нормативно-правового, информационного и методического обеспечения оценки регулирующего воздействия, а также оценки качества проведения процедуры ОРВ регулирующими органами;
3) избыточные обязанности, ограничения, запреты и положения, способствующие их введению, - обязанности, ограничения, запреты субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, возникающие (устанавливаемые) в связи с введением нового либо изменением существующего регулирования, обоснование возникновения (установления) которых не подтверждено регулирующим органом, соответствующими расчетами, статистическими данными, аналитическими материалами, а также требования, связанные с необходимостью создания, приобретения, содержания, реализации каких-либо активов, возникновения, наличия или прекращения договорных обязательств, осуществления субъектом предпринимательской и инвестиционной деятельности работ (услуг), не связанные с представлением или подготовкой документов, осуществлением или прекращением определенного вида деятельности, которые необоснованно усложняют ведение деятельности либо приводят к издержкам или невозможности осуществления предпринимательской или инвестиционной деятельности, требования по подготовке и (или) представлению документов, сведений, информации (далее - документы), носящие неопределенный, трудновыполнимый, избыточный характер, в том числе (но не исключительно) требования, выражающиеся в следующем:
а) требуемые аналогичные или идентичные документы выдает тот же орган;
б) аналогичные или идентичные документы требуется представлять в несколько органов или учреждений, предоставляющих государственные, муниципальные услуги;
в) необоснованная периодичность подготовки и (или) представления документов (орган, получающий документ, не использует его с той периодичностью, с которой получает обязательные к подготовке и (или) представлению документы);
г) требования к представлению документов об объектах, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательной государственной регистрации, в случае, если вся требуемая информация или документы имеются в распоряжении государственных органов в связи с государственной регистрацией;
д) аналогичные или идентичные документы требуется представлять в одно или различные подразделения одного и того же органа, учреждения;
е) наличие организационных препятствий для приема обязательных к предоставлению документов (удаленное местонахождение приема документов, неопределенность времени приема документов);
ж) отсутствие альтернативных способов подачи обязательных к представлению документов (запрещение подачи документов через уполномоченных лиц либо с использованием любых иных способов подачи документов кроме личного приема);
з) предъявление завышенных требований к форме представляемых документов, представление которых связано с оказанием муниципальной услуги (представление только оригиналов документов и (или) нотариально заверенных копий документов);
и) процедура подачи документов не предусматривает возможности получения доказательств факта приема уполномоченным должностным лицом обязательных для представления документов;
к) установленная процедура не способствует сохранению конфиденциальности представляемых документов или способствует нарушению иных охраняемых законом прав;
л) иные требования к документам и процедуре их предоставления, которые необоснованно усложняют ведение деятельности либо приводят к издержкам или невозможности осуществления предпринимательской или инвестиционной деятельности;
4) необоснованные расходы - расходы субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также городского бюджета, возникающие в связи с введением нового либо изменением существующего регулирования, если достижение целей и результата такого регулирования может осуществляться с меньшими расходами субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, городского бюджета по сравнению с соответствующими расходами, возникающими в связи с введением нового либо изменением существующего регулирования, а также требования, связанные с необходимостью создания, приобретения, содержания, реализации каких-либо активов, возникновения, наличия или прекращения договорных обязательств, осуществления субъектом предпринимательской и инвестиционной деятельности работ (услуг), не связанные с представлением или подготовкой документов, осуществлением или прекращением определенного вида деятельности, которые необоснованно усложняют ведение деятельности либо приводят к издержкам или невозможности осуществления предпринимательской или инвестиционной деятельности;
5) сводный отчет о результатах проведения ОРВ проекта МНПА Города Томска (далее - сводный отчет) - документ, содержащий выводы по итогам проведения регулирующим органом исследования возможных вариантов решения выявленной в соответствующей сфере общественных отношений проблемы, а также результаты расчетов издержек и выгод применения указанных вариантов решения проблемы;
6) экспертное заключение об оценке регулирующего воздействия (далее - экспертное заключение) - завершающий процедуру ОРВ документ, подготавливаемый уполномоченным органом по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку и содержащий выводы о соблюдении регулирующим органом установленного порядка проведения процедуры ОРВ, а также об обоснованности полученных регулирующим органом результатов ОРВ;
7) официальный сайт проведения процедуры ОРВ - специально созданная вкладка "Оценка регулирующего воздействия" в разделе "Бизнесу" главной страницы Официального портала муниципального образования "Город Томск": http://admin.tomsk.ru/.
Иные понятия, используемые в настоящем Порядке, применяются в тех же значениях, что и в нормативных правовых актах Российской Федерации, Томской области, муниципальных правовых актах муниципального образования "Город Томск".
1.9. Основными задачами проведения процедуры ОРВ являются:
1) повышение качества проектов МНПА Города Томска;
2) повышение качества действующих МНПА Города Томска;
3) совершенствование нормотворческой деятельности администрации Города Томска и принимаемых управленческих решений, упрощение управленческой среды;
4) сокращение степени вмешательства по правовому регулированию в сферы деятельности субъектов предпринимательской, инвестиционной деятельности.
1.10. Процедура ОРВ основывается на следующих принципах:
1) прозрачность - доступность информации о процедуре ОРВ на всех стадиях ее проведения;
2) сбалансированность - обеспечение баланса интересов всех заинтересованных лиц в рамках проведения процедуры ОРВ;
3) эффективность - обеспечение оптимального выбора варианта правового регулирования с точки зрения выгод и издержек для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и для городского бюджета;
4) экономичность - обеспечение надлежащего качества проведения процедуры ОРВ при условии минимально необходимых затрат на ее проведение;
5) обязательность проведения процедуры ОРВ - обеспечение проведения ОРВ проектов МНПА Города Томска, устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные МНПА Города Томска обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
6) публичность источников информации и расчетов - обеспечение возможности проверки правильности осуществленных при проведении процедуры ОРВ расчетов и ориентация регулирующего органа на использование источников информации, доступных заинтересованным лицам.
1.11. Процедура проведения ОРВ состоит из следующих этапов:
1) разработка проекта МНПА Города Томска, составление сводного отчета о проведении ОРВ;
2) подготовка уполномоченным органом экспертного заключения об ОРВ проекта МНПА Города Томска.
1.12. Направление проекта МНПА Города Томска в уполномоченный орган для подготовки экспертного заключения осуществляется регулирующим органом после завершения установленной Стандартом делопроизводства в администрации Города Томска и иными муниципальными правовыми актами муниципального образования "Город Томск", определяющими особенности согласования (подготовки заключений) отдельных видов муниципальных правовых актов администрации Города Томска, Мэра Города Томска, Думы Города Томска, процедуры согласования (подготовки заключений) соответствующих проектов с заинтересованными органами администрации Города Томска до направления проекта в департамент правового обеспечения администрации Города Томска для прохождения правовой экспертизы.
1.13. Разногласия, возникающие по результатам проведения процедуры ОРВ проектов МНПА Города Томска, разрешаются созданной в соответствии с муниципальным правовым актом администрации Города Томска комиссией по урегулированию разногласий, возникающих по результатам проведения экспертизы муниципальных нормативных правовых актов муниципального образования "Город Томск" и оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов муниципального образования "Город Томск", затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности (далее - Комиссия). Состав и порядок деятельности Комиссии определяются муниципальным правовым актом администрации Города Томска.
2. Функции уполномоченного органа и регулирующих органов
2.1. Уполномоченный орган осуществляет:
1) нормативно-правовое и информационно-методическое обеспечение ОРВ в муниципальном образовании "Город Томск";
2) координацию взаимодействия участников процедуры ОРВ;
3) контроль качества исполнения процедур проведения ОРВ и подготовки сводных отчетов регулирующими органами;
4) подготовку экспертных заключений об ОРВ проектов МНПА Города Томска;
5) иные функции в соответствии с муниципальными правовыми актами муниципального образования "Город Томск".
2.2. Регулирующие органы осуществляют:
1) выявление проблем, связанных с правовым регулированием, в курируемой области деятельности, поиск различных вариантов (способов) их решения, в том числе путем введения нового или изменения и отмены действующего правового регулирования;
2) разработку и корректировку проектов МНПА Города Томска;
3) подготовку сводных отчетов об ОРВ проектов МНПА Города Томска;
4) размещение материалов на официальном сайте проведения процедуры ОРВ в соответствии с настоящим Порядком;
5) иные функции в соответствии с муниципальными правовыми актами муниципального образования "Город Томск".
3. Оценка регулирующего воздействия проекта МНПА города Томска
3.1. В случае принятия решения о разработке проекта МНПА Города Томска регулирующий орган разрабатывает текст проекта МНПА Города Томска, сводный отчет.
3.2. Выбор наилучшего варианта правового регулирования осуществляется с учетом следующих основных критериев:
1) эффективность, определяемая высокой степенью вероятности достижения заявленных целей регулирования;
2) обоснованность предполагаемых затрат потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и городского бюджета;
3) предполагаемая польза для соответствующей сферы общественных отношений, выражающаяся в создании благоприятных условий для ее развития и конкуренции.
3.3. Сводный отчет заполняется регулирующим органом по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку и должен содержать следующие сведения:
1) описание проблемы, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования, оценка негативных эффектов, возникающих в связи с наличием рассматриваемой проблемы и мерах, принятых ранее для ее решения, достигнутых результатах и затраченных ресурсах;
2) определение целей предлагаемого правового регулирования и индикаторов для оценки их достижения;
3) качественная характеристика и оценка численности потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования (их групп);
4) изменение функций (полномочий, обязанностей, прав) органов местного самоуправления, а также порядка их реализации в связи с введением предлагаемого правового регулирования;
5) оценка дополнительных расходов (доходов) городского бюджета, связанных с введением предлагаемого правового регулирования;
6) изменение обязанностей (ограничений) потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и связанные с ними дополнительные расходы (доходы);
7) оценка рисков неблагоприятных последствий применения предлагаемого правового регулирования;
8) сравнение возможных вариантов решения проблемы;
9) оценка необходимости установления переходного периода и (или) отсрочки вступления в силу МНПА Города Томска либо необходимость распространения предлагаемого правового регулирования на ранее возникшие отношения;
10) информация о наличии либо об отсутствии положений, способствующих ограничению конкуренции;
11) иные сведения, которые, по мнению регулирующего органа, позволяют оценить обоснованность предлагаемого регулирования.
В сводном отчете приводятся источники использованных данных.
Расчеты, необходимые для заполнения разделов сводного отчета, приводятся в приложении к нему.
3.4. В уполномоченный орган для подготовки экспертного заключения регулирующим органом предоставляются следующие документы (далее - материалы):
1) оригинал проекта МНПА Города Томска;
2) оригинал сводного отчета о результатах проведения ОРВ проекта МНПА Города Томска;
3) иные документы по усмотрению регулирующего органа.
3.5. В случае если направленный для подготовки экспертного заключения сводный отчет не содержит полной информации, указанной в пункте 3.3 настоящего Порядка, или предоставленные материалы не соответствуют требованиям, предусмотренным настоящим Порядком, уполномоченный орган в срок не позднее 5 рабочих дней со дня поступления сводного отчета возвращает материалы регулирующему органу.
4. Подготовка экспертного заключения об оценке регулирующего воздействия
4.1. Экспертное заключение об оценке регулирующего воздействия (далее - экспертное заключение) подготавливается уполномоченным органом в срок не более 15 рабочих дней со дня представления регулирующим органом материалов в уполномоченный орган.
Экспертное заключение утверждается путем его подписания руководителем уполномоченного органа, а при его отсутствии - уполномоченным приказом руководителя уполномоченного органа сотрудником уполномоченного органа.
4.2. В экспертном заключении делаются выводы о соблюдении (несоблюдении или неполном соблюдении) регулирующим органом Порядка проведения процедуры ОРВ, о наличии либо отсутствии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и городского бюджета, о наличии либо отсутствии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом правового регулирования, а также положений, способствующих ограничению конкуренции.
4.3. Для подготовки экспертного заключения уполномоченный орган осуществляет контроль качества исполнения процедур и подготовки сводных отчетов об ОРВ регулирующими органами.
4.4. При проведении экспертизы качества исполнения процедур ОРВ уполномоченный орган оценивает представленные регулирующим органом материалы на соответствие следующим требованиям:
1) компонентная полнота (все ли процедуры, установленные в настоящем Порядке, пройдены при проведении процедуры ОРВ);
2) экономичность проведения ОРВ (процедуры, не являющиеся обязательными в соответствии с настоящим Порядком, например, открытые заседания общественно-консультативных органов и иные процедуры выполняются только в случае обоснования необходимости их проведения);
3) соответствие результатов выполненных процедур ОРВ целям проведения процедур ОРВ.
4.5. При проведении экспертизы качества подготовки сводного отчета уполномоченный орган оценивает его на соблюдение следующих требований:
1) компонентная полнота, то есть все ли вопросы рассмотрены в представленном сводном отчете;
2) обоснованность выводов, содержащихся в каждой части сводного отчета;
3) возможность наличия других вариантов решения проблемы и эффективность ее правового регулирования.
4.6. В ходе анализа обоснованности выбора предлагаемого правового регулирования и достаточности предложенных вариантов уполномоченный орган формирует мнение относительно полноты рассмотрения всех возможных вариантов правового регулирования выявленной проблемы, а также эффективности данных способов решения проблемы в сравнении с действующим на момент проведения процедуры ОРВ правовым регулированием рассматриваемой сферы общественных отношений.
4.7. При оценке эффективности предложенных вариантов правового регулирования уполномоченный орган обращает внимание на соответствие содержания сводного отчета следующим принципам:
1) точность формулировки выявленной проблемы;
2) обоснованность качественного и количественного определения потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и динамики их численности;
3) адекватность определения целей предлагаемого правового регулирования;
4) практическая реализуемость заявленных целей предлагаемого правового регулирования;
5) верифицируемость показателей достижения целей предлагаемого правового регулирования и возможность последующего мониторинга их достижения;
6) выявление регулирующим органом всех возможных рисков введения предлагаемого правового регулирования.
4.8. В случае выявления несоответствия качества материалов, указанных в пункте 3.4 настоящего Порядка, и (или) процедур ОРВ, проведенных в отношении проекта МНПА Города Томска, требованиям настоящего Порядка уполномоченный орган в срок, указанный в пункте 4.1 настоящего Порядка, направляет в регулирующий орган экспертное заключение с перечнем замечаний о качестве ОРВ, требующих устранения.
4.9. Регулирующий орган устраняет замечания и учитывает выводы, изложенные в экспертном заключении при доработке проекта МНПА Города Томска и сводного отчета. По итогам доработки регулирующий орган повторно направляет материалы, указанные в пункте 3.4 настоящего Порядка, в уполномоченный орган для получения экспертного заключения.
Постановлением Администрации г. Томска от 25 апреля 2016 г. N 333 пункт 4.10 настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу после официального опубликования названного постановления и распространяющей свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 г.
4.10. При отсутствии замечаний к качеству материалов, указанных в пункте 3.4 настоящего Порядка, соблюдению процедур и положениям проекта МНПА Города Томска уполномоченный орган в срок не позднее трех рабочих дней со дня утверждения экспертного заключения направляет его в регулирующий орган.
5. Проведение оценки регулирующего воздействия проектов МНПА города Томска, поступивших из Думы города Томска
5.1. Проекты МНПА Города Томска, поступившие из Думы Города Томска (в том числе подготовленные субъектами правотворческой инициативы, указанными в пункте 1 статьи 51 Устава Города Томска) и устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные МНПА Города Томска обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат ОРВ в соответствии с настоящим Порядком.
5.2. Взаимодействие Думы Города Томска и администрации Города Томска в целях реализации Порядка осуществляется в соответствии с муниципальными правовыми актами муниципального образования "Город Томск".
5.3. В целях проведения процедур ОРВ в администрацию Города Томска представляются следующие документы:
1) проект МНПА Города Томска;
2) проект сводного отчета, подготовленный в соответствии с пунктом 3.3 настоящего Порядка.
5.4. Поступившие в администрацию Города Томска материалы в сроки, определяемые муниципальными правовыми актами, регулирующими правила взаимодействия администрации Города Томска и Думы Города Томска, направляются в отраслевой орган администрации Города Томска, осуществляющий управленческие функции в сфере, регулируемой представленным проектом МНПА Города Томска, для организации и проведения процедур ОРВ, предусмотренных настоящим Порядком.
5.5. Подготовленное в соответствии с разделом 4 настоящего Порядка экспертное заключение об оценке регулирующего воздействия направляется в Думу Города Томска в порядке и в сроки, предусмотренные муниципальными правовыми актами муниципального образования "Город Томск".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.