Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 12 ноября 2013 г. N А294-11/13
|
Муниципальный заказчик - Муниципальное казенное учреждение муниципального образования Моздокского городского поселения "Управление городского хозяйства"
Администрация местного самоуправления Моздокского р-на РСО-Алания
ООО "Южная нерудная компания"
Оператору электронной площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ"
|
РЕШЕНИЕ
по делу NА294-11/13
12 ноября 2013года г.Владикавказ
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия -Алания рассмотрев в порядке статьей 17 и 60 Федерального закона N94-ФЗ от 21.07.2005 г. "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) жалобу ООО "Южная нерудная компания" на действия муниципального заказчика - Муниципального казенного учреждения муниципального образования Моздокского городского поселения "Управление городского хозяйства" (далее - МКУ МО МГП "Управление городского хозяйства") при проведении открытого аукциона в электронной форме N0110300000813000110 на выполнение работ по строительству 27-квартирного дома по ул. Советов в Моздокском городском поселении (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
05 ноября 2013 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "Южная нерудная компания" (далее - Заявитель) на действия МКУ МО МГП "Управление городского хозяйства"), при проведении Аукциона.
Из жалобы следует, что требования документации об открытом аукционе в электронной форме по размещению заказа на выполнение работ по строительству 27- квартирного жилого дома по ул. Советов в Моздокском городском поселении (извещение N0110300000813000110 от 22.10.2013 года, размещенное на официальном сайте для размещения заказов www.zakupki.gov.ru) (далее - Аукционная документация) и порядок ее размещения на официальном сайте нарушают положения законодательства о размещении заказов:
1. Заявитель считает неправомерными положения Аукционной документации, а именно - пункта 17 Информационной карты Аукциона, в которой установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки копии свидетельства о допуске СРО к следующим видам работ:
1. Геодезические работы, выполняемые на строительных площадках.
2. Подготовительные работы.
3. Земляные работы.
4.Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций.
5.Монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций.
6. Работы по устройству каменных конструкций.
7.Монтаж металлических конструкций.
8. Монтаж деревянных конструкций.
9. Устройство кровель.
10. Фасадные работы.
11.Устройство внутренних инженерных систем и оборудования зданий и сооружений.
12.Устройство наружных сетей водопровода.
13.Устройство наружных сетей канализации.
14.Устройство наружных сетей теплоснабжения.
15. Устройство наружных сетей газоснабжения, кроме магистральных.
2. Установленное в Аукционной документации требование о предоставлении в составе второй части заявки копии лицензии на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений Заявитель считает незаконным и нарушающим требования Закона о размещении заказов, а также писем ФАС России N ИА/19714 от 23.05.2011 года, N ИА/26163 от 07.07.2011 года, а также статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года "О защите конкуренции" N135-ФЗ.
3. Заявитель указывает, что участник должен предоставить сведения о конкретных показателях, предполагаемых для использования товаров в свободной форме, указанной в Приложении N1 к Аукционной документации.
Но данное приложение размещено на официальном сайте в формате, в котором отсутствует возможность поиска и копирования фрагментов текста (jpeg), в нарушение Приказа Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 646/21н, в котором утверждено Положение о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом (далее - Положение) и пункта 3 Требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 16.11.2009 N 470.
На основании вышеизложенного Заявитель просит обязать заказчика привести Аукционную документацию в соответствие с Законодательством РФ и продлить сроки приема заявок на участие в аукционе.
В объяснении по существу жалобы представитель МКУ МО МГП "Управление городского хозяйства" указала на следующее:
1. В пункте 17 Информационной карты Аукционной документации о документах субподрядчика, либо соисполнителя не указано.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Вместе с тем, в силу части 3 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком.
Следовательно, условием допуска к участием в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах, в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи Закона о размещении заказов, должно являться обязательное наличие у участника размещения заказа исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
Согласно разделу III Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утверждённые Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 624, работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту требуют наличия выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
В соответствии с письмом Федеральной антимонопольной службы от 23.05.2011 года NИА/19714 "О Требованиях к участникам размещения заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства (далее - Письмо NИА/19714), условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, должно являться обязательное наличие у участника размещения заказа исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
В случае выполнения таким лицом указанных работ лично данное лицо должно обладать при выполнении таких соответствующим свидетельством о допуске к отдельным видам работ и пожарную лицензию.
В случае, если работы будут выполняться с привлечением соисполнителей, участником заказа достаточно предоставление о допуске СРО к работам по организации строительства.
Все остальные разрешительные документы предоставляются субподрядчиком при заключении договора субподряда.
2. Раздел 3 "Техническое задание" Аукционной документации содержит требования как к выполняемым работам, так и к материалам (оборудованию), используемому при выполнении работ. Поэтому участнику размещения заказа необходимо дать согласие на выполнение работ в соответствии с требованиями документации об аукционе, а также конкретные показатели материалов (товаров), используемых при выполнении работ, в соответствии со значениями, указанными в Приложении N 1 к документации об аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать следующие сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта, в том числе требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
3. Доводы Заявителя о том, что размещенное на официальном сайте Приложение N 1 к техническому заданию Аукционной документации в формате, не обеспечивающем возможности поиска и копирования отдельных фрагментов текста, МКУ МО МГП "Управление городского хозяйства" считает несостоятельными, поскольку Аукционная документация и приложения к ней, размещенные на официальном сайте, соответствуют положениям статьи 16, части 2 статьи 41.7 Закона о размещении заказов, а также пункту 3 Положений о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом, утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.12.2010 N 646 и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 21н.
Заявитель обратился к МКУ МО МГП "Управлению городского хозяйства" за разъяснениями, на которые были получены ответы и опубликованы на официальном сайте 29 октября 2013 года. В разъяснениях указывалось следующее:
1. Требования к участнику размещения заказа установлены заказчиком, исходя из требований п.1 части 1 ст. 11 Закона о размещении заказов, в котором описан исчерпывающий перечень документов, который должен потребовать заказчик от участника размещения заказа в составе второй части заявок (без указания на документы субподрядчика либо соисполнителя). Поэтому, в случае если все работы будут выполняться участником размещения заказа лично, то он обязан предоставить допуск СРО на конкретные виды работ и пожарную лицензию. В случае, если работы будут выполняться с привлечением соисполнителей, участником размещения заказа достаточно предоставление свидетельства о допуске СРО к работам по организации строительства. Все остальные разрешительные документы предоставляются субподрядчиком при заключении договора субподряда.
2. Аукционная документация содержит требования к выполняемым работам и к материалам (оборудованию), используемому при выполнении работ. (Раздел 3. Техническое задание). Участнику размещения заказа необходимо было дать согласие на выполнение работ в соответствии с требованиями Аукционной документации, а также конкретные показатели материалов (товаров), используемых при выполнении работ, в соответствии со значениями, указанными в Приложении N1 к Аукционной документации.
3. Также МКУ МО МГП "Управление городского хозяйства" пояснило, что формат размещенных файлов не препятствует ознакомлению, чтению и копированию.
На основании изложенного МКУ МО МГП "Управление городского хозяйства" считает жалобу необоснованной.
Изучив представленные материалы, руководствуясь частью 5 статьи 17 и статьей 60 Закона о размещении заказов, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России провела внеплановую проверку размещения заказа и пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с извещением о проведении Аукциона, распоряжению об утверждении Аукционной документации N87 от 22.10.2013 года, утверждённому директором МКУ МО МГП "Управление городского хозяйства" Тугановой И.А., содержанием Аукционной документации:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте для размещения заказов 22.10.2013 года;
2) начальная (максимальная) цена контракта 36 581 196,00 рублей;
3) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе -
11.11.2013 года в 18 часов 00 минут;
4) Дата окончания срока рассмотрения заявок: 15.11.2013 года;
5) Дата проведения Аукциона - 18.11.2013 года;
Изменения и разъяснения на официальном сайте по проведению Аукциона N0110300000813000110, а именно: требования к составу заявки - опубликованы 29.10.2013 года в 14 часов 12 минут и в 14 часов 15 минут.
Положениями Письма ФАС России NИА/19714 от 23.05.2011 года установлено, что согласно части 4 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 указанного Закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов участник размещения заказа должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
При этом согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Таким образом, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, должно являться обязательное наличие у участника размещения заказа исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника размещения заказа свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и является нарушением части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
Также необходимо отметить, что лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц. В случае выполнения таким лицом указанных работ лично данное лицо должно обладать при выполнении таких соответствующим свидетельством о допуске к отдельным видам работ.
В соответствии с положениями пункта 4 статьи 11 Закона о размещении заказов: кроме указанных в частях 1 - 3 статьи 11 требований и установленных в соответствии со статьей 55.3 Закона о размещении заказов требований, Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
В соответствии с пунктом 17 Информационной карты Аукционной документации установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки копии свидетельства о допуске СРО к следующим видам работ:
4. Геодезические работы, выполняемые на строительных площадках.
5. Подготовительные работы.
6. Земляные работы.
4.Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций.
5.Монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций.
6. Работы по устройству каменных конструкций.
7.Монтаж металлических конструкций.
8. Монтаж деревянных конструкций.
9. Устройство кровель.
10. Фасадные работы.
11.Устройство внутренних инженерных систем и оборудования зданий и сооружений.
12.Устройство наружных сетей водопровода.
13.Устройство наружных сетей канализации.
14.Устройство наружных сетей теплоснабжения.
16. Устройство наружных сетей газоснабжения, кроме магистральных.
Кроме того, пунктом 17 Информационной карты Аукционной документации установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки копии лицензии на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Таким образом, установление МГП "Управление городского хозяйства" в Аукционной документации требований, не предусмотренных частями 1-3 статьи 11 Закона о размещении заказов, является нарушением части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ.
Однако, при рассмотрении жалобы представитель Заявителя Ворокова М.Р. пояснила, что по существу вопросов 1 и 2, изложенных в жалобе, МКУ МО МГП "Управлению городского хозяйства" предоставило Заявителю исчерпывающие разъяснения относительно требований Аукционной документации, в которых указало, что при условии выполнения участником размещения заказа лично он обязан предоставить допуск СРО на конкретные виды работ и пожарную лицензию. В случае, если работы будут выполняться с привлечением соисполнителей, участником размещения заказа достаточно предоставление свидетельства о допуске СРО к работам по организации строительства. Все остальные разрешительные документы предоставляются субподрядчиком при заключении договора субподряда.
Указанные разъяснения опубликованы на официальном сайте 29 октября 2013 года. Окончание срока подачи заявок на участие в Аукционе - 11.11.2013 года в 18 часов 00 минут.
Следовательно, разместив на официальном сайте разъяснения относительно требований Аукционной документации, МГП "Управление городского хозяйства" исключило возможность неоднозначного толкования потенциальными участниками размещения заказа, в случае привлечения ими соисполнителей, требований о необходимости предоставления в составе второй части заявки копии свидетельства о допуске СРО к вышеперечисленным видам работ, а также требование о предоставлении в составе второй части заявки копии лицензии на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
2. Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.12.2010 N 646 и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 21н утверждены Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом (далее - Положения). При этом пунктом 3 Положений установлено, что информация, размещаемая на официальном сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
Приложение N 1 к техническому заданию Аукционной документации, размещенное на официальном сайте, не содержит ограничений для ознакомления.
Ссылка Заявителя на положения пункта 3 Требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 16.11.2009 N 470 является несостоятельной, так как официальный сайт Российской Федерации в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru не является официальным сайтом федеральных органов исполнительной власти.
Соответственно, несостоятельны доводы Заявителя о нарушении его прав размещением на официальном сайте Приложения N 1 к техническому заданию Аукционной документации в формате, не обеспечивающем возможности поиска и копирования отдельных фрагментов текста.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 17, 57 и 60 Закона о размещении заказов и Административным регламентом ФАС России, утвержденным Приказом ФАС России N498 от 24.07.2012 года, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Южная нерудная компания" на действия муниципального заказчика - Муниципального казенного учреждения муниципального образования Моздокского городского поселения "Управление городского хозяйства" при проведении открытого аукциона в электронной форме N0110300000813000110 на выполнение работ по строительству 27-квартирного дома по ул. Советов в Моздокском городском поселении обоснованной в части установления требований о наличии допуска СРО к конкретным видам работ, а также требования о предоставлении в составе второй части заявки копии лицензии на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений для участников размещения заказа, имеющих свидетельство СРО о допуске к работам по организации строительства.
2. Признать в действиях муниципального заказчика - МКУ МО МГП "Управление городского хозяйства" - нарушение части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
3. МКУ МО МГП "Управление городского хозяйства" предписание об устранении нарушения Закона о размещении заказов не выдавать в связи с размещением на официальном сайте разъяснений относительно требований Аукционной документации.
4. Передать материалы дела NА294-11/13 по уполномоченному лицу отдела контроля государственного заказа Северо - Осетинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ и части 9 статьи 60 ФЗ-94 "О размещении заказов _" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействия) заказчика может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 12 ноября 2013 г. N А294-11/13
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.11.2013