Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 4 декабря 2013 г. N 03-10.1/467-2013 ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя Управления, Председателя Комиссии;
Иванченко О.И. - начальника отдела контроля размещения государственного заказа, заместителя Председателя Комиссии;
Шевченко А.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, члена Комиссии;
Кусановой Ш.М. - главного специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу ЗАО "СиСофт-Терра" (далее - Заявитель, Общество) на действия Министерства промышленной политики, связи и инновационных технологий Омской области*(1) (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг в сфере информационных технологий по созданию первой очереди региональной геоинформационной системы Омской области, обеспечивающей интеграцию пространственных и других данных об Омской области с электронными картами, космоснимками, данными ГЛОНАСС и других информационных систем (извещение N 0152200001013000046) (далее - открытый конкурс),
в присутствии <_>,
УСТАНОВИЛА:
1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 13655 от 29.11.2013), в которой указано, что Заказчик нарушил требования Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон "О размещении заказов"), включив в конкурсную документацию требования, которые приводят к ограничению количества участников размещения заказа, нарушают права и законные интересы Общества, приводят к невозможности формирования предложения по исполнению контракта.
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-8859 от 28.11.2013) Заказчиком были представлены материалы размещения заказа (вх. N 13800 от 03.12.2013).
Из представленных материалов и информации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) следует, что 31.10.2013 на указанном сайте Заказчиком были размещены извещение о проведении открытого конкурса и конкурсная документация с начальной (максимальной) ценой контракта 11220000 рублей.
Согласно данному извещению, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе 02.12.2013 10:00.
3. В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителей сторон и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона "О размещении заказов" внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
3.1. В силу требований пункта 10 части 4 статьи 22 Федерального закона "О размещении заказов" конкурсная документация должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона "О размещении заказов" установлено, что при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются обязательные требования о соответствии участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 22 Федерального закона "О размещении заказов" в соответствии с частями 2 - 4 статьи 25 настоящего Федерального закона конкурсная документация должна содержать требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе, в том числе заявки, подаваемой в форме электронного документа, подписанного в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - электронный документ), и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с требованиями подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 25 Федерального закона "О размещении заказов" заявка на участие в конкурсе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, такие товары, работы, услуги являются предметом конкурса и данные требования предусмотрены конкурсной документацией.
Согласно статье 12 Федерального закона от 26.12.1995 N 209-ФЗ "О геодезии и картографии" геодезическая и картографическая деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 42 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) установлено, что лицензированию подлежит вид деятельности "геодезические и картографические работы федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства)".
Перечень геодезических и картографических работ, включенных в состав лицензируемого вида деятельности (далее - Перечень), приведен в приложении к Положению о лицензировании геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства), утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2011 N 1016.
Исходя из пункта 6 Перечня, вышеуказанных норм и предмета конкурса пункты 2.2.2.2 и 3.1 конкурсной документации содержат требование о наличии у участников размещения заказа лицензии на осуществление геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение, по виду работ "Создание и ведение географических информационных систем федерального и регионального значения" и представлении в заявке на участие в конкурсе копии такой лицензии.
В своей жалобе Заявитель утверждает, что ряд работ, содержащихся в Приложении 1 "Техническое задание" к конкурсной документации подлежит лицензированию в соответствии со следующими пунктами Перечня:
- пункт 2 "Создание и обновление государственных топографических карт и планов в графической, цифровой, фотографической и иных формах, точность и содержание которых обеспечивают решение общегосударственных, оборонных, научно-исследовательских и иных задач, издание этих карт и планов, топографический мониторинг";
- пункт 7 "Проектирование, составление и издание общегеографических, политико-административных, научно-справочных и других тематических карт и атласов межотраслевого назначения, учебных картографических пособий";
- пункт 10 "Обеспечение геодезическими, картографическими, топографическими и гидрографическими материалами (данными) об установлении и изменении границ субъектов Российской Федерации, границ муниципальных образований".
При этом заявитель, в том числе указал: "Перечисленные в п.п. 8.2.1, 8.2.2.3, 8.2.2.4, 8.2.2.4.1, 8.2.2.4.2, 8.10, 8.10.1, 8.9.5, 8.9.5.1, 8.9.5.1.1, 8.9.5.1.2, 9.11, 9.12, 9.26.2 виды работ соответствуют подвиду работ "Создание и обновление государственных топографических карт и планов в цифровой форме" вида работ, указанному в п. 2 Перечня"; "Перечисленные в п. 9.26.7.3., 9.26.7.3.1. виды работ соответствуют виду работ, указанному в п. 10 Перечня; "Помимо перечисленного, в различных подразделах Технического задания предусмотрено проектирование, составление и издание тематических карт в цифровой форме, что соответствуют виду работ, указанному в п. 7 Перечня".
Представитель Заявителя в целом мотивировал данный довод тем, выполнение комплекса работ приводит к созданию нового картографического продукта.
Изучив Техническое задание, Комиссия не может согласиться с вышеуказанной позицией заявителя, в связи с чем, признает данный довод жалобы необоснованным.
3.2. Частью 3 статьи 22 Федерального закона "О размещении заказов" установлено, что конкурсная документация не должна содержать указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа. Конкурсная документация может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставка которых не является предметом контракта. В случае, если в конкурсной документации содержится указание на товарные знаки в отношении товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в конкурсной документации также должно содержаться указание на товарный знак в отношении товара российского происхождения (при наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товара, происходящего из иностранного государства или группы иностранных государств). При указании в конкурсной документации на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
В своей жалобе Заявитель утверждает следующее:
"31 октября 2013 г. на официальном сайте zakupki.gov.ru Министерством промышленной политики, связи и инновационных технологий Омской области размещено 2 извещения о проведении торгов:
1) N 0152200001013000051 о проведении открытого аукциона в электронной форме "Оказание услуг по предоставлению неисключительных прав на программное обеспечение для создания автоматизированной системы центра по предоставлению на территории Омской области информационных услуг с использованием спутниковых данных" (далее - Аукцион);
2) N 0152200001013000046 о проведении открытого конкурса "Оказание услуг в сфере информационных технологий по созданию первой очереди региональной геоинформационной системы Омской области, обеспечивающей интеграцию пространственных и других данных об Омской области с электронными картами, космоснимками, данными ГЛОНАСС и других информационных систем" (далее -
Конкурс).
При этом обращают на себя внимание следующий факт, содержащие признаки нарушения антимонопольного законодательства и законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд:
Конкурс предполагает создание первой очереди региональной геоинформационной системы Омской области с использованием базового и системного программного обеспечения, принадлежащего Заказчику (п.п. 10.2.4., 10.3. Технического задания), в том числе:
- ArcGIS 10.2 for Server Enterprise Standard,
- ArcGIS 10.2 for Desktop Standard,
- ИАС "Градоустройство" 2.4,
- MapXtreme 7.1 Desktop Deployment.
При этом в документации Конкурса отсутствуют ссылки на возможность использования эквивалентного программного обеспечения.
Ознакомление с Конкурсной документацией Аукциона показывает, что поставка (в форме предоставления неисключительных прав) программного обеспечения для первой очереди региональной геоинформационной системы Омской области предусмотрена именно в результате данного Аукциона.
При этом в документации Аукциона не дается ссылок на какие бы то ни было товарные знаки, фирменные наименования или названия программного обеспечения.
Следовательно, Заказчик при формировании Конкурсной документации Конкурса ЗАВЕДОМО предполагал какое именно программное обеспечение будет приобретено для государственных нужд в ходе закупок по Аукциону - как следствие Конкурсная документация содержит ссылки на конкретные товарные знаки и фирменные наименования, принадлежащие третьим лицам (в то время как Аукцион по приобретению неисключительных прав на программное обеспечение еще не проведен)".
Ознакомившись с требованиями обжалуемой конкурсной документации, Комиссия установила, что пунктом 1.2.4 и 10.3 конкурсной документации установлено, что при оказании услуг в рамках Технического задания исполнителем должно использоваться конкретное программное обеспечение, предоставляемое Заказчиком:
- ArcGIS 10.2 for Server Enterprise Standard (ESRI, США);
- ArcGIS 10.2 for Desktop Standard (ERSI, США);
- ИАС "Градоустройство" 2.4 (ООО ИТП "Град", Россия);
- MapXtreme 7.1 Desktop Deployment (Mapinfo Corp., США).
При этом Заказчиком не предоставлена возможность использования эквивалентного программного продукта.
В своих возражениях Заказчик утверждает следующее:
"В Конкурсной документации отсутствуют ссылки на возможность использования эквивалентного программного обеспечения, поскольку в распоряжении Государственного заказчика уже имеется определенный набор программного обеспечения, приобретенного в целях создания Системы. Использование программного обеспечения Заказчика является условием оказания услуг".
В результате изучения представленных материалов Комиссия приходит к выводу, что на момент утверждения конкурсной документации у Заказчика отсутствовало программное обеспечение, указанное в Техническом задании, следовательно, Заказчик нарушил требования части 3 статьи 22 Федерального закона "О размещении заказов", в связи с чем, данный довод жалобы признается обоснованным.
3.3. В силу требования пункта 4 части 4 статьи 21 Федерального закона "О размещении заказов" в извещении о проведении открытого конкурса должен быть указан предмет контракта с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, за исключением случая, если при проведении конкурса на право заключить контракт на выполнение технического обслуживания и (или) ремонта техники, оборудования, оказание услуг связи, юридических услуг невозможно определить необходимое количество запасных частей к технике, к оборудованию, объем работ, услуг.
В соответствии с указанной нормой извещение о проведении конкурса содержит информацию об объеме выполняемых работ: "В соответствии с Техническим заданием на оказание услуг (Приложение N 1 к настоящей конкурсной документации)".
В своей жалобе Заявитель утверждает следующее:
"В конкурсной документации не определено число рабочих мест Системы, устанавливаемых и поддерживаемых в рамках работы пилотных РОИВ и ОМСУ.
В отсутствие сведений о числе рабочих мест Системы в пилотных РОИВ и ОМСУ участник размещения заказа не имеет возможности оценить объем предстоящих работ и, соответственно, расходы на оплату труда, командировочные расходы, которые необходимо понести при внедрении информационной системы.
Следовательно, участник размещения заказа не имеет возможности обоснованно сформировать свое предложение".
Изучив конкурсную документацию, Комиссия установила, что в пункте 6.1 раздела 6 "Требования к оказываемым услугам" Технического задания Заказчик установил следующее:
"Для пилотных РОИВ и ОМСУ должна быть обеспечена возможность работы с Системой, в том числе выполнение операций по наполнению и редактированию геопространственных данных, с предоставлением необходимого для работы количества подключений к Системе (рабочих мест с веб-интерфейсом), а также проведены обработка, конвертация и наполнение Системы ОПД, имеющимися в распоряжении пилотных РОИВ и ОМСУ" (согласно сокращениям, применяемым в данной конкурсной документации: РОИВ - региональные органы исполнительной власти (Омской области); ОМСУ - органы местного самоуправления Омской области).
При этом Заказчиком были даны следующие пояснения:
"Пункт 6.3 раздела 6 Технического задания предусматривает, что на первом этапе оказания услуг в рамках пилотного проекта на серверах Государственного заказчика должно быть развернуто базовое программное обеспечение и система управления базами данных.
Перечень имеющегося у Государственного заказчика программного обеспечения представлен в пункте 10.2.4 Технического задания. Указанным перечнем предусмотрено наличие у Государственного заказчика десяти пользовательских лицензий MapXtreme 7.1 Desktop Deployment. Так как техническим заданием не предусмотрено иное, пилотный проект должен предусматривать 10 рабочих мест пользователей".
Пункт 10.2.4 Технического задания представлен в виде таблицы:
"10.2.4. При оказании услуг в рамках настоящего Технического задания Исполнителем должно использоваться следующее ПО, входящее в состав программной платформы центра по предоставлению на территории Омской области информационных услуг с использованием спутниковых данных, имеющееся у Государственного заказчика:
N п/п |
Наименование |
Количество лицензий, усл. ед. |
1. |
ArcGIS 10.2 for Server Enterprise Standard, лицензия на 1 сервер до 4-х ядер |
1 |
2. |
ArcGIS 10.2 for Desktop Standard |
1 |
3. |
Серверная лицензия ИАС "Градоустройство" 2.4 и выше для муниципальных образований свыше 600 тысяч жителей |
1 |
4. |
Серверная лицензия ИАС "Градоустройство" 2.4 для муниципальных образований менее 100 тысяч жителей |
2 |
5. |
MapXtreme 7.1 Desktop Deployment (пользовательская лицензия) |
10 |
Комиссия считает, что из данной таблицы прямо не следует, на каком именно сервере, каким способом и в каком количестве исполнитель должен предоставить (установить) рабочие места для работы с Системой.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик не в полной мере исполнил требования пункта 4 части 4 статьи 21 Федерального закона "О размещении заказов" при определении объема выполняемых работ, а именно, не указав количество рабочих мест Системы в пилотных РОИВ и ОМСУ
3.4. В силу требований пунктов 1 и 10 части 4 статьи 22 подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 25 Федерального закона "О размещении заказов" конкурсная документация должна содержать требования к участникам размещения заказа, а также к содержанию заявки на участие в конкурсе, установленные в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона,
Изучив конкурсную документацию, Комиссия установила, что пункты 2.2.2.2 и 3.1 содержат требование о наличии у участников размещения заказа лицензии ФСБ России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну и представлении в заявке на участие в конкурсе копии такой лицензии.
В возражениях Заказчика указано, что "Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 года N 1203. Согласно пункту 42 данного Перечня сведениями, отнесенными к государственной тайне, являются сведения о метрополитенах или других сооружениях, которые могут быть использованы в интересах обороны страны, а также сведения, раскрывающие схемы водоснабжения городов с населением более 300 тысяч человек или железнодорожных узлов, расположение головных сооружений водопровода или водовода, их питающих.
Техническое задание на оказание услуг в сфере информационных технологий по созданию первой очереди региональной геоинформационной системы Омской области, обеспечивающей интеграцию пространственных и других данных об Омской области с электронными картами, космоснимками, данными ГЛОНАСС и других информационных систем (далее - Техническое задание) является приложением N 1 к конкурсной документации от 31 октября 2013 года N 01-ОК/13.
Согласно разделу 9 Технического задания требованиями к информационному обеспечению Системы является включение Исполнителем в состав муниципальных отраслевых пространственных данных (при наличии в исходных данных в векторной форме):
1) данных об инженерной инфраструктуре поселения, в том числе:
- существующие магистральные и внутриквартальные сети водоснабжения;
- проектируемые, сохраняемые магистральные и внутриквартальные сети водоснабжения;
- существующие объекты водоснабжения;
- проектируемые, сохраняемые объекты водоснабжения;
- точки подключения сетей и объектов водоснабжения;
2) данных о транспортной инфраструктуре, в том числе:
- существующие объекты транспортной инфраструктуры;
- проектируемые объекты транспортной инфраструктуры.
Таким образом, при оказании услуг победителем открытого конкурса будут использоваться сведения, составляющие государственную тайну, что требует у него наличия соответствующей лицензии".
Комиссия не может согласиться с данными возражениями, поскольку в пункте 7.4.2 Технического задания прямо указано: "В Системе должна обрабатываться информация ограниченного доступа, не содержащая сведений, составляющих государственную тайну, поскольку Система относится к группе многопользовательских автоматизированных систем, в которых одновременно обрабатывается и хранится информация разных уровней конфиденциальности", соответственно, Комиссия считает, что Заказчиком не обоснована необходимость установления к участникам размещения заказа требования о наличии у них лицензии ФСБ России.
На основании изложенного, руководствуясь частью 6 статьи 60 Федерального закона "О размещении заказов", пунктом 5.6 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 26.01.2011 N 30, зарегистрированного в Минюсте РФ 21.03.2011 N 20204, пунктами 3.35 и 3.37 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, зарегистрированного в Минюсте России 01.08.2012 N 25073, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать частично обоснованной жалобу ЗАО "СиСофт-Терра" на действия Министерства промышленной политики, связи и инновационных технологий Омской области (в настоящее время - Главное управление информационных технологий и связи Омской области) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг в сфере информационных технологий по созданию первой очереди региональной геоинформационной системы Омской области, обеспечивающей интеграцию пространственных и других данных об Омской области с электронными картами, космоснимками, данными ГЛОНАСС и других информационных систем, при этом признать обоснованными доводы о неуказании в конкурсной документации требований к объему выполняемых работ и указания в конкурсной документации на конкретное программное обеспечение без предоставления возможности использования эквивалентных программных продуктов.
2. Признать в действиях Министерства промышленной политики, связи и инновационных технологий Омской области (в настоящее время - Главное управление информационных технологий и связи Омской области) нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 11, пункта 4 части 4 статьи 21, части 3 статьи 22, пунктов 1 и 10 части 4 статьи 22, подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 25 Федерального закона "О размещении заказов".
3. В соответствии с частью 9 статьи 17 Федерального закона "О размещении заказов" выдать Главному управлению информационных технологий и связи Омской области области предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Т.П.Шмакова |
Заместитель Председателя Комиссии |
О.И.Иванченко |
Члены Комиссии: |
А.Н Шевченко |
|
Ш.М.Кусанова |
-------------------------------------------
*(1) Согласно Указу Губернатора Омской области от 06.09.2013 N 123 Министерство промышленной политики, связи и инновационных технологий Омской области с 21.11.2013 переименовано в Главное управление информационных технологий и связи Омской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 4 декабря 2013 г. N 03-10.1/467-2013
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.12.2013